Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада «Наши пернатые друзья»
    учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

    Трефилова Дарья Васильевна

    Программное содержание:

    •развитие познавательных способностей детей;

    •формирование коммуникативной компетенции детей;

    •формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.

     Задачи:

     Образовательная:

    • создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах, выявить экологические знания детей.

     Развивающая:

    • создавать условия для совершенствования видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
    • уметь анализировать и устанавливать причинно -следственные связи.

     Воспитательная:

    •  создать благоприятные условия для воспитания любви к природе и бережного отношения к ней.

     Задача обучающихся:

    •  уметь вычленять зимующих птиц из всех остальных групп;
    • пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
    • уметь представить образ птиц по памяти.

    Подготовка к занятию: составление конспекта занятия и сбор материала к занятию, работа с родителями — изготовление скворечника для птиц.

     Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц. Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги. Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку», карточки с корма для птиц, картины с воздушным видом транспорта.

     Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада «Наши пернатые друзья»

    Презентацияаппликация наши пернатые друзья подготовительная группаПрограммное содержание:

    •развитие познавательных способностей детей;

    •формирование коммуникативной компетенции детей;

    •формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.

     Задачи:

     Образовательная:

    • создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах, выявить экологические знания детей.

     Развивающая:

    • создавать условия для совершенствования видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
    • уметь анализировать и устанавливать причинно -следственные связи.

     Воспитательная:

    •  создать благоприятные условия для воспитания любви к природе и бережного отношения к ней.

     Задача обучающихся:

    •  уметь вычленять зимующих птиц из всех остальных групп;
    • пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
    • уметь представить образ птиц по памяти.

    Подготовка к занятию: составление конспекта занятия и сбор материала к занятию, работа с родителями — изготовление скворечника для птиц.

     Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц. Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги. Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку», карточки с корма для птиц, картины с воздушным видом транспорта.

     Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”.

     Ход занятия

     Организационный момент.

    Воспитатель:

    Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит запись «Птицы леса).

    — И что -же вы представили? (Ответы детей). Итак сегодня мы поговорим о..

    Воробьи, стрижи, пингвины,

    Снегири, грачи, павлины,

    Попугаи и синицы:

    Одним словом это — …(птицы)

    Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах.

    Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.

    Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.

    Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как не богат мир птиц ,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили.

    Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц). Это перья, крылья, клюв и размножение

    1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья». Почему мы так называем птиц? (ответы детей)

    •  какие бывают перья? (ответы детей)
    •  для чего они нужны? (ответы детей)
    •  где располагаются? (ответы детей)

    2) Нас ждет еще такой вопрос:

    «А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и животные нет?»

    — где птицы летают? (Они летают по воздуху).

    3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением воздушного вида транспорта)

    (Ответы детей).

     А теперь сравним нашу модель самолета с птицей.

    -Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос, туловище – физюляж, крылья, ноги –шасси ,хвост) (ответы детей)

     Динамическая пауза

    — Давайте мы с вами запустим наши самолеты и проверим, как они летают.

     Звучит отрывок записи «Весенний лес». Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Весенний лес»).

    Воспитатель читает стихотворение о весне Ф.И.Тютчева. Затем спрашивает:

    • Скажите, а в какое время года нас так встречает лес? Почему? (Ответы детей.)
    •  Как называют птиц, вернувшихся к нам из теплых стран? (Ответы детей.)
    •  А чем встречал нас зимний лес? Почему? (Ответы детей.)
    •  Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)
    • Что для птиц тяжелее: голод или холод?

     Рефлексия- этюд «Птенчик»

    Посмотрите, из гнездышка выпал птенчик. Он замерз и может погибнуть Давайте поднимем руки, возьмем птенчика в свои ладошки, согреем своим дыханием, легонечко подуем на него. Прижмем к груди, подарим ему частичку своего сердца. И смотрите, птенчик ожил, расправил крылышки. Давайте осторожно посадим птенчика в гнездышко. Теперь ему уже ничего не грозит. Вон и родители спешит к своему ребенку. Посмотрите, как они радуются его спасению и благодарят нас. Как они резвятся на веточках. Мы с вами сделали доброе дело — мы спасли жизнь нашему другу.

     Появляется Весна. (Звучит музыка времена года).

    Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весна — Красна ! Теперь пришел мой черед гостить в ваших краях. Вернулась я не одна, а со стаями птиц из теплых краев. Но знаю я ,что есть птицы, смелые да выносливые, которые остались зимовать в ваших краях, не испугались суровой зимы? Вы их знаете? ( Ответы детей.)

    Интересно мне как они выглядят, чем питаются, легко ли им живется зимой в лесу? И как вы им помогаете?

     Загадывает загадку:

    Что это за птица? Не маляр, не плотник, а лесной работник? (загадывает загадку)

    А что вы знаете про дятла?

    Это маленькая птичка, а зовут ее….? Расскажите мне про синицу.

    Какая птица ползает вниз головой? (Поползень) Чем она интересна?

    Что за птица спряталась под цифрой пять? Что в ней особенного?

    Кого называют лесной «воровкой»? (Сорока)

    Что за птица

    Мороза не боится,

    Хоть снега лежат везде,

    У неё птенцы в гнезде? (клест)

    Какой он?

    Какие еще птицы живут зимой в нашем лесу?

    -Сова. Что особенного в этой птице?

    -Снегирь. От какого слова произошло название птицы?

    -Ворона. Как она выглядит?

    -Воробей. А где он живет?

    Весна; Молодцы! А сейчас я вас превращу в стайку птичек! Вокруг себя повернитесь и в веселых птичек превратитесь

     Физкультминутка:

     Летели птички

     Собой невелички.

     Как они летели

     Все люди глядели.

     Как они садились

     Все люди дивились.

     Сели, посидели,

     Взвились, полетели

     Песенки запели.

     Весна. А я знаю очень интересную игру «Верю — не верю»?

     Игра: «Верю — не верю»

    Клесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв? У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим!) Какая птица любит сало? У синицы желтая грудка. Сова ночью спит (Не верим!) Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи. (Верим). Клесты любят семена шишек (Верим). У сороки длинный черный хвост.

    Молодцы, ни разу не ошиблись!

    Весна:  Ребята, смотрите у меня есть картинки птиц(выставляет 4 картинки птиц)

     Дидактическая игра «Четвертый лишний»

    Воспитатель: Весна, здесь одна птичка лишняя. Дети давайте поможем Весне определить лишнюю птицу! (дети называют птицу и объясняют, почему она лишняя).

    Весна:  А вот еще 4 картинки, какая здесь птичка лишняя? Почему? (Сова. Хищная птица, клюв крючком ,на конце заострен ,это помогает ей разрывать на кусочки крупную добычу)

    Вывод: Так от чего зависит клюв птицы? (От того, как она добывает себе корм)

    Они бывают всеядные, насекомоядные и хищные.

    Давайте покормим наших птиц!

     Дидактическая игра «Накорми птицу»

    Перед детьми лежат карточки с изображением птиц и схематическим изображением корма, дети должны положить карточку с кормом рядом с соответствующей ему птицей.

    Весна:  Друзья мои, а как вы помогали зимующим птицам? (Развешивали дома и в детском саду кормушки вместе со взрослыми, приносили птицам корм).

    А как же весной человек помогает птицам? (Делают и вешают скворечники).

    Давайте, перечислим наших долгожданных пернатых гостей (Ответы детей: лебедь, утка, скворец, грач, ласточка, кукушка, соловей, цапля и др.).

    Какие весенние хлопоты ожидают всех птиц? (Вить гнезда и высиживать птенцов).

    Игра «Назови ласково»

    — А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами. Ведь ласковое слово как солнышко. (Скворец-скворушка, журавль -журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка- уточка, соловей- соловушка..) Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова.

    — А давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах? (ответы детей)

     Итог занятия

    Весна: Спасибо, ребята. Вы много знаете о жизни птицах и не оставляете птиц в беде в тяжелые время. Но мне пора уходить. У меня много дел, вон зима сколько мне работы оставила! Но я обещаю порадовать вас хорошей погодой. До свидания!

    Воспитатель: Попрощаемся с Весной … Беседу о птицах мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные путешествия, но сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Вы много рассказали о птицах нашего Прихоперья. Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

    Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада "Покорители космоса"

    Задачи: - Расширить и закрепить знания детей о космическом пространстве, планетах. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек.- Содействовать акти...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада Тема: «Путешествие в стране Светофории»

    Программное содержание: Уточнить понятие «знак», умение различать дорожные знаки и знаки поведения в лесу. Упражнять в умении  выделять дорожные знаки(сервиса, запрещающие ,предупреждающие),объед...

    "Осенние листья по ветру летят..." Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада

    Конспект занятия в старшей группе по закреплению и обобщению темы "Осень"...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

    Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе д/сада "Наши пернатые друзья".

    Задачи занятия:Образовательная:создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах Прихоперья, выявить экологические знания детей. Развивающая:создавать условия для сове...