НОД Развитие познавательно- исследовательской деятельности. "Солнечное тепло"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

БЫКОВА  ЛИЛИЯ  НИКОЛАЕВНА

Формировать у детей  представления о Солнце, о значении солнечного света и тепла для растений, животных, человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02.09.2020razv._pozn_issl_deyat_solnechnoe_teplo.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

                                            Вводная   часть (мотивация)

-Подарите ребята, друг другу улыбку.

Мы улыбки собираем

Как побольше накопим

Их не прячем, не скрываем -все обратно раздадим!

А теперь сядем красиво и приготовимся к занятию.

Дети приветствуют друг друга и воспитателя.

-Ребята, отгадайте загадку

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все (солнце)

Дети отгадывают загадку и воспитатель подводит их к теме занятия.

                                                       Основная        часть

Новая тема.

Работа с доской. (на доске круг жёлтого цвета)

-Посмотрите, дети, какая это геометрическая фигура?

(круг)

-Молодцы, правильно -это круг. А какого цвета круг?

(жёлтого)

-Верно, жёлтого. Посмотрите и подумайте, на что похож круг жёлтого цвета? (показываю картинки)

(на апельсин, на мяч, на яблоко, на солнышко)

-Верно, на солнышко похож наш круг.

Ответы детей.

Постановка проблемного вопроса.

- Но чего не хватает нашему солнышку?

( лучей)

Ответы детей.

- Давайте подарим солнышку лучики, но не просто так , а с каждым лучиком называя ласковые слова о солнце.

-Солнышко, какое оно?

( ласковое солнышко)

-Верно, приклеиваем первый лучик ласковому солнышку. Еще, какое у нас солнышко?

(тёплое, лучистое, яркое, весёлое и т.д)

(с каждым словом приклеивают дети лучики и проговаривают слова)

-Вот какое солнышко у нас получилось: тёплое, яркое, лучистое.

С каждым словом приклеивают дети лучики и проговаривают слова.

Опыт.  Солнце – источник света и тепла. Оно греет, даёт тепло. А кому оно даёт тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук. Давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на подоконнике – на солнышке пророс и дал пёрышки зелёного цвета, толстенькие, а тот лук, что мы поставили в шкаф, где нет солнечного света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев уже желтеют. Почему такая разница? Правильно, потому что один лук стоял на солнышке, а другой в темноте. Из этого опыта мы можем сделать вывод, что растениям и всему живому на земле нужен свет и тепло.

Ответы детей.

Пальчиковая игра – гимнастика

-Давайте с вами в воздухе нарисуем солнышко.

Я рисую жёлтый круг, много палочек вокруг.

Дети выполняют задание.

Постановка проблемного вопроса.

-Посмотрите ребята, что мы можем добавить в середину круга? Я загадаю вам загадку:

Дом, где наш язык живёт, называем все мы (рот)

Верно, сейчас мы подарим солнышку ротик. (дети приклеивают рот)

-Послушайте и отгадайте ещё одну загадку: чтобы в цель попасть хоть раз

Нужен меткий (глаз) (дети приклеивают солнцу глаза)

Дети выполняют задание.

   Упражнение «Улыбка»

-Вот какое замечательное солнышко у нас получилось. Оно нам улыбается, его лучи нас согревают. Нам тепло, приятно, радостно.

Давайте сделаем так, чтобы вокруг стало теплее и светлей

.Улыбнёмся солнцу, лугу и травиночке любой

Улыбнёмся мы друг другу просто так сейчас с тобой.                           

Дети выполняют действия.

(стук в дверь входит солнце)

Солнце: Здравствуйте ребята!

Грею я своим теплом и поля, и лес, и дом

И мышат ,и лисят ,и котят, и лягушат

Утром я смотрю в оконце

Угадайте кто я?

(солнце)

Солнце: Я очень рада вас видеть, спасибо, что подарили мне лучики. Мои лучи тёплые ласковые. (Солнце касается детей руками)

-Солнышко ребята хотят спеть с тобой песенку.

Ответы детей.

Физминутка

(звучит музыка)

К ночи солнышко зайдёт ниже, ниже ,ниже

Утром солнышко встаёт выше ,выше ,выше

Хорошо, хорошо солнышко смеётся

А под солнышком нам всем весело живётся!

Солнце: Ребята мне у вас нравится, можно я останусь.

Дети выполняют движения вместе с солнцем.

А теперь солнышко послушай, ребята расскажут тебе стихотворения.

(дети читают стихи)

-Молодцы порадовали вы солнышко. Про солнце есть не только загадки и стихотворения, но и очень много пословиц и поговорок.

Солнце встаёт, так и день настаёт.

Подумайте, как вы понимаете эту пословицу.

Солнышко утром просыпается, настаёт день, становится тепло и светло.

Дети читают стихи о солнце, объясняют смысл пословицы.

Заключительная     часть (рефлексия)

-Сегодня на занятии мы много нового узнали о солнце.

Лучи солнца полезны для здоровья человека. В природе солнце дарит тепло и свет.

Для чего нам светит солнце?

(чтобы было светло и тепло, растения растут, цветут)

-А сейчас возьмём фломастеры и чистые листы, которые лежат у вас на столе, сделаем солнышку подарок, нарисуем каждый своё солнышко.

Оценивание.

Солнце: У вас так было интересно, но мне пора идти.

Я ребята всем желаю, от души здоровья вам. Деткам солнышки вручаю, чтобы помнили меня

(раздаёт детям мандарины)

-На этом наше занятие закончено.

(дети на веселом паровозе уезжают из группы)

Дети отвечают на вопросы и рисуют каждый своё солнышко.

Дети на веселом паровозе уезжают из группы.

                                                             

                                                    Конспект НОД___02.09._____2020  г

Возрастная группа  средне – старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием): Осень. «Овощи»

Тема НОД:  «Солнечное тепло»

Направление образования и развития  (образовательная деятельность) Познавательное развитие. Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Цель: формировать у детей  представления о Солнце, о значении солнечного света и тепла для растений, животных, человека; учить наблюдать за высотой солнца и устанавливать простейшие связи между высотой Солнца и количеством тепла, которое Солнце посылает на землю; оказывать содействие формированию у детей  потребности к познанию мира.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о природе. Дать информацию о дарах природы и об их значении для жизни человека, растений, животных. Дар природы- СОЛНЦЕ,ВОЗДУХ.

Развивающие: Развивать мышление, устную речь. Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность.

 Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе. С пониманием и сочувствием относится к окружающим.

Словарная работа(изучение новых слов)

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, музыкальная, художественно – эстетическая.  

Формы организации: игры, физминутка, пальчиковая гимнастика, отгадывание загадки, объяснение пословицы, вопросы, опыт, рисование.

Оборудование:  круг жёлтого цвета, полоски( лучи)-на каждого ребёнка, иллюстрации, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:   наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение произведений, заучивание стихотворений, рисование «Рисуем солнышко» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Проект по исследовательской деятельности "Солнечная система и Космос"

В наше время дети старшего дошкольного возраста очень редко задают вопросы познавательного характера. Поэтому главной задачей педагога является подхватить инициативу, если ребенок задает вопрос, созда...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Солнечные зайчики»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Солнечные зайчики»...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...