проект "Откуда хлеб на стол пришел", 2017
проект (старшая, подготовительная группа)

Информационно-познавательный, краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста,  направленный на формирование у детей представления о ценности хлеба, об этапах его производства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_proekta_otkuda_hleb_prishel.docx18.42 КБ
Файл konspekt_zanyatiya.docx542.66 КБ
Файл zagadki.docx11.91 КБ
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx13.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Откуда хлеб на стол пришел»

 Не напрасно народ,

С давних пор и поныне –

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова –

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" –

 В поле, в доме, в державе!

Вид проекта: информационно-познавательный, краткосрочный (неделя)

Участники: дети, воспитатели, родители

Продукт деятельности

1. Замешивание теста и выпечка печенья.

 2. Показ кукольного театра по сказке «Легкий хлеб»

Актуальность

По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. В нашей стране всегда относились к хлебу по-особенному. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Мы выбрали эту тему потому, что чем больше дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им. Вместе с ребятами мы решили выяснить, как же действительно приходит хлеб на наш стол, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до магазина.

Проблема: недостаточные представления детей о производстве хлеба; о пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол.

Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба, об этапах его производства. Задачи:

 - формировать представление детей о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая на столе)

- дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время, донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей

- формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба, учить соблюдать санитарно-гигиенические нормы при работе с продуктами в процессе продуктивной деятельности «Мы - пекари»

- активизировать и расширять словарь детей

- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают

- способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада

- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий

Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

Предполагаемый результат:

- Понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.

- Представления детей об этапах выращивания и приготовления хлеба.

- Выпечка печенья детьми совместно с педагогами

Интегрируемые области:

• коммуникация;

• чтение художественной литературы;

• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

• познание;

 • социализация.

План проекта

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

• Постановка проблемы, цели, задач и формы реализации проекта.

• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.

2 этап. Основной (практический).

Работа воспитателя и детей

Мероприятия по работе с родителями

• НОД по теме «Откуда хлеб на стол пришѐл»:

- Коммуникация: «Поле. Откуда хлеб пришѐл?», Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб».

-Познание: «Как хлеб в старину выращивали?»

-Худ. литература: «Пересказ рассказа Г. Паустовского «Тѐплый хлеб», Чтение рассказа Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», рус. нар. сказки «Петушок и жернова» и пересказ украинской народной сказки "Колосок".  

-Худ. творчество: Рисование «Хлебные колосья»

Оригами «Колос»

Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, «Пирожки для кукол» (лепка из солѐного теста) Составление узоров и рисунков из круп.

 • Рассматривание картины Шишкина «Рожь».

 • Сюжетно-ролевая игра: «Семья»,» Булочная», «Кулинария».

Д/И: «Что из какой муки испекли»; «Что сначала, что потом»; «А какой он, хлеб»; «Цепочка», , «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Что нужно для замешивания теста?», «Что к чаю, что с супом»

•Разработка схемы правил поведения с хлебом

• Разучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе, хлебных изделиях, отгадывание загадок.

•Проговаривание скороговорок о хлебе

• Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали? ». • Чтение дома рассказов, стихов о хлеборобах, хлебе. • Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе. рассмотреть многообразие хлебобулочных изделий в продуктовом магазине

3 этап. Заключительный.

• Показ кукольного театра по сказке «Легкий хлеб»

• Замешивание теста и выпечка печенья.

Заключение.

В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берѐтся хлеб, как его делают, кто его растит и печѐт. Познакомились с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий, какую форму имеют различные изделия. Научились сравнивать зерна и колоски различных зерновых культур. Работа над проектом расширила познавательную активность, помогла сформировать знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле. Каждый раз, садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и будут бережно к нему относиться. Есть на свете золотые слова «Хлеб – всему голова! »



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Откуда хлеб на стол пришёл?»

Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и в наше время.

Задачи:

  • Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
  • Воспитывать у детей уважение к труду взрослых (хлеборобам, хлебопекам),

бережное отношение к хлебу.

  • Развивать логическое мышление, внимание.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает: «Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?»

(Молочная каша, булка, чай)

А вчера?

(Омлет, булка с маслом, кофе)

А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)

Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Дети: «хлеб»

Слайд №1 Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

(Белый, булки с изюмом, мягкий).

Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

Слайд №2 Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

Ответы детей (Мама купила в магазине)

А, как он в магазин попал, хотите расскажу?

Ну, тогда слушайте. Сначала я вас познакомлю, как раньше на Руси выращивали хлеб?

Слайд №З Сначала землю нужно было вспахать. Вот запряжёт крестьянин в плуг или соху  лошадь и вспашет полоску земли. После этого нужно было посеять зерно.

Слайд №4 К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно.)

А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (Безветренная.) Почему?

Дети, а что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.) Вот и кликали люди дождик.

«Дождик, дождик, поливай -

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки».

Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.

А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей.)

Слайд №5 Воспитатель. Молодцы.

Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки (слайд №6) косы, а женщины серпы и шли в поле. Ребята, обратите внимание как выглядит коса, а как (слайд №7) серп, вот посмотрите на эти орудия труда и запомните, что им на Руси убирали хлеб. 

Слайд №8 Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали (слайд №9) цеп - ручное орудие для молотьбы - и били им по колоскам (слайд №10).

Затем зерно просеивали и везли на мельницу (слайд №11), там мололи, и получалась мука (слайд №12). Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая). А из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное - хлеб.

Слайд №13 Хлеб в России пекли с куполами, чтоб хватило, как неба, на всех в доме. Крошку бросить считали за грех. И хлеб - соль - это русский обычай, словно символ людской доброты.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево - вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжка)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

Вот мы с вами познакомились, как раньше на Руси выращивали хлеб. А хотите, я вам расскажу, как хлеб выращивают сейчас в наше время?

Дети: да.

Слушайте внимательно!

Сначала люди сами выращивали пшеницу и рожь. Теперь же, выращивать хлеб людям помогают десятки умных и сильных машин (слайд №14). Ещё с осени колхозники начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю трактором (слайд №15) . Зимой при помощи снегопаха (слайд №16) в поле запасают побольше снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги. Не забывают колхозники и о пище для будущих посевов (слайд №17) - разбрасывают в поле навоз, торф, минеральные удобрения. Весной по вспаханному с осени полю, колхозники пускают

железные бороны (слайд №18), после чего поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага. Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки  (слайд №19), и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. После этого они ждут, когда вырастет урожай. Наконец пшеница созрела (слайд №20), и колхозники начинают жатву. Комбайны с жатками (слайд №21) срезают густую пшеницу и укладывают её в валки. Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают (слайд №22).Чтобы зерно было чистым, отборным, колхозники пропускают его через зерноочистительную машину. (Слайд №23) А затем на грузовиках зерно отвозят в колхозные амбары, элеваторы и мельницы (Слайд №24).

С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод (Слайд №25). Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) (слайд №26) пекут хлеб, булки, батоны, сайки,  баранки (слайд №27) - всё то, что мы так любим. Готовый хлеб, булки, батоны машины развозят по магазинам. (Слайд №28) Так хлеб попадает в магазин. Слайд №29

Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

- Назови хлеб ласково (Хлебушек.) Крошки хлеба какие? (Хлебные ) Квас из хлеба как называется? (Хлебный.) Прибор для резки хлеба. (Хлеборезка.) Посуда для хлеба. (Хлебница.)Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.) Кто печет хлеб? (Хлебопек.) Назови завод, где выпекают хлеб. (Хлебозавод.) Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия.)

Молодцы! Вы хорошо играли.

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

(Мука, вода, дрожжи, соль)

Посмотрите, какие нужны компоненты (выбрать из предложенных картинок) Давайте их назовём. (Ответы детей).

Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин.

Ребята, а что ещё пекут из муки? Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).

Дидактическая игра «Что пекут из муки?»

На столе лежат картинки с изображением разных продуктов: хлебобулочных изделий, молочных, мясных и др. Детям дается задание выбрать только те картинки, на которых изображены продукты, сделанные из муки. Дети объясняют свой выбор.

Молодцы!

Ну вот ребята, сегодня мы с вами познакомились с тем, как хлеб выращивали на Руси и как это делают сейчас. Вам понравилось? А что вам особенно запомнилось?

Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб, так ведь ребята? Поэтому как мы все должны относиться к хлебу? (Ответы детей).

Воспитатель уточняет: Что значит бережно? Куда деть крошки?

Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его. 

IMG_4324.JPGIMG_4328.JPG

IMG_4336.JPG



Предварительный просмотр:

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
***

Тарелка супа меж локтями, 
А он в руках у всех ломтями . 
Без него, как видно , 
Не вкусно и не сытно!

***

Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском.
***

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый..(хлеб).
***

Отгадать легко и быстро: 
Мягкий, пышный и душистый, 
Он и черный, он и белый, 
А бывает подгорелый.
Автор: В. Стручков
***

Мы ржаные кирпичи
В жаркой испекли печи.
На машину загрузили-
Покупайте в магазине!
***

Весной в земле,
А весь год на столе.
Автор:И. Николаевич
***

Вы припомните скорей, 
Кто источник сухарей?
***

Было так: 
В какой-то миг 
Народился пых-пых-пых! 
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел, 
Пока в печку не сел. 
Вышел оттуда не пых, 
А чудо: 
Румяный, блестящий, 
С корочкой хрустящей!
***

Чёрная гора, 
А всем мила.
***

В нем здоровье наша, сила, 
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!



Предварительный просмотр:

усские пословицы и поговорки о хлебе

Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без соли и хлеб не естся.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без соли стол кривой.

Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.

Без хлеба все приестся.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Без хлеба и у воды жить худо.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба сыт не будешь.

Блюди хлеб на обед, а слово — на ответ.

Будет день — будет и хлеб.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Был бы хлеб, а каша будет.

Был бы хлеб, а пирог даром.

Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.

Вода вымоет, хлеб выкормит.

Голодной куме все хлеб на уме.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Дешев хлеб, коли деньги есть.

Добра соль, а переложишь — рот воротит.

Доплясались, что без хлеба остались.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

И пес перед хлебом смиряется.

Из одной муки хлеба не испечешь.

Как хлеб да квас, так и все у нас.

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.

Как хлеба кусок, так разинул роток.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка — по выбору.

На соль пьется, на хлеб спится.

Надо хлеба и на после обеда.

Не давай голодному хлеб резать.

Не от хлеба ходят, а ко хлебу.

Не хлебом единым жив человек.

Нет хлеба — клади зубы на полку.

Около хлеба и мыши водятся.

От хлеба-соли не отказываются.

От хлеба хлеба не ищут.

Покуда есть хлеб да вода — все не беда.

Пот по спине — так и хлеб на столе.

Ржаной хлебушко — калачу дедушка.

Рыба не хлеб, сыт не будешь.

Свой хлеб сытнее.

Свой хлеб хоть ночью ешь.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

У кого хлебушко, у того и счастье.

У хлеба не без крох.

Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.

Хлеб — батюшко, вода — матушка.

Хлеб в пути — не тягость.

Хлеб в человеке — воин.

Хлеб — всему голова.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Хлеб да вода — то наша дворянская еда.

Хлеб да соль — и обед пошел.

Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.

Хлеб — кормилец.

Хлеб на стол, и стол — престол.

Хлеба ни куска, и стол — доска.

Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Хлебом люди не шутят.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.

Хотя палата бела, да без хлеба скучна.

Чья земля, того и хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Непосредственно образовательной деятельности «Как хлеб на стол пришел» для детей 5-6 лет.

Разработано в рамках основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и входит в цикл заняти...

Информационно-исследовательский проект "Как хлеб на стол пришел"

Цель: Систематезировать знания детей об истории возникновения хлеба на столе....

"Откуда хлеб на стол пришел" Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Обогащать представления дошкольников о том, как делают хлеб, воспитывать уважение к людям, его создающим поможет данный материал....

Конспект комплексного занятия с использованием мультимедийных средств обучения "Как колосок хлебом на стол пришел".

Данное занятие построено на использовании медиапроектора. Воспроизводятся картинки с изображением этапов выращивания хлеба. Дети комментируют слайды заранее выученными стихотворениями. Проводятся...

проек "Как хлеб на стол пришел"

Цель: систематизация представлений детей об истории возникновения хлеба на столе.Задачи:1.Продолжать закреплять знания детей о хлебе;2. Познакомить с процессом изготовления хлеба;3. Расширить пре...

"Откуда хлеб на стол пришел"

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:   «Откуда хлеб на стол пришел»...