Мусор Земле не к лицу
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Нужно беречь родную природу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_musor.docx628.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

На тему « Мусор Земле не к лицу»

.


МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема : Экологический педагогический  проект «Мусор Земле не к лицу» для реализации в системе общего дошкольного образовательного учреждения

Цель  проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности  по защите природы

Задачи проекта:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Благополучатели проекта: дети подготовительной группы, их родители ,педагоги.

Тип проекта: информационно – исследовательский

По содержанию: ребенок и охрана природы

По количеству участников: коллективный

По продолжительности реализации проекта: долгосрочный  с октябрь 2019 года  по май 2020 года

Ожидаемые  результаты реализации проекта:

Для детей: привитие детям экологической культуры;       ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.                                

Для воспитателя:  повышение профессионализма;   внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост;          самореализация.                                                                                              

Для родителей: повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация. 

 

Исполнители основных мероприятий:  воспитатель подготовительной группы

Бекетова Елена Анатольевна

Пояснительная  записка

Проблема: охрана природы, попытка решить “мусорную проблему”

1.Актуальность проблемы

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях

2. Анализ проблемной  ситуации. Дети дошкольного возраста имеют представление о том ,что мусорить плохо, но у них нет понимания  того, почему и как мусор может повлиять  на чистоту  Земли в целом. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Проблема мусорных свалок и утилизации  мусора  известна даже детям.

3. Определение противоречия: Таким образом, возникает противоречие – дети  знают о том, что мусорить плохо,  все хотят  жить  в чистом городе, но  почему  муорить плохо и как сделать  мир чище не знают.

4. Постановка проблемы: проект направлен на формирование у  детей  и родителей  экологической культуры поведения .

5 .Актуальность проекта для педагога: Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект “Мусор Земле не к лицу”.

6. Цель и задачи проекта:

Цель  проекта: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности  по защите природы

Задачи проекта:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;

- учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

- развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

7. Особенности проекта : В идею проекта  положена мысль научить  детей  мыслить, делать выводы  и корректировать  свое экологическое поведение.

8.Суть проекта:  провести  экологический  эксперимент ,научить детей  делать правильные  выводы, познакомить  в деятельностью, направленную на  чистоту  окружающего мира, на защиту  природы от мусора.

9. Ожидаемые  результаты:

• Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

• Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество педагогов с родителями воспитанников по следующим направлениям:

- экологическое просвещение. Информация по темам “Зависимость здоровья детей от состояния окружающей среды”, « Как научить  ребенка экологическому  поведению»;

- совместная деятельность с детьми: субботники.

- работа в творческой мастерской (изготовление игрушек и музыкальных инструментов из бросового материала);

10. Ресурсы:

Материально-технические условия: площадка, мультимедийная  система или телевизор

Методическое обеспечение: специализированные  издания ,поддержка старшего воспитателя

Содержание проекта

 Этапы работы над проектом

(поисково – исследовательская деятельность)

  1. Подготовительный этап
  • Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
  • Составление перспективного плана работы над проектом “Мусор Земле не к лицу”;
  • Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
  • Разработки консультаций для родителей “Прикоснись к природе сердцем”;
  • Подготовка родителей к работе;
  • Проведение дней открытых дверей;
  • Обсуждение первых результатов, опыты, ошибок, недочетов– круглый стол “Наши результаты”.

  1. Практический  этап
  • Перспективный план реализации проекта “Мусор Земле не к лицу”

Мероприятия

Дата

Исполнители

1.

Беседа “Что такое мусор”

октябрь

Воспитатель, дети

2.

Просмотр мультфильма  « Спроси  у Альберта. Океан волн». Обсуждение

 октябрь

Воспитатель, дети

3.

Занятие «Изучение упаковки. Знак  переработки .Как сортируют и перерабатывают мусор».

октябрь

Воспитатель, дети

4.

Конструирование  поделок из бросового материала.

ноябрь

Воспитатель, дети

5.

Экологическая акция “Мой чистый двор”

октябрь

Родители, дети

6.

Занятие по конструированию  “Наш чистый город.”

Ноябрь

Воспитатель, дети

7.

Экспериментальная деятельность “Если закопать в землю мусор, что произойдет?” см. приложение №1

Октябрь

Воспитатель, дети

8.

Субботник. Наведем порядок  вместе.

Апрель-май

Родители, воспитатель, дети

9.

Беседа « Космический мусор»

Апрель

Воспитатель, дети

10.

Экспериментальная деятельность “Если закопать в землю мусор, что произойдет?”  окончание эксперимента см. приложение №2

Май

Воспитатель, дети

11.

Беседа. Обсуждение  результатов  долгосрочного эксперимента

Май

Воспитатель, дети

12

Викторина  « Чистый город»

Май

Воспитатель, дети

  1. Аналитический  этап:

С  октября 2019 г.  по май 2020 года воспитанники МАДОУ ЦРР-д/с № 23 « Ромашка»  совместно с родителями и воспитателями, принимали участие в проекте «Мусор  Земле не к  лицу».            

В ходе проекта:

У детей появились: интерес к узнаванию природы, проблеме загрязнения окружающей среды; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творчества и познавательных способностей у детей, в организации и проведении мероприятий.

Проведены массовые мероприятия:

1.На первых этапах проекта мы  с детьми изучали, каким бывает мусор, откуда он берется, как природа «борется» с человеческим мусором, почему в самой природе мусора не бывает.

2.Родители ответили на вопросы анкеты «Как я учу своего ребёнка беречь природу». Данное анкетирование  показало, что на экологические вопросы воспитания и отношение детей к бытовым отходам и мусору, родители обращают пристальное  внимание, так как эта проблема  актуальна во всём мире.

3.Разнообразие книг об охране природы, чтение художественной литературы, иллюстрации на экологическую тематику, исследовательская деятельность «Разный мусор» по сортировке ТБО, проведение опыта «Мусор в земле» по закапыванию в ящик с землей ТБО и наблюдение за ними через 7 месяцев , помогли создать ясную картину и представление о сложных процессах по утилизации и сортировке мусора.

4.А деятельность детей на тему: «Чистый город» передали те впечатления, которые они получили от увиденного и услышанного.

5.Очень важно было и то, что неотъемлемой частью проекта стали родители. Благодаря их творческому подходу, энтузиазму и умелым рукам, воплотилось то, что мы часто обсуждали с детьми, как же помочь Земле? Что можно сделать из мусорных отходов, из того, что нам больше не нужно и не пригодится в жизни?

Наш проект - это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.

Оценка эффективности проекта

Экологический проект  - универсальное средство для  экологического воспитания  дошкольников.   В основе проекта лежит  экспериментально-исследовательская деятельность, дети  на своем собственном опыте  выявили, что  мусор нужно уметь сортировать, так как многие  вещи могут быть сделаны  из вторичного сырья. Для поддержания  чистоты нужно в  первую очередь самому следить за  чистотой.

Перспективы развития  проекта.

• создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

• совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов

по теме проекта;

• участие 100% детей и сотрудников ДОУ в работе по созданию чистой

экологической зоны на территории ДОУ.

• привлечение к благоустройству и озеленению территории родителей

Список использованной литературы

  1. Бондаренко Т.Л. Экологические занятия с детьми 6-7 лет,- Воронеж, 2002.
  2. ГульянцЭ. К. Что можно сделать из природного материала, - М.: Просвещение, 1984.
  3. Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию / под ред. дпн. профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.
  4. Коробко В.И., Бычкова В.А. Твёрдые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство.- М., 2012.
  5. Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд в природе, - М.: Просвещение, 1976.
  6. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве, - М.: Новая школа, 1995.
  7. Рыжова Н. А. Невидимые ниточки природы, - М., 1995.
  8. Рыжова Н. А. Я и природа, - М., 1996.
  9. Филенко Ф. П. Поделки из природного материала, - М.: Просвещение, 1976.
  10. Шишкина В. А. Прогулки в природу, - М.: Просвещение, 2003.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Экспериментальная деятельность

Опыт «Когда  исчезнет мусор?»   октябрь- май.

После занятия  «Изучение упаковки. Знак  переработки .Как сортируют и перерабатывают мусор» мы с ребятами  решили более глубоко  изучить тему мусора. Во время  занятия  дети выдвигали гипотезы о том, сколько времени потребуется  для того, чтобы мусор  исчез ,разложился. Нет ничего  лучше, чем  опытным  путем это проверить.

Ход эксперимента:

  1. Отобрали  предметы  упаковки – пластик, бумага, бумага с пленкой, картонный пакет  из-под молока, сделанный из слоеного  материала с пленкой, листья деревьев.
  2. Закопали на своем участке отобранные  предметы, отметили место  « захоронения»
  3. Оставили в покое и следили, чтобы  никто не выкопал мусор.
  4. Через 27 недель выкопали  мусор или  то, что от него осталось.

Результаты эксперимента:  мусор частично разложился ,какие-то предметы  пропали ( бумага листочки, бумага с пакета  из-под хлеба, листья деревьев. Остались  невредимыми  - пластиковая деталь от  кассет , пленка от пакета, произошли изменения  с упаковкой  из-под молока – она порылась  плесенью  стала  мягкой – потеряла  форму, но не разложилась.

Вывод: отходы ( мусор) проходит очень долгий  путь  к исчезновению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к пректу "Мусор Земле ни к лицу"

Презентация представляет основные этапы проведения проекта "Мусор Земле ни к лицу " в ДОУ...

Экологический проект "Мусор Земле не к лицу!" для детей 6-7 лет

"В природе всё одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нём руку человека. "                  ...

Мусор Земле не к лицу

НОД в подготовительной к школе группе по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами...

" Мусор Земле не к лицу"

Проект в старшей группе по экологическому воспитанию...

ПРОЕКТ «Мусор Земле не к лицу» Направление: «Апсайклинг» для детей старшего дошкольного возраста

Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем современности. Она касается любого из нас. Свалки и другие скопления мусора являются серьёзным источником экологической опасности. В решении да...

Совместный эколого-образовательный проект с детьми и их родителями Тема: «Мусор Земле не к лицу»

                         Аннотация проекта          Проект предназначен  для д...

Мусор Земле не к лицу

Занятия по окружающему воспитанию в подготовительной группе. В занятие рассказывается детям о раздельном сборе мусора....