Проектно-исследовательская деятельность «Пингвин – загадочная птица»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Алексеева Галина Юрьевна

Проект пе экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pingviny_osnovnoy.docx49.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность

«Пингвин – загадочная птица»

Информационная карта проекта.

Наименование

проекта

 «Пингвин – загадочная птица»

Вид проекта

краткосрочный

Тип проекта

информационно-практико-ориентированный, творческий.

Цель проекта

1.Расширение кругозора дошкольников об обитателях Антарктики.

      2.Знакомство детей с характерными особенностями пингвинов.

       3.Формирование заинтересованного и бережного отношения к животным севера - пингвинам

Задачи проекта

  1. Развитие потребности в приобретении новых знаний о пингвинах.
  2. Дать детям представление о среде обитания животных, способах передвижения и питания, защиты от врагов, выведения потомства. 
  3. Называть и описывать характерные особенности пингвинов. Учить находить отличия и сходства среди других птиц.
  4. Развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь.

  1.  Воспитывать умение слушать друг друга, задавать вопросы по теме.

  1. Совершенствовать навыки продуктивной деятельности, развитие творческих способностей.

  1.  Привлечь родителей к образовательной деятельности в детском саду посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, интернете, в оказании помощи в изготовлении продуктов проекта.

  1. Воспитывать сопереживание и доброжелательность к пингвинам, вызывать стремление защитить их и сохранить на планете.

Средства

реализации:

игровая деятельность; НОД; ЧХЛ; беседы; продуктивная деятельность; совместная работа с родителями; семейная мастерская.

Интеграция образовательных 

областей: 

«Познавательное развитие»; 

 «Речевое развитие»; 

«Социально – коммуникативное развитие»; 

«Художественно – эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

Сроки реализации

проекта

4 недели

Порядок

управления

реализации проекта

Управление реализации проекта

осуществляется воспитателем дошкольного учреждения в процессе образовательной деятельности ДОУ.

Участники проекта

старшая группа, родители, воспитатели ДОУ, узкие специалисты ДОУ.

Место реализации проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад

Разработчик проекта

Воспитатели: Архипова Л.Г., Алексеева Г.Ю.

Ожидаемые результаты

Повысится познавательная активность детей, углубятся их знания об удивительных птицах - пингвинах.

- имеются представления о многообразии климатических зон, знают, что такое Южный полюс, ее обитатели.

- Усвоятся детьми понятия «Пингвин – загадочная птица» и навыки гуманного поведения и отношения к живому миру.

- пополнится словарный запас,

- формируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей,

- отразятся свои впечатления в игровой, продуктивной деятельности.

Продукт проектной деятельности:

1.  Выставка детских работ по проекту и фото материалов.

2. Выставка книжек- малышек по теме проекта.

2.Беседы с родителями на тему: «Рассказываете ли вы ребенку о южном полюсе?»

3. Составление совместно с детьми рассказов о животных севера.

4. Составление книжек малышек «Кто живет на южном полюсе?»

5. Консультация для родителей.  Памятки для родителей.

Таким образом, взаимодействие с родителями приведёт к повышению уровня знаний детей о животных южного полюса (особенности внешнего вида, место обитания, пища).

 Актуальность:

 

  В последнее время перед учеными и человечеством стоит остро вопрос о сохранении популяции пингвинов. Из-за глобального потепления, загрязнения окружающей среды и браконьерства их численность неуклонно снижается. Поэтому не зря стали появляться экологические движения по всему миру, которые стали на защиту животных Антарктики. 20 января мировая общественность отмечает экологический праздник в честь одной из самых необычных птиц в мире – День осведомленности о пингвинах. Его цель – повысить знания людей о пингвинах, направить внимание на сохранение численности и мест обитания этих птиц.

       Наш детский сад также не мог не обратить внимание на эту экологическую проблему, так как воспитание дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования. Поэтому возникла необходимость внедрения экологического проекта, который позволил бы познакомить детей с жителями Антарктиды, в частности с пингвинами, его повадками, средой обитания, а самое главное – воспитать у детей любовь, понимание и заботу к животным, которые находятся в опасности.

Сроки и этапы реализации проекта:

I этап – начальный (констатирующий)

декабрь

2019г.

Анализ предметно - развивающей среды группы. Беседа с детьми и родителями по теме проекта. Формирование целей и задач проекта. Подбор и изучение литературы по теме проекта.

Конспекты занятии;

консультации;

наглядно-иллюстрированный

материал, дидактические игры.

II этап – основной (формирующий)

2,3 неделя января

Создание в группе условий для реализации проекта. Деятельность в соответствии с планом проекта.

Открытые мероприятия;

наполнение дидактическими играми предметно - развивающей среды

III этап – заключительный (контрольный)

4 неделя

января

Обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования.

Самоанализ

Реализация проекта

Интеграция образовательных областей

Работа с детьми

Работа с родителями

Познавательное развитие

1. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Лед, факты, находки, открытия», атласа мира для детей, фотографий арктических пейзажей, животных. 

2.Просмотр видеофильмов«Антарктика»«Жизнь, где мороз».

3.Исследовательская деятельность«Почему пингвины не летают, «Почему пингвин не покрывается корочкой льда, когда выныривает из воды». 

 4. Рассматривание ситуации:

     Что было бы, если б:

     1. Пингвины стали летать, как птицы.

      2. На Южном полюсе наступило жаркое лето.

5.Викторина КВН «Знатоки Антарктики». Цель:  Закреплять знания детей о животном мире холодных и жарких стран. Способствовать развитию у детей мышления, памяти и внимания.

Беседы с родителями на тему: «Рассказываете ли вы ребенку об Антарктике Анкетирование родителей «О чем мне рассказал ребенок».

Речевое развитие

1.Познавательные беседы

«Путешествие в Антарктику»,

 «Пингвин – это птица или зверь?»

 «Почему пингвины не живут в лесу?»

2.Рассматривание и чтение энциклопедий для детей.

3. Чтение художественной литературы:

Г. Снегирева «Пингвиний пляж», «Про пингвинов»,

«К морю», «Отважный пингвинёнок». 

Наталья Чуб «Азбука дружбы».

Майкл Тейтелбаум «Пингвиненок покоряет Антарктиду»

Федор Конюхов «Антарктида»

Ю. Гаврилов «Мы летим в Антарктиду»

В. Коржиков «Солнышкин плывет в Антарктиду»

Л. Парселл «Пингвины. Важные и дружные»

Л. Почивалов «Антарктида страна чудес»; «Белые сны Антарктиды».

 Скоттон Роб «Шмяк и пингвины»

Лаптев А.М. «Три пингвина»

Крылов Д. «Три пингвина»

С. Сахарнова «Кто живет в холодном море?»;

Н. Сладков. Рассказы: Во льдах. Птичий базар. Полярной ночью. Разговоры во льдах. В тундре. Под снегом. Разговоры в тундре. Загадочные истории.

4. Поэтическая страничка. Чтение и заучивание стихотворений о пингвинах.

Цель: развивать художественное восприятие окружающего мира, используя стихи о ветре, пурге, морозе, пингвинах.

5. «Составь рассказ по картине»


6.
Составление описательных рассказов о животных: «Жители Антарктики», «Животное, которое мне понравилось».

 

7.Викторина загадок «Отгадайте загадку»

Цель: Развивать у детей умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

Составление мини-рассказов о жизни пингвинов.

Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана: Название. Где живет? Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).Повадки. Чем питается? Как добывает корм? Враги. Как защищается? Детеныши.

Играем дома: «Четвертый лишний»,«Опиши какой зверёк»

Подбор стихов, загадок о диких животных

Художественно – эстетическое развитие

1.Рисование. «Загадочный пингвин», 

Цель: Закрепить знания детей о животных южного полушария, климатических особенностях среды их обитания.

 Развивать творческие способности детей, расширить их кругозор.  Прививать любовь к животным.

Продолжать учить детей творчески отражать свои представления о природе.

 Развивать воображение, чувство ритма и композиции.

 Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.

Рисование на тему: «Антарктический пейзаж».

Цель:Учить детей рисованию цветными восковыми карандашами с последующей заливкой гуашевой краской, совершенствовать навыки подбора нужного цвета и составления оттенков.

2. Рассматривание картин : И.Айвазовский «Ледяные горы в Антарктиде», А.Борисов «Медведи на льду», К.Д.Фридрих «Остров корабля в полярном море»,

3. Аппликация «Пингвин» 

Задачи:

- Учить приклеивать детали на лист бумаги, приклеивая другие элементы.

- Развивать глазомер, мелкую моторику кисти рук.

- Закреплять умение работать аккуратно с оборудованием для аппликации, доводить

начатое дело до конца.

- Воспитывать любовь к живому.

4. Раскраски «животный мир севера», схемы поэтапного рисования животных

5. Разучивание песни с музыкальным руководителем «Жили-были три пингвина»

6. Просмотр мультфильма

«Приключения Лоло и Пепе» мультипликационных картин, например «Приключения пингвинёнка Лоло», «Лови волну!» и про пингвинёнка Пороро..

Три пингвина

Немытый пингвин

Пингвины. Детям обо всем

Пингвины

Совместное изготовление с детьми книжек- малышек о южном полюсе.

Физическое развитие

1.Разучивание подвижных игр:

«Пингвины»,

 «Пингвины и медведь»,

 «Пингвины на льдине»

 «Пингвины-Страусы»

2.Веселые пингвиньи старты.

Презентация проекта.

1.Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями.

2.Анализ, обобщение и распространение опыта работы.

3.Презентация проекта в ДОУ.

Результаты проектной деятельности

- Систематические наблюдения, беседы, рефлексивная оценка родителей показали, что у детей после проводимой работы стало преобладать эмоционально - положительное отношение к объектам природы.

- Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважение к природе.

- Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов

- У детей появилось желание общаться с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.

- Дети научились бережно и заботливо относиться к животным.

- Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщение.

- У дошкольников значительно расширился словарный запас. Научились составлять рассказы, используя распространённые предложения.

Приложение

Загадки про пингвинов

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

 Семенит сюда… (Пингвин)

 ***

Он живет где жуткий холод,

Средь снегов живет и льдин

В черно-белом фраке ходит

 Птица гордая… (Пингвин)

 ***

Носит фрак красивый чёрный.

 Дом в Антарктике его.

Лёд прозрачный и холодный

Для него милей всего.

Вперевалочку шагает,

Словно важный господин.

В море рыбку добывает

Неуклюжий наш… (Пингвин)

 ***

Не гнездиться, не летает,

В Антарктиде обитает

Средь заснеженных равнин

Мореплаватель … (Пингвин)

 ***

Лед кругом, а эти птицы

 Не боятся простудиться.

(Пингвины)

 ***

Большая птица — Мороза не боится.

С крыльями, а не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

(Пингвин)

***

В Антарктиде между льдин

В чёрном фраке птица ходит,

 Деток в холоде выводит,

 Птицу ту зовут… (Пингвин)

 ***

В черном фраке добродушный.

Это что за гражданин?

Скажут все ребята дружно:

 «Ну, конечно же… (Пингвин)

 ***

Не летает эта птица!

В Антарктиде между льдин

Ходит важно и гордится

Что одет во фрак… (Пингвин)

 Про полёты позабыл,

Крылья в ласты превратил,

Рыбку ловит среди льдин

Антарктический … (Пингвин)

***

Не летает эта птица!

 В Антарктиде между льдин

Ходит важно и гордится

Что одет во фрак… (Пингвин)

 ***

Где мороз и холодина,

В океане ходит льдина.

У него дружков не счесть,

Брюшко беленькое есть:

Он на льдине не один

И зовут его … (Пингвин)

***

Среди льдин живёт чудак:

 Он одет в нарядный фрак.

 Этот важный господин

 Императорский… (Пингвин)

 ***

Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин…

Как зовём его? … (Пингвин)

 ***

На полюсе южном

Морозном и вьюжном

Родился у мамы детёныш один.

 Он в море ныряет,

Простуды не знает,

 Ведь он настоящий… (Пингвин)

 ***

Большая птица-

 Мороза не боится

С крыльями, а не летает-

Ловко прыгает, ныряет…

(Пингвин)

 ***

Любят ледяные глыбы, птицы-

плавают, как рыбы.

Кто так любит снег и льдины?

Дети, это же… (Пингвины)

***

Скажи ты мне, Какой чудак

 И днём и ночью Носит фрак.

 (Пингвин)

 ***

Вразвалку ходит не спеша,

Хорош, как рыболов.

 В воде летает, что стрела,

Преследуя мальков.

Прогулки любит среди льдин.

Одежда-фрак, зовут…

(Пингвин)

 ***

Эта птица не летает,

В Антарктиде обитает,

 Господин прибрежных льдин

Императорский … (Пингвин)

Стихи про пингвинов

Птица пингвин.

И. Родионов

На полюсе южном, средь множества льдин
Живёт неуклюжий пернатый – 
пингвин.
Он - птица, действительно, очень смешная:
Ныряет и плавает, но не летает!
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Не вьют они гнёзд – слишком холодно - льдины!
Но как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под  девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!

Пингвин.

Я. Миллиз

Важный-важный, чёрно-белый,
Он идёт по снегу смело.
Снег под лапками хрустит,
Но 
пингвин вперёд бежит.
Всё быстрей, прибавив ходу,
Плюх – с разбега прямо в воду!
Прыг – пингвин назад летит,
Рыбка в клювике блестит.
Важно-важно, словно кот,
Он улов домой несёт
Своим маленьким детишкам,
Пингвинятам - шалунишкам.
 

Песни про пингвинов:

«Три пингвина»

«Пингвин»

«В Антарктиде льдины землю скрыли»

«Я пингвин и ты пингвин»

Подвижные игры  про пингвинов

Подвижная игра «ПИНГВИНЫ»

Игра подойдёт детям от четырёх лет, хотя мой ребёнок справился с заданием и в 2,5 года. Очень весело играть в эту игру во дворе, когда собирается много детей, а так же можно её использовать как очередной аттракцион на детских днях рождениях (и не на детских тоже).

Цель игры: развивать ловкость и выносливость.

Материалы необходимые для игры: мяч любой по размеру, но если взять слишком маленький будет очень смешно, мел для обозначения линии старта (финиша), флажки или другие устойчивые предметы для обозначения места поворота. На старте они должны передать мяч следующему игроку из команды. Выигрывает команда, которая первой прошла всю дистанцию.

Ход игры:

Игра очень похожа на предыдущую, но вместо прыжков используется ходьба с зажатым коленями мячом. Перед игрой можно провести беседу о пингвинах и рассказать, что те переносят свои яйца, зажимая их между лапами. Игроки делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному возле линии старта. Первые игроки зажимают мяч коленями и по сигналу начинают двигаться до флажка и обратно.

Как и в предыдущей игре, задание можно усложнить, запретив игрокам передавить мяч с участием рук.

Подвижная игра «Пингвины и медведь».

Цель: Учить детей действовать по правилам, не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу. Упражнять в беге и увертывании, ориентировке в пространстве.

Дети идут друг за другом, изображая походку пингвинов:

«Шли пингвины по тропинке,

По прозрачной тонкой льдинке,

Шли вразвалочку, вприпрыжку.

А за ними белый мишка».

Ведущий: «Не успели рассмотреть, вдруг бежит (имя ребенка) медведь». Ведущий называет неожиданно для всех имя все убегают, кого задел, тот выходит из игры.

Следующее задание — определить самого прыткого воробья.

Подвижная игра со степами «Пингвины на льдине»

 Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.

«Пингвины-Страусы»

Среди участников игры выбирается 2-3 «страуса» (страусы бегают, вытянув руку перед собой, как будто это голова), а остальные участники - «пингвины» (пингвины передвигаются, прижав руки вдоль тела, отставив в стороны ладошки, перескакивая с ноги на ногу). Задача страусов задеть пингвинов и сделать так, чтобы все пингвины стали страусами. Пингвины, когда их задевают, превращаются в страусов. После окончания игры, её можно повторить, выбрав новых страусов.

Конспекты занятий

Конспект по чтению рассказа ГСнегирева «Пингвиний пляж».

Форма совместной деятельностичтение художественной литературы, игровая, коммуникативная

Образовательная область«Речевое развитие»«Ознакомление дошкольников с детской литературой»

Средства:

• наглядные – картинки с изображениями животных (белый медведь, песец, морской котик, пингвин, тюлень) и картина с изображением Антарктиды, а также иллюстрации с изображением пингвинов; ледяной остров, вырезанный из листа ватмана; заготовки силуэтов пингвинов – по количеству детей.

• литературные – книга с рассказом ГСнегирева «Пингвиний пляж».

Цель: Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Задачи:

1.Обучающие задачи:

• Продолжить знакомство с творчеством Геннадия Снегирева, а именно с рассказом «Пингвиний пляж»;

• Расширять знания о животных, живущих на Крайнем Севере, об особенностях их проживания.

2.Развивающие задачи:

• развивать умение понимать суть поставленного вопроса и отвечать на него развернутым предложением;

3.Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к детской художественной литературе;

• воспитывать бережное и доброжелательное отношение к животным.

Предварительная работа:

• Знакомство детей с животным миром Севера.

• Чтение рассказов и стихов о жизни людей и животных на Севере.

• Рисование на тему «Занимательный пингвин» 

• Лепка «Пингвины на льдине»

• Чтение рассказов ГСнегирева «К морю»«Любопытные».

Педагог подзывает детей к себе и просит встать их полукругом у доски, на которой размещены картинки с изображениями животных (белый медведь, песец, морской котик, пингвин, тюлень) и картина с изображением Антарктиды. Дети рассматривают эти картины в течение 1-2 минуты, а потом педагог начинает беседу.

Ход деятельности:

Скажите, что объединяет всех этих животных? Примерные ответы детей (Все эти животные живут там, где очень холодно, где много льда и снега).

То есть в Арктике или в Антарктиде, где очень суровые условия. Как вы думаете, почему эти животные могут жить в таких тяжелых холодных условиях? Примерные ответы детей (их организм защищен от мороза толстым слоем жира, а у некоторых из них есть еще теплый мех, поэтому в странах, где бывает лето, им будет жарко).

Послушайте мою загадку и постарайтесь отгадать, о ком она.

Разучился он летать,

Может плавать и нырять.

Ходит в стае среди льдин

Птица важная -. Примерные ответы детей (Пингвин.)

Я вам приготовила ещё один интересный рассказ Геннадия Снегирёва, который называется “Пингвиний пляж”. Давайте сядем на стульчики, я вам прочитаю этот рассказ, а вы меня внимательно послушаете. Дети рассаживаются на стульчики, которые стоят полукругом, педагог садится напротив и начинает читать рассказ.

Чтение рассказа «Пингвиний пляж».

Прочитав рассказ, педагог даёт детям некоторое время (30 секунд) обдумать то, что они услышали, потом обращает внимание детей на картину, на которой изображены пингвины.

Посмотрите, вдалеке пингвины дружно идут. Приглашаю вас поиграть.

Игра «Пингвины».

Дети встают в круг друг за другом. Все вместе проговаривают, за педагогом слова (автор Г. Давыдова) и выполняют движения согласно тексту.

Идут вразвалочку пингвины

По огромной белой льдине.

Друг за другом, все гуськом

По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка,

Начинают подготовку.

Чтоб рачка в воде поймать,

Нужно воздуха набрать.

Растопырив крылышки

В стороны, скорей

Смело прыгают пингвины

Прямо в море с белой льдины.

И вот уже плывут по волнам,

Машут крылышками нам.

Поохотились пингвины,

Вновь вернулись

Все на льдину.

И гуськом пошли домой

Кормить птенчиков едой. (Дети идут друг за другом по кругу, переваливаясь с боку на бок.

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в круг.

Дети надувают щечки воздухом.

Дети растопыривают пальчики и шевелят ими.

Дети выполняют прыжки на месте.

Дети имитируют движения, как будто плывут по воде, т. е. я поочередно поднимают левую и правую руки и машут ими.

Дети поворачиваются друг за другом и гуськом идут по кругу.)

Хорошо мы поиграли, а теперь снова садитесь на стульчики, и мы продолжим с вами разговор о пингвинах. Дети садятся на стульчики, и педагог предлагает им ответить на его вопросы по содержанию текста.

Где находится островок, на котором живут пингвины? Примерные ответы детей (Около Антарктиды со стороны Африки есть маленький островок.)

Почему пингвины обитают именно на этом островке? Примерные ответы детей (Потому что всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий - это пингвиний пляж.)

Какие пингвины в рассказе? Примерные ответы детей (Неуклюжие, любопытные, забавные.)

Что делали пингвины, когда впервые увидели людей? Вспомните, пожалуйста, как в этом рассказывает автор? Примерные ответы детей (Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков. Бегают по камешкам, клюют их и громко кричат, переговариваются: никогда они не видели таких удивительных вещей)

Вот то, что вы сказали, как раз подтверждает, что пингвины очень любопытные. Они не побоялись людей, а, наоборот, хотели их лучше рассмотреть. Автор нам рассказывает, что «тут ещё пингвины с гор прибежали на нас смотреть. Много их собралось; задние на передних напирают и кричат, как на базаре. Ещё бы: ведь они первый раз увидели людей, и каждому хочется вперёд пролезть, посмотреть на нас, клюнуть мешок».

Скажите, а какие сцены в рассказе подтверждают, что пингвины забавные и веселые по характеру?

Примерные ответы детей (Когда Пингвины танцевали на фанере, они выглядели очень забавно.)

Пингвины - забавные птицы, они любят играть, танцевать. Вот так описывает их поведение Геннадий Снегирёв в своём рассказе: “У нас был большой лист фанеры. Он лежал на камнях, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанеры, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать. Один пингвинпоскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал, другие тоже стали падать и кататься. Весь день они танцевали на фанере. Я её не убирал. «Пускай, - думаю, - повеселятся; они, наверное, радуются, что мы приехали».

Как вы думаете, пингвины радуются встрече с людьми и почему?

Дети по желанию высказываются. Педагог создает им уточняющие и наводящие вопросы, чтобы ребёнок мог понятно объяснить свою позицию и обосновать её.

Дети, а что больше всего вам понравилось в рассказе? Почему? Дети по желанию и по очереди рассказывают, что им больше всего понравилось в рассказе. Педагог помогает детям правильно формулировать свои мысли, подобрать нужные слова, поощряет, когда они стараются передать содержание близко к авторскому тексту.

Можно ли пингвинов назвать удивительными птицами? Почему? Примерные ответы детей (Пингвины - птицы, но они не умеют летать, их действия похожи на поведение маленьких детей и т. п.)

Чтобы вы еще хотели узнать об этих птицах? Примерные ответы детей (Что любят кушать и т. д.)

Сегодня я вас познакомила только с одним рассказам Геннадия Снегирёва о пингвинах. Вот в этой книге писателя есть и другие рассказы об этих замечательных птицах. С такими рассказами, как «К морю»«Любопытные», вы уже познакомились, а с остальными нам еще предстоит познакомиться. А теперь вы пройдите к столу, на нём для вас приготовлены заготовки силуэтов пингвинов, выберите себе понравившийся силуэт пингвина и разрисуйте его. Потом ваших пингвинов мы поместим на ледяной остров, который я уже подготовила.

Дети подходят к столу, рассаживаются и начинают раскрашивать заготовки силуэтов пингвинов цветными карандашами. Педагог наблюдает за деятельностью детей, помогает советами.

По окончании совместной продуктивной деятельности дети размещают пингвинов на ледяном острове и получившейся композицией украшают приёмную комнату.

Конспект занятия. Аппликация: «Пингвины»

Цель: изготовление аппликации из готовых шаблонов «Пингвины».

Задачи:

- учить детей вырезать фигуры по контуру, для составления пингвинов;

- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;

- закрепить и расширить знания детей о пингвинах;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы;

- развивать память, внимание, мышление, воображение;

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе и к животным;

- воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца

- развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию;

- развивать самостоятельность в составлении изображения из готовых форм с опорой на образец;

- развивать творческие способности, укреплять мелкую моторику рук;

- вызывать у детей положительные эмоции;

Оборудование: Демонстрационный: картинки пингвинов в природе; картинки детских аппликаций «Дружные пингвины»; игрушка пингвина.

Раздаточный: листы чёрной бумаги с изображением трех овалов (2 больших, 1 маленький); листы белой бумаги с изображением 3 овалов (2 больших, 1 маленький); ножницы, клей, салфетки, клеёнки на столы.

Ход занятия:

Орг. этап Колокольчик, мой дружок,

Собирай детей в кружок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вводная часть Ребята, мы с вами живем на большой, красивой планете (показ глобуса). Как она называется?

На нашей планете есть необычное место. Назвали его Антарктидой. При изображении Антарктиды на картах и глобусе используют белый цвет. А как вы думаете, почему именно белый цвет?

Антарктида – Это настоящая ледяная пустыня, самое холодное место на нашей планете. Температура воздуха опускается до -80С, представьте какой там ужасный холод. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Я вам сейчас загадаю загадку а Вам нужно отгадать о каком животном я говорю:

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день-деньской

Крылья есть, но не летает.

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда…

Пингвины – удивительные морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу-рыбу, крабов, раков. А вот летать они не умеют. Крылья у них есть, но годны они не для полетов, а для плавания. Поэтому их называют водоплавающими птицами. Они очень любят плавать, а когда выходят из воды на сушу их тело остается сухим и они не мерзнут на морозе. Все водоплавающие птицы, смазывают перья своим жиром, жир не пропускает воду. Поэтому перья не намокают и остаются сухими.

Давайте сегодня сделаем с вами  пингвинов

Основная  часть Садитесь ровно, спину прижимайте к стулу, ноги ровно поставьте на пол, руки кладём на стол.

Давайте посмотрим, как выглядит пингвин. Что у него есть?

Какой формы туловище? Какой формы голова?

Теперь давайте посмотрим, как можно сделать пингвина из бумаги.

Прежде чем мы начнём выполнять работу, давайте вспомним, какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с ножницами, и клеем.

Ещё нам нужно размять наши руки и пальцы.

Пальчиковая гимнастика:

Падал снег на порог,

Кот лепил себе пирог.

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега. Из муки.

Этапы работы над созданием пингвинов: (каждый пункт показывается воспитателем, после этого выполняется детьми)

1. Сначала нам нужно вырезать 3 черных овала и 3 белых овала. 2. Нарисовать крылья (на каждого пингвина 2 крыла). 3. Собрать каждого пингвина на поверхности стола. 4. Приклеиваем 3 черных овала на наш фон (фон располагаем в горизонтальном положении). 5. Приклеиваем 3 белых овала на черные.

Отдохнуть немного нужно. Встаем.

Физминутка:

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки,

И попрыгали немножко.

Руки вверх чуть приподняли,

И быстрее побежали.

Чего не хватает нашим пингвинам?

6. Приклеиваем глазки, клюв, лапки, крылья. 7. Украшаем наш фон снежинками, разноцветными звездами. Рисуем сугроб белой гуашью с помощью ватной палочки. 8. Наши «Дружные пингвины» готовы.

Заключительный этап.

 Посмотрите, как здорово у нас получилось. У нас получилась целая пингвинья стая.

О какой птице мы сегодня говорили?

Что мы делали на занятии?

Вам нравятся ваши пингвины? Чем они вам нравятся?

Есть ли среди всех пингвинов такой, который вам нравится больше всего? Почему?

На этом наше занятие окончено. Всем спасибо.

Дежурные наводят порядок

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Очень важный господин, житель Антарктиды — пингвин».

Цель: Закрепление, уточнение, расширение знаний об Антарктиде и её обитателях – пингвинах.

Задачи:

Дать детям элементарные представления географического расположения Антарктиды и её климатических условиях.

Сформировать представление об обитателях Антарктиды – пингвинах. Рассказать об их повадках, о том, как эти птицы приспособились к суровым условиям Антарктиды (познание).

Учить аргументировано, отвечать на вопросы, развивать умение сравнивать и логически мыслить.

Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности; развивать способности в познавательной активности, любознательности,а так же мыслительные способности: анализ, сравнения, обобщение.

Способствовать развитию интереса к окружающему миру.

Предварительная работа:

Цикл познавательных занятий «Путешествие по материкам и странам».

Прослушивание песни «Пингвины»(сл. Н. Соловьёвой, муз. М. Протасова)

Игры«Зоркий сокол»«Поморник».

Оборудование: мультимедийный комплекс, глобус, аудиозапись с криком чаек – Поморников, перья водоплавающих и не водоплавающих птиц, видеофильм о жизни пингвинов в Арктике, любительская видеосъёмка из Сочинского океанариума.

Организационный момент:

Доброе утро для Вас, добрый день и добрый час!

Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте мы им тоже пожелаем «доброго дня» У всех хорошее настроение и мы можем начинать занятие.

Ход занятия:

Ведущий: Ребята, мы с вами живём на большой, красивой планете. Как она называется? (Земля)

Есть на нашей планете необычная Земля. Назвали её Антарктидой. При изображении Антарктиды на картах и глобусах используют белый цвет. Попробуйте сами найти эту Землю на глобусе.

(дети ищут на глобусе Антарктиду)

Ведущий: Как Вы думаете, что обозначает белый цвет на глобусе и карте.

Белый – это цвет снега, холода.

Дети: Льда.

АнтарктидаАнтарктида

Холодна ты даже с виду

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

Ведущий: Ребята, Антарктида – это настоящая ледяная пустыня, самое холодное место на нашей планете. Температура воздуха опускается до 80 градусов, представьте, какой там ужасный холод и т. д.

Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт снег, и метут метели.

Там о лете не слыхали,

Там согреешься едва ли

Он не мал и не велик этот снежный материк.

Ведущий: Ребята, что вы почувствовали, слушая мой рассказ об Антарктиде (ответы детей)

Ведущий: Сейчас я загадаю Вам загадку, а Вы попробуйте её отгадать.

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день – деньской

Крылья есть, но не летает.

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда …. (пингвин)

Ведущий: Да, пингвины и Антарктида неразделимы – это значит, что пингвины живут только там.

Посмотрите наш фильм.

ВедущийПингвины – удивительные морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу - рыбу, крабов, раков. А вот летать они не умеют. Крылья у них есть, но годны они не для полётов, а для плавания. Поэтому их называют водоплавающими птицами.

Эксперимент

Пингвины очень любят плавать, а когда выходят на сушу их тело остаётся сухим и они не мерзнут на морозе.

Вам интересно узнать, почему так происходит? (ответ детей)

Давайте проведём эксперимент. Возьмите перо птицы и опустите его в воду. Что произошло с пером, каким оно стало? (оно намокло)

А теперь возьмите перо. Опустите его в емкость с растительным маслом и тоже опустите в воду. Оно стало таким же, как перо обыкновенной птицы или нет? А что вы на нём видите?

Дети: капельки воды

Ведущий: Если стряхнуть капельки воды с пера, оно становится сухим.

Ребята, а как вы думаете или кто – то из вас уже знает, почему перо водоплавающей птицы осталось сухим?

Вывод: Все водоплавающие птицы, в том числе и пингвины смазывают перья своим жиром, жир не пропускает воду. Поэтому перья не намокают и остаются сухими.

Ведущий: Ребята, как происходит появление пингвинят на свет, как растут малыши, вы всё это узнаете при помощи волшебного экрана.

(мультимедиа)

Ведущий: В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца - будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга.

Затем отец – пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Он держит его в лапах – ластах 2 месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре почти не двигаясь. Всё это время пингвин ни чего не ест и живёт только за счет жира, который он накопил за лето. А мама – пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.

Но вот появляется птенец и теперь его воспитанием занимается мама. Но это длится не долго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, да, да в детский сад, где малыши находятся под присмотром пингвинов - воспитателей. Ведь, чтобы выжить в Антарктиде, нужно многое уметь и о многом знать. Поэтому пингвинята и ходят в детский сад. Там они учатся быть сильными, ловкими, проворными. Ведь у пингвинов то же есть враги: на суше –чайки – поморники, а в воде морские леопарды и касатки.

Игра «Пингвины и поморник»

Ведущий: Ребята, а вы хотите поиграть? Давайте представим, что вы маленькие пингвинята и пошли погулять по берегу, но не забывайте, у вас есть злейший враг – поморник. Как только услышите крик, приближающего поморника вы должны присесть, замереть, и не двигаться, только глазами следить за птицей.

(провожу зрительную гимнастику для глаз. Дети глазами следят за полётом чайки – вверх, вниз, по кругу)

Ребята, мне посчастливилось полюбоваться красотой этих удивительных птиц. В городе Сочи есть океанариум – где сотрудники создали все условия для них. Если из вас кто – то с мамой и папой поедете отдыхать в Сочи обязательно посетите этот океанариум. А если у кого –то не будет такой возможности я предлагаю просмотреть небольшой фильм, который я сама сняла на видеокамеру

(просмотр фильма)

Игра «Прятки»

Ребята, очень любят играть в прятки,

Вот и сейчас они где – то спрятались и хотят, чтобы мы их нашли. А как вы думаете где у нас в группе найдем?

Раз, два, три, четыре, пять пингвинят идём искать!

Помогут нам их найти эти волшебные карандаши. (рисунок по точкам)

Ребята, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Хлопните в ладоши». Если вы услышите слово или словосочетание подходящее пингвину хлопайте в ладоши: плавает, ловит рыбу, грызёт орехи, Антарктида, метель, дождь, ползает, птица.

Молодцы, так и хочется похлопать, но сегодня мы будем хлопать не как обычно.

Ведущий: Молодцы! Мы с вами хорошо поработали и многое узнали об Антарктиде и пингвинах.

Прекрасного настроения вам и нашим гостям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Проектно-исследовательская деятельность " Поможем птицам"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Пингвин- загадочная птица.

Презентация  о пингвинах....

Проект "Пингвины- загадочные птицы"

Познавательно-исследовательский проект...