Сценарий непрерывной образовательной деятельности "Путешествие в подводный мир"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Чуслина Елена Павловна

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему: "Путешествие в подводный мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_podvodnyy_mir.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение

детский сад №75 компенсирующего вида Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию  

для детей подготовительной группы

Тема: «Путешествие в подводный мир»

(c использованием технологии деятельного подхода

иинформационно-коммуникативных технологии)

Воспитатель:

Чуслина Елена Павловна

Санкт-Петербург

2020 год

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию  

для детей подготовительной группы

Тема: «Путешествие в подводный мир»

Цель: Расширить и обогатить кругозор о морских жителях, об их образе жизни; закрепить представления детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море и океане.

Задачи: 1. Образовательные:

 -Расширять знания детей о планете Земля, о морских жителях, их особенностях, внешнем виде, передвижении, питании

-Познакомить детей с полезными свойствами морской воды, «китовый ус», «коралловые рифы», «кораллы», «батискаф»

-Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: морские обитатели, название морей и океанов.

2. Воспитательные:

-Повышать интерес к познанию

-Воспитывать потребность детей в общении с живой природой

-Воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания

3. Развивающие:

-Развивать у детей интерес к живой и неживой природе

-Развивать познавательные процессы

-Развивать наблюдательность, внимание, память, ориентироваться в пространстве

-Развивать самостоятельность

Предварительная работа:

- рассматривание  глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир»

-чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях

-беседы «Морские обитатели»

-отгадывание загадок

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед НОД.

Накануне вечером воспитатель расставляет атрибуты для морского путешествия

Дети заходят в группу и обращают внимание на то, что группа похожа на морское побережье.

Мотивация

Воспитатель объясняет, что это такое.

Рассказывает, что получила письмо и какой-то свиток.    

Интересуются: «Что это?»

Высказывают свои предположения что это и для чего?

Дети  с интересом смотрят на свиток.

Выявление проблемы

Разворачивает свиток (макет океана), а там морские глубины, а в письме приглашение в удивительное и увлекательное морское путешествие. Где мы узнаем много интересного о море – океане и его обитателях, опустимся в его глубины. А поможет нам макет океана, который я держу в руках. Давайте представим, что мы оказались на берегу моря – океана. Садитесь прямо на песок (ковер).

В-ль: Что мы слышим, сидя на берегу моря-океана? (Включается запись)      Ребята, а на чем можно отправиться в морское путешествие?

Ребята, а как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью  Батискафа

Предполагают, кто это может быть?

Дети  садятся на ковер

Крик чаек, шум моря, плеск рыб в воде.        

На корабле, яхте, паруснике

Подводная лодка, акваланг

Целеполагание

Воспитатель предлагает решить, на чем мы отправимся на морские глубины?

Дети решают, что отправиться  на морские глубины лучше на батискафе.

Планирование будущей деятельности

В-ль: Открываю большой лист бумаги и рассматриваем глубины моря, океана.

Да, мы сами должны будем разместить всех животных – морских обитателей.

Ребята, а вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже. Некоторые морские животные могут жить только на верхних этажах, другие – на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.

*На большом листе бумаги изображены этажи океана.

В-ль: Это верхний слой этажа, какого он цвета?

В-ль: Да, верно. Опускаемся в толщу воды, что изменилось?

В-ль: А на самой глубине, какого цвета вода?

В-ль: Какой вывод можно сделать?

Чем глубже спускаемся в толщу воды, тем становится темнее. Почему?

Лучи солнца не могут пробиться сквозь толщу воды, поэтому на большой глубине совсем темно.

В-ль: Готовы к погружению?

Дети говорят, что тут никто не изображен.

Дети заинтересованы и соглашаются.

Дети отвечают: светло-голубой, голубой, светло-синий.

Дети: Вода стала темнее, синего цвета.

Дети: Темно-синяя.

*Ответы детей*

Дети: Да, готовы.

Реализация плана

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь тепло и светло, так как этот этаж освещает и согревает солнце.
Смотрите, справа по борту плывет чудо-великан. (На экране интерактивной доски появляется синий кит и звучит музыка).

В-ль: Правильно. Он может вырастать до 33 метров в длину и весить 150 тонн. Свое название синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него синего цвета с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве. Питается синий кит – рачками, водорослями и мелкой рыбешкой.

*Кит медленно плывет, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи*

В-ль: Живут киты в верхних слоях воды, так как дышат воздухом и для этого часто выныривают. Хотите посмотреть как питается кит?

Опыт: «Питание кита»

На столе приготовлен прозрачный контейнер наполненный водой с мелкими рыбками и рачками (пластмассовый), сачок (4 шт).
В-ль: Представьте, что сачок- это пасть кита. Он наберет в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр пропустит обратно воду, оставив всю рыбу у себя в пасти. Они плавают с открытым ртом, процеживая воду сквозь специальные пластины – китовый ус. Перед тем как проглотить пищу, кит языком выталкивает всю воду наружу, рачки застревают в пластинах и остаются во рту. Вот для чего нужен китовый ус! (Одновременно с рассказом показывать изображения).

В-ль: Ребята, хотите сами попробовать сделать это?

*На столе лежат картинки – изображения морских животных.

Предлагаю одному ребенку найти изображение с синим китом и приклеить его на большой лист с глубинами.

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина).

В-ль: А вы знаете, что дельфины, как и киты, дышат не жабрами, а воздухом при помощи легких. Они никогда не покидают море. Голова у них заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфина – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные. Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть легкие, они кормят детенышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух.

*Предлагаю второму ребенку найти изображение с дельфином и приклеить его на лист бумаги.

В-ль: Что-то мы задержались на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете почему?

В-ль: Ой, кто же это плывет? (Показ картинки-изображения акулы)

*Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная …(акула).

В-ль: 1)Чем питается акула?
2)Акулы могут напасть на человека?

В-ль: Акула – это хищная рыба, распространенная во всех морях и океанах. Кожа у акулы покрыта острой чешуей. Зубы акулы – страшное оружие ими она хватает и убивает свою жертву и разрывает ее на клочки (зубы у акулы в 2 ряда). В отличии от китов - акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало таких, которые опасны для человека: тигровая акула, акула-молот, белая акула и самая большая китовая акула.

*Предлагаю третьему ребенку приклеить изображение акулы.

В-ль: Давайте уплывем подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне.

В-ль: Смотрите, вот и осьминог! У него мягкое тело, которое не имеет костей и может изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так, потому что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги настоящие хищники, по ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раковины моллюсков. Добычу осьминог уносит в укрытие, где не спеша поедает. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

*Предлагаю четвертому ребенку найти и приклеить изображение осьминога.

В-ль: У меня для вас сюрприз! (разрезные картинки) Давайте соберем картинки и узнаем кто же здесь обитает? (Скат, морская звезда, камбала).

Скаты живут на глубине, их тело приобрело плоский вид, так как когда они лежат на дне, то они незаметны.

В-ль: Правильно! Они с помощью электрического заряда могут охотиться на свою жертву. Посмотрите дети, кто это?

В-ль: Да, морские звезды красивые и похожи на цветы. А кто еще живет на глубине? (кабала, краб, кораллы)

В-ль: Как называются рыбы, живущие на большой глубине?

В-ль: Правильно, молодцы! Давайте и их приклеим.

Вот мы и побывали в подводном мире. Увидели много обитателей, узнали кто на каком этаже живет (глубине).

Дид. игра – развивающая «Океаны – живые картинки»

Дети с интересом смотрят анимацию и слушают музыку.

Дети: Это же синий кит – самое крупное животное нашей планеты.

Дети: Да, очень хотим.

Дети: Конечно хотим! (по 4 ребенка, 2 раза- участвуют все дети).

Ребенок: приклеивает на 1 этаж глубины.

Дети: Да это же дельфин. Дельфины – это небольшие киты.

Ребенок приклеивает изображение.

Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

        

Дети: 1)Рыбами, морскими животными.
2)Да, могут.

Ребенок приклеивает изображение.

Дети: Интересно!

Ребенок приклеивает изображение с осьминогом

Дети: А есть еще электрические скаты.

Дети: Это морская звезда.

Дети: Глубоководные.

Дети приклеивают изображение морских рыб и животных

Рефлексия

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по подводному миру.

Мне понравилось, а вам? Что понравилось больше? С кем еще хотели бы познакомиться? Кого еще хотели бы увидеть? Были трудности и в чем?

Дети рассказывают о том, что им понравились, что нового им удалось узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста. Тема :«Долгожданная весна»

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной. Задачи:Образовательные:Уточнить и систематизировать представления де...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» для детей подготовительного возраста Тема: «Зарисовка веточки тополя с натуры»

Цель: развивать творческие способности детейЗадачи:Образовательные:1.     Уточнять и углублять представления детей о частях деревьев и их отличительных признаках2....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».

Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно - эстетическое развитие для детей 2-ой ясельной группы

Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно - эстетическое развитие для детей 2-ой ясельной группы. Тема: « Морковка для зайчика»...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей 2-ой ясельной группы

Тема: «Мишка пьет горячий чай» Используемые технологии: (проблемная,  игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, использование ЭОР) ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей 2-ой ясельной группы

Тема: « Собираем мячики» Используемые технологии: (проблемная,  игровая, здоровьесберегающая, использование ЭОР) ...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей 1-ой ясельной группы Тема: « Машины»

Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей 1-ой ясельной группы Тема: « Машины»Используемые технологии: (...