Конспект познавательно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме: «Вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горохова Ирина Владимировна
 

 

Конспект познавательно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме: «Вулканы»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканы.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий в рамках проведения экспериментальной деятельности;

Развивающие задачи:

  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
  • Продолжать формирование саморегуляции у детей.
  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия мира природы;
  • Обогащение активного словаря новыми словами (лава, жерло, кратер, магма и т.д.);

Материалы:

  • Презентация «Вулканы»; проектор, ноутбук;
  • Макеты вулканов по числу детей;
  • Химические составляющие (сода пищевая, гуашь, моющее средство, уксус 9%);
  • Средства безопасности (клеенки, маски, шапочки, ложки одноразовые, подносы, емкости для химических средств);
  • Магнитофон (музыкальная физминутка).

Предварительная работа: Беседа о вулканах.

Ход занятия:

1 часть:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью по изучению природных явлений. А чтобы узнать, о чем с вами сегодня будем разговаривать отгадайте загадку:

Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (вулкан).

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим про вулканы. Кто знает что это такое? (ответы детей). А кто-нибудь знает, почему они называются вулканы? Давайте посмотрим и послушаем (просмотр презентации).

- «Жил на свете бог огня по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

- «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами».

- Вулкан - это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород - магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб.

- Сначала лава жидкая, очень горячая и красного цвета, а когда она остывает, то становится серой или черной.

- Если лава затвердевает внутри кратера, то говорят, что вулкан потух или спит. Когда проснуться потухшие вулканы? Этого никто не знает! Но это будет незабываемое зрелище!

- Самый известный вулкан – Везувий, в результате его извержения были разрушены два города Помпеи и Геркуланум. Это событие изобразил в своей картине великий русский художник Карл Брюллов, картина так и называется – «Последний день Помпеи». На этой картине мы видим, как люди пытаются спастись от разрушительной силы природы.

- Теперь люди стали жить подальше от вулканов и с далека наблюдать за красотой их извержения.

- Ребята, так что же такое вулканы? Где находится жерло? Что такое лава? Как меняет свой цвет лава с момента извержения до остывания? (ответы детей).

- Молодцы! Но что-то мы засиделись, давайте немножко разомнемся.

Физминутка: "Обезьянки, вперед!", музыка-Михаил Меерович, слова-Григорий Остер

В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.

Должен он бежать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется,
Трах-бабах и нет его.

Каждый новенький ребенок,
Вылезает из пеленок,
И теряется повсюду,
И находится везде.

Он всегда куда-то мчится,
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь на свете,
Вдруг случится без него.

2 часть:

- А теперь чтобы провести практическую часть нашего занятия по изучению вулканов перейдем в лабораторию и попробуем разбудить вулканы. В лаборатории надо соблюдать соответствующие правила:

  1. Работать в лаборатории должны в масках (дети надевают маски),
  2. Нельзя работать без головных уборов (надевают шапочки). Я вижу, вы все готовы, проходите на рабочие места.
  3. При проведении опыта необходимо быть очень аккуратными и внимательными.

- Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, моющее средство, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и, конечно же, сами макеты вулканов.

- А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, затем добавляем моющего средства, окрашиваем, т.е. наливаем краски, в красный огненный цвет всю смесь и все перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу моего ассистента мне помочь добавить его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются. (Дети выполняют экспериментальную часть. Эксперимент окончен ).

3 часть:

Итог занятия:

- Ребята, вы все просто молодцы! Все справились с заданием. Вам понравилось? А что вам понравилось больше? Что нового вы узнали? (ответы детей). Теперь вы знаете, на что способен вулкан во время извержения.

А за то, что мы сегодня с вами удачно поработали, хочу вас угостить маленькими взрывными сюрпризами (конфеты шипучка).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно — экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме: «Вулканы»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканы.

Программное содержание:

Обучающие задачи: 

  • Становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий в рамках проведения экспериментальной деятельности;

Развивающие задачи:

  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
  • Продолжать формирование саморегуляции у детей.
  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия мира природы;
  • Обогащение активного словаря новыми словами (лава, жерло, кратер, магма и т.д.);

Материалы:

  • Презентация «Вулканы»; проектор, ноутбук;
  • Макеты вулканов по числу детей;
  • Химические составляющие (сода пищевая, гуашь, моющее средство, уксус 9%);
  • Средства безопасности (клеенки, маски, шапочки, ложки одноразовые, подносы, емкости для химических средств);
  • Магнитофон (музыкальная физминутка).

Предварительная работа: Беседа о вулканах.

Ход занятия:

1 часть:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы будем заниматься исследовательской деятельностью по изучению природных явлений. А чтобы узнать, о чем с вами сегодня будем разговаривать отгадайте загадку:

Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(вулкан).

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим про вулканы. Кто знает что это такое? (ответы детей). А кто-нибудь знает, почему они называются вулканы? Давайте посмотрим и послушаем (просмотр презентации).

- «Жил на свете бог огня по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

- «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами».

- Вулкан - это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород - магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб.

- Сначала лава жидкая, очень горячая и красного цвета, а когда она остывает, то становится серой или черной.

- Если лава затвердевает внутри кратера, то говорят, что вулкан потух или спит. Когда проснуться потухшие вулканы? Этого никто не знает! Но это будет незабываемое зрелище!

- Самый известный вулкан – Везувий, в результате его извержения были разрушены два города Помпеи и Геркуланум. Это событие изобразил в своей картине великий русский художник Карл Брюллов, картина так и называется – «Последний день Помпеи». На этой картине мы видим, как люди пытаются спастись от разрушительной силы природы.

- Теперь люди стали жить подальше от вулканов и с далека наблюдать за красотой их извержения.

- Ребята, так что же такое вулканы? Где находится жерло? Что такое лава? Как меняет свой цвет лава с момента извержения до остывания? (ответы детей).

- Молодцы! Но что-то мы засиделись, давайте немножко разомнемся.

Физминутка: "Обезьянки, вперед!", музыка-Михаил Меерович, слова-Григорий Остер

В каждом маленьком ребенке,
И в мальчишке и в девчонке,
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.

Должен он бежать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется,
Трах-бабах и нет его.

Каждый новенький ребенок,
Вылезает из пеленок,
И теряется повсюду,
И находится везде.

Он всегда куда-то мчится,
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь на свете,
Вдруг случится без него.

2 часть:

- А теперь чтобы провести практическую часть нашего занятия по изучению вулканов перейдем в лабораторию и попробуем разбудить вулканы. В лаборатории надо соблюдать соответствующие правила:

  1. Работать в лаборатории должны в масках (дети надевают маски),
  2. Нельзя работать без головных уборов (надевают шапочки). Я вижу, вы все готовы, проходите на рабочие места.
  3. При проведении опыта необходимо быть очень аккуратными и внимательными.

- Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, моющее средство, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и, конечно же, сами макеты вулканов.

- А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, затем добавляем моющего средства, окрашиваем, т.е. наливаем краски, в красный огненный цвет всю смесь и все перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу моего ассистента мне помочь добавить его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются. (Дети выполняют экспериментальную часть. Эксперимент окончен ).

3 часть:

Итог занятия:

- Ребята, вы все просто молодцы! Все справились с заданием. Вам понравилось? А что вам понравилось больше? Что нового вы узнали? (ответы детей). Теперь вы знаете, на что способен вулкан во время извержения.

А за то, что мы сегодня с вами удачно поработали, хочу вас угостить маленькими взрывными сюрпризами (конфеты шипучка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе на тему «Свойства снега и льда»

формируем исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со льдом и снегом....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»

Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Свойства снега и льда»

1.Чтение стихотворения: Закружили метели, песни вьюга поёт. До весенней капели вся природа заснёт. Холод, песни метели и дорога пуста… И закованы реки в прочный панцирь из льда. - о каком времени...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»

Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Труд животноводов на селе"

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознате...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: ,,Опыты с сухим льдом"

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с сухим льдом....

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Свойства снега и льда"

quot;Свойства снега и льда". Данная форма занятия используется как способ решения познавательной задачи по изучению свойств снега и льда, в результате которой дети приходят к самостоятельному фо...