Паспорт методического материала "Юные метеорологи"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт методического материала
Номинация Методическая копилка
ФИО автора (полностью) Максимова Елена Павловна
Название методического материала «Юные метеорологи»
Цель | Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. |
Задачи |
|
Общее описание: ключевые положения | Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений. |
Необходимое ресурсное обеспечение при применении методического материала: |
С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер. Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков. Снегомер- наблюдение за снежным покровом Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.
Ветряной рукав поможет ребятам разобраться с какой силой дует ветер. А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток. Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде. С помощью барометра можно наблюдать за изменением атмосферного давления. В оформлении метеостанции используют стенд, на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Стенд поможет организовать пространство — он станет основой для вашей метеостанции. Ловец облаков. Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды. А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс. Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов. |
Область применения материала: практическая значимость, ключевые положения |
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Работа, проводимая на метеостанции, позволяет с первых ступеней обучения вводить ребенка в увлекательный мир «исследователя», предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во многих взаимодополняющих образовательных областях. «Познавательное развитие» – получение детьми конкретных естественнонаучных знаний, расширение кругозора, целостного представления о науке метеорологии, установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и одеждой человека. «Социально-коммуникативное развитие»– развитие свободного общения с детьми в процессе формирования естественнонаучных знаний. Договариваться при составлении прогнозов и умение их обосновывать. Организовывать и проводить сюжетно - ролевые игры «Прогноз погоды на завтра» др.; «Художественно–эстетическое развитие» – побуждение детских фантазий при рассматривании облаков разной формы. Сочинение мини-рассказов. |
Технология внедрения: что? для чего и зачем? для кого? как? | Для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию. Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы). Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз. Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности: - наблюдать за небом и облачностью, - с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра, - с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра, - измерять количество осадков с помощью дождемера, - определять температуру воздуха с помощью термометра, - с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды, - сообщать прогноз погоды педагогам, родителям. |
Соответствие материала требованиям действующего СанПиН | |
Методические рекомендации | Начинаем работу на метеостанции со знакомства с метеорологической будки и термометра в ней. Для чего этот «дом»? Почему он из дощечек? Почему у него ступеньки? Зачем дверца? И т.д. На эти вопросы воспитатель не дает готовых ответов, а сама задает вопрос, побуждая детей искать ответ, дает детям право на ошибку и подводит к умозаключению, проводя логические связи. Из чего сделана будка? Почему доски не примыкают друг к другу? Почему они расположены наклонно вниз? Что может проникнуть внутрь будки? Такие вопросы воспитателя наталкивают детей на понимание того, что именно наклонные дощечки не дают возможность солнечным лучам попасть на термометр, а ветер, продувающий сквозь решетки, защищает метеобудку от нагрева и показа неверной температуры воздуха. Через некоторое время в метеобудке «найти» дополнительный термометр и задать вопрос: для чего он здесь? Что им можно измерить кроме температуры воздуха? Подвести детей к пониманию того, что им можно измерить температуру воды (емкость с водой вынести на улицу и вкапать). Вновь через несколько дней в будке появляется дополнительный термометр. Думаем, температуру чего мы можем измерить этим термометром? Дети дают разнообразные версии, педагог останавливается на варианте – земля (почва), для чего заранее в земле делается лунка в соответствии с размером термометра и привязывается к прибору тесьма для удобства погружения в лунку. Таким образом, дети овладевают навыками снятия показаний с трех термометров (воздушного, водного и почвенного). Эти показания сравниваются: что теплее, а что холоднее. Проведение такого сравнительного анализа в разное время года дает детям ключ к разгадке многих неизведанных ранее понятий. Таким образом, постоянно поддерживать интерес детей к новым знаниям и знакомству с оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний. Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень). Содержание итоговых заданий может быть разным – это зависит от проходимой темы или цели дальнейшей работы – подсчитать, каких дней зимой было больше: ясных, с осадками или ветреных;– с какого числа по погодному календарю наступила зима. – когда была первая оттепель? и т.д. Виды календарей, используемые в работе с детьми, могут быть разные (в зависимости от возраста детей). В старших группах – более простые с показаниями температуры воздуха и наличием осадков. В подготовительных группах в календарях погоды можно увидеть показания температуры почвы, воды и воздуха и сравнить их, направление ветра, количество выпавших осадков, т.е. увидеть фиксацию всех отснятых показаний на метеостанции. Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, параллельно дать детям знания о народных приметах, постараться их увидеть и, при удобном случае, проверить в действии. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе. Учить, по приметам делать предсказания погоды и проверять по приборам. В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование художественного слова о явлениях неживой природы, составление загадок, применение народных примет.
|
Описание эффектов, достигаемых при использовании материалов | Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. Благодаря организованной работе на метеостанции у детей формируются такие понятия как «взаимодействие живой и неживой природы», «взаимодействие организма со средой». Целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, что гарантирует успешное обучение в школе. |
Перспективный план работы
по вариативной программе «Юный метеоролог»
в старшей группе
Месяцы | Тема занятия | Задачи | Форма проведения | Количество часов |
Сентябрь | Кто дает прогноз погоды коркинцам? | Познакомить детей с профессией гидрометеоролога | Просмотр ви- деопрезентации | 1 |
Какие приборы помогают изучать погоду? | Дать представление о метеорологическом оборудовании. | Занятие на метеоплощадке | 1 | |
Свойства воздуха | Познакомить со свойствами воздуха. | Физический эксперимент | 1 | |
Кому нужен воздух? | Дать представление о роли воздуха в жизни человека, животных, растений. | Занятие на метеоплощадке | 1 | |
Октябрь | Воздушные приключения. | Самостоятельно исследовать свойства воздуха. | Занятие на метеоплощадке, | 1 |
Кто и как предсказывает погоду? | Рассмотреть явления природы, по которым можно определить погоду. | Беседа, дидактические игры. | 1 | |
Откуда дует ветер? | Познакомить детей со способами определения направления и скорости ветра. | Занятие на метеоплощадке | 1 | |
Изготовление вертушки | Учить детей изготавливать вертушку на занятии. | Ручной труд | 1 | |
Ноябрь | Как предсказывали погоду раньше? | Познакомить с народными приметами, позволяющими предсказывать погоду | Беседа | 1 |
Что такое дождемер? | Познакомить детей с дождемером, учить работе с ним. | Занятие на метеоплощадке | 1 | |
Свойства воды | Знакомить со свойствами воды | Физический эксперимент | 1 | |
Волшебница вода | Познакомить детей со свойством воды менять цвет. | Физический эксперимент | 1 | |
Декабрь | Цветные льдинки | Знакомство с агрегатными состояниями воды жидким и твердым | Опыты и эксперименты | 1 |
Нарядим елочку | Изготовление ледяных украшений для новогодней елки | Ручной труд | 1 | |
Какие бывают термометры? | Познакомить с водным и почвенным термометрами. | Занятие в экологической лаборатории | 1 | |
Мы – юные Метеорологи. Изучаем погоду | Наблюдать сезонные изменения в природе, анализ погоды. | Заполнение календаря погоды. | 1 | |
Январь | Свойства снега | Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. | Опыты и эксперименты | 1 |
Что такое снегомер? | Познакомить детей со снегомером, учить определять толщину снежного покрова. | Занятие на метеоплощадке | 1 | |
Превращения Мороза Ивановича | Рассмотреть процессы замерзания различных жидкостей на морозе. | Физический эксперимент | 1 | |
Свойства камней | Выяснить опытным путем свойства камней | Физический эксперимент | 1 | |
Февраль | Чем измерить скорость и силу ветра? | Учить детей определять направление ветра по окружающим предметам. | Занятие на метеоплощадке . | 1 |
Что такое электричество? | Познакомить детей с понятием «электричество», его ролью в природе и быту | Занятие в экологической лаборатории | 1 | |
Звук | Помочь детям рассказать о свойствах звука, понять, от чего зависит сила звука. | Опыты и эксперименты. | 1 | |
Для чего нужен барометр? | Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним | Занятие на метеоплощадке | 1 | |
Март | Природные барометры | Познакомить детей с растениями и животными, предсказывающими погоду. | Беседа | 1 |
Эти волшебные облака Познакомить с прибором «Ловец облаков». | Познакомить детей с различными видами облаков. | Наблюдение на метеоплощадке | 1 | |
Наблюдаем погоду | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений. | 1 | |
Что такое компас? | Знакомство с компасом и способом работы с ним. | Занятие в экологической лаборатории | 1 | |
Апрель | Свойства песка и глины | Познакомить детей со свойствами песка и глины | .Физический эксперимент | 1 |
Глиняные игрушки | Изготовить игрушки из глины | Ручной труд | 1 | |
Как меняется погода? | Наблюдать изменения погоды в течение дня с использованием приборов-помощников. Предсказать погоду на следующий день. | Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений | 1 | |
Свойства света. Свет и тень. | Познакомить детей с природой возникновения света и тени. Наблюдать солнечную тень в течение дня. | Занятие на метеоплощадке | 1 | |
Май | Живые тени. | Рассмотреть с детьми зависимость тени от источника света и предмета, их взаимного расположения. | Физический эксперимент | 1 |
Исчезающий свет | Помочь детям понять, что лучи света проникают только через прозрачное. | Наблюдение на метеоплощадке | 1 | |
Солнечные часы | Знакомство с прибором, определение времени суток по солнечным часам. | Занятие на метеоплощадке | 1 | |
«Книга природы» | Обобщить знания о погоде и методах ее наблюдения. Изготовить книгу о погоде в Коркино. | Обобщение знаний, ручной труд | 1 |
Всего- 36 часов
Перспективный план
по вариативной программе «Юный метеоролог» в подготовительной группе
Месяцы | Тема | Цель | Форма проведения | Часы |
Сентябрь 1 | Кто такие метеорологи? | Уточнить знания детей о профессии гидрометеоролога. | Беседа | 1 |
2 | Как предсказывают погоду? | Расширить представления о метеорологических приборах, которые используются для изучения погодных явлений. | Наблюдение на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений. | 1 |
3 | Свойства воздуха | Познакомить со способами практических доказательств свойств воздуха. | Физический эксперимент | 1 |
4 | Воздушные приключения. Ветер | Развивать познавательный интерес к самостоятельной ОЭД. | Занятие на метеоплощадке, анализ погоды за месяц. | 1 |
Октябрь 5 | Чем измерить скорость ветра? | Познакомить с анемометром, способом определения скорости ветра. | Занятие на метеоплощадке | 1 |
6 | Изготовление анемометра. | Изготовить детский анемометр на занятии. | Ручной труд | 1 |
7 | Свойства камней. | Рассмотреть различные виды камней. Изучить их свойства опытным путем. | Наблюдение на метеоплощадке. Физический эксперимент. | 1 |
8 | Как меняется погода? | Наблюдать изменения погоды в течение дня с использованием приборов-помощников. Предсказать погоду на следующий день. | Занятие на метеоплощадке, анализ погоды в октябре. | 1 |
Ноябрь 9 | Измеряем осадки | Закрепить навыки измерения осадков дождемером. | Работа на метеоплощадке | 1 |
10,11 | Свойства воды | Формировать навыки проведения опытов и экспериментов для изучения свойств воды | Физический эксперимент | 2 |
Декабрь 12 | Какие бывают термометры? | Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометрами. | Занятие в экологической лаборатории | 1 |
13 | Цветные льдинки | Знакомство с агрегатными состояниями воды жидким и твердым | Опыты и эксперименты | 1 |
14 | Украшения для елочки | Изготовление ледяных украшений для новогодней елки | Ручной труд | 1 |
15 | Наблюдаем погоду | Сделать анализ погоды за месяц | Заполнение календаря погоды. | 1 |
Январь 16 | Свойства снега | Рассмотреть с детьми свойство снега превращаться в воду | Опыты и эксперименты | 1 |
17 | Что такое снегомер? | Совершенствовать навыки определять толщину снежного покрова. | Занятие на метеоплощадке | 1 |
18 | Превращения Мороза Ивановича | Выяснить различия в процессах замерзания различных жидкостей на морозе. | Физический эксперимент | 1 |
Февраль 19 | Кто и как предсказывает погоду? | Познакомить с народными приметами и явлениями природы, по которым можно определить погоду. | Беседа, дидактические игры | 1 |
20 | Чем измерить скорость и силу ветра? | Учить детей определять направление и силу ветра по окружающим предметам. | Занятие на метеоплощадке . | 1 |
21 | Для чего нам нужен флюгер? | Познакомить детей с принципом работы флюгера. Учить детей изготавливать флюгер на занятии. | Наблюдение на метеоплощадке. Ручной труд. | 1 |
Март22 | Для чего нам нужен барометр? | Углубить знания о барометре, рассмотреть устройство детского барометра. | Занятие на метеоплощадке | 1 |
23 | Природные барометры | Знакомить детей с растениями и животными, предсказывающими изменения погоды. | Беседа | 1 |
24 | Эти волшебные облака | Развивать навыки наблюдения за состоянием неба, рассмотреть виды облаков. | Наблюдение на метеоплощадке | 1 |
Апрель 25,26 | Что такое компас?
| Знакомство с компасом и способом работы с ним, изготовление простейшего компаса | Наблюдение на метеоплощадке., ручной труд. | 2 |
27,28 | Свойства песка и глины | Сравнить свойства песка и глины, изготовить глиняные игрушки. | Опыты и эксперименты, ручной труд | 2 |
Май 29 | Звук. | Рассмотреть природу возникновения звуков, их свойства. | Дидактические игры, опыты. | 1 |
30 | Свойства света. Свет и тень | Познакомить детей с природой возникновения тени, рассмотреть зависимость тени от взаиморасположения источника света и предмета | Физический эксперимент | 1 |
31 | Солнечные часы | Учить детей определять время суток по солнечным часам | Занятие на метеоплощадке | 1 |
32 | Составление книги «Погода в Коркино» | Обобщение результатов наблюдений за погодой в течение учебного года. | Ручной труд | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/20/picture-143479-1353426212.jpg)
Паспорт методического кабинета
Содержит график, план работы кабинета, критерии оценки кабинета, анкета для педагогов, план развития методического кабинета....
паспорт методического кабинета
описание того, что находится вкабинете старшего воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/24/picture-440374-1398319353.jpg)
Паспорт методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога
Паспорт сожержит перечень методического обеспечения учителя-дефектолога...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-436438-1397405326.jpg)
Паспорт методического кабинета МБДОУ №26 "Ласточка"
Методический кабинет в дошкольном учреждении является центром методической работы. В кабинете собран и систематизирован разнообразный материал в помощь воспитателям...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706329-1447169550.jpg)
Паспорт методического проекта.doc
В материале представлен паспорт проекта по взаимодействию с родителями. Одну из новых форм работы с родителями специалисты внедрили в работе СРП "Домашние задания"...