Занятия по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Старкова Екатерина Юрьевна

Данное занятие проводится с детьми подготовительной к школе группы по теме «Деревья и кустарники».  Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_ekologiya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе "Деревья и кустарники"

Цель: Формировать элементарные экологические представления у дошкольников по средствам наблюдения за деревьями и кустарниками Прибайкалья.

Задачи:

Расширять и уточнять представления детей о деревьях и кустарниках. Закреплять названия деревьев и кустарников родного края, их строение, внешние признак; представления о том, что растения - живые, используя схемы-модули.

Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой.

Формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами поведения на природе. 

Воспитывать организованность, коллективизм, развивать умение объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.

Оборудование: мольберт, фото с изображением живой и не живой природы, схемы-модели живой природы, части дерева и кустарника, таблица «Разве дереву не больно?!», природоохранные знаки.

Ход занятия:

Дети входят. Становятся кругом.
Организационный момент. 

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: « Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

– А теперь чтобы утро стало добрым и у наших гостей скажем им: «Доброе утро».

Дети проходят и садятся на стулья.  

– Ребята мне сегодня на почту пришло говорящее письмо, давайте его послушаем.

(Письмо от Сибирячка)

«Здравствуйте, дорогие друзья! Я хочу рассказать вот какую сказку.

Однажды маленькая птичка летела через лес и решила она отдохнуть. Села она на ветку берёзы и стала чистить свои перышки. И вдруг, слышит сквозь шум листвы такой разговор. "Я, самый главный в лесу"сказал могучий кедр. "Я много делаю добра, мои орешки едят белки, бурундуки, а шишки собирают люди". "Нет, я самая главная"сказала ёлочка. "Я украшаю лес и дома людей в Новогодний праздник, меня украшают, вокруг меня водят хоровод, поют песни". "Нет, я самая главная"- ответила сосна. "Под моими корнями строят норы звери, я им даю приют и тепло, а ещё дятел делает дупло для белочек, значит я самая главная!" "Я тоже главная в лесу"сказала берёза. "Я красивая, стройная, мною любоваться можно, посмотрите какие тонкие у меня веточки, а сколько на моих ветвях вьют гнёзда птицы. И в знойный день под моей тенью можно найти прохладу, а ещё я даю полезный берёзовый сок". Тут и другие деревья, и кустарники присоединилось к спору: клён, осина, черёмуха, рябина, боярка. Все растения кричали, что они самые главное и важные в лесу. (Вопрос к детям: Как вы думаете, что же важнее деревья или кустарники?)

– Ну что, ребята, давайте попробуем с вами разобраться.

Игровое упражнение-эстафета «Собери дерево и кустарник из частей».

- Давайте мы сейчас разделимся на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Команда мальчиков соберет из частей дерево слева на мольберте, а команда девочек соберет кустарник справа на мольберте.

У дерева части: корень, ствол, ветви, листья, плоды; у кустарника: корень, тонкие стволы, ветки, листья, плоды.

- Какое растение составили мальчики? Дерево.

– Как докажете? У дерева есть корни, один ствол и листья, они высокие.

- Правильно! А какое растение составили девочки? Кустарник.

– Почему? Потому что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

– По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева и кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Чем похожи деревья и кустарники? У деревьев и кустарников есть корни и листья.

– Чем отличаются деревья и кустарники? У дерева один ствол, а у кустарника много.

Дидактическое упражнение «Какая это природа».

- А теперь, ребята, я вам предлагаю взять со стола один листочек. Что вы там видите? Как мы можем поделить эти предметы? Это живая и не живая природа. Я на мольбертах повесила ориентиры для вас. Каждый предмет был у своего ориентира. (Дети называют предметы и объясняют почему выбрали именно этот ориентир.

Дидактическое упражнение «Живая – неживая».

- Ребята, как вы думаете, деревья и кустарники относятся к живой природе?

- Почему вы так решили? Вспомните признаки живой природы. На доске выкладываются схемы-модели: дышит, двигается, размножается, растет, питается.

- А нужна ли деревьям неживая природа?  Докажите! Солнце – источник света и тепла, вода – питание, воздух – деревья тоже дышат, почва нужна для прорастания семян, в ней находятся самые главные части деревьев – корни.

- Оказывается, в мире природы все взаимосвязано, и это главное правило природы.

Физминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Убери лишнее».

        - Я приготовила для вас схемы о деревья и кустах, но мой компьютер подхватил вирус и схемы испортились. Вы поможете мне исправить их?

Беседа «Берегите добрый лес – он источник всех чудес»

- Дети есть такая хорошая фраза «Берегите добрый лес – он источник всех чудес». Как вы думаете почему нужно беречь лес? Чем он полезен? Деревья и кустарники защищают нас с вами от жары летом своими листьями, очищают воздух от пыли, лес дарит грибы и ягоды, радует нас своей красотой в разное время года.

- Но всегда ли люди бережно относятся к деревьям? Например, некоторые дети, не задумываясь, ломают веточки деревьев. Показ таблицы «Разве дереву не больно?!» 

- Что случилось с мальчиком? С веткой дерева? Почему мальчик плачет?  А дерево, может быть, тоже плачет? Чем закончилась эта история?

- Мне хочется у каждого дерева поставить такой природоохранный знак. Показ. Как вы думаете, о чем он говорит?

- А о чем еще можно сказать в таких знаках? Не рубите живые деревья и кусты, не оставляйте мусор, не оставляйте незатушенным костер и т.д.

- Ну что ребята вы готовы дать ответ на вопрос Сибирячка «Что же важнее деревья или кустарники?» В природе нет ничего ненужного и кусты, и деревья важны, т.к. являются важной частью окружающей среды.

- Так же в своем письме Сибирячек прислал окончание сказки. Хотите его послушать?

«Слушала птичка, слушала и говорит: "Что же вы спорите, без вас и леса бы не было, не где было бы лесным зверям жить и нам птицам. Вы всем даёте приют и пищу, оздоравливаете воздух, не обойтись без вас никому, вы все главные в лесу". Притихли деревья и кустарники, подумали о том, что сказала им маленькая птичка, а ведь и правда, права птичка, каждое растение приносит свою пользу. А маленькая птичка полетела дальше, и долго деревья и кусты махали вслед ей листвой».

- Вам понравилось окончание сказки?

- А почему так закончилась сказка, как вы думаете?

Рефлексия.

Вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Занятие по экологии « Экология –это жизнь».

: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»

Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»

Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...

Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»

Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем  заботу о флоре и фау...