экологическая сказка эксперимент
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ершова Елена Евгеньевна

Экологическая сказка - эксперимент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_-_eksperement.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая сказка с элементами экспериментирования  «Как Зайка огород поливал»

для средней возрастной группы детского сада.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со сказкой о воде.

Задачи:

- закреплять свойства воды через опытно - экспериментальную деятельность;

- познакомить с понятиями «фильтр» и  «фильтрация»,  со способами   очищения воды от механических примесей;

- уточнить знания детей о значение  чистой воды в природе;

- развивать у детей  связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

Словарная работа: жидкость, не имеет своей формы, безвкусная, без запаха, окрашивается, фильтр, фильтрация, фильтровальная бумага.

Материалы и оборудование:

бутылочки с питьевой водой, одноразовые прозрачные пластиковые стаканчики, кисточки для рисования,  блюдца с сахаром (солью), ложечки, гуашь, воронки, фильтровальная бумага, компьютер, игрушка Зайка, иллюстрации по сказке, музыкальный проигрыватель.

Тезисы: 
Вода – жидкость,  прозрачная, не имеет запаха, вкуса. В воде можно растворять различные вещества.  Грязную воду  пить нельзя. Ее можно очистить при помощи фильтра.

Пояснительная записка

 Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению.

   Для того чтобы детям было проще и интереснее усваивать материал про окружающий мир, который представлен в экологических сказках,  эти сказки нужно обыгрывать,  инсценировать, рисовать, сочинять. Очень вдохновляют дошкольников экспериментальная деятельность, которая предоставляется в ходе рассказывания экологических сказок

Ход занятия

Воспитатель приветствует детей. Предлагает им прослушать сказку, которая сопровождается демонстрацией иллюстраций на доске.

«На краю леса в  маленьком домике жил Зайка. Он очень любил заниматься огородом .  Сажал там  Зайка фрукты и овощи, поливал их и собирал. И каждый день он приходил на огород,  набирал воду в колодце возле своего дома и поливал водичкой грядки с овощами, кусты с ягодами и деревья с фруктами.

    Как-то солнечным днем пришел Зайка на огород, чтобы полить помидоры. Набрал он ведро воды в колодце, и удивился тому, что увидел в ведре – вода была фиолетового цвета. Расстроился Зайка  и подумал, что же теперь делать, как полить огород, ведь растениям нужна для роста чистая вода. Как же теперь воду очистить?

Воспитатель: Сегодня Зайка  пришел к нам в гости, и я его, ребята, успокоила и сказала, что мы постараемся ему помочь. Поможем?

 (Ответы детей).

Зайка, присаживайся на стул. Наши ребята немного знают о воде и вместе, я уверена, мы всё выясним и справимся с твоей бедой.

Сейчас ребята, мы проведем  небольшие  опыты и вспомним  о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Пролил воду, не беда!

Тряпка под рукой всегда!

Воспитатель: Ребята, давайте сначала вспомним, что же такое вода? 

(Ответы детей).

Верно, вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Воду можно перелить из одного сосуда в другой,  и она всегда принимает форму сосуда, в который ее налили.

Воспитатель: Перед вами бутылочки с питьевой водой, откройте ее. Возьмите пустой пластиковый  стаканчик и налейте в него  воду из бутылочки.

Какой вывод можно сделать?   (Ответы детей)

Правильно -  вода льется, ее можно переливать -  вода жидкая.

А теперь, ребята, понюхайте воду. Она пахнет? (Ответы детей)

 Правильно, вода не имеет запаха.

 Воспитатель: Скажите,  а вкус у воды есть, попробуйте? Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?    (Ответы детей)

Опыт № 1 «Вода безвкусная и может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили» 

 (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод:  Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: А какого же цвета вода? (Ответы детей) Давайте проверим.  

Опыт № 2 «Вода бесцветная  и  может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили»

На столе у воспитателя стакан с молоком и  стакан с водой.

Воспитатель: Вот посмотрите на стаканчики. Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, я опускаю в воду кисточку с краской и вода из бесцветной становится фиолетовой. Попробуйте проделать тоже самое  – окрасить воду.

Дети проделывают опыт.

Вывод: вода бесцветная и  может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы показали, как много вы знаете о воде. Но давайте поможем Зайке сделать воду  в его колодце снова чистой. Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать? (ответы детей)

Опыт № 3 «Фильтрация воды»

Воспитатель: Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать  из нее механические примеси (частицы краски). Для этого потребуется воронка (стеклянная или пластмассовая) и фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и газетная бумага.) 

Возьмем бумажный фильтр, поместим его в воронку, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную (окрашенную) воду.

Дети выполняют опыт очистки воды на рабочих местах (с подготовленными фильтрами, стаканчиками с окрашенной водой).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что,  думаю, теперь Зайка  узнал, как снова сделать воду чистой!

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: Все растения и животные нуждаются в воде. Люди пьют только чистую воду. Также дома ваши родители с помощью фильтров очищают водопроводную воду, и она становится чистой и пригодной для питья.

       

  Мы хорошо потрудились и можно немного размяться.

Физминутка «Веселая» (под веселую музыку)

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгаем, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топают: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (приседают, руки свободные).

        Теперь можно вновь отправиться в сказку и узнать, что же дальше произошло Зайкой:

«Зайка  понял, что воду нужно перед поливом очистить. Он взял большой фильтр и налил воду, вода стала чистой и пригодной для полива растений в огороде. После того как весь огород был полит, Зайка сел возле колодца и задумался: «Но что же случилось с водой в колодце, почему же она приобрела такой фиолетовый цвет?»

 В это время мимо дома Зайка проходил  Ёжик с нарисованной картиной.    Он увидел  грустного и задумчивого зайчика.

«О чем думаешь?» - спросил Ёжик.

«Я хотел полить огород, набрал воду из колодца, а она там грязная и совершенно непригодной для полива. Вот думаю, почему же вода в моем колодце стала такой фиолетовой?» - Ответил Зайка.

Ёжик опустил глаза и признался: «Я  хотел набрать воды из твоего колодца в стаканчик, чтобы порисовать  немного красками, и случайно уронил фиолетовую краску в колодец.  Поэтому вода и окрасилась. Извини меня!»

«Хорошо, что ты признался  - сказал Зайка – Но теперь, ты поможешь мне налить  в колодец  чистую воду, чтоб я смог поливать свой огород!»

Ёжик  с радостью согласился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Картотека экологических игр-экспериментов для дошкольников

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Одним из доступных и эффективных методов экологического образования - это метод экспериментирования.Чтобы развить у ребёнка интере...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...