Конспект НОД "Юные следопыты в зимнем лесу"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Смирнова Юлия Анатольевна

Конспект НОД
О жизни зверей в зимнем лесу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_sledopyty_v_zimnem_lesu.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №24 «Семицветик» города Дубна Московской области

Конспект

занятия по познавательному развитию  

«Юные следопыты в зимнем лесу»

для детей 4-5 лет

Подготовил:

воспитатель первой

квалификационной категории

Смирнова Ю.А.

2020 г.

Цель: формирование у детей целостной картины зимнего леса.

Задачи:

  • Познакомить детей со следами диких животных и птиц;  
  • Обобщать, уточнять и расширять представления и знания детей о диких животных, птицах в зимний период времени;
  • Развивать познавательные способности, формировать желание заниматься исследовательской деятельностью;
  •  Воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
  • Активизировать словарь по теме, формировать связную речь;

Оборудование и материалы: интерактивное оборудование (ноутбук, доска, колонки, телефон) звуковые аудиофайлы из картотеки «Голоса птиц», мультимедийная презентация «Юные следопыты в зимнем лесу», письмо, листы формата А4 (карточки - схемы с изображением животных и птиц, следов), карандаши, значки для юных следопытов, файлы МП3 для музыкального сопровождения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы», просмотр презентации «Зима в лесу», на прогулке рассматривать следы птиц и животных (кошки, собаки) на снегу.

 Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие

Ход.

Организационный момент.

(Звучи музыка. Дети сидят на стульях. Воспитатель читает стихотворение о зиме)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,

Точно пеленою
Все его одело.  (И. Суриков)

О каком времени года это стихотворение?

Вы любите зимнее время года?

Слайд 1  

Посмотрите, какая красивая природа зимой

Слайд 2

Снег пошел.

Слайд 3 (Слышится звук вьюги)

 Что это за звук такой? Падает снег, дует сильный ветер. Это вьюга.

 Ребята, посмотрите, вьюга нам какой-то конверт принесла.

(Воспитатель достает конверт из-за экрана)

Давайте узнаем, что же в нем. А здесь письмо.

«Помогите нам скорей!

Много нас - лесных зверей!

Перепутали следы

Как теперь домой дойти?

Как со следами разобраться,

Чтобы до нор своих добраться?

Вот волшебное письмо, приведет вас к нам оно»

Лесные звери нас просят о помощи. Посмотрите, здесь нарисован чей-то след: только он совсем не виден.

Ребята, мне кажется, лесным жителям необходима наша помощь. Как вы думаете, мы сможем им помочь? (ответы детей)

Хорошо. Тогда мы отправляемся в зимнее путешествие.

 Возьму волшебное письмо: приведет нас в лес оно  (звук)

 Мы с вами и очутились на лесной полянке.

Слайд 6

  Как хорошо в лесу зимой. Как красиво: все деревья стоят в снегу. Скажите, ребята, по каким приметам можно определить, какое дерево перед вами? Как узнать, что за дерево под снежной шапкой?

(Берёзу можно узнать по белому стволу с чёрными полосками и свисающим ветвям, у рябины несколько стволов и зимой её можно узнать по красным ягодам в гроздях, сосна высокая с иголками, веточки подняты вверх, ель покрывают иголки, веточки опущены вниз).

 Раздается звук (голос сороки).

«Чей это голос? Знаком он вам?» (дети отвечают). Какие вы знаете поговорки про сороку? «Трещит как сорока», «Как сорока, любит все блестящее»

Звук (голос вороны) А это чей голос? Голос вороны. Про сороку говорят, что она трещит. Про ворону говорят… каркает.

Каких еще птиц можно встретить зимой в лесу?

(Ответы детей)

Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.

Слайд (птичьи следы)

Посмотрите, сколько следов на снегу. Они такие разные: маленькие и большие. Как вы думаете, маленькие следы каким птицам могут принадлежать? А большие?

(ответы детей про маленьких и больших птиц).

Молодцы, разобрались с птичьими следами.

Слайд 4

Посмотрите, а на этой полянке много разных следов.И здесь не только птичьи следы. Все затоптано, перепутано. Где чей след? Попробуем разобраться?

Давайте узнаем, какие следы бывают у зверей.

Послушайте загадку

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору (Заяц)

Слайд 5

«Посмотрите, какой след у зайца. Заяц любит путать следы. Зачем, как вы думаете?»

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый (Волк)

Слайд 6

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

Слайд

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)

Слайд

Какие вы молодцы, все загадки отгадали. Замерзли, наверное, в зимнем лесу? Давайте немного погреемся и слепим снеговика

Динамичная пауза «Снеговик»

 Слайд, музыкальное сопровождение

Давай, дружок,

смелей, дружок,

кати по снегу свой снежок (дети, изображают, что катят перед собой                      

                                                                          снежок).

Он превратился в толстый ком («рисуют» двумя руками ком).

И станет ком снеговиком («рисуют» снеговика из трех разного размера                

                                                                кругов)

Его улыбка так светла!   (изображают улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла (показываю глаза, прикрывают голову    

    ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу).

 Но солнце припечет слегка (медленно приседают)

  Увы – (пожимают плечами)

И нет снеговика  (разводят руки в стороны).

Молодцы! А теперь я вам предлагаю стать настоящими следопытами: и определить где чей след.

Дети садятся за столы.

Игра «Чей след»

Давайте поможем животным и птицам разобраться «Где чей след?»

Найдем обладателя каждого следа и соединим линией животное, птицу и его след.

(Листы с изображением 2 птиц (снегиря и сороки) и 3 животных волка, зайца и оленя. Задание: соединить след животного с его обладателем).

Анализ выполнения задания.

Молодцы, вы справились с заданием. И помогли лесным животным и птицам отыскать свои следы. Теперь они смогут по своим следам вернуться каждый к своему дому. А вы знаете, как называются дома у животных? (Логово, берлога, дупло, нора, зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве, взрослый заяц прячется в лесу под деревьями, в траве-летом, зимой, на снегу под кустом)

Молодцы. А теперь пора возвращаться  нам обратно: в наш любимый детский сад.

Возьму волшебное письмо. Закройте глаза.

Звук.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

Где же мы сегодня с вами побывали? (в зимнем лесу). Что интересного вы узнали? (какие следы у животных). Теперь мы с вами стали юными следопытами и научились читать следы на снегу.

Сразу видно: шла сорока

По снежку, не зная бед.

С нею заяц белобокий –

Заметал ушами след.

А потом лисенок рыжий

Пробегал, как егоза…

Это я, как в книге, вижу,

 Белый снег всё рассказал!

 Вы молодцы. И я хочу вам подарить вам значки юного следопыта.

Сюрпризный момент

Детям вручаются значки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Прогулка в зимнем лесу"

Интегрированное занятие (аппликация) для детей 2-3 лет на тему "Животные зимнего леса"...

Конспект НОД " Прогулка по зимнему лесу ".

Конспект НОД для подготовительной речевой группы с использованием средств логоритмики....

Конспект НОД "Путешествие по зимнему лесу"

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать родственные (однокоренные слова), учить образовывать притяжательные прилагательные, подбирать подходящие по смыслу и звучанию слова, р...

Конспект занятия НОД « В зимнем лесу» (Дикие животные зимой)

Задачи :расширять кругозор детей по теме «Дикие животные»;развивать возможности детей правильно оформлять связное высказывание;развивать слуховое и зрительное внимание, память;формировать навыки...

Конспект занятия "Путешествие по зимнему лесу" средняя группа

Программные задачи: Познавательные  1. Формировать представления о порядковом счёте,учить правильно пользоваться   количественными и порядковыми числительными. ...

Конспект открытого занятия "В зимнем лесу"

Конспкт интегрированного  занятия в средней группе...