НОД "Умная галка" (с элементами музейной педагогики)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Каштанова Татьяна Георгиевна

НОД "Умная галка" область "Познание" с применением музейной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnaya_galka.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  «Умная галка» Старшая группа

Программное содержание:

    Прививать любовь к книге и чтению. Продолжать знакомить детей с писателем Л. Н. Толстым, его произведениями.

    Познакомить детей с былью «Умная Галка» Вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику. Активизировать в речи использование эпитетов: находчивая, догадливая, сообразительная,         трудолюбивая, умная.

    Дать детям представление о времени, в котором жил писатель, о вещах, окружавших его. Расширять словарь детей названиями старинных веще и посуды: Ухват, чугунок, коромысло, крынка, туесок.

Подготовка к обучению грамоте и письму:

    Упражнять детей в членении предложения на слова; в графической записи предложений, обозначая первое слово в предложении вертикальным штрихом, ставя в конце предложения точку; в делении слов на части.

Материалы к занятию:

Портрет писателя Л. Н. Толстого; материалы для опыта: стакан, камешки; предметы старины: чугунок, ухват, коромысло, крынка, туесок; тетради и ручки каждому ребёнку, фишки.  

Предварительная работа:

1. Чтение  рассказов Л. Н. Толстого, рассматривание иллюстраций к ним.

2. Экскурсия в библиотеку.

3. Организация выставки книг Л. Н. Толстого.

4. Организация выставки рисунков и  поделок из природного и бросового материала, выполненных руками детей подготовительной группы и их родителей по рассказам Л. Н. Толстого.

Ход занятия:

1. Вступительная часть

- Ребята, вы прослушали рассказ Светланы Павловны о Льве Николаевиче Толстом. Кто же он был? ( показывает на портрет Л. Н. Толстого)

- Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете?  (перечисляют)

- Сегодня я прочитаю вам ещё один рассказ - быль Л. Н. Толстого «Умная Галка». Ребята, а как вы думаете, почему этот рассказ не простой, а быль?

- Правильно, потому что это было на самом деле.

2. Основная часть.

1). Чтение рассказа «Умная Галка» до слов «она стала кидать…»

- Как вы думаете, что сделала галка, чтобы напиться? (ответы детей)

- Давайте теперь дочитаем рассказ до конца и узнаем, как было на самом деле.

2). Проведение опыта.

- Давайте попробуем проделать то же самое, что сделала галка. Но мы возьмём не кувшин, а стакан с водой. Обозначим уровень воды в нём, и будем складывать в него камешки.

- Посмотрите теперь, где вода?

- Мы подливали воду в стакан?

- Почему воды стало больше?

- Камешки подняли воду выше. И придумала это галка!

3). Словарная работа. Характеристика героя.

- Если бы вы всё это увидели своими глазами, то как бы вы похвалили  галку? Какая она была?  (умная, догадливая, сообразительная, находчивая, смекалистая…)

- Галке пришлось носить камешки по одному – найдёт, принесёт, найдёт, принесёт…  Галка трудилась долго. Как её ещё можно похвалить? (Галка трудолюбивая)

- Сколько камешков нам пришлось положить, чтобы поднять воду? (много…)

- Если бы галка принесла всего три камня, она напилась бы?

4). Работа с предложением. Графическая запись.

- Ребята, послушайте предложение.      Хотела     галка     пить.

Повторите предложение.

- Запишите предложение на листочках. В начале предложения ставим высокую палочку, каждое слово обозначаем линией, в конце предложения ставим точку. (Воспитатель записывает на доске)

- Сколько слов в предложении? (три) Сколько линий ты нарисовал? (три)

- Три слова, это короткое или длинное предложение? (короткое)

- Что поставили  в конце предложения? (точку)

- Послушайте другое предложение. Галке  нельзя  было  достать  воды. Повторите предложение.

- Запишите его на листочках. (Воспитатель записывает на доске)

- Сколько слов в предложении? (пять) Сколько линий ты нарисовал? (пять)

- Какое это предложение? (длинное)

- Что поставили в конце предложения? (точку)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5). Деление слов на слоги.

- Послушайте слово: Гал – ка , как я произнесла слово? (по частям)

- Скажите это слово по частям. (ответы нескольких детей)

- Сколько частей в этом слове?

- Выложите это слово по частям фишками у себя на столах.

- Сколько фишек вы поставили?

- Хорошо, правильно сделали. А вот другое слово:  хотела. Скажите его по частям.

- Выложите слово фишками.

- Сколько частей в этом слове? Сколько фишек поставили?

- А теперь слово  пить. Можно сказать это слово по частям?

- Сколько в нём частей? Сколько фишек надо поставить?

3 Часть. Работа в музее «Русская изба»

- Ребята, посмотрите ещё раз на портрет Льва Николаевича Толстого.

Борода, седые волосы, высокий лоб говорят о том, что это старый, мудрый человек. Жил он давным-давно, больше ста лет назад. В то время многие мужчины носили вот такие бороды (показывает на портрет), ходили  в лаптях. Не было автомобилей, ездили только на лошадях, даже посуда для еды была не такая, как теперь.

Давайте пройдёмте в наш музей  и продолжим наше занятие там.

(дети переходят в музей «Русская изба», усаживаются на лавках)

- Ребята, здесь в нашем маленьком музее собраны старинные вещи, которыми пользовались люди в те далёкие времена, когда жил Лев Николаевич Толстой. Названия этих вещей часто встречаются в его рассказах. Вот, например, чугунок. Кто расскажет, что это такое, и для чего он нужен?

(ответы детей)

- Правильно, чугунок использовался для приготовления пищи, а чем мы теперь пользуемся вместо него?

- А для чего же нужен был ухват?

- Правильно, ухватом доставали горячий чугунок из печи, чтобы не обжечься. Кто хочет попробовать это сделать?

(пробуют 2 – 3 ребёнка)

- А кто мне расскажет вот об этой маленькой кроватке? (рассказ ребёнка о зыбке)

- Скажите, может кто-нибудь знает, что это такое?  (коромысло)

- Это коромысло, при помощи коромысла люди переносили что-нибудь тяжелое, чаще всего воду. (Показывает, как это делается)

- А теперь я хочу познакомить вас с новыми предметами старинной посуды, посмотрите на это (показывает туесок) Это туесок. Повторите.  Саша, повтори… Света, повтори….    

- Посмотрите, из чего он сделан?  

- Да, он сделан из бересты. В этом туеске можно хранить разные сухие продукты, например, крупу, соль. В туесок можно собирать ягоды. Он легкий и не разобьётся.  Запомнили – туесок, повторите.

- А вот еще посуда – это крынка.  Повторите, крынка.   Егор, повтори… (спросить нескольких ребят)   Она снизу широкая, затем горлышко крынки сужается. В крынках хранили молоко. Скажите, а в чём храниться молоко теперь?    

- Правильно, в стеклянных банках. А из чего же сделана крынка?

- Крынка из глины. В глиняных крынках молоко долго не портилось. 

Запомнили -  крынка, повторите.

- А теперь вспомните, ребята, о каких старинных вещах мы сегодня говорили?

(Ухват, зыбка, коромысло, туесок, крынка.)  

- Правильно, вот такие вещи, посуда были в те времена, когда жил Лев Николаевич Толстой.

     Сегодняшний день мы посвятили Льву Николаевичу Толстому, потому что прошло ровно 180 лет со дня его рождения.  Мы посмотрели выставку книг Льва Толстого, познакомились с новым произведением – рассказом - былью, как он называется? («Умная Галка») Правильно, «Умная Галка». Познакомились со старинными вещами, которые окружали Л. Н. Толстого в те далёкие времена, когда он жил. Интересно, ребята сегодня вам было?  

- Вот и закончилось наше занятие, но не закончилось общение с книгами Л. Н. Толстого. Многие из них вам предстоит прочитать в школе, они будут также интересны и увлекательны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Конспект Нод с элементами музейной педагогики (викторина для старших дошкольников) "Все работы хороши"

Конспект игры - викторины для детей старшего дошкольного возраста по профессиям с элементами музейной педагогики "Все работы хороши"...

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Конспект занятия "Как беречь природу?" с использованием элементов музейной педагогики для старших дошкольников

Занятие направлено на развитие у детей  представлений о том какие действия человека вредят природе , акакие способствуют ее восстановлению .Формирует у детей убеждение того ,что красота прир...

"Элементы музейной педагогики, как средство познания народной культуры, приобщение к вечным ценностям".

Цель:Создание условий для развития личности ребёнка, путём погружения его в социально- организованную пространственно предметную развивающую среду.Задачи:1. Формирование познавательных интересов.2. Сп...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Тайны птичьего мира» (с использованием элементов музейной педагогики, технологии проектирования, ТРИЗ)...

«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»

Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие  просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...