Конспект занятия (непосредственно-образовательной деятельности) «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа 5-6 л.)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).

Интеграция областей: Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.

Цель: Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у

детей информирование представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Краснокутского муниципального района

Саратовской области

Конспект занятия

(непосредственно-образовательной деятельности)

«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

(старшая группа 5-6л.)

(конкурс «Воспитатель года»)

Воспитателя

МДОУ «Детский сад №24

                                                                                  «Солнышко»  г. Красный Кут

Саратовской области

Алтынбаевой Мяхузи Файзиевны

2013 год

 Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).

Интеграция областей: Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.

Цель: Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у

детей информирование  представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».

Программное содержание:

1.Образовательная задача: закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье, развивать чувство единства, эмоциональной поддержки

2.Развивающая задача: закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку развивать логическое мышление, память

3.Воспитательная задача: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.

4.Оздоровительная  задача: развитие положительных эмоций, чередование статических и активных движений во время всего занятия.

5.Речевая задача: продолжать развивать диалогическую речь детей; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Технологии: ТРИЗ, здоровьесберегающая технология (физминутка,   пальчиковая гимнастика), ИКТ, проектная технология, игровая технология.

Методические приёмы:

1. Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала, показ иллюстраций, карточек,

 2. Словесные (пословицы, поговорки, вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, проблемные вопросы, напоминание, указание к действию, метод моделирования, поощрение, оценка деятельности детей)

3. Игровые  (игровые упражнения и задания)

4.Практические (лепка пирожков из соленого теста, исполнение танца) Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, текста песни «Бабка- Ёжка»

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, ёлка, план-схема; цветок, грибок, сюжетное оформление «Речка», «Дом», противень,

Раздаточный: солёное тесто, доски для лепки, салфетки, пирожки печеные, яблоки (плоскостные 10 шт.), карточки для моделирования;

ТСО: музыкальный центр, аудиозапись.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети располагаются полукругом возле воспитателя.

-Здравствуйте, дети. Я хочу поближе познакомиться с вами. Я протяну ладонь и назову своё имя, а вы по очереди сверху положите свою ладошку и назовите  своё имя. Вот мы и познакомились.

Воспитатель: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:

Герои всех сказок явились ко мне!

Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-

Все творили добро!

Семь гномов волшебных, и славный Иван

Спасают Царевну из западных стран.

Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок

Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!

 И просит Емеля, лежа на печи:

-Ты книжку открой, и все сказки прочти!

 Воспитатель: - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках) Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.

Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может - быть попадем в какую-нибудь сказку.

Часть 1 - 4 минуты

(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девочку).

Воспитатель: - Ребята, по-моему, мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?

( Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем)

Дети: Здравствуй, девочка!

Ребёнок: Как тебя зовут, и почему ты плачешь?

Девочка рассказывает:

- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).

Вопросы детям: Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька? ( Гуси – лебеди)

-А кем ей приходиться Ванечка? ( Братец)

- Что же, произошло с ним? (Унесли гуси – лебеди)

_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)

Ответы детей: родители будут переживать за Ванечку, беспокоиться, плакать и т. д.

Воспитатель: Ребята, нам нужно успокоить Машеньку и предложить свою помощь. Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.

Ребёнок:- Машенька, не плачь, мы все вместе пойдём искать твоего братика Ванечку.

Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, в добрый путь.

(Рассматриваем «следы»)

-Ребята, как вы думаете, чьи это следы? ( Детей).

-Как нужно их разложить? ( Парами)

Задание: Девочкам разложить с правой стороны – прямо.

                Мальчикам -  с левой стороны.

Вопрос: Сколько пар следов разложили? ( 5).

(Дети проходят по следам прямо. На пути встречается печка)

Часть 2 – 6 минут

Воспитатель: --Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси—лебеди полетели? (Побуждаю детей вести диалог с печью)

-Здравствуй, матушка-печь! (все дети)

Ребёнок: -Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели? Унесли они Ванечку.

Печь: -Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: тесто уже готово для выпечки, нужно слепить пирожки, выложить их на противень и посадить в печь.

- Воспитатель:- Поможем, печке? (Да) (Приглашаю детей к столу)

-Приподнимите рукава. Влажной салфеткой протрите руки. Лепить нужно чистыми руками.

Пальчиковая гимнастика:

«Знаю я, что у меня, дома дружная семья.

Это – мама, это – я, это – бабушка моя,

это – папа, это дед, и у нас разлада  нет.

(Показ и объяснение приема лепки пирожка)

Вопросы детям во время липки:

- Из чего пекут пирожки? (Из муки)

-А мука из чего получается? (Из зёрен пшеницы)

- Кто у вас в семье печет пирожки?

- С какой начинкой вы любите пирожки?

(После окончания лепки выкладываем пирожки на противень и ставим в печь. Протираем руки влажной салфеткой)

Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, вот вам план – схема, по ней и идите, она вас и выведет туда, куда гуси-лебеди полетели.

ВоспитательРебята, давайте поблагодарим печь за помощь.

Дети:- Спасибо, печка.

(По схеме находим цветок, грибок, ёлку, Яблоню)

Часть 3 - 8 мин

Предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).

Дети: -Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.

Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Не созрели яблоки на моей яблоне. Помогите вернуть их

(В корзине находим одно яблоко).

Воспитатель: Яблоко - это фрукт или овощ?

- Из чего может вырасти яблоня? (Из семечка)

-А где находиться у яблока семечко? (Внутри яблока)

Задание: - Выложить карточки – яблоки на мольберт, с последовательностью роста яблони. (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)

Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).

-А, теперь нужно развесить яблоки на яблоню (Дети перевёрнутой стороной развешивают яблоки).

Воспитатель: - Мы сейчас рассмотрим яблоко (метод морфологического обследования).

1.Что нам помогает увидеть яблоко, его цвет, форму, величину? (Глаза)

Мы посмотрели и увидели, что оно красного цвета, по форме – круглое, по величине - большое (дети находят соответствующие обозначению карточки и выкладывают на магнитную доску)

Вывод: яблоко - красное, круглое, большое (2 раза)

2.«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) - А если, надавить на него рукой? Мягкое или твёрдое?

-С помощью чего мы узнали, что яблоко  гладкое, твёрдое?

(Дети размещают карточки, обозначающие: руку и символы, обозначающие признаки: гладкий, твёрдый.)

 3.Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? (Надкусить, попробовать)

       - Какие бывают яблоки на вкус? (Кислые, как лимон. Сладкие, как конфета)

(Дети размещают карточки: РОТ—ЛИМОН—КОНФЕТА---СОК.

(Яблоня указывает путь к реке. Даёт картинки, из которых нужно сложить тропинку к реке)

Воспитатель:  - Что изображено на картине? ( Ручей)

В слове РУЧЕЙ где находится звук Р? В начале, в середине или в конце слова?

(те же вопросы со словами ОЗЕРО, ПРУД)

Вывод: это – водоемы.

Часть 4- 2 минуты

Подходят к молочной реке – кисельные берега.

Воспитатель: -Река на пути, куда нам дальше идти? Может у реки спросим? (побуждаю самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать, как найти дорогу). 

Ребёнок: -Молочная река - кисельные берега, подскажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

Река (аудиозапись)—Скажу, но сначала я хочу послушать пословицы и поговорки о семье.

Дети: «В родной семье и каша слаще».

             «Семья в куче – не страшна и туча»

             «Семья сильна – когда над ней крыша одна».

              «Везде хорошо – но дома лучше».

              «В дружной семье и в холод тепло»

               «При солнышке – тепло, при матери – добро»                      

               «Жалей отца с матерью – других не найдёшь»

                «В семье дружат – живут не тужат»

(Река хвалит детей и указывает путь)

Река:- Идите вдоль берега и окажитесь в лесу, там и ищите Ванечку.

(Дети благодарят речку и идут по указанному пути)

Физминутка: «Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.

                 Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.

На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.

                         Влево – вправо повернулись, и цветочкам улыбнулись.

По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.  

Часть 5 – 5 минут: Воспитатель:  «Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы)

Воспитатель:- А, вот и избушка. Вспомните, кто живёт в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Баба – яга нас почуяла. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся  ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.

Баба-Яга (выходит из избушки): - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?

Воспитатель: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу – Ягу вернуть нам Ванечку.

Ребёнок: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.

Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А каково сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы).

Баба Яга: Семья, семья, а что такое семья?

Воспитатель предлагает детям: Ребята, объясним Бабе Яге, что такое семья. Вика, расскажи, пожалуйста, кто живёт в вашей семье? А как члены семьи относятся друг к другу (предлагаю детям объяснить Бабе Яге, кто является членом семьи (мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, (задаю наводящие вопросы, уточняю. Подвожу детей к обобщающемуся понятийному слову «семья»).

Баба-Яга (выслушивает объяснения детей, сокрушается): Семья! Любовь! А я тут, одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет).

Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей ? (побуждает детей к сочувствию) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости).

Баба Яга (радостно): –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).

Воспитатель: Баба Яга, а ребята на прощание хотят спеть песню и приглашают тебя присоединиться к ним. (Песня «Бабка-Ёжка»)  

Воспитатель: Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться. Скоро родители Маши и Ванечки вернутся.

(Возвращаясь из сказки по той же дороге, с детьми подводим итог занятия.)

Воспитатель: Ребята, если бы мы были не вежливы с Б. Ягой, чтобы произошло?

- Вернула бы она Ванечку?

-Какое задание выполнили по просьбе Реки?

- Какой путь она нам указала? (Дети ещё раз благодарят  Реку)

- О чём просила Яблоня? Какой путь она указала? (дети благодарят и Яблоню)

- Чем мы помогли  Печке? Какой путь она указала? (Печь угощает детей пирожками. Дети благодарят Печь. Обращаю внимание детей на то, что пирожками будут угощаться в группе, сначала помыв руки).

(Машенька благодарит детей за помощь). Все радуются, что семья восстановилась.

Воспитатель: Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту,

Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка!» и помашем  ей рукой.

 



Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Краснокутского муниципального района

Саратовской области

Конспект занятия

(непосредственно-образовательной деятельности)

«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

(старшая группа 5-6л.)

(конкурс «Воспитатель года»)

Воспитателя

МДОУ «Детский сад №24

                                                                                  «Солнышко»  г. Красный Кут

Саратовской области

Алтынбаевой Мяхузи Файзиевны

2013 год

 Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).

Интеграция областей: Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.

Цель: Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у

детей информирование  представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».

Программное содержание:

1.Образовательная задача: закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье, развивать чувство единства, эмоциональной поддержки

2.Развивающая задача: закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку развивать логическое мышление, память

3.Воспитательная задача: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.

4.Оздоровительная  задача: развитие положительных эмоций, чередование статических и активных движений во время всего занятия.

5.Речевая задача: продолжать развивать диалогическую речь детей; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Технологии: ТРИЗ, здоровьесберегающая технология (физминутка,   пальчиковая гимнастика), ИКТ, проектная технология, игровая технология.

Методические приёмы:

1. Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала, показ иллюстраций, карточек,

 2. Словесные (пословицы, поговорки, вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, проблемные вопросы, напоминание, указание к действию, метод моделирования, поощрение, оценка деятельности детей)

3. Игровые  (игровые упражнения и задания)

4.Практические (лепка пирожков из соленого теста, исполнение танца) Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, текста песни «Бабка- Ёжка»

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, ёлка, план-схема; цветок, грибок, сюжетное оформление «Речка», «Дом», противень,

Раздаточный: солёное тесто, доски для лепки, салфетки, пирожки печеные, яблоки (плоскостные 10 шт.), карточки для моделирования;

ТСО: музыкальный центр, аудиозапись.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети располагаются полукругом возле воспитателя.

-Здравствуйте, дети. Я хочу поближе познакомиться с вами. Я протяну ладонь и назову своё имя, а вы по очереди сверху положите свою ладошку и назовите  своё имя. Вот мы и познакомились.

Воспитатель: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:

Герои всех сказок явились ко мне!

Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-

Все творили добро!

Семь гномов волшебных, и славный Иван

Спасают Царевну из западных стран.

Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок

Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!

 И просит Емеля, лежа на печи:

-Ты книжку открой, и все сказки прочти!

 Воспитатель: - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках) Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.

Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может - быть попадем в какую-нибудь сказку.

Часть 1 - 4 минуты

(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девочку).

Воспитатель: - Ребята, по-моему, мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?

( Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем)

Дети: Здравствуй, девочка!

Ребёнок: Как тебя зовут, и почему ты плачешь?

Девочка рассказывает:

- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).

Вопросы детям: Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька? ( Гуси – лебеди)

-А кем ей приходиться Ванечка? ( Братец)

- Что же, произошло с ним? (Унесли гуси – лебеди)

_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)

Ответы детей: родители будут переживать за Ванечку, беспокоиться, плакать и т. д.

Воспитатель: Ребята, нам нужно успокоить Машеньку и предложить свою помощь. Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.

Ребёнок:- Машенька, не плачь, мы все вместе пойдём искать твоего братика Ванечку.

Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, в добрый путь.

(Рассматриваем «следы»)

-Ребята, как вы думаете, чьи это следы? ( Детей).

-Как нужно их разложить? ( Парами)

Задание: Девочкам разложить с правой стороны – прямо.

                Мальчикам -  с левой стороны.

Вопрос: Сколько пар следов разложили? ( 5).

(Дети проходят по следам прямо. На пути встречается печка)

Часть 2 – 6 минут

Воспитатель: --Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси—лебеди полетели? (Побуждаю детей вести диалог с печью)

-Здравствуй, матушка-печь! (все дети)

Ребёнок: -Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели? Унесли они Ванечку.

Печь: -Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: тесто уже готово для выпечки, нужно слепить пирожки, выложить их на противень и посадить в печь.

- Воспитатель:- Поможем, печке? (Да) (Приглашаю детей к столу)

-Приподнимите рукава. Влажной салфеткой протрите руки. Лепить нужно чистыми руками.

Пальчиковая гимнастика:

«Знаю я, что у меня, дома дружная семья.

Это – мама, это – я, это – бабушка моя,

это – папа, это дед, и у нас разлада  нет.

(Показ и объяснение приема лепки пирожка)

Вопросы детям во время липки:

- Из чего пекут пирожки? (Из муки)

-А мука из чего получается? (Из зёрен пшеницы)

- Кто у вас в семье печет пирожки?

- С какой начинкой вы любите пирожки?

(После окончания лепки выкладываем пирожки на противень и ставим в печь. Протираем руки влажной салфеткой)

Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, вот вам план – схема, по ней и идите, она вас и выведет туда, куда гуси-лебеди полетели.

ВоспитательРебята, давайте поблагодарим печь за помощь.

Дети:- Спасибо, печка.

(По схеме находим цветок, грибок, ёлку, Яблоню)

Часть 3 - 8 мин

Предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).

Дети: -Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.

Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Не созрели яблоки на моей яблоне. Помогите вернуть их

(В корзине находим одно яблоко).

Воспитатель: Яблоко - это фрукт или овощ?

- Из чего может вырасти яблоня? (Из семечка)

-А где находиться у яблока семечко? (Внутри яблока)

Задание: - Выложить карточки – яблоки на мольберт, с последовательностью роста яблони. (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)

Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).

-А, теперь нужно развесить яблоки на яблоню (Дети перевёрнутой стороной развешивают яблоки).

Воспитатель: - Мы сейчас рассмотрим яблоко (метод морфологического обследования).

1.Что нам помогает увидеть яблоко, его цвет, форму, величину? (Глаза)

Мы посмотрели и увидели, что оно красного цвета, по форме – круглое, по величине - большое (дети находят соответствующие обозначению карточки и выкладывают на магнитную доску)

Вывод: яблоко - красное, круглое, большое (2 раза)

2.«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) - А если, надавить на него рукой? Мягкое или твёрдое?

-С помощью чего мы узнали, что яблоко  гладкое, твёрдое?

(Дети размещают карточки, обозначающие: руку и символы, обозначающие признаки: гладкий, твёрдый.)

 3.Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? (Надкусить, попробовать)

       - Какие бывают яблоки на вкус? (Кислые, как лимон. Сладкие, как конфета)

(Дети размещают карточки: РОТ—ЛИМОН—КОНФЕТА---СОК.

(Яблоня указывает путь к реке. Даёт картинки, из которых нужно сложить тропинку к реке)

Воспитатель:  - Что изображено на картине? ( Ручей)

В слове РУЧЕЙ где находится звук Р? В начале, в середине или в конце слова?

(те же вопросы со словами ОЗЕРО, ПРУД)

Вывод: это – водоемы.

Часть 4- 2 минуты

Подходят к молочной реке – кисельные берега.

Воспитатель: -Река на пути, куда нам дальше идти? Может у реки спросим? (побуждаю самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать, как найти дорогу). 

Ребёнок: -Молочная река - кисельные берега, подскажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

Река (аудиозапись)—Скажу, но сначала я хочу послушать пословицы и поговорки о семье.

Дети: «В родной семье и каша слаще».

             «Семья в куче – не страшна и туча»

             «Семья сильна – когда над ней крыша одна».

              «Везде хорошо – но дома лучше».

              «В дружной семье и в холод тепло»

               «При солнышке – тепло, при матери – добро»                      

               «Жалей отца с матерью – других не найдёшь»

                «В семье дружат – живут не тужат»

(Река хвалит детей и указывает путь)

Река:- Идите вдоль берега и окажитесь в лесу, там и ищите Ванечку.

(Дети благодарят речку и идут по указанному пути)

Физминутка: «Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.

                 Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.

На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.

                         Влево – вправо повернулись, и цветочкам улыбнулись.

По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.  

Часть 5 – 5 минут: Воспитатель:  «Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы)

Воспитатель:- А, вот и избушка. Вспомните, кто живёт в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Баба – яга нас почуяла. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся  ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.

Баба-Яга (выходит из избушки): - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?

Воспитатель: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу – Ягу вернуть нам Ванечку.

Ребёнок: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.

Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А каково сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы).

Баба Яга: Семья, семья, а что такое семья?

Воспитатель предлагает детям: Ребята, объясним Бабе Яге, что такое семья. Вика, расскажи, пожалуйста, кто живёт в вашей семье? А как члены семьи относятся друг к другу (предлагаю детям объяснить Бабе Яге, кто является членом семьи (мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, (задаю наводящие вопросы, уточняю. Подвожу детей к обобщающемуся понятийному слову «семья»).

Баба-Яга (выслушивает объяснения детей, сокрушается): Семья! Любовь! А я тут, одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет).

Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей ? (побуждает детей к сочувствию) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости).

Баба Яга (радостно): –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).

Воспитатель: Баба Яга, а ребята на прощание хотят спеть песню и приглашают тебя присоединиться к ним. (Песня «Бабка-Ёжка»)  

Воспитатель: Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться. Скоро родители Маши и Ванечки вернутся.

(Возвращаясь из сказки по той же дороге, с детьми подводим итог занятия.)

Воспитатель: Ребята, если бы мы были не вежливы с Б. Ягой, чтобы произошло?

- Вернула бы она Ванечку?

-Какое задание выполнили по просьбе Реки?

- Какой путь она нам указала? (Дети ещё раз благодарят  Реку)

- О чём просила Яблоня? Какой путь она указала? (дети благодарят и Яблоню)

- Чем мы помогли  Печке? Какой путь она указала? (Печь угощает детей пирожками. Дети благодарят Печь. Обращаю внимание детей на то, что пирожками будут угощаться в группе, сначала помыв руки).

(Машенька благодарит детей за помощь). Все радуются, что семья восстановилась.

Воспитатель: Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту,

Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка!» и помашем  ей рукой.

 



Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Краснокутского муниципального района

Саратовской области

Конспект занятия

(непосредственно-образовательной деятельности)

«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

(старшая группа 5-6л.)

(конкурс «Воспитатель года»)

Воспитателя

МДОУ «Детский сад №24

                                                                                  «Солнышко»  г. Красный Кут

Саратовской области

Алтынбаевой Мяхузи Файзиевны

2013 год

 Вид: интегрированное занятие-путешествие по ознакомлению с окружающим миром (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»).

Интеграция областей: Здоровье. Познание. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Художественное творчество. Социализация. Музыка.

Цель: Воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у

детей информирование  представлений у детей об обобщающем понятии «Семья».

Программное содержание:

1.Образовательная задача: закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье, развивать чувство единства, эмоциональной поддержки

2.Развивающая задача: закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку развивать логическое мышление, память

3.Воспитательная задача: продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.

4.Оздоровительная  задача: развитие положительных эмоций, чередование статических и активных движений во время всего занятия.

5.Речевая задача: продолжать развивать диалогическую речь детей; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Технологии: ТРИЗ, здоровьесберегающая технология (физминутка,   пальчиковая гимнастика), ИКТ, проектная технология, игровая технология.

Методические приёмы:

1. Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала, показ иллюстраций, карточек,

 2. Словесные (пословицы, поговорки, вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, проблемные вопросы, напоминание, указание к действию, метод моделирования, поощрение, оценка деятельности детей)

3. Игровые  (игровые упражнения и задания)

4.Практические (лепка пирожков из соленого теста, исполнение танца) Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, текста песни «Бабка- Ёжка»

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, ёлка, план-схема; цветок, грибок, сюжетное оформление «Речка», «Дом», противень,

Раздаточный: солёное тесто, доски для лепки, салфетки, пирожки печеные, яблоки (плоскостные 10 шт.), карточки для моделирования;

ТСО: музыкальный центр, аудиозапись.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети располагаются полукругом возле воспитателя.

-Здравствуйте, дети. Я хочу поближе познакомиться с вами. Я протяну ладонь и назову своё имя, а вы по очереди сверху положите свою ладошку и назовите  своё имя. Вот мы и познакомились.

Воспитатель: - Ребята, я видела чудо сегодня во сне:

Герои всех сказок явились ко мне!

Как будто Мальвина и скромный Пьеро, Яга и Кащей-

Все творили добро!

Семь гномов волшебных, и славный Иван

Спасают Царевну из западных стран.

Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок

Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!

 И просит Емеля, лежа на печи:

-Ты книжку открой, и все сказки прочти!

 Воспитатель: - Как вы думаете, о чем я видела сон? (выслушивает ответы детей: о сказках) Правильно, о сказках! Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки? (ответы детей: «В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.). Конечно ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.

Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может - быть попадем в какую-нибудь сказку.

Часть 1 - 4 минуты

(Дети и воспитатель произносят слова, в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девочку).

Воспитатель: - Ребята, по-моему, мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девочку, и почему она плачет?

( Предлагаю детям выяснить, что случилось, побуждаю детей вести диалог со сказочным персонажем)

Дети: Здравствуй, девочка!

Ребёнок: Как тебя зовут, и почему ты плачешь?

Девочка рассказывает:

- Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).

Вопросы детям: Ну, что ребята, вспомнили, из какой сказки Машенька? ( Гуси – лебеди)

-А кем ей приходиться Ванечка? ( Братец)

- Что же, произошло с ним? (Унесли гуси – лебеди)

_- Как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? (побуждаю детей к сопереживанию героям сказки)

Ответы детей: родители будут переживать за Ванечку, беспокоиться, плакать и т. д.

Воспитатель: Ребята, нам нужно успокоить Машеньку и предложить свою помощь. Я уверена, что Маше можете помочь вы, потому что, у вас доброе сердце и бесстрашный характер.

Ребёнок:- Машенька, не плачь, мы все вместе пойдём искать твоего братика Ванечку.

Воспитатель: - Ну, что ж, ребята, в добрый путь.

(Рассматриваем «следы»)

-Ребята, как вы думаете, чьи это следы? ( Детей).

-Как нужно их разложить? ( Парами)

Задание: Девочкам разложить с правой стороны – прямо.

                Мальчикам -  с левой стороны.

Вопрос: Сколько пар следов разложили? ( 5).

(Дети проходят по следам прямо. На пути встречается печка)

Часть 2 – 6 минут

Воспитатель: --Ребята, а вот и печка нам встретилась на пути. Может она знает, куда гуси—лебеди полетели? (Побуждаю детей вести диалог с печью)

-Здравствуй, матушка-печь! (все дети)

Ребёнок: -Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели? Унесли они Ванечку.

Печь: -Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: тесто уже готово для выпечки, нужно слепить пирожки, выложить их на противень и посадить в печь.

- Воспитатель:- Поможем, печке? (Да) (Приглашаю детей к столу)

-Приподнимите рукава. Влажной салфеткой протрите руки. Лепить нужно чистыми руками.

Пальчиковая гимнастика:

«Знаю я, что у меня, дома дружная семья.

Это – мама, это – я, это – бабушка моя,

это – папа, это дед, и у нас разлада  нет.

(Показ и объяснение приема лепки пирожка)

Вопросы детям во время липки:

- Из чего пекут пирожки? (Из муки)

-А мука из чего получается? (Из зёрен пшеницы)

- Кто у вас в семье печет пирожки?

- С какой начинкой вы любите пирожки?

(После окончания лепки выкладываем пирожки на противень и ставим в печь. Протираем руки влажной салфеткой)

Печь: - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, вот вам план – схема, по ней и идите, она вас и выведет туда, куда гуси-лебеди полетели.

ВоспитательРебята, давайте поблагодарим печь за помощь.

Дети:- Спасибо, печка.

(По схеме находим цветок, грибок, ёлку, Яблоню)

Часть 3 - 8 мин

Предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).

Дети: -Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди, унесли они Ванюшу. Тоскует семья без него.

Яблоня (в записи): Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Не созрели яблоки на моей яблоне. Помогите вернуть их

(В корзине находим одно яблоко).

Воспитатель: Яблоко - это фрукт или овощ?

- Из чего может вырасти яблоня? (Из семечка)

-А где находиться у яблока семечко? (Внутри яблока)

Задание: - Выложить карточки – яблоки на мольберт, с последовательностью роста яблони. (Семя---отросток---цветущая яблоня---яблоня с плодами)

Вопрос:- Какие благоприятные условия необходимы для роста яблони? (свет, тепло, вода).

-А, теперь нужно развесить яблоки на яблоню (Дети перевёрнутой стороной развешивают яблоки).

Воспитатель: - Мы сейчас рассмотрим яблоко (метод морфологического обследования).

1.Что нам помогает увидеть яблоко, его цвет, форму, величину? (Глаза)

Мы посмотрели и увидели, что оно красного цвета, по форме – круглое, по величине - большое (дети находят соответствующие обозначению карточки и выкладывают на магнитную доску)

Вывод: яблоко - красное, круглое, большое (2 раза)

2.«Погладьте яблоко рукой. Что мы узнали о яблоке? Какое оно? (Гладкое) - А если, надавить на него рукой? Мягкое или твёрдое?

-С помощью чего мы узнали, что яблоко  гладкое, твёрдое?

(Дети размещают карточки, обозначающие: руку и символы, обозначающие признаки: гладкий, твёрдый.)

 3.Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус? (Надкусить, попробовать)

       - Какие бывают яблоки на вкус? (Кислые, как лимон. Сладкие, как конфета)

(Дети размещают карточки: РОТ—ЛИМОН—КОНФЕТА---СОК.

(Яблоня указывает путь к реке. Даёт картинки, из которых нужно сложить тропинку к реке)

Воспитатель:  - Что изображено на картине? ( Ручей)

В слове РУЧЕЙ где находится звук Р? В начале, в середине или в конце слова?

(те же вопросы со словами ОЗЕРО, ПРУД)

Вывод: это – водоемы.

Часть 4- 2 минуты

Подходят к молочной реке – кисельные берега.

Воспитатель: -Река на пути, куда нам дальше идти? Может у реки спросим? (побуждаю самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать, как найти дорогу). 

Ребёнок: -Молочная река - кисельные берега, подскажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

Река (аудиозапись)—Скажу, но сначала я хочу послушать пословицы и поговорки о семье.

Дети: «В родной семье и каша слаще».

             «Семья в куче – не страшна и туча»

             «Семья сильна – когда над ней крыша одна».

              «Везде хорошо – но дома лучше».

              «В дружной семье и в холод тепло»

               «При солнышке – тепло, при матери – добро»                      

               «Жалей отца с матерью – других не найдёшь»

                «В семье дружат – живут не тужат»

(Река хвалит детей и указывает путь)

Река:- Идите вдоль берега и окажитесь в лесу, там и ищите Ванечку.

(Дети благодарят речку и идут по указанному пути)

Физминутка: «Мы к лесной опушке вышли, поднимая ноги выше.

                 Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.

На носочках ты шагай, свою спину выпрямляй.

                         Влево – вправо повернулись, и цветочкам улыбнулись.

По тропинке мы шагали, и ни разу не упали.  

Часть 5 – 5 минут: Воспитатель:  «Вот мы и зашли в лес. А как нужно себя вести в лесу?» (не кричать, не топтать и рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда птиц, не выдёргивать с корнем грибы, не сбивать ногами ядовитые грибы)

Воспитатель:- А, вот и избушка. Вспомните, кто живёт в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Баба – яга нас почуяла. Но вы её не бойтесь. Если мы к ней обратимся  ласково, поприветствуем её, то и она будет к нам добра.

Баба-Яга (выходит из избушки): - Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?

Воспитатель: Ребята, нужно вежливо попросить Бабу – Ягу вернуть нам Ванечку.

Ребёнок: Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.

Баба-Яга: - Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А каково сестрице Машеньке? А как сам Иванушка без семьи будет жить? (воспитатель выслушивает ответы).

Баба Яга: Семья, семья, а что такое семья?

Воспитатель предлагает детям: Ребята, объясним Бабе Яге, что такое семья. Вика, расскажи, пожалуйста, кто живёт в вашей семье? А как члены семьи относятся друг к другу (предлагаю детям объяснить Бабе Яге, кто является членом семьи (мама, папа, дети, брат, сестра, бабушка, дедушка и т.д.), и какие у них отношения друг с другом, (задаю наводящие вопросы, уточняю. Подвожу детей к обобщающемуся понятийному слову «семья»).

Баба-Яга (выслушивает объяснения детей, сокрушается): Семья! Любовь! А я тут, одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет).

Воспитатель: И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может, пожалеем, ласковое слово скажем ей ? (побуждает детей к сочувствию) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье (дети приглашают Бабу Ягу в гости).

Баба Яга (радостно): –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там все любят и ждут (возвращает мальчика Иванушку, дети благодарят ее, еще раз приглашают в гости).

Воспитатель: Баба Яга, а ребята на прощание хотят спеть песню и приглашают тебя присоединиться к ним. (Песня «Бабка-Ёжка»)  

Воспитатель: Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора возвращаться. Скоро родители Маши и Ванечки вернутся.

(Возвращаясь из сказки по той же дороге, с детьми подводим итог занятия.)

Воспитатель: Ребята, если бы мы были не вежливы с Б. Ягой, чтобы произошло?

- Вернула бы она Ванечку?

-Какое задание выполнили по просьбе Реки?

- Какой путь она нам указала? (Дети ещё раз благодарят  Реку)

- О чём просила Яблоня? Какой путь она указала? (дети благодарят и Яблоню)

- Чем мы помогли  Печке? Какой путь она указала? (Печь угощает детей пирожками. Дети благодарят Печь. Обращаю внимание детей на то, что пирожками будут угощаться в группе, сначала помыв руки).

(Машенька благодарит детей за помощь). Все радуются, что семья восстановилась.

Воспитатель: Положите свои ладони на мою ладонь. Молодцы, ребята! Я за вас очень рада, вы показали свою смелость, трудолюбие, внимание и доброту,

Попрощаемся с нашей сказкой «До свидания, сказка!» и помашем  ей рукой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественной литературе и развитию речи Тема: «В гостях у русской народной сказки «Гуси-лебеди» Старшая группа

Программное содержание: Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди»Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки.Развитие воображения: придумывание новых эпизодов сказки.Развити...

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности на тему: «Я люблю тебя, РОССИЯ». (Для старшей группы детей )

Занятие  НОД в старшей группе   проводилось в форме беседы.  Для того, чтобы  дети могли гордиться своей Родиной,развивали интерес к истории нашего народа, знали  российские с...

Семейный клуб "Капитошка" спектакль по мотивам русской народной сказки "Гуси - лебеди" (старшая группа)

Семейный клуб "Капитошка" спектакль по мотивам русской народной сказки "Гуси - лебеди"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности по развитию речевой и театральной культуры в младшей группе на тему «Потерялся Колобок»

Программные задачи:1. Закрепить знание детьми русской народной сказки "Колобок", побуждать их к пересказу отдельных моментов сказки;2. Развивать интонационную выразительность речи детей, пам...