Все в твоих руках
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Все в твоих руках94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Чебурашка»

Квест – игра «Знатоки природы»

 (подготовительная группа)

Выполнила

 воспитатель

I квалификационная категория

Ульянова Ольга Александровна

г.Зеленодольск, 2020г


Цель:

Формирование навыков исследовательского поведения дошкольников при освоении правила существования животного и растительного мира «Пищевая цепочка».

Задачи:

  • Образовательные:
  • создать условия для понимания детьми взаимосвязи существования животного и растительного мира
  •  способствовать освоению способа составления модели «Пищевая цепочка».
  • побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувства гордости за выполненное дело и помощь взрослым;
  • воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
  • Развивающие:
  • Способствовать развитию
  • наглядно-образного мышления;
  • зрительного внимания;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • мыслительных операций: синтез, анализ.
  • Умений
  • читать схему;
  • составлять модель 3 - х составляющих;
  • использования речи для выражения своих суждений.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Вид занятия: Занятие  -открытие ( проблемное занятие)

Структура занятия:

  • Водная часть: приветствие, проблемная ситуация;
  • Основная часть: 1 и 2 часть занятия, физкультурная минута;
  • Заключительная часть: 3 часть занятия итог.

Формы образовательной деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Подготовительная работа:

  • Беседы на тему «Лес – наше богатство», «Лес – многоэтажный дом», «Лес и мы», «Дикие животные центральной полосы России», «Наш дом –планета Земля», «Планета Земля в опасности»,  «Экосистема.Лес»
  • Рассматривание презентаций и картинок:«Что такое экосистема?»,  «Живые организмыи неживая природа», «Жизнь экосистемы»,карточки животные леса.
  • Дидактические игры: «Кто живет в лесу»,« Где чей домик», «Чей хвост, чья голова», «Узнай зверя по описанию», «Распредели животное по типу питания», «Пищевые цепочки в лесу», «Самый,самый,самый…"

Демонстрационный материал:

  • Презентация для занятия «Давайте спасем нашу планету»
  • Изображение экологических проблем

Раздаточный материал:

Полиэтиленовые пакеты и упаковки, листы бумаги, эмблемы

Карточки с изображением животных леса

Ход занятия

1.Вводная часть

Организационный момент

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень

Ребята, вчера вечером получила электронное сообщение со станции « Юных экологов» . Космонавты заметили изменения на нашей планете Земля. На нашей планете появились какие – то темные пятна. Космонавты просят нас помочь. Необходимо  разобраться в ситуации!  Найти причины возникновения темных пятен.

Поможем, Юные эколята?

Сегодня мы отправимся в научную исследовательскую экспедицию. Побываем на передвижной лабораторной станции. Постараемся выяснить причины возникновения темных пятен на нашей планете?

Ребята, после каждого выполненного задания, мы получим конверт с частью плаката. Выполнив все задания мы узнаем, что изображено на плакате.

Прежде чем отправиться, необходимо отобрать истинных знатоков природы.

Блиц опрос.

 - На какой планете живем?

- Какая она по счету?

- Назовите все планеты по порядку.

- Что является спутником Земли?

- Почему наша планета выглядит голубой?

- Назовите океаны?

- Какая вода в океанах и морях?

- В реках и озерах?

- Что омывают океаны?

- Назовите материки?

- Что такое природа?

- Что относится к живой природе?

- К неживой природе?

- Какие бывают леса?

Молодцы! Можно вас взять в экспедицию!

- А на чем мы можем отправиться? (…)

На воздушном шаре? Почему? (Не выделяет вредных веществ)

- С помощью ленточек соберите воздушный шар, чтобы ленты соединялись между собой последовательно.

/Собирают/

-  Шар готов! Занимайте места. Готовьтесь к полету. Ведем отсчет от 10 в обратном порядке. Полетели!

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все мои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.

- Какие экологические проблемы могут возникнуть? Что за пятна могли появиться на нашей планете? (От загрязнения воздуха, воды или почвы)

- Что такое воздушная оболочка? 

(Воздушная оболочка земли, как одеяло, защищает Землю от остывания и перегрева. Она является защитой для всего живого и неживого на Земле от губительных космических, палящих лучей солнца )

 -Для чего нужен воздух и кому? 

(Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем растениям и животным.

- Какое значение имеет вода?

 (Для нашей планеты слово «вода» равнозначна слову «жизнь». Без воды не смогут жить растения и животные. Повсюду, где бежит вода, цветет земля, цветет страна, существует жизнь.

-Какое значение имеет почва? ( Без почвы мы бы не могли жить. Потому что в почве растения – сельскохозяйственные продукты, и сырье для промышлености, полезные ископаемые. Через землю идет связь с воздухом –леса, очищают воздух, насыщают кислородом. В почве своя среда обитания – животные и насекомые.

Воспитатель.                                                          

Предлагаю опуститься на научную передвижную исследовательскую станцию и выяснить проблему.

Задание1 «Пищевые цепочки»

В природе все взаимосвязано!

Природе нужны зайчики и волки,  ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары.  А еще дождь, снег, и чистый воздух…

 Перед вами находятся карточки с изображением составляющих пищевой цепочки.

Эту пищевую цепочку вам предстоит выстроить.

Для начала  давайте вспомним  правила:

Если у детей вызывает это  затруднение задаю наводящие вопросы.

1)  С чего начинается.,чем заканчивается

2)сколько  составляющих в пищевой цепочке;

3) какой знак помогает понять зависимость питания?;

4) с какой стороны читается цепочка.  

Растения          травоядное животное    хищник

 

(Прошу закрыть листом бумаги одну из карточек и спрашиваю : «Что случится, если  исчезнет  травоядные?)

Давайте сделаем  предположение, но его надо  начать со слов … «Если исчезнет…..»

Мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий

А как Вы думаете  с чем связано исчезновение живых организмов в окружающей среде, что каждый день погибает множество  животных и растение

(На доске вывешены картинки с деятельность человека, неблагоприятно влияющие на окружающую среду)

Задание 2

- А как же происходит загрязнение воздуха?

КАМИЛЛА

-С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят дома, города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья ради древесины, необходимой людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.

КИРИЛЛ

-Всё больше загрязняют воздух   фабрики и заводы.  В воздух выбрасывается много ядовитых веществ, дым, пыль.

РОМАН

- Транспорт загрязняет воздух выхлопными газами.

Задание 3

     1.Прошу пройти в первую лабораторию

Опыт. загрязнение почвы

Проведение опыта. Поверхность почвы заменит тонкий поролон. Разливаем чернила на поролон. Поролон почернеет (сточные воды, промышленные отходы, утечка нефти, проходят внутрь почвы. Потребуются годы, чтобы смыло дождями, снегами загрязнения). Смывая дождями, сточные воды, вредные вещества попадают через почву в родники, реки или озера. Происходит загрязнение воды. Страдают растительный и животный мир как на почве , так и в воде.

    Воспитатель. В реки и озера сточные воды с различными вредными веществами. Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, а также сам человек.

Задание 4

  Люди, которым небезразлична окружающая среда создали целую серию знаков правил поведения в природе.

Давайте, рассмотрим и  дадим  им название

 Правило  1 . Нельзя шуметь!  (Шум распугивает жителей леса, нарушает их покой, особенно весной, когда у зверей и птиц появляется потомство.)

Правило 2. Нельзя  разорять муравейники. (Муравьи – это санитары леса, свои домики они строят из лесного мусора: веточки, иголочки.)

Правило 3. Не оставляйте надписи на природных объектах.

Правило 4. А как вы поступите, если увидите птенцов или яйца в гнезде? Нельзя трогать птичьи гнёзда. (Птица поднимет шум, хищники услышат шум и в отсутствии птицы разорят гнездо. Птица может покинуть гнездо.)

Правило 5. Не оставлять не затушенные  костры. (Если вы решили разжечь костёр в лесу, то необходимо обложить его камнями, а ,уходя, потушить песком и водой. Не затушенные костры могут привести к лесным пожарам, в результате чего погибнут и растения, и животные. Для костра нужно собирать сушняк, а не ломать ветки. Помните: из 1 дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!)

Правило 6. Не оставляйте после себя мусор!  (Полиэтилен и металлические банки плохо разрушаются микроорганизмами. Полиэтилен полностью разрушается через 220 лет, металлические банки через 100 лет. Мусор нужно собирать и выносить в мусорный контейнер в городе.)

Правило 7. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных. Не вырывать  с корнями цветы.

Правило 8. Не брать детёнышей зверей и птенцов из леса в город . (Если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова  вернуть их в лес.)

Правило 9. Не прятаться во время грозы под одиноким деревом: в него может попасть молния!

Какие Вы молодцы! Теперь не только мы, с Вами знаем  почему даже из Космоса стали заметны проблемы Земли. Результаты нашего  исследования. Мы отправим на космическую станцию.

 А нам пора возвращаться.

Провожу игру ТРИЗ  «Я – САМЫЙ ГЛАВНЫЙ»

Детям раздаю т нагрудные знаки с изображением  живой и неживой природы. Дети превращаются в эти объекты и говорят:

Я – солнышко. Я самое главное. Я даю людям тепло.

Я –  вода, я самая главная. Без меня вы  умерли бы от жажды.

Я –воздух. Все живое дышит Без меня не

было бы жизни. Я – самый важный.

Я – почва, самая важная. Без меня ничего не растет.

Я – растение, земли украшения. Я расту даю красоту и плоды которые вы употребляете в пищу, еще обогащаю кислородом воздух и очищаю воздух.

Я –насекомое. Я – опыляю растения, без меня оно не даст не плодов не семян.

Я – птица. Я –уничтожаю вредных насекомых

Я – заяц – травоядное животное. Я  пища для хищников, человека.

Я –  волк – хищник. Я – охочусь на животных, я санитар леса  без меня было бы много больных животных.

Я – человек. Я -  могу управлять водой, ветром, почвой. Распахать землю, разводить животных, могу охотиться.

Я – микроб, я главный. Если ты человек, не помоешь руки , ты заболеешь, я везде. Я – главный.

    Не хвались микроб солнце, воздух и вода тебя победят.

Дети становятся в круг , поднимают руки вверх и говорят:

В природе все взаимосвязано

Нет главных и нет победителей!

Мы не можем существовать друг за друга.

Смотрю я на глобус – шар земной                         Карим

И вдруг вздохнул он, как живой

И шепчут мне материки:

« Ты береги нас, береги!»

В тревоги рощи и леса,                                             Полина

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

« Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,                                              Егор

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

« Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной.                            Камилла

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: « Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Итог.

Вам    понравилось    путешествие, ребята?

Скажите, где мы с вами были сегодня?

Что  вы делали  на  станции?  Кому  помогали?

Ребята, скажите, где может пригодится

информация,   которую   вы   сегодня узнали?

ЭКО - ЛАБОРАТОРИЯ

На столе лежат полиэтиленовые пакеты и упаковки.

Посмотрите что еще лежит на вашем столе.

А теперь давайте на мгновенье представим ,что наши руки превратились в птиц, которые живут рядом с людьми.

 Дети сжимают пальцы в кулачок . Воспитатель надевает ему на руку полиэтиленовый пакет и просит снять его без помощи пальцев.

Вашим пальчикам удобно?

Что Вы чувствуете?

 Дети надевают на запястье  полиэтиленовую упаковку. С помощью рук ребенок изображает  голову лебедя ,на шею которого надет кусочек такой упаковки.

Задача – попытаться снять упаковку без помощи второй  руки.

У птиц и животных рук нет, как у нас с вами , им сложно освободиться. Иногда они даже погибают из – за этого.

Задание  Творческое

Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, где прикреплена картинка с деревом без листиков. Читает стих.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/11/1_fd8f0111235d843a2055763a2b7a3aa4.jpg.jpg


Засохло дерево...
Гущин Владимир
Засохло дерево…так грустно!
И на душе так стало пусто..
Оно росло здесь целый век!
Лихие годы проносились…

А дерево росло, росло!
Что видело, вам и не снилось!
Всё в кольца памяти внесло…

Но вдруг гроза! И стрелы молний!
В могучий ствол…не повезло..
Поникла крона, только корни..
Вцепились в почву всем назло!
Болело дерево, боролось..

Жизнь для живых, она одна!
Но слишком сильно раскололось..
А воля к жизни так сильна!
Дети а можем ли ему помочь? У меня есть какие волшебные листики; каждый кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело. Которое может оживит это дерево.
Воспитатель раздает «волшебные листики» предлагает подумать, как можно помочь дереву.
Подумав, дети начинают предлагать: полить, окопать, обрезать сухие ветки, замазать раны, полить, и т.д.
Воспитатель берет листочек ребенка, пишет имя и действие, которое они назвали, и они с ребенком прикрепляют листочек к дереву. (двойной скотч). Когда все внесут свои предложения. Воспитатель обращает внимание, что все дерево зазеленело, ожило.
Воспитатель: вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы за кем ухаживает человек. Будут себя хорошо чувствовать, если мы будем проявлять доброту, заботится о них, и они будут радовать нас красотой и здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по взаимодействию родителей и детей. Тема: «Твое здоровье в твоих руках»

Мероприятие с родителями и детьми старшей группы по теме: "Твое здоровье в твоих руках". Родителям с детьми предлогаем организовать совместный досуг выходного дня....

Педагогический проект «Ребенок в общении с людьми» Итоговое мероприятие КВН «Твоя безопасность - в твоих руках!» для детей старшего дошкольного возраста

Обобщение знания детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации...

конспект нод "твоя безопасность в твоих руках".

беседа с детьми средней группы о том, как вести себя в быту, на улице; закрепление знаний о првилах безопасности....

Конспект занятия в разновозрастной группе «Твоя безопасность в твоих руках»

закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им;развивать мышлен...

Безопасность твоя и ребёнка на железной дороге в твоих руках.

Уважаемые взрослые, не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги!Помните, что железная дорога – не место для детских игр.Уважаемые взрослые, все  трагедии с участием д...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Твой город в твоих руках».

Занятие познавательного цикла для детей подготовительной группы (в целях нравственно-патриотического воспитания). Проведено на городском конкурсе "Неделя педмастерства"....