«Нестандартное занятие по познавательному развитию дошкольников"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Маркова Ирина Ивановна

Нестандартное занятие по познавательному развитию дошкольников.

"Весна проснулась ото сна"

Для детей средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Весна придёт

Говорят: «Весна шагает по планете

Только в это верится с трудом,

Потому что вьюги и метели

Целый день бушуют за окном.

Видно нынче март забыл, что он весенний месяц,

Что ему немного нужно быть теплей,

И  поэтому не можем мы дождаться

Долгожданных светлых дней.

Но я знаю, что настанет время

И весна проснётся ото сна,

Бодро зашагает по планете

И разбудит, всю природу, громко  ручейком звеня!

Пояснительная записка к непрерывной образовательной деятельности в средней группе.

«Весна проснулась  ото сна».

Образовательная деятельность «Весна проснулась ото сна» составлена в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательная деятельность проводится в рамках темы недели «Весна».

 В процессе образовательной деятельности происходила интеграция следующих образовательных областей: «Познавательное развитие»«Физическое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Представленный конспект является авторской разработкой (использованы стихи собственного сочинения).

Данный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и       совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (отсутствие психологического давления на ребёнка способствует взаимодействию детей друг с другом, педагогом).

Цель:  закрепление знаний о весне, о признаках весны в природе.

Задачи: 

- Способствовать возникновению и установлению  простейших связи между явлениями живой и неживой природы.

- Продолжать учить составлять предложение на основе картинок;

- Развивать двигательные способности, умение выполнять простые упражнения.

- Развивать зрительное и слуховое внимание. 

- Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту.

- Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

•  Наглядные  (использование ИКТ- показ слайдов, картинок).

•  Практические (дидактические игры «Назови приметы», «Скажи наоборот», «Назови детенышей», «Найди лишний», «Собери картинку»)

• Словесные  (чтение стихов, загадывание загадок, вопросы, поощрение, одобрение)

•  Игровые   (приглашение в лес, игрушка сорока)

Словарная работа: Весна долгожданная, проталина, подснежник, ландыш.

Материалы и оборудование: сорока – игрушка,  серия сюжетных картинок о весне, разрезные картинки, проектор, презентация к занятию.

Предварительная работа:  Наблюдение за весенними явлениями природы на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о весне, рассматривание книг о весне, заучивание стихов о весне, беседы «Идет весна», «Как животные готовятся к весне», рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы», дидактические игры «Назови детеныша», «Найди перелетную птицу»; аппликация «Скворечник», рисование «Дерево», подвижные игры «Найди свой домик», «Солнце, дождик, ветерок», пальчиковая гимнастика «Весна».

Ход ОД:

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день!

Поскорее в круг вставайте.

Ручки к солнцу, улыбайтесь! C:\Users\Александр\Desktop\images (1).jpg

На носочки поднимайтесь,

Не ленитесь, скорей проснитесь!

День пришел давным-давно                                        

Он стучится к нам окно!                                                                                      

                                                                       

За окном громко стрекочет сорока.

Звучит звукозапись.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Что, сорока, вы кричите?

Что случилось, расскажите?

Сорока:

Я – сорока почтальон,

И в лесу меня все знают.

Приглашение принесла,

В лес вас в гости приглашают.

Воспитатель:

Что же это за дела?

Сорока:

Зовет вас бабушка Сова.

Воспитатель:

Что за беда?

Сорока:

Беда, беда в лесу случилась,

Весна - красна, куда-то заблудилась!

Воспитатель:

Дети, вы согласны в лес пойти?

Что же ждет нас впереди?

Пальчиковая игра «Одежда»

Мы оденем сапоги,

Курточку и шапку

И на руку каждую

Натянем перчатки.

Сорока: C:\Users\Александр\Desktop\images.jpg

Вы готовы, погляжу,

Я вам дорогу покажу!

На экране слайд.

Зимний лес.

Сорока:

От меня не отставайте, 

Друг за другом след в след шагайте. 

Дети как будто идут по сугробам, высоко поднимают колени.

Воспитатель:

Вот и  лес, кругом сугробы,

Зима не хочет уходить.

И только ветер в вышине,

Свистит, гудит, шумит.

На экране появляется дерево с дуплом.

На дереве сидит сова.

Дети:

Здравствуйте!

Сорока:

Привела, ребят я привела!!!

Сова: 

Здравствуйте, я бабушка Сова!C:\Users\Александр\Desktop\3185831-night-owl.jpg

У нас в лесу беда случилась.

Весна пропала, заблудилась.

Воспитатель:

Что с Весною приключилось?

Сова:

Нагнала зима вьюги и метели.

Весну убаюкали они, пели колыбели.

Спит Весна глубоким сном.

Воспитатель:

Мы поможем, мы спасем!

Сова:

Из одной волшебной книжки,

Узнала я,  как зиму нам прогнать,

Чтоб тепло пришло опять.

Выручить Весну из плена,

Смогут тольно добрые сердца.

Сорока за вами давно наблюдала,

Как вы зимой кормили птиц,

Воробьишек и синиц.

Как цветы от холода укрывали,

Как корни деревьев вы утепляли.

Только тот,  кто проявил заботу,

Сможет выполнить эту работу.

Воспитатель:

Ребята,  мы постараемся и обязательно справимся!

Все задания дает мудрая сова.

1 задание. Игра «Найди признаки весны»0-vesna-kartiny-0023.jpg

Вам нужно взять только те картинки,

на которых изображены признаки весны (дети по очереди подходят к столу)

Весной ярко светит солнце.                                  

Весной тает снег.

Весной появляются лужи.

Весной прилетают птицы.                                                                                                    

Весной появляются сосульки.

Весной бегут ручейки.

Весной распускаются листочки на деревьях

Весной появляются первые цветы: подснежники.

                                                                               

На экране новый слайд.

Ярко светит солнце, тает снег.C:\Users\Александр\Desktop\vesna1.gif

2 задание. Игра «Скажи наоборот»

Зима ушла, а весна - …- пришла

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой снег чистый, а весной он… грязный

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Зимой день короткий, а весной … длинный

На экране новый слайд.

Тает лед, бегут ручьи.

3 задание  «Найди  лишний цветок»

На экране  новый слайд с изображение цветов.

Подснежник, ромашка, колокольчик.

Мать-и-мачеха, роза, мак.C:\Users\Александр\Desktop\f67f6bbfd0b0f4675e99a06c2481c24330312868.jpeg

Видеозапись  распускаются  

весенние цветы под музыку.


Физкультминутка

Снова нет ручьям покоя,           дети идут друг за другом по кругу,

День и ночь журчат в кустах

Ходит солнце золотое               дети идут по кругу, взявшись за руки

В чистых-чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг              приседают и встают

И на все цветы вокруг.              делают цветок над головой.

4 задание. Загадки. 

Включается запись пения птиц.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (грач)

Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку

Раздалось вокруг «ку-ку»…(кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины… (ласточка)

На шесте дворец,

Во дворце певец

Как зовут его…(скворец)


 

5 задание. Игра малой подвижности

 «Перелетные и зимующие птицы » C:\Users\Александр\Desktop\51000_html_3df1ef9e.jpg

 Если назову неперелетную птицу – присели,

если перелетную  птицу - машут крылышками. 

Ворона, скворец, голубь, синица, грач, воробей, снегирь, ласточка.

На экране  новый слайд.

Летят перелетные птицы.


6 задание. «Назови детенышей» 


У медведей - (медвежата)C:\Users\Александр\Desktop\lisa7.jpg

у зайцев  -   (зайчата)
у лисиц  -   (лисята)
у волков  -   (волчата)
у оленей  -  (оленята)
у ежей  -    (ежата)
у мышей  -   (мышата)
у белок  -     (бельчата)

у лосей  -     (лосята) 

Сова:  Молодцы,  ребята!

 Вы очень внимательные.

 На экране новый слайд.

Дикие животные и их детеныши.

7 задание. Отгадать загадки, собрать разрезные картинки.

На экране новый слайд.

Насекомые появляются после отгадывания загадки.

1.​ Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее… (пчела).

2. Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом  (муравей).

3.​ Она ярка, красива,C:\Users\Александр\Desktop\images (2).jpg

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (бабочка) 

4.​ Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки  (божья коровка).

 

Дети собирают разрезные картинки с изображением насекомых.

Сова: Молодцы, вы нам очень помогли!


Новый слайд. Весна. 

Весна:

Ну, вот и я пришла к вам снова,

Вы ждали с нетерпением меня.

Растаял снег, и солнце ярко светит,

И громко ручейки бегут, звеня.

Сорока:Весна придёт

Расскажу я всему свету,

Что зимы уж больше нету!

Поглядите, вот,  Весна,

По земле идет она.

Хоровод с весной.

Весна: Пришла пора прощаться, дети,

И торопиться в дальние края.

Я очень полюбила вас,

Мы встретимся еще не раз.

Воспитатель:

Пора и нам в обратный путь,

В весеннем лесу погуляли мы славно,

Помнить должны вы, дети, о главном.

Все жители леса – наши друзья,

А обижать, друзей  знаем точно - нельзя!

Сорока провожает детей в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по познавательному развитию дошкольников в старшем дошкольном возрасте.

Материал предназначен как руководство для молодых педагогов, которые только начинают свою трудовую профессиональную деятельность....

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников 4-5 лет "Кроватка для Машеньки"

Образовательная область "Познавательное развитие" (конструирование из строительного материала). Конспект занятия для детей средней группы 4-5 лет "Кроватка для Машеньки"...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников 5-6 лет "Берегись насекомых"

Образовательная область "Познавательное развитие" (безопасность). Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Берегись насекомых!"...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников 4-5 лет "Лесные звери"

Образовательная область "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим миром) для детей 4-5 лет....

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"

План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...

Конспект НОД «НЕСТАНДАРТНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» Занятие «Викторина по сказкам» (Средняя группа)

Цель: создание положительной атмосферы и хорошего настроения, воспитание любви и уважения к литературному жанру- сказкам.Задачи:Расширять кругозор, обогащать словарный запас, прививать детям инте...