Познавательно - эвристические беседы для детей старшего дошкольного возраста.
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Шапкина Ирина Владимировна

Одним из эффективных методов обучения является эвристическая беседа.

При использовании такой беседы приобретаются новые знания, открытия благодаря усилиям, прежде всего, самих детей. Получают они их в процессе самостоятельного мышления. Учатся подводить итоги и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evr._bes.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – эвристические беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема «Дневные звезды»

Цель: развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира с помощью эксперимента.  Обобщать и конкретизировать представления о том, что  звезды светят постоянно.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Ход беседы

1.Отгадайте загадку:

              Рассыпались по овчинке

              Золотые песчинки,

              А когда рассвело,

              Их как ветром смело!  ( звезды)

  1. Что такое звезды?  (Все звезды — огромные огненные шары.)
  2. Все ли звезды одинаковые ? ( Отличаются по цвету , размеру и температуре: температура у этих раскаленных шаров разная, поэтому и цвет у них разный. Самые горячие звезды — белые, чуть менее горячие — голубые, затем следуют желтые, а замыкают ряд — красные. Большие звезды называют гигантами, а маленькие – карликами).
  3. Как вы думаете, почему они кажутся маленькими, словно песчинки? (Звезды находятся от нас бесконечно далеко. Свет от далеких звезд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет).
  4. В какое время суток можно наблюдать звезды? ( ночью)
  5. Куда же днем пропадают звезды?  (Они никуда не пропадают, но в ярких лучах нашего солнца мы их не видим).
    Давайте понаблюдаем за  этим явлением .

Эксперимент «Дневные звезды»
Содержание: пробейте дыроколом в картоне несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картоном, а в другую – фонарик. Включите фонарики с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

Итоги: дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другом стороны конверта, прямо на вас.

ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Тема «Мир вещей вокруг нас»

Цель: обучение умению выдвигать свои предположения, обосновывая их, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы об окружающих предметах; совершенствование процессов их исследования в зависимости от специфики; закрепление представлений о свойствах предметов, изготовленных из различных материалов.

Материал: образцы дерева, металла, камня, стекла, пластмассы, резины, бумаги; небольшие вещи из этих материалов.

Ход беседы

Вопросы:

— Нас окружает множество предметов, из чего они изготовлены? (Есть предметы, изготовленныеруками человека, есть предметы, сотворённые природой.)

— Из каких материалов изготавливает предметы человек? (Из дерева, пластмассы, стекла, металла, резины, бумаги и т.д.)

— Какими свойствами обладают различные материалы?

— Твёрдые или мягкие?

— Гладкие или шершавые?

— Тяжёлые или лёгкие?

— Прозрачные или нет?

— Притягиваются ли магнитом?

— Нагреваются ли в руках?

— Промокают ли в воде?

Педагог раздаёт образцы материалов. Дети обследуют их, рассказывают о свойствах и о том, что они могли бы изготовить из данного материала, будучи мастерами. Предлагается пофантазировать, придумать и рассказать о предмете, который можно применить в исследовании окружающего мира.

Тема «Мир звука»

Цель: развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать представления о таком физическом явлении, как «звук».

Материал: линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, спички, расчёска, рупор, слуховая труба, часы механические, блюдце целое и с трещиной, таз с водой,  камешки, резиновый мяч.

Ход беседы

Вопросы:

— Что такое музыка? (Мелодия, напев, мотив, песня.)

— Что такое мелодия? Из чего она состоит? (Из звуков, нот.)

— Что такое звуки? О чём они нам сообщают? (Звуки сообщают о том, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим источник звука. Например, разговор по телефону, шум дождя, гулавтомобиля.)

— Какие бывают звуки? (Музыкальные, бытовые и природные; высокие и низкие, громкие и тихие, короткие и длинные; звуки, издаваемые птицами и животными и т.д.)

— С помощью чего можно передавать звук? (Звук может «бежать» по воде, по металлу, по проводу.)

— С помощью чего мы слышим звук? (С помощью уха.)

— При помощи чего можно усилить звук? (Динамика, микрофона.)

— А если у нас нет таких предметов? (Рупора.)

Педагог предлагает воспитанникам извлечь звуки из имеющихся предметов. Дети проводят опыты с линейкой, проволокой.

Тема «Все работы хороши»

Цель. Развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать представления о профессиях.

Оборудование: Иллюстрации с изображением людей разных профессий: тех, кто делает предметы своими руками; тех, кто обслуживает людей; тех, кто помогает людям отдыхать; тех, кто трудится в деревне; тех, кто защищает Родину.

Ход беседы

  1. Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на этих картинках? (люди разных профессий)
  2. Чем  занимались люди в древние времена? (Предположения детей)
  3.  Как вы думаете, какие профессии людей могли зародиться в те очень древние времена? Почему?  ( Охотник, повар, портной, гончары, строители)
  4. Как вы думаете, какие новые профессии появились? (Водитель, механик, конструктор. Человек придумал транспорт.)
  5. Человеку всегда хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния. Какие профессии появились? Почему? (профессии, которые в первую очередь необходимы людям для жизни: строитель, повар, портной, врач.)
  6.  Какие профессии существуют с очень давних времен?(ответы детей)
  7. Какие профессии появились, когда стала развиваться техника, электричество? (Компьютерщик, программист, банкир, бизнесмен)
  8. Какие профессии появились в последнее время в нашей стране? Зачем они нужны людям? (ответы детей)
  9. А как вы думаете, какая профессия самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?  (Хлебороб, животновод, овощевод)
  10. Какая профессия самая важная? ( все важны)
  11. Люди каких профессий что-то создают и относятся к созидательной группе профессий? ( Модельер, портной, архитектор, строитель ,  и.д.)
  12. А какие профессии призваны нас защищать и относятся к мужественным профессиям? ( пожарные, военные, полицейские, космонавты)
  13. Люди каких профессий служат людям? ( учитель, повар, врач ит.д. )
  14. Какие профессии ,  доставляют нам удовольствие, помогают нам отдыхать? ( артисты, художники, музыканты и т.д)
  15. А что же  нужно будет делать, чтобы получить профессию и  стать тем, кем вы хотите?  (учиться)

Педагог предлагает изготовить  игру « Профессии» и подарить ее детям младшей группы.

Тема «Наши друзья — птицы»

Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.

Материал: картины и фотографии с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, голубь, снегирь, волнистый попугай и т.д.).

Ход беседы

Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии и картины с изображением птиц, а затем организует беседу по следующим вопросам:

— Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц?

— Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья.)

— Какое значение имеет для птиц умение летать? — Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобы брать пищу.)

Педагог предлагает детям изготовить кормушки и вынести их на участок учреждения дошкольного образования, чтобы покормить птиц.

Литература:

1. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе / С.И. Брызгалова. — Калининград, 1998.

2. Вахрушева,  Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. — М.: ФОРУМ, 2009.

3. Гаибова, В.Е. Эвристическая беседа как один из типов дискуссии / В.Е. Гаибова // Педагогика. — 2008. — № 2.

4. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательные беседы для детей старшего дошкольного возраста

Цикл познавательных бесед для старших дошкольников разработан в рамках проекта, одной из задач которого - это формирование коммуникативно-познавательных способностей дошкольников. При составлении бесе...

Методическая разработка конспекта познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «Когда огонь – друг, а когда - враг»

Беседа проводится с детьми в преддверии экскурсии в пожарную часть.Совместные выходы с детьми в пожарную часть не только позволяют формировать огромный интерес детей к теме пожарной безопасности, но и...

Презентация к конспекту познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «Когда огонь – друг, а когда - враг»

Презентация направлена на активизацию имеющихся у детей представлений об огне его пользе и разрушительных свойствах....

Методическая разработка конспекта познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «История зубной щетки. Уход за зубами»

Цель беседы:·         продолжать формировать представления о нормах здорового образа жизни;·         содействовать самос...

Презентация к методической разработке познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «История зубной щетки. Уход за зубами»

Дети должны получить элементарные представления о зубах, их строении и значении в жизни человека.Дети должны получить элементарные представления об истории возникновения зубной щетки.У детей должны бы...

Познавательная беседа для детей старшего дошкольного возраста. Тема:» Хлеб и его виды»

Дорогие ребята! Однажды мне посчастливилось побывать в мире хлеба. Я и не знала, что на свете существует так много сортов разного хлеба!Конечно, перечислить все сорта мне не удастся, но с вашей помощь...

Познавательная беседа для детей старшего дошкольного возраста "Для чего нужны деньги"

Беседа для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ...