Социальный проект "Сохраним природу вместе"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Фролова Мария Александровна

Формирование бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssylka6.docx61.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»

                                       Проект «Сохраним природу вместе»

                                                                   

                                                                                           

                                                                                             Подготовила: Фролова М.А.

Содержание

Актуальность…………………………………………………………………………. 3

Цели и задачи проекта…………………………………………………………… 4

Содержание реализации проекта…………………………….……………… 5

Список литературы …….…………………………………………………..…….. 7

Актуальность

     «Мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».  В.Сухомлинский.

        Слово «экология» и его производные крепко вошли в наш ежедневный словарь. При становлении мировоззрения личности существенную роль играет окружение дошкольника, социальная и культурная среда, а также его особенная точка зрения на все с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день.

В данный период закладываются начала взаимодействия с природой, при помощи старших дошкольник начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.

Основополагающий смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни». Это отмечает С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру складывается и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать вырабатывать как можно раньше. Ведь известно, что настоящая красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются обширные возможности для нравственного воспитания.

Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Цель проекта: формирование  начал  экологической культуры дошкольников, предполагающих их активную и действенную позицию по отношению к природе.

Задачи проекта:

1. Закреплять у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.

2. Развивать умение видеть красоту природы, обогащать эстетические чувства, желание выражать их в творческой деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление защищать и беречь всё живое.

 4. Привлекать детей к посильному участию по охране

        

Вид проекта:  познавательно - исследовательский, долгосрочный.

 

Продолжительность проекта: с сентября 2018 г. по апрель 2019 г.

Участники: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Содержание и реализация проекта

I этап Подготовительный.

- определение темы, формулировка цели и задач;

- выявление первоначальных знаний дошкольников о природе;

-подобрать методическую, художественную и детскую литературу;

-подобрать дидактические игры;

-составить план мероприятий;

- обогащение  предметно-развивающей  среды (игры и задания экспериментального характера,  картотека опытов,  материалы и коллекции в уголках природы и лаборатории,  дидактические игры и наглядные пособия экологического содержания.)

II этап. Организационно-практический.

 План проведения

Срок реализации

мероприятие

ответственные

 

Работа с детьми

сентябрь

Чтение художественной литературы Я. Аким. «Наша планета»  

«Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина     

«Кто землю украшает» А. Лопатина

Беседа: «Планета Земля в опасности»

Беседа «Что на планете важнее всего?»

Просмотр презентации на экологическую тему 

Дидактические игры «Как вести себя в природе», «Опасность в природе»

 Изготовление экологических листовок

Акция: «Не сжигайте мусор»

(Приложение 1)

Акция: «Вторая жизнь пластикой бутылки»

воспитатель

октябрь

Беседа: «Боль сломанной ветки»; Дидактические игры «Сортировка мусора», «Ресурсы планеты»

 Рисование экологических знаков.

Акция «Мой чистый двор», Акция: «Вторая жизнь пластикой бутылки»

Акция: «Сохрани дерево – сдай макулатуру»

воспитатель

ноябрь

Г. Ладонщиков. «Дельный совет»

Беседа: «Человек – природе друг»

Дидактическая игра «Мусор Земле не к лицу»,

«Четвертый лишний»

 Изготовление экологических листовок

Акция: «Вторая жизнь пластикой бутылки»

воспитатель

декабрь

Заучивание стихотворений «И. Токмакова «Живи, елочка!», Т. Волгина «Лесная красавица»

изготовление листовок и эмблем, призывающих беречь хвойные деревья,

 «Сказка о елочке, которую не срубили»

Акция: «Сохрани дерево – сдай макулатуру»

Дидактические, настольно-печатные игры «Ассоциации», «Я знаю», «Да или нет».

 Конкурс «Елочная игрушка»

воспитатель

январь

Дидактические, настольно-печатные игры « Земля, воздух, вода», «Береги природу».

 Акция «Сбережем ресурсы Земли»

Просматривание презентации «Бережем ресурсы»

 Выпуск экологических плакатов, агитационных листов «Выбор за нами»

воспитатель

февраль

Акция: «Вторая жизнь пластикой бутылки»

Акция: «Сохрани дерево – сдай макулатуру»

воспитатель

март

Дидактические, настольно-печатные  игры «Экологическое лото», «Ассоциации», «Цепочки»

Мастер - класс «Что можно сделать из пластикой бутылки»

воспитатель

апрель

Акция: «Вторая жизнь пластикой бутылки»

Акция: «Сохрани дерево – сдай макулатуру»

Дидактические игры «Сортировка мусора», «Как вести себя в природе»

Изготовление листовок «Сохраним первоцветы»

экологических листовок 

Экологический праздник «День Земли»

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Работа с родителями

Оформление папки передвижки

на экологическую тему

Пошив костюмов для сказки

Участие в акциях

Консультации для родителей:

 «Воспитание любви к природе»

«Игры экологического содержания» (Приложение 2)

Работа с педагогами

Участие в акциях, конкурсах.

Разработка сценария к сказке

Разработка сценария к итоговому мероприятию.

III этап. Заключительный

Во время реализации  проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему   миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями)  сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании при-родных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

В процессе реализации проекта было собрано:

- 800 кг макулатуры;

- 1 тонну ПЭТ тары;

- Поставлена экологическая сказка «Сказка о елочке, которую не срубили»

-Проведено итоговое мероприятие «День  Земли»

Список литературы

1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон .опт. диск (Библиотека программы «Детство»)

2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144

3 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.

4. «Юный эколог» С.Н. Николаева.
5. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
6. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т.А. Шорыгина.
7. Использование ИКТ и интернет ресурсы

Приложение 1


Граждане, сжигание листьев и отходов опасно для вашего здоровья!Фото Александра Усенко

Всякий органический материал – независимо от того, части ли это растений, кости животных или продукты органического синтеза – сгорая, должен образовывать одно и тоже: углекислый газ, водяной пар и небольшое количество оксида азота (за счёт содержания азота в белках и нуклеиновых кислотах). Однако происходит это только при очень высокой температуре и достаточном количестве кислорода. Если материал имеет даже незначительную влажность, температура понижается. Эту картину мы наблюдаем, когда горят опалые листья и трава: только самая верхняя часть кучи получает достаточно кислорода, в то время как средние слои тлеют и дымят, выделяя токсичные и просто вредные для здоровья химические вещества.

Уровень угарного газа возле тлеющей кучи листьев так же высок, как и на городской улице с интенсивным движением

 Подсчитано, что тонна тлеющих растительных остатков в среднем выделяет около 30 кг CO – уровень угарного газа возле тлеющей кучи листьев так же высок, как и на городской улице с интенсивным движением.

В сочетании с другими загрязнителями, такими, как промышленные выбросы или выхлопные газы, токсическое действие угарного газа значительно возрастает по сравнению с действием отдельных компонентов.

В сырые, туманные дни микрочастицы, из которых состоит дым, прочно связываются с парами воды, образуя «смог», который особенно вредит органам дыхания. Влияние дымовых частиц на организм зависит, главным образом, от их размера.. Тонна растительных отходов, сожжённых в тлеющем костре, генерирует около 9 кг этих микрочастиц.

дым горящей древесины – значительный загрязнитель

По иронии, самая дымная пора наступает в  весной и осенью, когда все выходят на уборку улиц, территорий. Многие верят, что делают полезное дело, сжигая мусор в кострах, разведённых прямо на газонах под окнами домов. Ведь им никто не объяснил, что многие из жителей этих домов большую часть осени из-за дыма сидят при закрытых форточках, что они подвергают опасности собственное здоровье и здоровье окружающих.

Приложение 2

Консультация для родителей

на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.

   Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

   Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

   Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

   В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

   Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

   Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

   Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

   Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

   Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

  Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплоченнее семью.

   Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.  Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

   Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

 

Консультация для родителей

«Игры экологического содержания».

Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.

Человек и природа. Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению, уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Значение экологических игр:

  •  Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.
  • Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.
  •  Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Хотелось бы познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе.

                     

«Игры экологического содержания»

 Игра «Цепочка».  Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

 

Игра «Да» или «нет».   На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

 

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, про звучащим в игре.  Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

  

Игра «Четвёртый лишний».  Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1.заяц, ёж, лиса, шмель;

2.дождь, снег, облако, роса;

3.роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4.корова, волк, овца, кролик;

5.трясогузка, паук, скворец, сорока;

6.бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7.ель, берёза, яблоня, осина;

8.лиса, свинья, лось, кабан

9.кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

10. лес, парк, роща, тайга.

Игра «Вершки-корешки».   Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю».   Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень).  Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух».  Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» -  ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает».  Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например, при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Мы вместе!"

Данный проект направлен на заполнение пробелов в информированности общества о детском аутизме. Способствует более качественному внедрению инклюзии в образовании....

презентация Социальный проект "Учимся вместе"

Сцелью создания дополнительных мест для детей предшкольного возраста и для равных страртовых возможностей при поступлении в школу, а также для первоначальной социолизации детей, обучения их навык...

Социальный проект “ Мы вместе! Сохраним историческую память, которой не будет забвенья…”

Реализация данного социального проекта: «Мы вместе! Сохраним историческую память, которой не будет забвенья…”  станет базовой основой для совершенствования государственной политики в области восп...

Проект социального партнерства "Поиграем вместе"

Интересный проект взаимодействия с семьей....

социальный проект "Мы вместе"

Актуальность проекта заключается в том, что в обществе, в котором мы живём, есть особенные люди, которые нуждаются в нашей поддержке и вниманию. Современные дети и взрослые забыли о таком понятии как ...

программа социального партнерства "Мы вместе"

Программа социального партнерства с семьями воспитанников (далее – Программа) составлена на 2015 - 2018 учебный год в соответствии с основными нормативно-правовыми документами...

Инструктаж "Сбережëм природу вместе","Безопасность на природе"

Инструктаж "Сбережëм природу вместе","Безопасность на природе" Подготовительная группа. Ребята группы закрепили знания о правилах безопасности на природе, провели беседу о животных, деревьях и раст...