Паспорт проекта "Волшебница вода"
проект по окружающему миру

Шадская Марина Евгеньевна

Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса – усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения.

Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.

Объект: Вода в нашей жизни.

Гипотеза: Мы предположили, что без воды нельзя прожить.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.

Обоснование проблемы:

-  Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости.

- Ухудшение экологической обстановки.

Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи:

- Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное);

-Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;

- Развивать навыки элементарного экспериментирования;

- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;

- Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

- Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

- Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.

Ожидаемые результаты:

- Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

- Овладеть элементарными навыками экспериментирования.

- Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

- Повышение знаний в области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность:

Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса – усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения.

Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.

Объект: Вода в нашей жизни.

Гипотеза: Мы предположили, что без воды нельзя прожить.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.

Обоснование проблемы:

-  Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости.

- Ухудшение экологической обстановки.

Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.

Задачи:

- Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное);

-Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;

- Развивать навыки элементарного экспериментирования;

- Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;

- Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;

- Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;

- Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.


Ожидаемые результаты:

- Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.

- Овладеть элементарными навыками экспериментирования.

- Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

- Повышение знаний в области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи).

Принципы реализации проекта:

- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

- Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

- Экологические занятия.

- Наблюдения и экологические экскурсии.

- Познавательное чтение.

- Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).

- Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный - Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе

2. Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).

3. Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.).

4. Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»

5. Сбор иллюстративного материала.

II этап: основной

Направление работы Цель Пособия и оборудование

I блок – Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Вода, вода – кругом вода» Дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде (состояния воды – жидкое, газообразное, твердое).

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Дать представление о некоторых видах природных водоёмов, рек, морей, озер. Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Понятие, что в водоемах вода  бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоёмах живут разные растения и животные.

Беседа «Чистота та же красота» воспитывать у детей привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; закрепить умение пользоваться расческой, носовым платком; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Добиваться того, чтобы дети осознанно соблюдали правила личной гигиены, понимали их значение. Воспитывать аккуратность, опрятность. Научить основам эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил.

Собери мозаику «Кораблик»

Развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

Мозаика

Пальчиковая игра «Водичка – вода», «Моем руки», «речка и рыбка», «По воду». Познакомить детей с новой пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.

II блок – Познавательное развитие

Загадки «О воде» Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствовать активному развитию образности речи, обогащать словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогать овладеть образностью слов, усвоить знания о словообразовании, развивать

поэтический слух и поэтическое восприятие Картинки с изображением ответов.

Опыт №1: «Свойства воды» Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета, поверхностное натяжение и др.). Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода, три стакана, соль, сахар, ложечка, пахучий раствор, краситель разного цвета.

Опыт № 2 «Живая вода» Познакомить детей с животворным свойством воды. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Опыт № 3 «Испарение» Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Опыт № 4 «Агрегатные состояния воды» Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. Блюдце, снег.

Опыт № 5 «Очистка грязной воды». Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами. Пластмассовые трубки, пластмассовая воронка, пластмассовая крышка, пластмассовая чашка, пакетик камешков, пакетик шариков, бумажных фильтра, губка, измерительная чашка; для стаканчик, бинт, вата, стакан с грязной водой, тарелочка, клеенки, мерная ложка.

III блок – Речевое развитие

Стихотворение С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька», Э. Мошковской «Капля в море», Г. К. Андерсона «Дюймовочка», рассказ Н. А. Рыжова «Как люди речку обидели», «История одного пруда», «Жила – была Река», Сказка о круговороте воды в природе Надежда Болтачева Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Книги.

Набор карточек с изображениями лужа, капли, цветы, пар, горы и т. д.

«Подскажи словечко»

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата Книга

IV блок – Художественно-эстетическое развитие

Рисование по точкам «Морские обитатели» Формирование элементарных математических представлений Лист бумаги, цветные карандаши.

Рисование живительная влага. Активизировать мыслительные процессы Лист бумаги, цветные карандаши.

Аппликация «Красивые рыбки в аквариуме» Познакомить с техникой аппликативной мозаики. Цветная бумага, клей.

Оригами «Белая кувшинка» Совершенствовать умения создавать объемные поделки из бумаги Белая бумага.

V блок – Игровая деятельность

Разрезные картинки Развивать мыслительную деятельность, закреплять знания о разных водоемах, воспитывать бережное отношение к воде Фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.

Животные водоемов Закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность Набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема.

Где снежинки? Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность Карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

VI блок – Физическое развитие

Подвижная игра: «Мы капельки» Развивать воображение детей, активность в игре.

Подвижная игра: «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра «Мы – большие киты» Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода» Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

III этап: Заключительный

В ходе реализации проекта «Волшебница вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Результат работы:

1. Обогащенные и систематизированные знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы

2. Повышение компетентности воспитателей по представленной теме

3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному вопросу

4. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе



Предварительный просмотр:

Игра – викторина на тему: «Вода – источник жизни»

(итоговое мероприятие)

Цель: выявить уровень эрудиции учащихся в знании природы.

Задачи:

развитие экологического и эстетического воспитания;

формирование знаний о водном мире;

знакомство со свойствами воды;

формирование целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Ход игры - викторины:

Для проведения игры-викторины группа делится на 2 команды.

Дети придумывают название своей команды.

Ведущий:

Всем! Всем! Всем!

Начинаем нашу викторину!

Добрый день, друзья!!!

Мы с вами начинаем игру - викторину «Вода – источник жизни». Мы собрались сегодня все вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана воды, а значит – охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру.

Итак, у нас образовались 2 команды. И сейчас пришло время приветствия.

Слово предоставляется команде …

Конкурс 1. «Представление команд»

(по очереди идёт представление команд)

Ведущий:

Мы соревнование начинаем,

состязанье открываем.

Конкурс 2. «Загадки. Загадки? Загадки!!!»

Ведущий:

А сейчас я вам, друзья, 
Загадать хочу загадки. 
Вы смотрите, не зевайте, 
Хором, дружно отвечайте!

1. вода

Очень добродушная,

Но когда я захочу,

Я мягкая, послушная,

Даже камень источу.

2. дождь

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт.

3. роса

Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём

Ищем, ищем, не найдём

4. град

На дворе переполох,

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

5. река

Летом бежит, а зимой спит.

Весна настала, опять побежала.

6. снег

Он пушистый, серебристый,

Белый, белый,

Чистый, чистый,

Ватою на землю лёг.

7. снежинка

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

8. радуга

Что за чудо - красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать, не войти

9. кран

Мойдодыру я родня.

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою!

10. сосулька

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

11. иней

В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт.

12. лёд

Не море, не земля,

корабли не плавают,

а ходить нельзя.

Конкурс 3. «Свойства воды»

Задание:

Командам предлагается по очереди назвать свойства воды.

Физкультминутка

Солнце красное проснулось!

Позевало, потянулось:

 

Тянет теплые лучи!

Просыпаются ручьи!

 

Цветочки просыпаются,

Росою умываются!

 

Распускают лепесточки!

Ах, красивые цветочки!

 

Рыбки прыгают в воде,

Брызги падают везде!

 

Бабочки порхают,

Цветочки собирают!

 

С клевера на кашку

Прыгают букашки!

 

Заяц кушает морковку!

Рядом Божия Коровка

 

Как пятнистый самолет

Отправляется в полет:

 

Крылья расправляет,

Над землей летает!

Ведущий:

Бежит вода, струится

И прямо в домик твой.

К ней надо относится,

Как к ценности большой.

Коль зря течёт вода,

Кран закрой, а то беда!

Конкурс 4. «Правила бережного обращения к воде»

Задание: команды обдумывают и составляют правила бережного отношения к воде.

Конкурс 5. «Конкурс рисунков».

Команды получают ватманы, тряпочки, губки и краски.

Задание: нарисовать коллективный рисунок на тему: «Что спрятано на дне морском?» Используется нетрадиционная техника рисования.

Ведущий:
Мы и думали и веселились 
И даже спорили порой, 
Но очень подружились 
За нашею игрой. 
Игра игрой сменяется, кончается игра, 
Но дружба не кончается. 
Ура! Ура! Ура! 

Дорогие ребята!

Какие вы сегодня были умницами, как много вы знаете о природе и о главном достоянии природы – воде.

А теперь настало время подвести итоги.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Загадки о воде в природе с ответами

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Вода)

В тихую погоду — нет нас нигде,

А ветер подует — бежим по воде. (Волны)

По морю идёт-идёт,

А до берега дойдёт —

Тут и пропадёт. (Волна)

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без ... (Воды)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (Вода)

Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся. (Берега)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)

Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зелёной

Прячет хвостик голубой? (Ручей)



Предварительный просмотр:

Конспект беседы для детей старшей группы «Вода вокруг нас»

Цель: обогатить знания и представления детей о воде.

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе.

Развивающие: Развивать мышление, внимание,память, умение анализировать и наблюдать.

Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Демонстрационный материал: картинки с изображением рек, озер, морей, океанов; картинка «Круговорот воды в природе», изображение фильтров для воды, мелодия дождя, изображение арбуза, яблока и рыбы.

Ход занятия:

Воспитатель:

— Здравствуйте дети, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать и узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить:

По морю идёт-идёт,

А до берега дойдёт —

Тут и пропадёт. (Волна)

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без. (Воды)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Правильно! Сегодня мы с вами будет разговаривать на очень интересную тему: «Вода вокруг нас»

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)

— А вы, как думаете, можно ли всему живому прожить без воды? (ответы детей).

— Верно, о воде еще говорят вода - это жизнь.

Воспитатель:

— Сегодня мы говорим о воде и о том, какое отношение к воде имеют многие предметы.

— Вот давайте подумаем арбуз, яблоко, рыбы связаны с водой и почему? (в арбузе очень много сока, то есть воды, яблоко тоже содержит сок, а рыбы живут в воде).

— Скажи дети, а зачем растениям нужна вода?

Физкультминутка

— А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Ходят капельки по кругу». Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки. Капельки прыгают, танцуют, разбегаются. Скучно им стало по одному играть и стали они вместе целым ручейком, взявшись за руки по три человека. Тут и ручейкам стало скучно и решили они стать большой рекой, собравшись в круг. А тут солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они на солнышке и вернулись к облачкам. Молодцы!

— А сейчас вы мне ответьте: солнце нагревает землю, вода, когда нагреется, поднимается вверх, там она охлаждается и падает в виде дождя, снега, обратно на землю, в реки, моря, океаны. Такое явление в природе называют круговорот воды в природе. Давайте все вместе посмотрим как все это происходит и посмотрим на картинку «Круговорот воды в природе». (Вода испаряется с поверхности земли под действием солнца, образует облака, и в виде дождя и снега возвращается на землю. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года)

— Продолжаем разговор о воде. Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды.

—А теперь давайте подумаем откуда мы берем воду (ответы детей).

— Как она попадает к нам в дом? (по трубам, из реки).

— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).

— Как же это происходит с водой? Почему она такая чистая? (её очищают).

— Правильно! Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает к нам в дома. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание изображения, и поэтому в результате мы с вами пьем чистую воду.

- Нам кажется, что у нас очень много пресной воды! Вы знаете, что такое пресная вода? А на самом деле её очень мало, а много морской воды, очень соленой и не пригодной для питья! А теперь подумаем, какие мы можем дать советы как беречь воду (зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны). Молодцы, дети, ваши советы очень важны.

— А сейчас мы с вами вспомним всё, что вы узнали сегодня о воде.



Предварительный просмотр:

Подвижная игра «Капельки»

Мы с вами капельки (каждый ребенок гуляет, где хочет). Капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. Дети берутся парами, ручеек течет и впадает в море (дети делают большой круг, взявшись за руки).

Наш круг может менять форму, как и вода ( круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду наливали в кружку и поставили на горячую плиту. Что будет происходить? (Вода будет нагреваться.) Каждый из вас - частица воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. А ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе) - каждый из вас стал частью пара.

А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Надо встать ближе друг к другу. Обнять друг друга, чтобы стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частицы воды льда. Мы с вами, как частицы воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Правила игры Море волнуется раз

С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

морская фигура* на месте замри!»

Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.

При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике.

Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т.д.

Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал что за фигуру изображает игрок.

Тот, кто изобразит наименее похоже, становится «водящим» и игра начинается сначала.

Дельфины

 Выбирается двое дельфинов, они встают в круг, остальные дети – рыбки. Дети произносят текст и выполняют соответствующие движения руками.

 В море бурном, в море синем (пальцы в замок,волнообразные движения руками)

 Быстро плавают дельфины (ладони вместе, волнообразные движения вперед)

 Не пугает их волна, рядом плещется она. (пальцы в замок,волнообразные движения руками)

 Вот плывет по морю кит,он дельфинам говорит: (ладони вместе, волнообразные движения вперед) –

 Вы, дельфины, не шумите, рыбок вы скорей ловите! (ладони вместе,раскрываются пальцы , имитируя рот говорящего кита)

Раз, два, три, четыре, пять, рыбка может уплывать! (по очереди отставляя пальцы, раскрываем ладони)

«Рыбки» убегают, «дельфины» их ловят



Предварительный просмотр:

Опыты с водой

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха.

Свойство 2: чистая вода прозрачна и не имеет собственной формы

Опыт 4.

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Опыт 5.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Ответы детей.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Свойство 3: вода может менять цвет

Опыт 6.

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?

Дети делают выводы: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на магнитной доске с помощью карточек с условными обозначениями.



Предварительный просмотр:

Пословицы о воде

Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

Под лежачий камень вода не течет.

Он из воды сухой выйдет.

С водой и огнем не поспоришь.

На обиженных воду возят.

Воду в ступе толочь.

В решете воду не носят.

Как с гуся вода.

Глубокая вода не мутится.

Вода с водой – не гора с горой: сольются.

Как в воду канул.

Вода – сама себе царь.

Богато живем – сполна воду пьем.

И тихая вода крутые берега подмывает.

Концы – в воду.

Вода себе путь найдет.

Молчит, словно воды в рот набрал.

Это еще на воде вилами писано.

Мир силен, как вода.

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Вода сама себя кроет, а землю, знай, роет.

Жди большой беды от лихой воды.

Пришла беда, разозлилась вода.

Всей воды не выпьешь.

Хлеб да вода  — молодецкая еда.

Огонь – царь, водица – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – господин, дождь – кормилец, солнце – князь, луна – княжна.

Ручей поит реку, река поит море.

Пора придет – вода пойдет.

Воду толочь – вода и будет.

Без воды и не туды, и не сюды.

Чужую беду на воде разведу, а к своей – ума не приложу.

Быль, что камень на шее, небылица – проточная водица.

Что с водицей рядится.

Упадешь в воду – сухим не выйдешь.

Хороша вода с берегу.

Что за беда, коли льется вода!

Чужую беду я водой развожу, а на свою беду сижу да гляжу.

В воду упадет — не промокнет, в огонь попадет — не сгорит.

Переливать из пустое в порожнее.



Предварительный просмотр:

Путешествие Капельки

Путешествие КапелькиКапелька воды – это удивительное создание природы, которое всё время путешествует. А всё началось с того, что Капелька родилась на свет любопытной. Её интересовало всё: почему идёт дождь, и что такое ручеек, что означает словосочетание «водяной пар»? Вопросов у Капельки было много. И чтобы всё увидеть и понять самой, она отправилась в путешествие.

«Путешествие Капельки»
Автор: Ирис Ревю

В голубом небе есть белые, пушистые облака. Каждое облако состоит из мельчайших капель. Среди них есть самая маленькая. Это наша знакомая Капелька. Она легкая и почти невесомая.

Нужно сказать, что в небе гораздо холоднее, чем на земле, и там происходят различные превращения. Бывает так, что облака сбиваются в кучу, капельки тяжелеют, сливаются в более крупные капли. Образуется большая, тяжёлая туча. Она проливается на землю дождём.

Дождь – это огромное количество капель, казалось бы таких привычных и повседневных, но почему-то называемых иногда «волшебными» и «сказочными». Наверное потому, что миллионы капель могут напоить всё живое на земле и всё вокруг станет красивым и сказочным.

А как же наша Капелька? А Капелька пустилась в путешествие. Когда начался дождь, она вместе с другими каплями упала на землю и оказалась в ручейке, этот капельный ручеек начал стекать в реку, река неслась к морю, океану.

Казалось бы, наша путешественница затерялась среди других капель. Но стоило только жаркому солнышку нагреть поверхность воды, потоки теплого воздуха начали подниматься вверх, унося с собой водяные капли в виде пара, и среди них, конечно, оказалась наша Капелька. И в высоком голубом небе знакомые капельки собирались вновь. Они образовали белые облака, которые в определённый момент времени вновь соединятся в тучу и прольются на землю хорошим, благодатным дождём.

В холодное же время года Капелька превращалась в красивую снежинку, сияющую крошку льда, но стоило только солнышку проявить свою активность, и путешествие продолжится вновь.

Облако–туча–ручей–река–море–океан–облако — так и происходит круговорот воды в природе.



Предварительный просмотр:

Рассказ про реку

http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2014/03/reka_rasskaz.jpgРеки – привольные места земли русской. Голубые магистрали, источники воды, а вода, как известно, — основа жизни на земле.

У реки свои законы – бежать, извиваясь голубой змейкой, весело журчать, поить и кормить животных. А главное – быть другом и помощникам человека.

Придумал человек научить вольнобегущую реку всяким делам.

Люди соорудили каналы, устроили запруду. Поставили невдалеке мельницу. «Мельница сильна водой, а человек едой», — так говорят в народе. Умеет река и поля поливать, и разные механизмы в движение приводить.

Поздней осенью мороз сковывает реку. Так река – под защитой от стуж и вьюг. Но вот наступает весна. Золотое солнце льёт на землю благодатные лучи. Целостность ледового покрова на реке нарушается. По воде плывут большие и маленькие льдины. Они стремятся вниз по течению.

Летом у реки скучно не бывает. Дети купаются, рыбаки ловят рыбу. Кузнечики стрекочут на все лады, распевают птицы, нежно шелестят травы, бобры строят свои плотины.

Река – вода – основа жизни на земле. У реки жизнь бьёт ключом.

Автор рассказа: Ирис Ревю



Предварительный просмотр:

Сказка про Капельку

Автор сказки: Ирис Ревю

Некогда жила на свете Капелька – маленькая и лёгкая. И звали её Капелла. Её домом было облако – высокое, мягкое, недосягаемое. На облачке жили и её подружки – хохотушки-капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда облако становилось большим и тяжелым. И именовалось тучей.

На туче Капелла и её подружки преображались. Они надевали новые наряды: тяжёлые и тёмные. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз, на землю.

Так капелька однажды оказалась на земле. Земля показалась ей цветущим садом. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, пищали комарики, жужжали пчёлки. Кругом — зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как хорошо» — думала Капелла.

Спустившиеся вместе с ней другие капли прятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались в ручейки. В ручейке оказалась и Капелла. Ручей радовал всех весёлой песенкой. Звонкоголосый не стоял на месте. Он стремился к реке, река – к морю.

А в море капель – миллионы. И затеряться легко. Но Капелла не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Капелла снова оказалась на небе.

Надолго ли? Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И всё повторится вновь.



Предварительный просмотр:

Стихи про весенний дождь

Первый весенний дождь – лёгкий и несмелый. Аромат первого весеннего дождя дарит удивительное ощущение свежести, прозрачности. Читаешь стихи про весенний дождь — и кажется, что вокруг повеяло свежестью и прохладой.

«Весенний дождь»
Автор: А.Фет

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

«Дождик»
Автор: 
Борис Заходер

Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет —
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава…
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать
Начнет
Оно!

«Весенняя гроза»
Автор: 
Фёдор Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

***

«Под розгами дождя»
Автор: 
Шарль Кро
(
перевод И. Кузнецовой)

Под розгами дождя, в порыве мятежа,
Иду вдоль тополей, стоящих в ряд, как стража,
К неясной цели, вдаль куда-то путь держа.
Как приторны цветы весеннего пейзажа!..

«Неохотно и несмело…»
Автор: 
Фёдор Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

«Весенний дождь»
Автор: 
Борис Пастернак

Усмехнулся черемухе, всхлипнул, смочил
Лак экипажей, деревьев трепет.
Под луною на выкате гуськом скрипачи
Пробираются к театру. Граждане, в цепи!

Лужи на камне. Как полное слез
Горло — глубокие розы, в жгучих,
Влажных алмазах. Мокрый нахлест
Счастья — на них, на ресницах, на тучах.

Впервые луна эти цепи и трепет
Платьев и власть восхищенных уст
Гипсовую эпопеею лепит,
Лепит никем не лепленный бюст.

В чьем это сердце вся кровь его быстро
Хлынула к славе, схлынув со щек?
Вон она бьется: руки министра
Рты и аорты сжали в пучок.
Это не ночь, не дождь и не хором
Рвущееся: «Керенский, ура!» ,
Это слепящий выход на форум
Из катакомб, безысходных вчера.
Это не розы, не рты, не ропот
Толп, это здесь, пред театром — прибой
Заколебавшийся ночи Европы,
Заколебавшейся ночи Европы.

Дождь — символ свежести и обновления. Стихи про весенний дождь, написанные в разных стилях, имеют нечто общее – от них веет грядущими изменениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта.Вода - самый удивительный минерал Земли.

В сложных экологических условиях, во время промышленного бума приведших к расточительному отношению к воде и водным ресурсам особое значение приобретает работа детского сада  по формированию у де...

Паспорт проекта "Вода - источник жизни"

Паспорт проекта "Вода - источник жизни"...

Паспорт педагогического проекта первая младшая группа " Водичка- водичка"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. По...

Паспорт педагогического группового краткосрочного проекта в первой младшей группе « Матрешка» «Водичка, водичка»

№Информация о проектеСодержание1Название проекта«Водичка, водичка»2Проблема   В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,...

Паспорт проекта "Вода нужна всем"

Паспорт проекта "Вода нужна всем"...