Конспект НОД (ФЦКМ) "Ознакомление с профессиями. Археолог"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пивоварова Татьяна Владимировна

Цель:сопровождение ранней профориентации детей дошкольного возраста, ознакомление с профессией археолога.

Задачи:

Образовательные:

Формировать первичные представления о профессии врача-ветеринара, ее назначении, трудовых функциях, общественной значимости;

Формировать положительное отношение детей к труду врача-втеринара.

Развивающие:

 Развивать умение детей общаться, договариваться, советоваться со сверстниками, работать в команде. Развивать логическое мышление. Развивать двигательную активность через комплекс ОРУ (физминутка). Развивать воображение и творческую активность детей. Развивать интерес к профессии археолога.

 

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:просмотр мультфильма «Археология» («Смешарики»)

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности :

Материалы к непрерывной образовательной деятельности: иллюстрации на интерактивной доске (археологи на раскопе, древнегреческие вазы, черепки с надписями, «золото скифов», одежда белорусов, деревянные сани, берестяные свитки, кости динозавров, динозавры, доисторическая птица-гигант, мамонты, окаменелости).Разрезные картинки («вазы») из 20 частей - 4 картинки, сложенные в мисочки; 4 схемы группы с отмеченным местом, где спрятан «клад», 4 вырезанных из картона «горшочка» (склеенных в виде кармашка, картонные «монеты» (15, 16, 17 и 18 штук, «свитки» (сложенные в трубочку и перевязанные ниткой листы бумаги, «археологические находки» в 2 тазах (заранее из песка с небольшим количеством глины, размешанными с водой, формуется 2 крупных кома, в них размешаются «находки» - маленькие фигурки динозавров, крупные бусины, яйца от киндер-сюрпризов («яйца динозавров», вырезанные из пластиковых карт и нанесенным маникюрным лаком рисунком «черепки» и пр. – чуть больше планируемого количества детей, пластиковые (или обточенные деревянные, вроде барабанных) палочки для разбивания кома (или пластиковые ложки, разбивается ком их ручками, кисточки, миска с водой и тряпочка для отмывания «находок», 2 «сундучка» для складывания «находок».

Средство показа презентации (Интерактивная доска, телевизор, проектор и т. д.), подбор соответствующих иллюстраций – слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_arheolog.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад №9

 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области: познавательное  развитие (ФЦКМ)

для детей подготовительной  группы

«Профессия - археолог»

Воспитатель: Пивоварова Татьяна Владимировна.

Используемые технологии:

игровые технологии;

технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

технология деятельностного подхода;

технология использования иформационно-коммуникационных технологий

ЭОР

Технологий активного обучения

Санкт-Петербург

2020

Название: «Професия-археолог»

Цель:сопровождение ранней профориентации детей дошкольного возраста, ознакомление с профессией археолога.

Задачи:

Образовательные:

Формировать первичные представления о профессии врача-ветеринара, ее назначении, трудовых функциях, общественной значимости;

Формировать положительное отношение детей к труду врача-втеринара.

Развивающие:

 Развивать умение детей общаться, договариваться, советоваться со сверстниками, работать в команде. Развивать логическое мышление. Развивать двигательную активность через комплекс ОРУ (физминутка). Развивать воображение и творческую активность детей. Развивать интерес к профессии археолога.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Предварительная работа:просмотр мультфильма «Археология» («Смешарики»)

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности :

Материалы к непрерывной образовательной деятельности: иллюстрации на интерактивной доске (археологи на раскопе, древнегреческие вазы, черепки с надписями, «золото скифов», одежда белорусов, деревянные сани, берестяные свитки, кости динозавров, динозавры, доисторическая птица-гигант, мамонты, окаменелости).Разрезные картинки («вазы») из 20 частей - 4 картинки, сложенные в мисочки; 4 схемы группы с отмеченным местом, где спрятан «клад», 4 вырезанных из картона «горшочка» (склеенных в виде кармашка, картонные «монеты» (15, 16, 17 и 18 штук, «свитки» (сложенные в трубочку и перевязанные ниткой листы бумаги, «археологические находки» в 2 тазах (заранее из песка с небольшим количеством глины, размешанными с водой, формуется 2 крупных кома, в них размешаются «находки» - маленькие фигурки динозавров, крупные бусины, яйца от киндер-сюрпризов («яйца динозавров», вырезанные из пластиковых карт и нанесенным маникюрным лаком рисунком «черепки» и пр. – чуть больше планируемого количества детей, пластиковые (или обточенные деревянные, вроде барабанных) палочки для разбивания кома (или пластиковые ложки, разбивается ком их ручками, кисточки, миска с водой и тряпочка для отмывания «находок», 2 «сундучка» для складывания «находок».

Средство показа презентации (Интерактивная доска, телевизор, проектор и т. д.), подбор соответствующих иллюстраций – слайдов.

Организация детей:

В ходе мотивационного момента

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности :

Деятельность педагога Роль педагога заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия, вопросы поисково-исследовательские

Деятельность детей Действия детей, их предложения по ходу занятия(предположительно), самостоятельные поиски решения проблемных ситуаций

Мотивация

У меня есть друг. Он ученый. Как и все ученые, нередко он, обложившись листами бумаги и книгами, пишет научные труды. Но летом он берет большую лопату и рюкзак, и садится в поезд. Отгадайте, куда он едет?

Этот мой друг-ученый с товарищами едет вовсе не отдыхать. Он едет в экспедицию. Он АРХЕОЛОГ.

Представьте себе, они целыми днями под палящим солнцем копают огромную яму в песке. Она так и называется «раскоп». Иногда кто то из них что то там находит, аккуратно кисточкой они очищают находку, и это оказывается… осколок разбитой миски, или вазы, или кружки – глиняный черепок.

Как вы думаете, радуются ли археологи такой находке? Вы удивитесь, они очень радуются. По черепкам глиняной посуды можно понять, как жили люди много лет назад. Иногда удается из черепков склеить целый кувшин или вазу, иногда с красивыми рисунками, надписями. Если вы были в самом большом музее России, Эрмитаже, вы наверняка видели эти вазы. Давайте посмотрим на них. (Показываем изображение на интерактивной доске).

Дети слушают , высказывают предположения 9 едет отдыхать, на дачу).

 Мотивированы к предстоящей деятельности и с интересом выполняют указания воспитателя.

Слушают вопрос о профессии, затрудняются с ответом.

Проблематизация

А как вы думаете, у вас получилось бы собрать такую вазу из черепков? Давайте разделимся на 4 команды, и попробуем собрать вазу, «черепки» стоят на столе в мисочках. Давайте представим, что каждый черепок мы искали в песке много часов – и нам будет еще интереснее собирать вазы, играть в археологов.

Вступают в диалог с воспитателем.

Воспринимают проблемную ситуацию, готовы к ее разрешению, поиску ответа на вопрос, исследованию предлагаемых педагогом образовательных материалов.

Целеполагание

Ознакомление с профессией ветеринара.

Соглашаются, детям понятна цель деятельности.

Планирование будущей деятельности

А однажды мой друг-археолог нашел настоящий клад – горшочек с золотыми монетами. Там было 99 монет – не хватало одной, было бы их сто. Этот клад также отдали в Эрмитаж. Ученые ничего не берут себе, все отдают государству, нашей России, и на эти ценности в музеях могут любоваться люди и изучать далекое прошлое.

Конечно же, ученые заранее просчитывают, где искать, где копать. Составляют карты. Если взять и выкопать яму посреди лесной поляны, или на берегу реки – скорее всего, ничего не найдешь. Сейчас мы раздадим нашим командам карты группы, и по ним вы найдете 4 «горшочка» с «монетами». Попробуйте найти и посчитать их.

Давайте сдадим находку вашему начальнику экспедиции – мне. Правильно, в горшочках 15, 16, 17 и 18 монет.

Этот клад нашли случайно, некоторым черепкам ученые экспедиции радовались даже больше. Но иногда археологи находят целые большие клады, с золотыми украшениями, бывает, даже целые засыпанные временем землей города, а в бывших домах – одежду, вещи. Помотрите, какие украшения народа скифов нашли археологи - это были ловкие наездники и воины. (Показ соответствующих иллюстраций на интерактивной доске). А вот их одежда – вид этой одежды восстановили по обрывкам ткани с вышивкой, целой одежды, конечно, не сохранилось с таких давних времен. А вот одежда жителей Белоруссии, живших несколько столетий назад. (Показ соответствующей иллюстрации). Вот сани, в которых ездили жители России. (Показ соответствующей иллюстрации). Все это нашли и сохранили для нас ученые-археологи, все это можно увидеть в музеях.

Вы уже поняли, чтобы быть археологом – нужно быть сильным и выносливым, уметь копать, ходить на большие расстояния, и терпеливым – находка бывает аккуратно очищается несколько часов. Археологи совершают экспедиции по всей стране, иногда ездят и в другие страны, от жаркого юга до холодного севера. Старинные, древние вещи очень хрупкие. Иногда надо быстро доставить находку на просушку, чтобы она не рассыпалась

А как вы думаете, археологов интересует только жизнь древних людей? Какие еще они совершают находки?

Правильно, они ищут следы и кости древних животных, например, динозавров. Они вымерли, их нет, но благодаря археологам мы знаем, как они выглядели.

(Показ иллюстраций на интерактивной доске).

Есть множество уже вымерших древних животных. Например, доисторическая птица-гигант, размером с жирафа (показ соответствующей иллюстрации)

Или мамонт (показ соответствующей иллюстрации). Трудно себе представить, что вид некоторых из этих животных восстановлен всего лишь по найденным костям или их обломкам.

А было время, когда на месте многих мест России, где сейчас луга, поляны, холмы, деревни и города, лежало древнее море. Настоящее море, с волнами, водорослями, в нем плавали рыбы, на дне лежали раковины. Это было миллион лет назад. Вот вам еще нет 10 лет. 10 раз по 10 лет будет сто, сто раз по сто – это десять тысяч, а тысяча раз по тысяче – будет миллион, вот как это было давно! Моря высохли, но с тех времен под землей – залежи песка, и в этом песке каждый, если постараться, может найти осколки раковин, живших миллион лет назад. Они уже даже превратились в камень, и так и называются – окаменелости. (Показ соответствующих иллюстраций).

 

Дети планируют самостоятельно исследовательскую деятельность:

  1. Что ищут археологи?
  2. Как составить план?
  3. 3. Зачем нужна карта и где ее взять?

Реализация плана

Ребята, вы настоящие исследователи. Теперь мы будем действовать по нашему исследовательскому плану. . Давайте проведем эстафету: чья команда быстрее доставит древний свиток на просушку (свиток – это запись на бересте, свернутая в трубочку, так писали друг-другу письма наши предки в России, показ соответствующей иллюстрации)

 Физминутка: эстафета «Донеси свиток», задания командам:

1. Прыжки из обруча в обруч – «переправа через болото», в последнем обруче берется «свиток», обратная переправа, свиток отдается последнему, тот «переправляется», оставляя «свиток» в последнем обруче и возвращается.

2. Передай свиток быстро (дети стоят в колонне по одному, вытянув руки вверх, быстро передают «свиток» друг-другу, повторяем 3 раза).

3. «Переправа по узкому мосту» - проползание между шнурами.

А теперь новое задание, археологи прибыли на место, где предполагают найти интересные находки.Представьте, что мы выкопали огромную яму в песке – «раскоп». Вот 2 больших таза, в каждом из них в твердом коме песка мы можем поискать археологические находки. Акуратно, чтобы не разбить содержимое, будем по очереди отбивать деревянными палочками куски песчаного кома, находки будем отчищать кисточкой, промывать в тазике с водой и складывать в сундучок. Только давайте договоримся – каждый ищет до первой находки. Археологи, вперед, в экспедицию!

 

1.Проводят эстафету.

2. Поиск предметов в «раскопе».

Рефлексия

Оценка деятельности в ходе НОД.

Как видите, ребята, профессия археолога очень сложная и интересная. Что должен знать и уметь аргеолог?

Чему археолог особенно радуется?

Узнали ли вы что нибудь новое?

Отвечают на вопрос – археолог должен знать…., должен уметь…..

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИЯ — АРХЕОЛОГ

Познавательное занятие - профессия археолог...

Проект "Профессия археолог"

Проект поможет детям поближе познакомиться с редкой профессией археолога, узнать, какими предметами пользуется археолог, как и где производятся раскопки. Для педагогов представлены виды деятельности, ...

Презентация "Экскурсия в мир профессии археолога".

Работая над экологическим проектом мы знакомим детей с профессиями геолога и археолога...

"Экскурсия в мир профессии Археолога"

Познакомить детей с интересной профессией "Археолог"...

Технологическая карта образовательной деятельности "Знакомство с профессией археолог"

Через методическое пособие Лэпбук дети знакомятся с особенностями профессии археолога, рассматривают иллюстрации древних предметов, узнают об орудиях труда, необходимых при раскопках. Далее организовы...

Профессия археолога

Ознакомление детей дошольного возраста с профессией археолога....

Конспект занятия "Профессия-археолог "

Конспект занятия "Профессия-археолог"...