Интеллектуальная викторина "Дары осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Дети любят отвечать на вопросы и выполнять интересные задания. Поэтому я  провожу с ними  викторины по разным темам.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальна викторина «Дары осени»

Тема: Дары осени

Возрастная группа: старше-подготовительная

Форма НОД: познавательная

Форма организации: групповая, индивидуальная

Средства:

Мультимедийные: компьютер, презентация

Материалы и оборудования: коробка, картинки овощей, фруктов, грибов.

Цель: создание условий для формирования грамматического строя речи, активизация словаря по теме «овощи, фрукты, грибы», закрепление знаний по данной теме.

Задачи:

Обучающие:

-расширить и уточнить словарь по теме: «фрукты, овощи, грибы»;

Развивающие:

- Развивать связную речь;

- Развивать речевого слуха;

- Развивать у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение);

- Закреплять полученные ранее знания;

- Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов;

Воспитательные:

-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- Воспитывать уверенность и дисциплину.

Ход НОД:

Встали дети дружно в круг,

Я твой друг,

И ты мой друг,

Дружно за руки возмемся и друг другу улыбнемся.

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Незнайка). А он пришел с письмом и посылкой, хотите узнать, что написано в письме? «Здравствуйте, ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым, и все говорят, что осень радует нас урожаем, а что такое урожай я и не знаю, поможете мне узнать, что это? С уважением ваш Незнайка.»

Поможем Незнайке? (да)

А что же такое урожай?

Послушайте внимательно песню

Здравствуй, здравствуй, осень золотая.

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень, как мы потрудились,

Как всё лето в поле не ленились?

Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Соком сладких яблок налитая,

В огороде тоже всё в порядке,

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много меда в домиках пчелиных.

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем!

- О каких дарах природы идёт речь? А какие овощи вы знаете? А для чего они нужны?

А какие фрукты и ягоды растут у вас в огороде?

А вы хотите открыть посылку? Она не просто не открывается, ведь она заколдованная,

1) а, чтобы открыть посылку нужно ответить на вопросы о приметах осени

- Листья на деревьях осенью, какие? (желтые, красные)

- Деревья осенью какие? (печальные, разноцветные)

- Трава какая осенью? (сухая, коричневая, желтая)

- Небо, какое? (ясное или хмурое)

- Тучи какие? (серые, большие)

- Дождик осенью какой? (проливной, холодный)

- Осень какая (красивая, печальная).

(расскажи нам про осень).

А что мы собираем осенью? (урожай).

А какой урожай? (овощей, фруктов, грибов)

2)Еще не открывается, нужно выполнить еще одно задание.

Воспитатель предлагает детям назвать, какие соки  и салаты можно приготовить из овощей и как они называются? 

Игра «Назови сок, салат».

Сок из моркови – морковный

Сок из капусты – капустный

Сок из свёклы – свекольный

Салат из огурцов – огуречный

Салат из картофеля – картофельный

Суп из гороха – гороховый

Икра из кабачков – кабачковая

3. Послушайте стихи-небылицы: Слушай сказку, не скучай

Да ошибки исправляй.

Любит овощи внучок:

Грушу, яблоко, лучок,

И морковку, и лимон, -

С овощами дружит он.

-«Бывает так?», «Смешно ли это?», «Почему?»

Чтоб побольше было силы,

Ира мёду попросила.

Угостила мама дочку

Ложкой кислого медочку,

Сладкого лимона сверху положила.

Разве эта мама вас не удивила?

Удивительная грядка.

У меня на грядке

Крокодил

Растёт!

А в реке Москва-реке

Огурец живет!

Осенью на грядке

Крокодил

Поспел!

Огурец в Москва-реке

Всех лягушек съел!

Я боюсь, ребятки,

Что на этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

А в реке Москва-реке

Клюнет на крючок

Как вам это нравится?

Страшный кабачок!

Ох! Когда ж на грядке

Будет все в порядке!

- Какие вы молодцы! Справились с заданием.

Вы, наверное, устали, отдохнем?

Физкультминутка

Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки,

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом — в прятки,

А весною в огород

Зайка с радостью идет!

Но сначала все вскопает,

А потом все разровняет.

Семена посеет ловко,

И пойдет сажать морковку,

И глядишь — на грядке вновь

Вырастут горох, морковь,

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

3. Посмотри, а посылка открывается, и что это?

Мешок, а мешок-то не простой, а чудесный. Сейчас вы будете закрывать глазки и доставать один предмет, а после этого мы его опишем по схеме, которая изображена на доске.

4. Следующее задание

 Поможем Незнайке отгадать загадки? (да)

1. И зелен и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом … (картошка).

2. Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки (горох.)

3. Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос (морковь).

      4. Маленький и горький,

       луку брат. (Чеснок.)

      5. Сидит дед, в шубу одет,

     Кто его раздевает,

      тот слезы проливает. (Лук.)

 6. Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко.)

7. В огороде он живет,

Овощ это, не зверёк.

Круглый, красненький сеньор,

Это спелый … (помидор)

8. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки

Играют с нами в прятки (огурцы).

9. Голова съедобная,

Цвета Солнца жёлтого,

10. Варят, жарят, запекают,

Даже семечки съедают! (тыква)

      11. Само с кулачок, красный бочок,

      Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко.

      (Яблоко.)

5. Сегодня на занятии мы  поговорим об овощах!

- Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

 Где растут овощи? (на земле, под землёй)

- Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

- Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

- Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

- Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

- Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

- Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

Давайте вспомним, какие овощи растут над землей и под землей. Я буду

называть овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, если над землей, то вы встаете.

6. Игра «Четвертый лишний»

 

7. Давайте вспомним, какие овощи растут над землей и под землей. Я буду

называть овощ. Если он растет под землей, вы садитесь на корточки, если над землей, то вы встаете.

8. Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам

Помидор - это овощ. Он растёт в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.

9. Рефлексия.

Ребята все овощи и фрукты очень полезны для здоровья, в них очень много полезных витаминов для роста. Мы же с вами хотим быть большими и сильными, не так ли?

- Какие мы умницы. Посылку открыли, Незнайке помогли, сейчас он знает, много фруктов и овощей. А мы? Мы знаем? Повторим все вместе. Фрукты и овощи мы, когда собираем? Полезны они?

- Кому понравилось занятие погладьте себя по голове. А кому нет, топните ногой.

Поднимите руку те ребята, которые что-то новое сегодня узнали, кто сегодня отвечал на все мои вопросы, кто меня не внимательно слушал, отвлекался

После того как вы придете домой из садика, спросите у родителей какие есть ещё фрукты и овощи и, и какую пользу они приносят людям. Расскажите о фрукте или овоще, который больше всего вам понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Осенние посиделки!"

Интеллектуальная игра с детьми и родителями....

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" по теме "Осень, в поэзии, живописи, музыке"

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Осень, в поэзии, живописи, музыке» Образовательные области:- познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие....

НОД по развитию речи «Составление рассказа по интеллектуальной карте «Осень».

«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»                 ...

Интеллектуальный досуг "Осень к нам пришла"

Интеллектуальный досуг для детей подготовительной группы. Дети делятся на команды. Им предлагаются задания на эрудицию, знания, а также игры-эстафеты.Предполагает участие родителей в качестве зрителей...

Интеллектуальная викторина "Осенний калейдоскоп" (старшая группа)

Осень подходит к концу. И наши ребята уже очень много знают об этом замечательном времени года.Поэтому мы решили провести для них интеллектуальную викторину "Осенний калейдоскоп", в которой ...

Спортивно-интеллектуальная игра «Осенний калейдоскоп» в подготовительной группе «Улыбка»

Спортивно-интеллектуальная игра«Осенний калейдоскоп»в подготовительной группе «Улыбка»...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...