экологическая сказка эксперимент
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Экологическая сказка с элементами экспериментирования «Как Зайка огород поливал»
для средней возрастной группы детского сада.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со сказкой о воде.
Задачи:
- закреплять свойства воды через опытно - экспериментальную деятельность;
- познакомить с понятиями «фильтр» и «фильтрация», со способами очищения воды от механических примесей;
- уточнить знания детей о значение чистой воды в природе;
- развивать у детей связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
Словарная работа: жидкость, не имеет своей формы, безвкусная, без запаха, окрашивается, фильтр, фильтрация, фильтровальная бумага.
Материалы и оборудование:
бутылочки с питьевой водой, одноразовые прозрачные пластиковые стаканчики, кисточки для рисования, блюдца с сахаром (солью), ложечки, гуашь, воронки, фильтровальная бумага, компьютер, игрушка Зайка, иллюстрации по сказке, музыкальный проигрыватель.
Тезисы:
Вода – жидкость, прозрачная, не имеет запаха, вкуса. В воде можно растворять различные вещества. Грязную воду пить нельзя. Ее можно очистить при помощи фильтра.
Пояснительная записка
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.
Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.
Для того чтобы детям было проще и интереснее усваивать материал про окружающий мир, который представлен в экологических сказках, эти сказки нужно обыгрывать, инсценировать, рисовать, сочинять. Очень вдохновляют дошкольников экспериментальная деятельность, которая предоставляется в ходе рассказывания экологических сказок
Ход занятия
Воспитатель приветствует детей. Предлагает им прослушать сказку, которая сопровождается демонстрацией иллюстраций на доске.
«На краю леса в маленьком домике жил Зайка. Он очень любил заниматься огородом . Сажал там Зайка фрукты и овощи, поливал их и собирал. И каждый день он приходил на огород, набирал воду в колодце возле своего дома и поливал водичкой грядки с овощами, кусты с ягодами и деревья с фруктами.
Как-то солнечным днем пришел Зайка на огород, чтобы полить помидоры. Набрал он ведро воды в колодце, и удивился тому, что увидел в ведре – вода была фиолетового цвета. Расстроился Зайка и подумал, что же теперь делать, как полить огород, ведь растениям нужна для роста чистая вода. Как же теперь воду очистить?
Воспитатель: Сегодня Зайка пришел к нам в гости, и я его, ребята, успокоила и сказала, что мы постараемся ему помочь. Поможем?
(Ответы детей).
Зайка, присаживайся на стул. Наши ребята немного знают о воде и вместе, я уверена, мы всё выясним и справимся с твоей бедой.
Сейчас ребята, мы проведем небольшие опыты и вспомним о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело,
Пролил воду, не беда!
Тряпка под рукой всегда!
Воспитатель: Ребята, давайте сначала вспомним, что же такое вода?
(Ответы детей).
Верно, вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Воду можно перелить из одного сосуда в другой, и она всегда принимает форму сосуда, в который ее налили.
Воспитатель: Перед вами бутылочки с питьевой водой, откройте ее. Возьмите пустой пластиковый стаканчик и налейте в него воду из бутылочки.
Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)
Правильно - вода льется, ее можно переливать - вода жидкая.
А теперь, ребята, понюхайте воду. Она пахнет? (Ответы детей)
Правильно, вода не имеет запаха.
Воспитатель: Скажите, а вкус у воды есть, попробуйте? Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей)
Опыт № 1 «Вода безвкусная и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили»
(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: А какого же цвета вода? (Ответы детей) Давайте проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная и может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили»
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Вот посмотрите на стаканчики. Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, я опускаю в воду кисточку с краской и вода из бесцветной становится фиолетовой. Попробуйте проделать тоже самое – окрасить воду.
Дети проделывают опыт.
Вывод: вода бесцветная и может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы показали, как много вы знаете о воде. Но давайте поможем Зайке сделать воду в его колодце снова чистой. Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать? (ответы детей)
Опыт № 3 «Фильтрация воды»
Воспитатель: Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать из нее механические примеси (частицы краски). Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.)
Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную (окрашенную) воду.
Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах (с подготовленными фильтрами, стаканчиками с окрашенной водой).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, думаю, теперь Зайка узнал, как снова сделать воду чистой!
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Все растения и животные нуждаются в воде. Люди пьют только чистую воду. Также дома ваши родители с помощью фильтров очищают водопроводную воду, и она становится чистой и пригодной для питья.
Мы хорошо потрудились и можно немного размяться.
Физминутка «Веселая» (под веселую музыку)
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгаем, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топают: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).
Теперь можно вновь отправиться в сказку и узнать, что же дальше произошло Зайкой:
«Зайка понял, что воду нужно перед поливом очистить. Он взял большой фильтр и налил воду, вода стала чистой и пригодной для полива растений в огороде. После того как весь огород был полит, Зайка сел возле колодца и задумался: «Но что же случилось с водой в колодце, почему же она приобрела такой фиолетовый цвет?»
В это время мимо дома Зайка проходил Ёжик с нарисованной картиной. Он увидел грустного и задумчивого зайчика.
«О чем думаешь?» - спросил Ёжик.
«Я хотел полить огород, набрал воду из колодца, а она там грязная и совершенно непригодной для полива. Вот думаю, почему же вода в моем колодце стала такой фиолетовой?» - Ответил Зайка.
Ёжик опустил глаза и признался: «Я хотел набрать воды из твоего колодца в стаканчик, чтобы порисовать немного красками, и случайно уронил фиолетовую краску в колодец. Поэтому вода и окрасилась. Извини меня!»
«Хорошо, что ты признался - сказал Зайка – Но теперь, ты поможешь мне налить в колодец чистую воду, чтоб я смог поливать свой огород!»
Ёжик с радостью согласился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Картотека экологических игр-экспериментов для дошкольников
Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Одним из доступных и эффективных методов экологического образования - это метод экспериментирования.Чтобы развить у ребёнка интере...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...

Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...

Экологические сказки для детей дошкольного возраста. Экологические сказки о мусоре.
Экологические сказки для детей дошкольного возраста. Экологические сказки о мусоре....
