Проект "Поможем пернатым"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гусева Елена Анатольевна

Проектная деятельность в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта

«Поможем пернатым»

Адресация проекта

Все участники образовательного процесса

Участники проекта

Дети старшей  группы, воспитатели, родители.

Цель проекта

Формирование  бережного отношения к птицам зимой, посредством создания  альбома  «Зимующие птицы нашего края», через совместную деятельность родителей, детей, воспитателей.

Задачи проекта для детей

Участвовать  в беседе «Птицы - наши младшие друзья», активно отвечать на вопросы, внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы; принять участие в конструировании «Синица»,  в интегрированном занятии «Поможем птицам зимой»;  участвовать в подвижных и дидактических играх.

Задачи проекта для родителей

Участвовать  в создании фотоальбома «Зимующие птицы нашего края».

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц.

Задачи проекта для педагогов

Практические:  Провести беседу на тему «Птицы - наши младшие друзья», провести подвижную игру «Воробьи и вороны», провести дидактическую игру «Птичья столовая»; чтение сказки В. Бианки «Синичкин  календарь. Декабрь»; провести интегрированное занятие «Поможем птицам зимой»; создать совместно с родителями фотоальбом «Птицы нашего края зимой», провести консультацию для родителей «Из чего можно сделать кормушки для птиц»;  провести с детьми анализ проделанной работы.

Сроки реализации

Краткосрочный, первая неделя декабря.

Ресурсы проекта

Групповая комната, ИКТ, литература для чтения и беседы, бумага, ножницы, фломастеры, фотографии птиц.

Вид проекта

Информационно - творческий.

Продукт проекта

Оформление фотоальбома «Зимующие птицы нашего края».

Итоги проекта

 У детей сформировано  бережное отношение к птицам зимой.

Оформлен фотоальбом   «Птицы нашего края зимой»

Подготовительный этап

Выбрать тему проекта. Определить цель проекта, поставить задачи. Изучить опыт других педагогов. Составить план работы над проектом. Разработать конспекты, задания для родителей. Обогатить предметно - развивающую среду по теме проекта. Подобрать материал для проведения беседы, дидактические и подвижные игры по теме проекта. Подготовить консультацию для родителей.

Основной этап

Деятельность детей

Участие в беседе «Птицы - наши младшие друзья», слушают сказку   В.Бианки «Синичкин календарь. Декабрь». Принимают участие в подвижных и  дидактических играх.  Участвуют в конструирование «Синица»,  в интегрированном занятии «Поможем птицам зимой».

Деятельность родителей

Принимают участие в создании фотоальбома,  подбирают фотографии   по теме проекта «Зимующие птицы нашего края». Изготавливают кормушки для птиц.

Деятельность педагогов

Проводит беседу на тему «Птицы - наши младшие друзья». Читает сказку В.Бианки «Синичкин календарь. Декабрь»; проводит занятие по конструированию «Синица», интегрированное занятие «Поможем птицам зимой» проводит подвижную игру «Воробьи и вороны»,  дидактическую игру « Угадай птицу», объясняет задание  родителями   (подобрать фотографии для  фотоальбома «Зимующие птицы нашего края»). Проводит консультацию для родителей «Из чего можно сделать кормушки для птиц». Проводит с детьми анализ проделанной работы.

Заключительный этап

Изготовлен фотоальбом  «Птицы нашего края зимой», проведен анализ с детьми о проделанной работе.

Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема:

- Недостаток знаний детей о зимующих птицах

- Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Конспект беседы « Птицы - наши младшие друзья»

Цель: формирование обобщенных представлений о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные: познакомить с особенностями жизни птиц, учить различать по существенному признаку; дать представление о том, как можно спасти птиц от гибели.

Развивающие: развивать внимание, память; расширять кругозор.

Воспитательные: воспитывать доброе и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Оборудование: ИКТ, картинки с изображением птиц, рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы», иллюстрации к игре «Прилетели птицы…».

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за птицам; рассматривание картинок с изображением зимующих птиц. Дидактическая игра: «Птичья столовая»

Воспитатель: Зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах - верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещины в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной коркой после оттепели или был сильный снегопад их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц. Сегодня, мы с вами будем говорить о птицах.

Посмотрите внимательно на доску и назовите мне всех птиц, картинки  которых вы видите. Чем они похожи? Как можно сказать, одним словом? (На интерактивной доске изображены фото зимующих птиц.)

Доска выключается. Проводится гимнастика для глаз.

Воспитатель  читает детям стихотворение:

О чем поют воробушки в последний день зимы?

Мы выжили! Мы выжили!

Мы живы! Живы мы!

- Дети, об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы.

А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, вороны, синицы, сороки, голуби, дятлы, галки) круглый год живут у нас?

Дети: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений.

-  Ребята, как вы думаете, чем питаются птички зимой?

Дети: Зимой птицы питаются   семенами, которые остались на ветвях деревьев, кустов и других растений, могут есть продукты (зерно, семечки, орешки, которыми запаслись еще летом, для того, чтобы перезимовать лютые морозы. Так же птицы питаются из кормушек.

- А чем питается дятел? 

Дети: Зимой дятел питается в основном семенами сосны и ели.

- Что такое «кузница дятла»?

Дети: Щель, куда дятел вставляет сорванную шишку, шелушит ее, доставая семена, потом выбрасывает.

- Почему его прозвали лесным доктором? 

Дети: Никакому жуку-вредителю и его личинке от лесного доктора не укрыться.

А как вы думаете, почему  синички зимой прилетают ближе к дому человека?

Дети: Для пропитания.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением синички. -Посмотрите, какие красивые у нее перья; на голове  чёрные, на грудке-жёлтые, на щеках белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а   что ест синичка весной и летом? 

Дети: Букашек, вредных насекомых

Видите, дети, какие полезные синички. Весной и летом они поедают много разных букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей.

- А чем мы можем подкормить синицу зимой?

Дети:   семечки, семена, сало  несоленое.

- Что она любит больше всего? 

Дети: Несоленое сало.

- Ребята, мы с вами назвали птиц, которые остаются с нами зимовать.

Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Прилетели птицы….»

Я сейчас буду произносить слова, которые будут обозначать названия птиц, но если только ошибусь, и вы услышите что-то другое, то тут же даёте сигнал – хлопок, называя мою ошибку. После вашего ответа на доске появится фото того, что было лишнее в игре.

Игра «Прилетели птицы…»

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи, воробьи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Дятлы и вороны,

Галки, макароны…

Прилетели птицы:

Галки и стрижи,

Комары, кукушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Дятлы и кукушки…

Даже совки-сплюшки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки, воробьи,

Чибисы, чижи,

Дятлы и кукушки,

Даже совки-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все вы молодцы!

А мы с вами тоже повесим на участке кормушку, и всю зиму будем подкармливать наших меньших друзей.

Конспект ООД интегрированное занятие

«Поможем птицам зимой»

Цель: формирование знаний о зимующих птицах нашего края

Задачи:

Образовательные: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Формировать умение находить признаки сходства и различия.

Развивающие: активизировать внимание, память и мышление;

Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные: воспитывать  доброжелательное отношение к птицам. Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Оборудование:

Картинки и фотографии зимующих птиц; кормушки; корма для птиц; бумага на каждого ребёнка; ножницы; фломастеры.

Предварительная работа:

Разучивание стихов о птицах.  

Организационная часть.

Доброе утро! – птицы запели –

Добрые люди встают с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

 Ребята, давайте и мы поприветствуем друг друга.

Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.

Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас?

Выслушиваются мнения детей.

-  А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?

(Нет, потому что многие  птицы улетели в теплые края)

- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? (Время года зима. Месяц декабрь)

2.Основная часть.

Актуализация знаний детей.

 Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?

Я предлагаю вам поиграть. Игра на внимание «Прилетели птицы».

Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и показать число, соответствующее их количеству.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи, воробьи,

Комары и снегири,

Дятлы и лягушки,

Совы и ватрушки.

- Молодцы, всех птиц посчитали.

Поисково – исследовательская деятельность.

 -Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных?

( Птицы умеют летать, их тело покрыто перьями).

 На столе у вас лежат перья.  Скажите, для чего нужны перья птице?

(Перья нужны для полета, согревают птиц)

Верно. Перья птице необходимы для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки, некоторые птицы не выдерживают низких температур, и улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?

  (Это перелётные).

- Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц.

У пера есть проходящий в середине упругий стержень и плоское опахало.

А что можно ещё сказать о стержне?

Ответы детей: плотный, пустой.

 Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так падает?

(Оно падает медленно, плавно кружась. Перо лёгкое и эластичное. Это помогает птицам в полёте.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.

 Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы ребята.

Но сначала отгадаем загадку.

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (Воробей)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение):

Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей скачет по дорожке,

Собирает хлебные крошки.

По ночам кочует,

Зёрнышки ворует!

Воспитатель: Как чирикает воробей? (Чик-чирик)

Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёрнышками овса, только воробьи клюют пшено.

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж… (Снегири).

Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение):

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замёрз он на снегу.

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

Снегирь

– самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Любит полакомиться ягодами рябины, облепихи, барбариса, семечками арбуза и тыквы.    

Верещунья, белобока,

А зовут её… (Сорока).

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение):

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой сорока.

Картинка с изображением сороки помещается на выставку - доску.

Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит, разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение):

Пусть снег вокруг искриться

И зимний ветер злится –

Поёт не уставая

Синица расписная.

Картинка с изображением синицы помещается на выставку - доску.

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а переживают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало и мясо.

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение):

Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку - доску.

Воспитатель: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.

Окраской – сероватая,

Повадка – вороватая,

Крикунья  хрипловатая.

Известная персона.

Кто это?  (Ворона)

Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение):

Особа всем известная,

Она -  крикунья местная.

Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона,

А это ведь ворона.

Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встречаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо-влево,

Удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

Полечу - ка я домой».

Полетела, полетела,

В гнёздышко своё присела.

Воспитатель: Молодцы ребята!  Красивая получилась у нас выставка!

Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие)

Сейчас поиграем в игру «Какой птички не стало?»

(На доске несколько картинок с изображениями зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)  

Ребята, подумайте может каких-нибудь птиц не назвали? (Тетерев, галка, голубь).

Голубь часто мы видим эту доверчивую птицу. Они любят крупу и хлеб.

Голубя считают символом мира.

Конструирование из бумаги в технике «Оригами».

Я предлагаю вам смастерить голубя из бумаги.

Соединим их вместе. Посмотрите, какая красивая получилась стайка.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц). Читает стихотворение А.Яшина

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашей площадке мы повесим кормушки и будем насыпать в них корм. И тогда, мы поможем птицам перезимовать.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Но помните, что каждая птица предпочитает свой корм.

Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и насыпают  в кормушку тот корм, который предпочитают птицы).

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

 Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормушка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.

Приучите этих птиц

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Чтение В.Бианки «Синичкин календарь». Декабрь

Цель: Обогащение представлений детей о временах года и изменениях в природе.

Задачи: 

Образовательные: 

- дать детям представление о изменениях в природе в связи со сменой времени года;

- закрепить знания детей о птицах, животных, насекомых, овощах и фруктах;

Развивающие:

- развивать зрительное. слуховое внимание, логическое мышление;

- упражнять в образовании форм существительных во множественном числе;

- развивать воображение;

- активизировать словарь детей.

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение ко всему живому;

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать умение внимательно слушать взрослого и сверстников.

В.Бианки. Синичкин календарь. Декабрь

Полетели синички в город.

И никто, даже Старый Воробей, не мог им объяснить, кто этот невидимый страшный разбойник, от которого нет спасенья ни днем, ни  ночью, ни большим, ни маленьким.

- Но успокойтесь, - сказал Старый Воробей. - Здесь, в городе, никакой невидимка не страшен: если даже он посмеет явиться сюда, люди сейчас же застрелят его. Оставайтесь жить с нами в городе. Вот уже начался месяц декабрь - хвостик года. Пришла зима. И в поле, и на речке, и в лесу теперь голодно и страшно. А у людей всегда найдется для нас, мелких пташек, и приют и еда.

Конечно, Зинька с радостью согласилась поселиться в городе и уговорила Зинзивера. Сперва он, правда, не соглашался, хорохорился, кричал:

- Пинь-пинь-черр! Никого не боюсь! Разыщу невидимку!

Но Зинька ему сказала:

- Не в том дело, а вот в чем: скоро будет Новый год. Солнышко опять начнет выглядывать, все будут радоваться ему. А спеть ему первую весеннюю песенку тут, в городе, никто не сможет: воробьи умеют только чирикать, вороны только каркают, а галки - галдят. В прошлом году первую весеннюю песенку солнцу спела тут я. А теперь ее должен спеть ты.

Зинзивер как крикнет:

- Пинь-пинь-черр! Ты права. Это я могу. Голос у меня сильный, звонкий, - на весь  город хватит. Остаемся тут!

Стали они искать себе помещение. Но это оказалось очень трудно.

В городе не то что в лесу: тут и зимой все дупла, скворешни, гнезда, даже щели за окнами и под крышами заняты. В том воробьином гнездышке за оконницей, где встретила елку Зинька в прошлом году, теперь жило целое семейство молодых воробьев.

Но и тут Зиньке помог Старый Воробей. Он сказал ей:

- Слетайте-ка вон в тот домик, вон - с красной крышей и садиком. Там я видел девочку, которая все что-то ковыряла долотом в полене. Уж не готовит ли она вам - синичкам - хорошенькую дуплянку?

Зинька и Зинзивер сейчас же полетели к домику с красной крышей. И кого же они первым делом увидели в саду, на дереве? Того страшного бородатого охотника, который чуть насмерть не застрелил Зинзивера.

Охотник одной рукой прижимал дуплянку к дереву, а в другой держал молоток и гвозди. Он наклонился вниз и крикнул:

- Так, что ли?

И снизу, с земли, ему ответила тоненьким голоском Манюня:

- Так, хорошо!

И бородатый охотник большими гвоздями крепко прибил дуплянку к стволу, а потом слез с дерева.

Зинька и Зинзивер сейчас же заглянули в дуплянку и решили, что лучшей квартиры они никогда и не видели: Манюня выдолбила в полене уютное угубокое дуплишко и даже положила в него мягкого, теплого пера, пуха и шерсти.

Месяц пролетел незаметно; никто не беспокоил тут синичек, а Манюня каждое утро приносила им еду на столик, нарочно приделанный к ветке.

А под самый Новый год случилось еще одно - последнее в этом году - важное событие: Манюнин отец, который иногда уезжал за город на охоту, привез невиданную птицу, посмотреть на которую сбежались все соседи.

Это была большущая белоснежная сова, - до того белоснежная, что когда охотник бросил ее на снег, сову только с большим трудом можно было разглядеть.

- Это злая зимняя гостья у нас, - объяснял отец Манюне и соседям: - полярная сова. Она одинаково хорошо видит и днем и ночью. И от ее когтей нет спасенья ни мыши, ни куропатке, ни зайцу на земле, ни белке на дереве. Летает она совсем бесшумно, а как ее трудно заметить, когда кругом снег, сами видите.

Конечно, ни Зинька, ни Зинзивер ни слова не поняли из объяснения бородатого охотника. Но оба они отлично поняли, кого убил охотник. И Зинзивер так громко крикнул: "Пинь-пинь-черр! Невидимка!" - что сейчас же со всех крыш и дворов слетелись все городские воробьи, вороны, галки - посмотреть на чудовище.

А вечером у Манюни была елка, дети кричали и топали, но синички нисколько на них за это не сердились. Теперь они знали, что с елкой, украшенной огнями, снегом и игрушками, приходит Новый год, а с Новым годом возвращается к нам солнце и приносит много новых радостей.

Подвижная игра «Воробьи и вороны».

Цель: Развивать у детей внимание, мышление, ловкость, координацию движений.

Описание игры: Для игры понадобятся круги черного и коричневого цвета, на один два меньше чем игроков. Круги будут условным обозначением для «ворон» и «воробьев». Если ребенок встал в черный круг он ворона, если в коричневый – воробей. Стоя в кругу черного цвета (будучи «вороной»), играющий произносит: «Кар-кар» и берется правой рукой за левое ухо, а левой рукой за нос, затем левой рукой за правое ухо, правой рукой за нос. Стоя в кругу коричневого цвета (будучи «воробьем»), играющий произносит: «Чик – чирик», вынося правую ногу вперед под углом 90 градусов, левой рукой касаясь колена, затем вынося левую ногу вперед под углом 90 градусов, правой рукой касаясь колена. Круги раскладываются на полу (земле). Играющие  на носочках бегают по залу (площадке). Затем водящий говорит: «Летели, летели - птицы летели». После этих слов игроки занимают круги любого цвета, выполняя кинезиологическое упражнение в соответствии с выбранным цветом круга. После слов водящего: «Летели, летели – вороны летели», игроки занимают только круги черного цвета, и произносят «Кар-кар» », берутся правой рукой за левое ухо, а левой рукой за нос, затем левой рукой за правое ухо, правой рукой за нос. Кому не хватило круга черного цвета или если кто-то по ошибке встал в коричневый круг, выбывает из игры. Если водящий произносит «Летели, летели – воробьи летели», то игроки занимают только круги коричневого цвета, проговаривая «Чик-чирик» и вынося правую ногу, согнутую в колене, вперед под углом 90 градусов, левой рукой касаясь колена, затем вынося левую ногу вперед под углом 90 градусов, правой рукой касаясь колена. Кому не хватило круга коричневого цвета или если кто-то по ошибке встал в круг черного цвета, выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах (названия, предпочтения в еде).

Ход игры: На столе лежит изображение кормушки, на которой «сидят» птицы, воспитатель предлагает детям накормить их, выбрав картинку с изображением подходящего корма. Дети по очереди «кормят» птиц, если ребенок дал правильный ответ, забирает птичку себе. Когда все птицы будут «накормлены», подсчитывается количество верных ответов каждого игрока. Выигрывает тот, у кого больше всего птиц (количество птиц увеличивается в зависимости от знаний детей).

Дидактическая игра «Кто прилетел» (узнай по описанию)

Цель: Упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о зимующих птицах, изображённых на картинках. Развивать воображение, речь. Воспитывать внимание, наблюдательность.

Ход игры: Ведущий (взрослый или ребенок, стоя лицом к игрокам, берёт одну из карточек, составляет описательную загадку о птице, изображённой на картинке, не показывая и не называя ее. Играющие называют варианты отгадок. Ведущий отдаёт карточку тому игроку, который правильно назовёт птицу. Выигрывает тот игрок, у которого в конце игры оказывается больше всего карточек.

Дидактическая игра «Кто лишний?»

Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.

Ход игры: Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему.

Консультация для родителей

Покормите птиц зимой.

Когда становится холодно и выпадает снег, большинство пищи для птиц становится недоступными для их. Насекомые на зимний период спрятались, земля, покрылась снегом. Некоторые сорняки с семенами торчат из-под снега, на некоторых деревьях сохранились плоды ягод на ветках. Но и эта еда быстро закончится.

Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды в течение короткого зимнего дня, это может привести ее к гибели. Особенно трудно приходится маленьким птичкам им требуется относительно больше пищи для того чтобы восстановить свою энергию. К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую очередь покрывается снегам или льдом.

Тяжело зимой птицам отыскать еду. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

Особенно страдают синицы (из десяти синиц зиму переживает только одна).

В первую очередь нужно понимать, что птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать. Чем отличается кормление от подкормки? При кормлении птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке – лишь его часть и вынуждены остальное находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянно полной кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу. Однообразный рацион, да ещё богатый жирами, приводит к заболеванию печени. Вместо пользы мы наносим птицам непоправимый вред.

Чем же кормить птичек?

Самое простое — это нежареные семечки подсолнечника. Они содержат масла, которые будут полезны для птиц. Воробьи любят пшено. А таких больших птиц как голубь, ворона, сорока можно кормить хлебам или крупными семенами. Снегири и свиристели любят ягоды, но их можно подкармливать и яблоками. Дятлы и синицы с удовольствием едят несоленое сало.

Чем нельзя кормить птиц?

Нельзя давать соленые или сладкие орешки, чипсы, шоколад и т. п., что содержит неестественные для птицы добавки. Корм для птиц должен быть ближе к их естественному рациону.

Существует много различных конструкций кормушек. Обязательно должна быть крыша, чтобы корм не намокал. Вешать кормушки надо так, чтобы до нее не смогли добраться хищники.

Также важно знать меру. Птиц нужно подкармливать, а не кормить. В природе у птиц более разнообразный рацион, чем в кормушке, даже зимой.

Подкармливать птиц можно до весны, примерно до конца апреля, когда уже начнут просыпаться насекомые и распускаться почки.

Как видите, с подкормкой птиц не так всё просто. Но все эти сложности ничто, когда вы понимаете, что вы помогаете нашим чудесным пернатым созданиям.

Птицы - божественный дар природы. Их звонкие голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир просто потускнеет.

Поэтому давайте беречь наших братьев меньших!

Не дадим пропасть пернатым друзьям и вместе спасем их от холода и голода!

Заботясь о птицах, которые остаются у нас зимовать, в России установлен особый день - Всероссийский день зимующих птиц, который отмечает календарь 15 января.

Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Евгении Носове, в день его рождения.

Литература:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»; «Сфера»- С.-П.,2014г.
  2. Григорьева О.О. «Времена года»; «Сфера»- С.-П.,  2008г.
  3. Зверева Е.Г.,  Монтазери О.Н.,  Игошина М.А.  «Окружающий мир»; «Ювента» 2016г.
  4. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». «Мозаика-Синтез» - М., 2013 г.
  5. Шорыгина Т.А «Птицы. Какие они?»; ООО «Издательство ГНОМ и Д», М.-2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план проекта " Пернатые любимцы"

Перспективный план составлен в помощь воспитателям , желающих  через проектную деятельность приобщить детей в миру природу....

Конспект тематического педагогического собрания В форме устного журнала «Пернатая карусель»

Цель:  презентация методического сборника «Пернатая карусель», в который вошел материал о птицах.Формировать у педагогов потребность и желание сотрудничать с родителями по вопросам экологич...

"Пернатые друзья"

Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...

"Столовая для пернатых"

Данный материал использовался в акции "Покормите птиц"...

Экологическая сказка: "Пернатые истории"

Этот материал можно использовать на занятиях и развлечениях....

Интегрированное занятие "Пернатые друзья"

Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....