НОД на тему "Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредствлм экспериментирования"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Полякова

Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_oznak-e_s_okruzh_mirom_posredstvom_eksperimentir-ya.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №46 «Колокольчик»

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

на тему:

«Ознакомление дошкольников с окружающим  миром посредством экспериментирования»

Подготовил

 Воспитатель

МБДОУ д/с №46 «Колокольчик»

Полякова Ирина Николаевна

Белгород, 2020

Тема: «Ознакомление дошкольников с окружающим  миром посредством экспериментирования».

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию природного мира и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с основными свойствами воды: вода не имеет формы, запаха, вкуса, цвета.

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: формировать умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова, фиксации результатов наблюдений.

Развивающие:

- развивать у детей наблюдательность, познавательную активность в процессе экспериментирования,

- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;

- активизировать словарь детей по теме.

Воспитательные:

- воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода-воздух-живые существа».

3. Чтение художественной литературы.

4. Отгадывание загадок по теме.

Методические приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: показ, рассматривание, демонстрация.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Игровой.

Оборудование:

прозрачные сосуды разной формы; по 5 стаканчиков с чистой питьевой водой для каждой группы детей, гуашь разных цветов (белая обязательно, прозрачные стаканы на 1 больше, чем количество подготовленных цветов гуаши; соль, сахар, лимон, подсолнечное масло, сода, уксус; большой поднос, емкость с достаточным количеством чистой воды, чайные ложки, песочные часы.

Мультимедийная презентация на тему «В лаборатории», диск с шумом воды, герои - учёный Галилео, стенд «Свойства воды», белые халаты для взрослых и детей, материалы и оборудование для экспериментирования.

Ход

непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент:

Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Игра на общение.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Ведущая: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в одной интересное место, проходите за мной и прочитайте табличку «Детская лаборатория».

- Дети, как вы думаете, что это означает? Хотите там побывать?

 (В лаборатории встречает ученый Галилео - хозяин лаборатории.)

- Что необычного вы видите в его наряде? Почему он так одет? О чём вам хотелось спросить? Что понравилось в лаборатории? Как вы думаете, чем занимаются учёные? (Учёные занимаются наукой.)

- А что такое наука?  Наука – это познание. Это изучение различных предметов, явлений.

-Что могут изучать учёные? Учёный Галилео много знает, потому что много читает, работает, думает, стремится узнать что-то новое и рассказать об этом всем. Учёные – это люди, изучающие наш мир и устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них.

(Рассматривание портретов учёных в книге с краткой информацией о них.)

- Как вы думаете, как же учёные находят ответы на свои вопросы?

Учёные наблюдают за происходящим в мире.

- Что такое наблюдение?

Наблюдение – это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все органы чувств.

- Какие у нас с вами органы чувств? (Зрение, слух, обоняние, осязание.)

Все наши органы чувств пригодятся при проведении опытов.

-Галилео приглашает вас стать его помощниками. Мы тоже будем проводить с вами эксперименты, и  будем записывать в свои листы наблюдений.

- Так что же такое эксперименты? Эксперименты – это опыты, которые проводят учёные, чтобы убедится в правильности своих предположений или гипотез. При проведении экспериментов учёные пользуются разными приборами, предметами: и острыми и стеклянными.

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работать в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?

ПРАВИЛА:

  • Нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться;
  • Нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути;
  • Нельзя трогать горячие предметы без сопровождения взрослых – опасно;
  • Аккуратно всё размешиваем, не проливаем воду на стол;
  • Специальная одежда для экспериментов.

Основной этап.

ОПЫТ 1: Определить, имеет ли вода форму.

Возьмем прозрачные сосуды разной формы и перельем в них воду.

Что происходит? (Вода принимает форму сосудов).

Выльем из последнего сосуда воду на поднос. Что произошло? (Вода растеклась бесформенной лужицей) Как вы думаете, почему это происходит? Это происходит потому, что вода не имеет своей формы (Заполняем таблицу).

ОПЫТ 2: Определить, имеет ли вода запах.

Понюхайте воду в стаканчиках. Пахнет ли она?

Понюхаем лимон. Пахнет? (Да) Растительное масло? (Да)

Еще раз понюхаем воду. Пахнет? (Ничем не пахнет)

Какой вывод можем сделать? (Вода не имеет запаха). Заполняем таблицу.

ОПЫТ 3: Давайте попробуем воду на вкус.

Какая она по вкусу? (Выслушиваем разные варианты)

Предложить в один из стаканчиков добавить сахар, размешать – попробовать.

Какая стала вода? (сладкая). Далее аналогично добавляем в стаканчики с водой: соль (соленая вода, лимон (кислая вода).

Сравниваем с водой в первом стаканчике.

Делаем вывод: чистая вода не имеет вкуса. (Заполняем таблицу.)

ОПЫТ 4: Определить какая вода по цвету(Выслушиваем разные варианты ответов)

Разливаем воду в прозрачные стаканы. Какая она по цвету? (выслушиваем разные варианты ответов). Предлагаем детям посмотреть сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки. Дети приходят к выводу, что вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вода чистая и прозрачная.

Делаем вывод: чистая вода не имеет цвета, она бесцветная (заполняем таблицу.)

Предлагаем посмотреть на получившуюся Таблицу 1 и сделать общий вывод.

ВЫВОД: вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

Свойства воды

Наличие свойств

Форма

-

Запах

-

Вкус

-

Цвет

-

Опыт 5: «Вода – растворитель»

Для эксперимента понадобится: сосуды с водой, растворители: стиральный порошок, песок, соль, сахар, мука, растительное масло, пищевые красители, марганцовка; палочки.

Что произошло с водой после смешивания?

(Соль и сахар быстро растворились в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным. Пакетик пищевого красителя и марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо. Масло не растворяется в воде: оно либо растекается  по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек)

Дети  фиксируют результаты опытов в Таблицу 2 («Чистая вода + вещество» и «Что получилось?»)

Чистая вода + вещество

Что получилось?

+ мука

Мутная вода

+ марганцовка / пищевой краситель

Окрасилась

+ соль

Растворилась

+ сахар

Растворился

+ подсолнечное масло

Осталось на поверхности

- Мои уважаемые коллеги учёные, вы наверное, устали. Давайте встанем в круг и поиграем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ВОДА - НЕ ВОДА»

Ведущий: - Я буду называть слова.

*Если слово обозначает то, что содержит воду (лужа, радуга и т. д.) – машем руками над головой.

*Если предмет или явление имеет отношение к воде (корабль и т. д.) – топаем ногами.

*Если предмет или явление не имеют никой связи с водой (ветер, камень и т. д.) – палец к губам, тишина.

Примерный набор слов: лодка, река, лужа, сосулька, ветер, дельфин, пар, человек, роса, камень, море, океан, туман, лягушка, растение, огонь, гора, кран, дождь.

- Отдохнули, проходим на свои места в нашу лабораторию.

Когда мы с вами играли, мы также вспоминали свои наблюдения в окружающем мире верно, ведь ежедневно каждый из нас открывает что-то новое для себя. Как вы думаете без чего, не может жить все живые существа? Правильно без воздуха и воды. И сейчас я хочу прочитать интересную историю.

«Вода и воздух»

Жил-был океан, у него было очень-очень много воды и атмосфера – это очень большое количество воздуха. Скучная у них была жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в в воде появились растения – водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг всё стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из-за их дружбы, так как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану – воздух. Без воды не проживёшь, как и без воздуха, а без воздуха не проживёшь, как и без воды. Вот как хорошо иметь друзей.

Ведущий: - Дети, как вы думаете, может ли вода подниматься вверх? Вот сейчас мы это и проверим. Вспомните, как растения пьют воду?

Опыт 6. «Цветок, распустившийся на воде»

Из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в тарелку с водой.

- Что произойдет с цветком? (ответы детей)

Результат: цветок постепенно раскроется.

- Почему? (ответы детей)

Вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается.

Вывод: значит, вода может подниматься вверх.

- Ребята, а как вы считаете, может ли вода проникать во все материалы, жидкости? (Ответы детей)

- Давайте вспомним все свойства воды, о которых мы сегодня и говорили и доказывали посредством экспериментов.

Посмотрим на наши Таблицы:

  1. Вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета;
  2. Может быть хорошим растворителем.
  3. Не все материалы и жидкости могут с ней взаимодействовать.

Опыт 7: «Лавовая лампа»

Чтобы провести следующий опыт нам понадобится обыкновенное растительное масло, теплая вода, пищевой краситель,  сода, уксус (или шипучие таблетки).

В высокую стеклянную ёмкость  наливаем стакан воды, оставшееся пространство заполняют маслом на два пальца ниже верха. Воду нужно окрасить при помощи пищевого красителя в яркий цвет. Бросают в воду шипучую таблетку и наблюдают, как к поверхности масла происходит реакция,  поднимаются разноцветные водяные пузырьки.

 Данный опыт объясняется разной плотностью масла и воды, вода тяжелее, а масло легче, они никогда не смешиваются друг с другом, поэтому капельки воды в масле, поднимаясь, создают эффект лавы.

Заключительный этап.

Итак, ребята, мы сегодня с вами отлично потрудились, наш друг Галилео был очень рад, что вы с таким любопытством и желанием проводили эксперименты. Мы узнали, какими свойствами обладает вода, какую пользу приносит людям, растениям и животным. Вода - самое удивительное вещество на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно жить на земле. Поэтому воду надо беречь и охранять.

- Что нового узнали?

- Что именно понравилось?

Рефлексия.

(Во время чтения стихотворения на экране видео о воде)

«Волшебная вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

- Ребята, чтобы вы и дальше стремились к познанию, Галилео оставил для вас сюрприз.

Вручение медалей «Маленькие учёные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними через сочинение и интерпретацию сказок

Из опыта работы. Материал содержит конспект совместной деятельности в средней группе "Свойства песка" на основе сказки "Колобок"....

Ознакомление с окружающим миром через экспериментирование у детей среднего дошкольного возраста

Тематический план по самообразованию воспитателя ДОУ по теме : "Ознакомление с окружающим миром через экспериментирование у детей среднего дошкольного возраста"...

План работы по самообразованию в средней группы: «Познание окружающего мира через экспериментирование»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность до...

«Познание окружающего мира через экспериментирование».

Ознакомление детей с окружающим миром через активную практическую и мыслительную деятельность....

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию представлений об окружающем мире посредством экспериментирования (исследования предмета)

НОД: "Чудесные клубки"Цель: создание условий для формирования представлений об окружающем мире через игру.(создание условий для познавательной деятельности посредством исследования предмета ...