Конспекты занятий по познавательному развитию дошкольников в старшем дошкольном возрасте.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Дмитриева Ирина Александровна

Материал предназначен как руководство для молодых педагогов, которые только начинают свою трудовую профессиональную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_razvitie_v_ml.gr_._po_volchkovoy.doc599 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

Тема:   «Наша группа».

Цель: познакомить детей с групповой комнатой. Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Развивать чувство любви и гордости за свою группу.

Ход занятия:

  • Ребята! Вы помните, совсем недавно вы ходили в ясельки. А теперь вас всех перевели в младшую садиковую группу.
  • Как вы думаете, почему вы теперь не будете ходить в ясельки?
    (Мы подросли, стали большими).
  • Давайте все вместе осмотрим нашу новую группу. Начнем с
    раздевалки.
  • Где у нас раздевалка? (Все вместе идут в раздевалку).
  • Посмотрите, как здесь много домиков. А что в этих домиках живет? (Наша одежда).

Игра «Найди домик для своей одежды».

Игра «Расскажи, как ты узнал, что это домик для твоей одежды». {Дети рассказывают, как они запомнили шкафчик по своему значку и еще по каким-то отличительным признакам).

( Сказка «Про то, как каждая вещь любит жить на своем этаже». Ребята, чтобы вы никогда не забывали, где какая вещь любит жить и в какой последовательности одеваться и раздеваться, мы будем вспоминать, глядя на схему.

(Воспитатель предлагает детям алгоритм). Есть у нас в группе комната, где дети из грязнуль превращаются в чистюль.

-        Что же это за комната? (Умывальная).

(Дети все вместе с воспитателем идут в умывальную комнату).

  • И здесь есть домики, только не для одежды, а для чего? (Для полотенца, для расчески).
  • Найдите каждый домик для своего полотенца и своей расчески
    (дети находят).
  • Ребята, а как вы можете догадаться, чистый ты или грязный? Аккуратный или неряшливый? (Посмотреть в зеркало и увидеть).
  • Посмотрите на себя в зеркало и если кому-то что-то не понравится в себе, исправьте, приведите себя в порядок.
  • Посмотрите, у всех чистые руки?

Когда руки будут грязные, мы будем учиться мыть их правильно, а помогут нам вот эти схемы. (Воспитатель обращает внимание на алгоритм).

  • Но самая любимая комната у всех детей - это групповая.
  • Почему групповую любят все ребята? (Здесь мы играем, обеда
    ем, спим, читаем сказки, занимаемся и т. д.).
  • Ребята, посмотрите вокруг, какого цвета наша группа? (Дети называют все цвета, которые увидят).
  • Какого размера наша группа? (Большая).
  • Где пол? (внизу). Потопайте по полу ножками.

-        Где потолок? (вверху). Достаньте ручками потолок, потянитесь выше.
Вот какая высокая у нас группа.

  • А почему свет не горит, а в группе светло? (Потому что в группе
    есть окна, а стекла пропускают свет).
  • Давайте назовем все слова, какая наша группа? (Большая, красивая, высокая, просторная, светлая, уютная, удобная).
  • Очень хочется, чтобы всем нашим детям целый день жилось в
    нашей группе весело и уютно.

Познавательное развитие

Тема: «Безопасность в нашей группе»

Цель: закрепить знания детей о своей группе. Развивать умение ориентироваться в групповом пространстве. Воспитывать у детей аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. Развивать чувство безопасности и самосохранения.

Ход занятия:

  • Ребята, вам нравится наша группа? (Да, нравится).
  • А что больше всего нравится в нашей группе? (Разные ответы детей).
  • Я очень рада, что вы любите нашу группу. Ребята, но если быть неосторожным, то в нашей группе с кем-то из вас может случиться беда. Давайте вместе с вами подумаем, какая же беда может случиться? (Воспитатель подводит детей к аквариуму).
  • Ребята, продумайте, что может произойти с аквариумом? (Упасть, он стоит на тонких ножках; если его толкнуть, он упадет; если попасть в него мячом или кубиком, он разобьется).
  • Правильно, ребята! Аквариум у нас стеклянный, хрупкий, тонкий и от удара может разбиться.
  • А если в этот момент рядом будет кто-нибудь из вас, какая беда может случиться?

 квариум большой, тяжелый. Упадет  придавит ногу, разольется вода - станешь мокрым и простудишься, разобьется стекло - поранит руку, когда упадет, загремит - ребенок испугается шума и т. д.).

  • Ребята, а в нашей группе есть еще предметы из стекла? (Окна, лампочки, ваза, очки у ребенка и воспитателя, посуда и т. д.).
  • Все стеклянные предметы таят в себе опасность для здоровья человека! Они бьются и стеклом можно поранить свое тело. Запомните это, ребята, и будьте со стеклом всегда осторожны.
  • Ребята, как вы думаете, а деревянные предметы могут быть опасными? (Разные ответы).
  • Какие вы знаете деревянные предметы? (Стол, стул, дверь, рама, шкаф и т. д.).
  • Стекло очень тонкое и хрупкое, может разбиться, деревянные предметы не бьются, они твердые. (Дети с воспитателем ощупывают руками деревянные предметы).
  • Из-за того, что они очень твердые, эти предметы могут быть очень опасными для человека.
  • Представьте себе, что кто-то из вас очень быстро побежал, а на пути его стоит твердый деревянный стол. Что может случиться? (Ребенок ударится, набьет шишку, сломает руку или ногу, поранится до крови).
  • А еще двери могут быть опасными вот в какой ситуации. (Воспитатель открывает дверь и проводит опыт: подкладывает карандаш в то место, где крепятся петли и резко закрывает дверь - карандаш ломается).
  • Ребята, никогда не беритесь рукой за это место на двери, потому что это очень опасно. Что может быть с рукой или ногой? (Разные ответы).
  • А теперь покажите мне, где еще у нас в группе опасные двери?
    (Дети показывают двери в раздевалке, умывальной, в шкафах и т. д).
  • (Воспитатель подводит детей к окну). Кто у нас смелый? Кто не боится высоты? (Желающие отвечают).

(Воспитатель ставит одного ребенка на подоконник).

  • Еще одна опасность подстерегает детей на высоте. Подумайте, что может случиться с ребенком? (Ответы детей: упадет вниз, разобьет голову, стекло может разбить, когда будет падать, ребенок может упасть на улицу со второго этажа и разбиться, пораниться стеклом).
  • А где еще может случиться беда на высоте? (Если залезть на стол, на стул, на шкаф...).

-        Ребята, как много опасных ситуаций подстерегают детей, которые не знают правила безопасности. Но вам эти беды не грозят, потому что, я надеюсь, вы все эти правила надолго запомните. А тем ребятам, которых сегодня нет в детском саду, вы расскажите сами.

Развитие речи

Тема: «От шалости до беды - один шаг»

Цель: связная речь: учить детей составлению коротких рассказов с помощью взрослого;

звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [ш], учить четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах. Развивать речевое дыхание;

словарь и грамматика: учить правильному употреблению глаголов в повелительном наклонении: «Не скачи!», «Не беги». Расширить запас глаголов (дышать, смотреть, слушать, играть, рисовать, лепить, кричать, драться, топать и т. д.).

Ход занятия:

  • Дети, вам нравится наша группа? (Ответы детей).
  • А что больше всего нравится? (Ответы разные).
  • В нашей группе много предметов, которые требуют осторожного обращения. Какие предметы надо особенно беречь? (Воспитатель подводит детей к аквариуму, дети догадываются, что это аквариум).
  • Правильно, аквариум.
  • А почему надо осторожно обращаться? (Он из стекла, может разбиться, хрупкий, тонкий).
  • Ребята, придумайте, какие опасные ситуации могут возникнуть и что может случиться? (Дети рассказывают, предлагают разные ситуации).

Воспитатель предлагает послушать рассказ:

«Однажды расшалился Витя и стал бегать по группе. Зацепил он рукой угол стола. Стол закачался. А на нем стоял аквариум с рыбками. Аквариум упал и разбился. Потекла вода ручьем, а рыбки лежат на полу и задыхаются. Вот-вот погибнут».

  • Ребята, вам понравился Витя? (Ответы детей).
  • Что сделал Витя?
  • Почему рыбки оказались на полу?
  • Что надо сделать, чтобы рыбки не погибли? (Варианты ответов детей).

Воспитатель хвалит детей за то, что они такие добрые и отзывчивые.

-        Ребята, Витя шалил, потому что не знал поговорку «От шалости до беды - один шаг».

Давайте повторим все вместе эту поговорку. (Дети хором повторяют эту поговорку).

  • А теперь разделитесь по парам и друг другу напомните эту поговорку. (Дети повторяют).
  • Давайте вспомним, как водичка бежала ручейком «буль-буль-буль».
  • А теперь водичку соберем, как она льется в ведро: «ши-ши-ши».
  • А теперь, давайте произнесем, как рыбки плюхнулись в ведро:
    «плюх-плюх-плюх».
  • Теперь рыбки будут плавать в ведре, пока новый аквариум не купим.
  • Не было бы шалости - не было бы беды - не было бы разбитого аквариума.

Повторим пословицу: «От шалости до беды - один шаг».

  • А если кто будет бегать и скакать по группе, мы ему скажем: «Не скачи по группе! Не беги по группе!» (Дети повторяют).
  • Ребята, а что можно делать в группе, чтобы не было беды? одить, сидеть, смотреть, дышать, слушать, отдыхать, играть, рисовать, лепить, разговаривать, смеяться, улыбаться и т. д.).
  • Ребята, а что нежелательно делать в группе? (Бегать, прыгать, скакать, драться,

кричать, свистеть, топать и т. д.).

  • Молодцы! С такими умными детьми никогда не будет беды.

Закатать рукава  2. Открыть кран с водой  3. Взять в руки мыло  4. Намылить руки до густой пены  5. Смыть мыло чистой водой  6. Второй раз взять в руки мыло  7. Намылить руки до густой пены  8. Смыть мыло чистой водой  9. Закрыть кран  10. Полотенцем вытереть воду с рук досуха 11. Застегнуть рукава.

ОПАСНЫЕ   СТЕКЛЯННЫЕ   ПРЕДМЕТЫ

АКВАРИУМ               ОКНО                 ЛАМПОЧКА              ВАЗА

                    ОЧКИ                ТАРЕЛКА              ЧАШКА

ОПАСНЫЕ   ДЕРЕВЯННЫЕ   ПРЕДМЕТЫ

  СТОЛ  ДЛЯ           СТУЛ   ДЛЯ            ДВЕРЬ                  ШКАФ

 ВЗРОСЛЫХ           ВЗРОСЛЫХ                                ДЛЯ ИГРУШЕК

                ШКАФ           ДЕТСКИЙ СТОЛ    ДЕТСКИЙ СТУЛ

         ДЛЯ ОДЕЖДЫ

ОПАСНЫЕ   СИТУАЦИИ  НА ВЫСОТЕ

 

Познавательное развитие

Тема:  «Осень золотая»

Цель: познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Ход занятия:

Воспитатель подходит с детьми к окну, читает стихотворение А. Фета.

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится,

Да стучит в окно.

  • Ребята, что вы почувствовали, когда слушали стихотворение? (Грустно, печально, холодно и т. д.).
  • Мне тоже стало грустно. Прошло лето, наступила осень.
  • Ребята, а какая погода осенью? (Холодная, пасмурная, дождливая, солнце за тучами прячется, ветер дует холодный). (Воспитатель рисует схематично) (1,2, 3).

-        Ребята, а куда пропали птицы? (Улетели в теплые края, рисует схематично) (4).

         - А животные тоже убегают в теплые края? (Нет, животные готовятся к зиме, рисует схематично) (5).

  • Ребята (подходят к окну), а почему деревья полуголые? Куда девались листья? (Листья падают с деревьев).
  • Правильно, осенью листья опадают, это явление называется листопад. (Дети повторяют хором и индивидуально, воспитатель рисует схематично) (6).
  • Птицы улетают осенью в теплые края, животные готовят свое жилище, делают его теплее. А как люди спасаются от холода? Вы сегодня как оделись? (Теплые куртки, штаны, кофты, шапки, теплые сапоги, варежки, воспитатель рисует схематично) (7).
  • Про какое время года мы с вами рассказали? (Про осень).
  • А чтобы ребята наши не забыли слово «ОСЕНЬ», мы его напишем на стекле и будем каждый день читать. (Воспитатель желтой краской пишет на стекле печатными буквами «ОСЕНЬ»).

-        Что за погода осенью? Не поймешь? То солнышко выглянет, то дождик пойдет.

Игра «Солнышко и дождик».

-        Молодцы, дети! А теперь представьте, что вы не дети, а осенние
листья. Я буду ствол, а вы листья. Подойдите ко мне ближе, все мы вместе большое красивое осеннее дерево. Подул легкий ветерок, листики зашелестели, заулыбались, им весело шелестеть друг с другом. И вдруг подул сильный ветерок, листики стали отрываться от веток и лететь. (Дети имитируют движения под музыку). Они летят легко, красиво, ветерок играет с ними, листики кружатся, веселятся, танцуют свой последний осенний танец, и вдруг они касаются земли и тихо-тихо ложатся на землю.

-        Вам понравилось быть листиками? (Да, понравилось). Давайте еще раз прочитаем на стекле, какое сейчас время года. (Дети читают:«ОСЕНЬ»).

Познавательное развитие

Тема: «Чудесные листья»

Цель: учить детей замечать красоту природных явлений. Различать, узнавать, называть растения. Учить пользоваться сенсорными эталонами, эмоционально откликаться, переживать радость от общения с природой.

Ход занятия:

-        Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, что вам на улице понравилось? (Ответы детей).

-  А когда вы наступали на землю, что у вас было под ногами? (Листья).

  • Какие листья вы видели? (Разные, они упали с деревьев. Много листьев на земле).
  • Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев? (Разные ответы).
  • А летом так бывает?
  • А весной так бывает? (Ответы детей).
  • А зимой так бывает?
  • А когда же бывает много листьев на земле? (Осенью).

(В гости приходит девочка Осень, приносит ребятам в подарок целую корзину с разными листьями, разбрасывает их по группе..)

Игра «Найди самый красивый листик». (Дети выбирают себе листик. Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать, почему ему понравился этот листик. Рассказ проводится по схеме).

  • А теперь давайте с листиком поиграем, хотите? (Ответы детей).
  • Посмотрите на солнышко через листик. Видно? (Нет).
  • Листик непрозрачный.
  • Положите на руку, а теперь подкиньте его вверх и понаблюдайте, как он опускается. Падает или летит?
  • Листик легкий.
  • Согните его пополам. Получилось?
  • Листик мягкий, гнется.
  •    А теперь попробуйте, приложите листик к щеке рукой. Что вы почувствовали? (Ответы детей).
  • Листик живой.
  • А теперь попробуйте оторвать кусочек листика. Рвется? (Дети пробуют). А теперь на место приложите. Прикладывается? (Дети пробуют). Жалко листик, порвать смогли, а приклеить не получилось. Красивый листик рваный? (Ответы детей). Лучше бы мы не рвали, и листик остался бы красивым. Пожалейте его. (Дети жалеют листик, говорят, что не будут его больше рвать).
  • А чтобы наш листик не грустил, давайте найдем листику одного
    дружка, другой листик. Познакомьте их между собой. (Дети ищут на полу еще один листик).

- А теперь найдите много друзей. (Собирают много листьев. Дети радуются, вдыхают аромат осени, подбрасывают листья, наблюдают за их кружением и т. д.). (Воспитатель предлагает детям собрать все листья, потому что на улице мы послушаем, как листья шуршат под ногами. Дети собираются на прогулку и продолжают игру с листьями).

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Под ногами шуршат, шуршат.

Скоро станет голым сад.

Развитие речи

Тема: «Любуемся красотой осени»

Цель: связная речь: активизация прилагательных. Описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям;

звуковая культура речи: закрепление произношения звуков [а], [и], [ц], [н], [н'];

словарь и грамматика: активизация прилагательных и глаголов.

Ход занятия:

В гости к детям приходит мишка. Рассказывает детям, что он еще маленький и не знает, зачем ему глазки, ушки, носик.

  • Ребята, что же делать? Надо мишке помочь. Придется мишке все объяснить, сможете ребята? (Сможем).
  • Ребята, подойдите все к окну и мишку с собой возьмите. Давайте посадим его на окно.
  • Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?
  • Деревья.
  • Какие деревья? (Желтые, розовые, зеленые и т. д.).
  • А зимой можно увидеть такие разноцветные деревья? (Нет).
  • А летом? (Нет).
  • А весной? (Нет).
  • А когда бывают такие красивые деревья? (Осенью).
  • Правильно, осенью. Осень - чудесное время года. Природа дарит деревьям разные краски.
  • У березы какие листья? (Желтые).
  • У рябины какого цвета листья? (Красные).
  • На иве какого цвета листья? (Зеленые).
  • И всю эту красоту мы увидели чем? (Глазками).
  • Спросите у мишки, видит ли он осеннюю красоту? (Дети спрашивают).
  • Ребята, посмотрите, деревья качаются. Кто качает деревья? (Ветер).
  • А ветер можно услышать? (Можно).
  • Как шумит ветер? («У-у-у, у-у-у»).
  • А что еще можно осенью услышать? Как листья шуршат? ("Шу-шу-шу, шу-шу-шу").
  • Как дождик стучит по крыше? («Кап-кап-кап, кап-кап-кап»).
  • А как синичка поет осенью? Кто слышал? («Ци-ци-ци, пинь-пинь-пинь»).
  • Что помогло нам услышать осенние звуки? (Ушки).
  • Спросите у мишки, слышал ли он осенние звуки? (Дети общаются с мишкой).
  • Ребята, а носик нам помогает почувствовать осень? Какие запахи вы чувствовали? (Запах дождя, запах грибов, запах овощей, запах листьев, запах костров, когда листья жгут).
  • Мишка, ты понял, зачем нам всем носик, глазки, ушки? (Понял).
    Любуйся красотой осени, прислушивайся к ее звукам, вдыхай и чувствуй осенние запахи.
  • Ребята, мишка, к нам когда пришел, какой он был? (Грустный, печальный, маленький, глупый, ничего не знал и т. д.).
  • А теперь, когда вы его подучили, какой он стал? (Веселый, радостный, большой, умный, наблюдательный, любознательный).

Дети прощаются с мишкой, говорят, что если он чего-то не будет знать, пусть не стесняется, приходит к ребятам, они ему все подскажут и расскажут.

Познавательное развитие

Тема: «Грузовой транспорт»

Цель: дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовом транспорте. Закрепить знания о составных частях грузовой машины. Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение, творчество.

Ход занятия:

  • Ребята, что у вас сегодня было на завтрак? {Каша, чай, булка с маслом).
  • Кто приготовил вам завтрак? {Повар).
  • Детей у нас в группе очень много и в соседней группе детей тоже много, а во всех группах детского сада очень много детей. Откуда же повар взял столько продуктов? {На машине привезли из магазина).
  • Правильно, мы когда гуляли, видели, как к кухне приезжала машина и из нее выгружали много продуктов. Какие продукты вы видели?
    (Молоко в бидонах. Рыбу в металлических ящиках. Сахар, крупу в мешках, картошку и морковку в сетках и много других разных продуктов).
    На какой машине можно возить продукты?
  • Как называется машина, которая перевозит грузы? {Грузовая).
  • А какие еще грузы может перевозить грузовая машина? (Ответы детей разные: кирпичи, мебель, хлеб, молоко, цемент, книги, доски, картошку в мешках, елки к Новому году и т. д.).
  • Грузовые машины - это помощники человека.
  • Как называется часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина).
  • Куда складывают груз? (Кузов).

-        Без какой части машина никогда не поедет? (Без колес).
Д/игра «Почини машину». (Собрать по частям машину).

Игра «Перевези груз». (Дети по сигналу превращаются в любую грузовую машину и движутся по группе, не сталкиваются, осторожно везут свой груз. По сигналу останавливаются, заправляются бензином, по сигналу продолжают свой путь).

После игры дети рассказывают, какого цвета грузовиками они были и какой груз они перевозили.

-        Молодцы, вот какие помощники наши грузовые машины.

Познавательное развитие

Тема: «Пассажирский транспорт»

Цель: познакомить детей с разнообразным пассажирским транспортом. Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта. Учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Воспитывать вежливое, культурное поведение.

Ход занятия:

В гости к детям пришли Хрюша и Степашка. Но почему-то они расстроены, невеселые. Что-то случилось?

  • Хрюша и Степашка, почему у вас сегодня плохое настроение? - спрашивает воспитатель.
  • Мы сегодня решили самостоятельно поехать в цирк. Вышли на дорогу, посмотрели, а машин видимо-невидимо. Одни машины продукты везут, другие - кирпичи, третьи - мебель повезли, четвертые - доски. Мы их останавливали, просили, чтобы они нас до цирка подвезли, а они проезжают мимо и не останавливаются. Как нам доехать до цирка,
    не знали, а скоро представление начнется. Что нам делать?
  • Ребята, что же делать Хрюше и Степаше? Как доехать до цирка, вы не знаете? (На троллейбусе, на автобусе, на трамвае, на такси...)
  • Правильно, ребята. Хрюше и Степаше надо ехать на транспорте, который возит людей. Это пассажирский транспорт.
  • Чтобы Хрюша и Степаша хорошо запомнили и не перепутали пассажирский транспорт, мы им нарисуем его на схемах: трамвай, троллейбус, автобус, такси.
  • Кто едет в пассажирском транспорте? (Пассажиры).
  • Ребята, а вы когда-нибудь ездили на пассажирском транспорте?
    Расскажите? (Ответы детей).
  • А с кем вы ездили? (С мамой, папой, бабушкой, братом).
  • Вы слышите, Хрюша и Степаша, наши дети ездили только со взрослыми, так что для безопасности советуем и вам ездить со взрослыми.

-        А еще в пассажирском транспорте надо покупать билет, проходить в салон, садиться на свободное место, соблюдать правила поведения.

-        Давайте поиграем все в игру «Мы едем в трамвае» (игра со стульчиками).

(Хрюша и Степаша благодарят детей за то, что много узнали о пассажирском транспорте, научились себя вести в транспорте. А теперь они побегут домой за взрослыми и на пассажирском транспорте отправятся в цирк, а вечером к ребятам зайдут и обязательно расскажут, что интересного они увидели в цирке).

Развитие речи

Тема: «Как нам транспорт помогает»

Цель: словарь: пополнить словарный запас детей о разновидностях транспорта и грузов;

связная речь: учить детей строить предложения, выражающие просьбу, называть правильно предметы в магазине «Автолюбитель»;

грамматический строй: закрепить правильное использование предлогов: В, НА, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, ОТ;

звуковая культура речи: учить детей фантазировать, придумывать любой сигнал для своей машины. Регулировать силу голоса.

Ход занятия:

-Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада? (Пешком, на автобусе, на троллейбусе).

- Кто живет рядом с детским садом - пришли пешком, кто живет далеко от детского сада - ехали на пассажирском транспорте (воспитатель помещает на ковролине изображение автобуса, троллейбуса, такси, трамвая).

  • Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? {Пассажиры).

- А кто может быть пассажиром? {Мальчики, девочки, дяди, тети, бабушки, дедушки и т. д.).

  • А на пассажирском транспорте куда еще можно доехать? Как вы думаете, куда едут люди? {На работу, домой, в школу, на рынок, на почту, в кафе, в кинотеатр и т. д.).
  • Транспорт помогает всем нам быстро добраться туда, куда нам необходимо.
  • Ребята, а что делают пассажиры, когда едут в транспорте? идят, стоят, смотрят в окно, разговаривают, покупают билеты, читают газеты, рекламу, входят, выходят...)
  • А что же нам делать, когда надо перевезти какой-то груз? (На машине).
  • Как называются машины, которые помогают нам перевезти груз? (Грузовые).
  • А какие грузы могут перевезти грузовые машины? (Мебель, доски, кирпичи, песок, продукты, бензин, молоко и т. д.).
  • А кто же водит пассажирский и грузовой транспорт? {Водители).

-        Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать.

Водитель должен хорошо знать строение своей машины, ее части, и если что-то сломается, купить нужную деталь в магазине. Представьте, что вы водители, а я буду продавцом магазина. У меня в магазине продаются части для машины, вы должны их назвать правильно (в магазине имеются руль, колесо, фара, стекло, педаль, кузов, ручки и т. д.).

Д/игра «Купи для машины нужную деталь».

Молодцы! Починили свои машины.

Д/игра «Скажи правильно». На ковролине определить местонахождение водителя относительно машины (в машине, на машине, за машиной, около машины, перед машиной, слева от машины, справа от машины).

Машины - наши верные и надежные помощники, но чтобы машины служили нам долго и ехали туда, куда надо человеку, человек обязан следить за машиной, аккуратно с ней обращаться, вовремя ее чинить, ставить в гараж от непогоды, беречь ее на дорогах и тогда машина преодолеет все дороги, как в нашей игре.

Несловесная игра.

По дороге прямо... ехали.

На горку... въехали.

С горки... съехали.

Прямо ... поехали.

Через мостик... переехали.

В ворота... заехали.

К своему дому... приехали.

Словесная игра «Изобрази сигнал своей машины». (би-би, ту ту). (Посигналить тихо около дома, посигналить громко около дома..

Познавательное развитие

Тема: «Я и моя мама»

Цель: развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами.

                                    Ход занятия:

-        Ребята, давайте с вами поговорим о самом близком человеке. Вы можете назвать его? (Это мама).

-        Конечно, это мама! А все ли дети знают имена своих мам? (Дети называют).

  • Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Как вы узнаете свою маму? (Ответы детей. Воспитатель составляет схему по ответам детей и дополняет её).
  • Внимательно посмотрите на схему и попробуйте рассказать о своей маме.

(Ответы детей: моя мама высокая (низкая), стройная (полная), у нее голубые (карие) глаза, пухлые (тонкие) губы, рыжие (черные, светлые волосы, у нее зеленое платье, черные туфли, бусы и сережки).

Конечно же, ваши мамы разные. У них разные имена, разная внешность, разная одежда, но есть кое-что, в чем они очень похожи.

Какие они, ваши мамы? (Красивые, добрые, ласковые, нежные, умные и т. д.).

  • А еще я знаю, что ваши мамы очень трудолюбивые. В этом они все очень похожи друг на друга. Что же умеют делать ваши мамы? (Дети отвечают, воспитатель, дополняя, составляет схему).
  • Молодцы, ребята, давайте еще раз повторим, что умеют делать ваши мамы {дети повторяют).
  • Ребята, а кто уже научился своей маме помогать? тветы детей).
  • Молодцы! Мамы рады, что у них такие замечательные дети!
  • А какими ласковыми, нежными словами вас называют мамы? тветы детей).
  • А еще мамы любят сравнивать своих детей с кем-нибудь. Я свою дочку зову «зайчик мой», потому что она веселая и шустрая. А с кем сравнивают вас мамы? (Солнышко, зорька, обезьянка, цветочек, конфетка,бабочка и т. д.).
  • Вот как много слов придумывают для вас ваши мамы.
  • А в какие игры играют с вами ваши мамы? (Ответы детей).
  • Как хорошо, ребята, что у вас есть такие добрые, любящие вас  мамы!

Познавательное развитие

Тема: «Мамы есть у всех»

Цель: дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям животных на примере их сходства.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами уже говорили, что самым близким и любимым человеком для нас является наша мама.

Мамы и папы есть у каждого мальчика и у каждой девочки, и каждый ребенок похож на своих родителей.

Я похожа на свою маму. А на кого похож ты, Алеша? Ты, Маша? (Ответы детей).

А вы знаете, что у ваших мам и пап тоже есть мамы и папы? абушки, дедушки).

-        Правильно, мамы есть не только у маленьких детей, но и у взрослых.

И вы, когда вырастите, тоже станете мамами и папами.

-        А вы знаете, что мамы есть не только у людей. Мамы есть и у птиц, и у животных

-        Мамы птиц и животных такие же заботливые, нежные и ласковые, как и ваши мамы. И их дети также похожи на своих родителей.

Посмотрите на картинки и вы сразу догадаетесь, где чьи дети.

  • Ребята, на какую маму похож жеребенок? (На лошадь).
  • На какую маму похож теленок? (На корову).
  • Ягненок? (На овцу).
  • Поросенок? (На свинью).
  • А как мамы животных заботятся о своих детях? (Они их ласкают, лижут языком, кормят, играют с ними и т. д.).
  • А еще мамы корова и лошадь учат своих детей находить и щипать на лугу вкусную, сочную, полезную траву.

Дикие животные живут в лесу, и их мамы учат добывать себе пищу. Белка учит кого? (Бельчонка). Чему? (Собирать грибы, шишки). Зайчиха учит кого? (Зайчонка). Чему? (Быстро бегать от лисы и т. д.).

У волчицы кто? (Волчата).

У лисы кто? (Лисята). И т. д.

Все мамы заботятся о своих детях, даже птицы.

У гусыни кто? (Гусята).

У утки? (Утята).

У курицы? (Цыплята).

У индюшки? (Индюшата).

И все они очень похожи на своих мам.

Развитие речи

Тема: «Моя любимая мама»

Цель: связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом;

словарь: учить детей правильно подбирать прилагательные и глаголы. Активизировать словарь;

звуковая культура речи: учить четко, громко произносить слова, закреплять произношение [ч'], [м].

Ход занятия:

-        Ребята, кто вас сегодня привел в детский сад? (Мама, папа, бабушка и т. д.). И все-таки большинство детей привели мамы. Ребята, а
как зовут ваших мам? (Ответы детей).

Какие красивые имена у ваших мам.

Ребята, а вы своих мам любите? (Да).

Хотите сделать мамам подарок? (Да).

Вот, посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает детям наводящими вопросами).

  • Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая?
    (Ласковая)
  • Когда мама модно одевается? Какая она? (Красивая).
  • Когда мама улыбается, смеется? Какая она? (Веселая).
  • Когда мама не ругает, когда вы шалите. Какая она? (Добрая).
  • А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).
  • Молодцы, вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
  • Ребята, а теперь поиграем. (Игра с пиктограммами).
  • Когда ваша мама бывает веселая, подберите похожую карточку (выбор пиктограммы).
  • А почему эту? Как вы догадались? (Глаза добрые, радостные, губы улыбаются).
  • А когда мама грустная, какая карточка подходит? ыбор пиктограммы).
  • Как вы догадались? (Глаза грустные, печальные, злые).
  • А кто маму огорчает, когда она такая грустная? тветы детей).
  • Когда маму не слушают дети, у нее портится настроение. Она становится грустной, обиженной и даже сердитой.
  • Ребята, а мы будем такие слова складывать в сундучок? (Нет, не будем).
  • Правильно, мы не будем маму расстраивать.

Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама. А какие мамы бывают у зверей? (Игра с иллюстрациями).

У зайчат мама ... (зайчиха).

У лисят мама ... (лиса).

У волчат мама ... (волчица).

У медвежат мама ...(медведица).

У бельчат мама ... (белка).

(Мамы зверей так же любят своих детей, как и ваши мамы. Они учат их всему: умываться, чистить шерстку, бегать, прыгать, добывать себе корм).

Динамическая пауза «Чему нас научили мамы...»

-        Ребята, покажите, как вас мамы всему учили. (Дети показывают движения, повторяют глаголы).

  • ходить
  • прыгать
  • ножки выставлять
  • умываться
  • причесываться
  • ложкой есть
  • топать ножками
  • хлопать ручками

- Ребята, давайте громко скажем мамам за то, что всему нас научили: «Мамочка, спасибо». (Дети повторяют по одному каждый).

  • Молодцы! Ребята! А кто хочет про свою маму рассказать всем ребятам? (Рассказы детей).

Познавательное развитие

Тема: «Умывание каждый день»

Цель: закреплять навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении. Развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относиться к своему телу.

Ход занятия:

-        Ребята! Послушайте отрывок из произведения В. Маяковского
«Что такое хорошо и что такое плохо?» (Показ иллюстраций).

Этот мальчик любит мыло и зубной порошок. Этот мальчик очень милый, поступает хорошо. Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!»

  • Вот два мальчика, какой вам больше нравится? (Ответы детей).
  • Почему вам понравился чистый мальчик? (Ответы детей).
  • А другой мальчик кому-нибудь понравился? (Нет).
  • Почему? (Ответы детей).
  • Ребята, посмотрите друг на друга, есть ли у нас в группе такие же грязные, неряшливые дети? (Нет).
  • А почему? (Потому что мы моемся, купаемся, приводим себя в  порядок).

-        Какие места на вашем теле больше всего пачкаются? (Руки, лицо, ноги, колени, локти, шея, уши, волосы и т. д.).

-Вот, посмотрите, ребята, человечки, у которых все эти места грязные. (Детям раздаются трафареты человечков).

  • Почему плохо быть грязнулями? (Ответы детей).
  • Ребята, давайте человечку поможем помыться и стать чистым, как вы. (Дети соглашаются).
  • Какие принадлежности требуются, чтобы смыть грязь? (Вода, мыло, мочалка, полотенце).
  • Правильно! Молодцы, вы знаете!
  • Для чего нужна мочалка? (Ответы детей).
  • Вот дети вам маленькие мочалочки, мойте своих человечков, лучше трите. (Дети трут).

  • Не оттирается? Наверное, с мылом лучше получится!
    Возьмите мыло, намыливайте человечков. Не намыливается?
  • Ни мыло, ни мочалка не могут отмыть грязь!

  • Оказывается самое главное - это вода. Только с водой пенится
    мыло и мочалка отмоет грязь только с водой.
  • Вот вам вода, мойте человечков. (Дети моют человечков).
  • Какие чистенькие стали человечки! Вода помогла смыть грязь,
    значит, самое главное при умывании - вода.

-        Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.
1. Рассмотреть воду на прозрачность.

Какой цвет у воды? (Нет цвета, вода прозрачная). 2. Рассмотреть воду на текучесть.

Посмотрите, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан. Что делает вода? (Льется, течет, струится, переливается). 3. А еще, ребята, вода может иметь разную температуру.

  • Закройте глазки и рукой попробуйте воду в одном тазу, а потом в другом.
  • Что вы почувствовали? (Вода холодная и теплая).
  • В какой воде приятнее мыться? (В теплой).
  • Холодная вода тоже полезна для умыкания, она закаляет организм человека.

-Ребята, а как правильно МЫТЬ руки и умываться? (Предложить детям алгоритм мытья рук на отдельных карточках, дети расставляют карточки по порядку).

-        Молодцы, по этой схеме мы моемся каждый день и поэтому вы  у нас красивые, чистые, аккуратные


Познавательное развитие

Тема: «Купаться любят все».

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению, закрепить знания о свойствах воды.

Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Рано утром на рассвете Умываются мышата И котята, и утята, И жучки, и паучки.

  • Купаться, умываться любят все животные и насекомые.
  • Ребята, кто из вас видел, как они умываются? (Ответы детей).
  • Кошка умывается лапками, язычком.
  • Собака умывается тоже лапками и язычком.
  • Слон может делать своим хоботом себе душ.
  • Хомячок умывается лапками.
  • Попугайчик чистит свои перышки клювом.
    Игра-имитация «Как животные, птицы, насекомые умываются».
  • Ребята, а человек умывается? (Да).

  • Зачем? (Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо
    п
    ахнуть).
  • А еще чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные
    микробы, мы их не видим. Поэтому надо мыться, ухаж
    ивать за собой,
    даже если ты и не очень грязный.

-        Человек моет все тело, когда купается в ванне, под душем, а мо
жет отдельно вымыть лицо, руки, ноги...

  • Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже
    игрушки. Но игрушки не живые, сами купаться не могут.
  • Вы хотите им помочь? (Хотим).

-Давайте все вместе искупаем куклу Дашу? (Дети соглашаются).

  • Что нам для купания потребуется? (Дети перечисляют: вода,
    м
    ыло, мочалка, тазик, полотенце).
  • Раздевайся, Даша, садись в тазик, будем купаться.
  • Дети, попробуйте, какая вода? (Теплая).


-        Вода теплая, Даша, мыло душистое, мочалка мягкая, полотенце
пушистое... Как приятно купаться! Но еще приятнее будет после купа
ния, когда Даша будет чистая, красивая, свежая.

Чтение потешки.

Лейся, чистая водица,

Ты умой Дашу чисто-чисто.

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай.

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь смывай.

Умываем мы Дашу быстро,

Вытираем чисто.

Даша опрятна, аккуратна.

Всем смотреть на нее приятно.

Развитие речи

Тема: «Водичка, водичка...»

Цель: учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызывать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия; звуковая культура речи: закреплять произношение звуков [ч'], [ш], [с].

Ход занятия:

-        Ребята, я вас сейчас буду спрашивать, а вы отвечайте словами и
показывайте руками.
(Дети имитируют).

Ручки мыли? (Мыли).

Ушки мыли? (Мыли).

Щечки мыли? (Мыли).

Все помыли, ничего не забыли?

А теперь мы чистые, зайчики пушистые.

(В группу входит Мойдодыр).

  • Здравствуйте, ребята! Какие вы все чистые!
  • А меня вы узнали? Как меня зовут? (Мойдодыр).
  • Молодцы, узнали Мойдодыра. Хотите я вам прочитаю сказку про
    себя? (Да).
  • Садитесь ко мне поближе и слушайте, что про меня написал К. Чуковский. (Чтение сказки, показ иллюстраций).
  • Ребята, давайте все вместе повторим слова, которые мы должны запомнить с вами навсегда.

Надо чаще умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам, стыд и срам.

(Дети повторяют хором).

-        Ребята, а какие самые лучшие друзья у Мойдодыра? Какие предметы помогают Мойдодыру приучать детей к чистоте? ыло, мочалка, расческа, зубная паста, зубная щетка, полотенце и т. д.).

(Мойдодыр показывает детям карточки с предметами личной гигиены).

-        А что самое главное нужно для умывания?
(Мойдодыр из кувшина наливает воду в ванночку). (Вода).

  • Ребята, давайте о воде скажем много слов. Вода какая? Через воду видно дно таза? (Да). Значит вода какая? (Прозрачная).
  • Опустите в воду пальчик. (Дети опускают пальчики).
  • Какие стали пальчики? (Мокрые).
  • Вода всю грязь (что делает?). (Смывает).
  • Если воду подогреть, то она будет какая? (Горячая).
  • Если воду остудить в холодильнике, какая она будет? (Холодная).
  • Ребята, вода что делает? (Льется, струится, хлюпает, булькает, переливается и т. д.).
  • В сказке каким вам мальчик больше понравился, каким он был вначале, или когда познакомился с Мойдодыром? (Ответы детей).
  • Сначала он был каким? (Неряшливым, грязным, неприятным, противным, с ним не хотелось играть и т. д.).
  • А когда мальчик подружился с Мойдодыром, каким он стал? истым, красивым, аккуратным и т. д.).
  • Ребята, а вы умеете правильно мыть руки? (Умеем). А вы Мойдодыру покажете? (Покажем).

А вы знаете, что вода очень любит, когда дети про нее потешку повторяют. Водичка, когда льется из крана, журчит веселее, моет чище.
Давайте попробуем.
(Давайте).


(Дети моют руки, повторяют потешку).

Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

  • Вы услышали, какую песенку поет водичка? (С-с-с, с-с-с).
  • А когда откроешь кран посильнее? (Ш-ш-ш, ш-ш-ш).
  • Водой из крана мы что делаем? (Умываемся).
  • А когда в ванне много воды, мы что делаем? (Купаемся).
    Молодцы, ребята! Всегда дружите с водой, и Мойдодыр всегда вас

будет любить. (Мойдодыр прощается с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.

Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты Снежной королевы»

Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности. Дети в опытно-экспериментальной деятельности изучают свойства снега и льда. В ходе занятия дети сравнивают между собой снег и лёд, а...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «День Рождения Деда Мороза» Авторы: Старший воспитатель: Логунова Е.А. Воспитатель группы раннего возраста: Пискарёва С.А.

Данный материал разработан для детей дошкольного возраста (6-7 лет).  Образоваельная область - познавательное развитие. Познакомить детей с  историей возникновения и традициями праздник...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Аптечка первоцветов»

Конспект образовательной  деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возраста по теме: «Аптечка первоцветов»...