Эколого –исследовательский проект «Удивительная вода»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Валентина Владимировна Верхоланцева

Эколого –исследовательский проект

«Удивительная вода»

 Вода - основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!

Тип проекта:

Краткосрочный, познавательно-исследовательскийгрупповой.

Участники проекта:

воспитанники средней группы «Радуга» воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников:

Воспитанники среднего дошкольного возраста (4-5 года)

Сроки реализации:

3 ноября 2020г. – 3декабря 2020г.

 

 

Введение. Что такое вода?

Что такое вода — интересно ребятам,

Это то, без чего нам, друзья, не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой мы, конечно, должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый и громкой речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вода? — Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть – Юганская средняя общеобразовательная школа»

                                         

Эколого –исследовательский проект

«Удивительная вода»

                                                                               

                                                                            Выполнила: Воспитатель

                                                                            Верхоланцева В.В

Усть -Юган

2020

Эколого –исследовательский проект

«Удивительная вода»

 Вода - основа жизни на Земле, Она необходима всем вокруг: Растениям, животным, человеку, Расходуй ее бережно, мой друг!

Тип проекта:

Краткосрочный, познавательно-исследовательскийгрупповой.

Участники проекта:

воспитанники средней группы «Радуга» воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников:

Воспитанники среднего дошкольного возраста (4-5 года)

Сроки реализации:

3 ноября 2020г. – 3декабря 2020г.

Введение. Что такое вода?

Что такое вода — интересно ребятам,

Это то, без чего нам, друзья, не прожить.

Человечеству послана она во благо,

И водой мы, конечно, должны дорожить.

Что такое вода? Это реки и море,

Это лед Антарктиды, это снег или град.

Это синее озеро там, на просторе,

И красивый и громкой речной водопад.

И весенний ручей, и осенняя лужа,

Что такое вода? — Я отвечу легко.

Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,

Что в судьбу человека вошло глубоко.

Во время прогулки с детьми мы обратили внимание что лужа, в которой еще вчера была вода, сегодня покрылась льдом.  И мы вместе с моими малышами решили выяснить, почему так происходит, почему вода превращается в лед? И всё что связанно с водой.

Вода – удивительное вещество, благодаря которому возникла наша планета и все живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то не было бы растений, животных, не было бы и нас с вами.

Актуальность проекта: 

Вода — это то, что дает людям жизнь,

Водой дорожи, за сохранность борись!

Пусть будет чиста или очень грязна,

Какой ни была бы, полезна она.

В болоте, в грязи, где лягушки живут,

Вода грязна очень, для них там уют.

Для рыбок в реке и животных морских,

Вода всегда чистой должна быть для них.

А что в Антарктиде замерзла совсем,

И та, в виде льда, что знакома нам всем,

И эта вода ведь полезная тоже,

Она охлаждает, взбодрить быстро может.

Какую бы воду, друзья, не встречали,

Мы все за сохранность ее отвечаем.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Вода — природный дар

Вода в морях и океанах,

Озерах, реках и прудах.

И без нее не обойтись нам

Ни в селах, и ни в городах.

Цените воду, берегите:

Природой дан нам дар такой.

Тема воды в наше время очень актуальна, так как вода — это самое важное вещество на Земле.

Цель проекта: 

  • Необходимо расширить знания и представления у ребёнка о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
  • Ознакомление ребёнка со значением воды через наблюдения, обсуждения, беседы, игры, экспериментирование.

Задачи проекта: Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой; воспитание бережного отношения к воде, развитие эстетического восприятия воды в природе (искристый снег, удивительные снежинки, сверкающий лёд и т.д.); знакомство ребёнка со свойствами воды; формирование у ребёнка понятия, что воду можно очистить; перенос освоенного навыка в семью.

Ожидаемый результат: развита познавательная активность, инициативность. Совершенствована прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы. умеет проводить опыты со снегом, льдом, красками, лепить фигуры из снега разной формы. расширены представления о свойствах воды:

- вода может быть жидкой, твёрдой, парообразной;

- вода прозрачная;

- воду можно подкрасить в любой цвет;

- вода имеет разную температуру: холодную, тёплую, горячую;

- из снега образуется вода;

- снег быстрее тает, чем лёд.

Этапы и содержание проекта:

1 этап: Постановка познавательной проблемы, создание мотивации, принятие задачи ребёнком.

Содержание: Разработка системы познавательных задач, создание проблемных ситуаций   и разнообразной деятельности в природе – уход за растениями, наблюдения, дидактические игры.

Условия: Достаточная сложность поставленной задачи для ребёнка, требующая мыслительной деятельности для сопоставления известных фактов, выдвижения предварительных выводов.

Поисковый характер самостоятельной работы ребёнка.

Жизненная значимость и интерес ребёнка к поставленным задачам.

Последовательное усложнение задач.

2 этап: Первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых ребёнком, проверка этих предположений.

Содержание: Анализ познавательной задачи под моим руководством; выявление известного и неизвестного. Выдвижение ребёнком предположений о возможном изучаемом явлении природы, его причинах. Совместный отбор ребёнка и взрослого способов проверки предположений.

Условия: Необходимость совместного рассмотрения каждого из предположений (особое внимание уделялось противоречивым предположениям ребёнка).

При особой сложности поставленной задачи и отсутствие ее решения у ребёнка предположение выдвигаю сама.

Применение различных способов проверки предположений. Способы проверки предположений:

  • Кратковременные наблюдения;
  • Сравнения;
  • Элементарные опыты;
  • Эвристические беседы;

3 этап: Анализ полученных в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.

Условия: Побуждение ребёнка к самостоятельному формулированию выводов.

При сложности задачи или высказывании неправильных выводов я организую дополнительные опыты, наблюдения.

Темы наблюдений и поисковых задач в рамках реализации проекта

Наблюдения в природе.

  • Наблюдение за лужами, образованием льда, появлением первого снега.
  • Изготовление с ребёнком корабликов из различных материалов, пускание в воду, наблюдение за плаванием разных материалов, пускание корабликов в воду, наблюдение за плаванием разных материалов.
  • Наблюдение за дождем в разное время года, за состоянием неба во время дождя и выявление причины силы дождя. Наблюдение за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений. Наблюдение за радугой, за туманом.
  • Наблюдение за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея. Выводы о связи с температурой воздуха. Наблюдение за таянием сосулек, изменением сугробов. Зависимость от времени года, изменения температуры.
  • Наблюдение за изменением снежного покрова, его структуры, свойств, цвета при повышении, понижении температуры воздуха.
  • Снегопад при различной температуре воздуха (в морозную погоду, в оттепель). Рассматривание снежинок.

Эвристические беседы.

  • «Вода – великий растворитель».
  • «Сколько весит вода?».
  • «Откуда радуга пришла?».
  • «Кто распыл капельки росы?».
  • «Кто живет подо льдом?».
  • «Зачем деревьям снег? »

Откуда вода?

Нам всем интересно:

Откуда вода?

Из снега берется,

Иль может из льда?

Хотя, и подземным

Ручьем вода бьет,

Так, может, она

Там начало берет?

Вопрос интересный

И чтоб разузнать

Откуда вода,

Надо книжки читать!

Ответы узнаем

Из умных мы книг

И все вокруг тайны

Откроются вмиг!

Стихотворение Путешествие капельки

Вот капелька-малышка

На землю с туч упала.

Бедняжка растерялась,

Что делать ей не знала.

Но мимо пробегал вдруг

Веселый ручеек,

Расстроенную капельку

С собой он уволок.

Куда ее повел он,

То капелька не знала,

Но вскоре миллионы

Таких же увидала,

Похожих друг на друга.

Тут перед ней гигант.

И догадалась капелька,

Что это океан.

Жить в океане тесно

И капелька устала.

Однажды в день чудесный

Так солнце припекало,

Что капелька вдруг стала

Тихонько уменьшаться.

А как уменьшилась она,

Ввысь стала подниматься.

Наверх попала капелька,

А вы узнали вот:

В природе происходит как

Воды круговорот.

Поисковые задачи и их решение.

1. Может ли вода иметь вкус, запах, цвет?

Цель: Ознакомление со свойствами воды. Подвести к пониманию важности бережного отношения к воде как к основе жизни.

Содержание: Растворение в воде гуаши, пищевых, ароматических веществ, опыты с очисткой воды.

2. Почему что-то тонет, а что-то нет?

Цель: Подвести к связи между весом и возможностью держаться на воде.

Содержание: Взвешивание на весах предметов, опускание их в воду.

3. Откуда взялся дождь?

Цель: Понятие о том, что дождь – это испарившаяся влага с поверхности Земли.

Содержание: Нагревание воды и ее конденсация.

4. Почему на лужах лед?

Цель: Установление связи между температурой воздуха и состоянием воды, между разницей температуры и временем замерзания воды.

Название опыта

Постановка цели

Создание условий

Действия

Выводы

Наливаем, выливаем, наблюдаем

Узнать, что вода льется

Приготовить емкости различной величины и формы

Дети переливают воду из одной ёмкости в другую

Вода льется и принимает форму ёмкости

Сравнение молока и воды

Выяснить, что вода прозрачная

Приготовить две прозрачные ёмкости, молоко, воду и две ложечки

В одну ёмкость налить молоко, в другую - воду. Дети опускают одну ложечку в молоко, а другую - в воду, затем сравнивают

Вода прозрачная (ложечка видна через воду и прозрачную ёмкость)

Эксперименты с подкрашенной водой

Убедиться, что воду можно подкрасить в любой цвет

Приготовить 4 прозрачных ёмкости, акварельные краски

Дети кисточкой подкрашивают воду, называют цвет, рисуют подкрашенной водой на бумаге или поливают лейкой снег

Воду можно подкрасить в разные цвета

Эксперименты с очищением воды

Убедиться, что воду можно очистить

Приготовить 4 прозрачных ёмкости, воронку с ваткой и активированным углём и мутную воду

Дети переливают воду из одной ёмкости в другую через воронку с ваткой и углём, каждый раз меняя ватку

Вода становится прозрачнее и чище

Определяем температуру воды

Выяснить, что вода имеет разную температуру: холодная, теплая, горячая

3 емкости с водой: холодной, горячей, теплой

Ребенок опускает ручку в холодную, теплую, горячую воду, определяет и называет

Воду можно согреть, остудить

Снег – это тоже вода

Узнать, что из снега образуется вода

Снег

Ребенок берет снег в руку и наблюдает его таяние

Снег – это талая вода

Сравнение льда и снега

Узнать свойства льда и снега, сравнить

Две ёмкости, лед и снег

Дети манипулируют со льдом и снегом (разбивают кусок льда, лепят снежок из снега)

Лед твердый, хрупкий; снег рыхлый, из снега можно вылепить фигуру

Таяние льда и снега

Выяснить, что снег быстрее тает, чем лед

Лед, снег и две ёмкости с водой

Дети опускают лед и снег в воду

Снег тает быстрее, чем лед

Содержание: Вынос воды на улицу, поместить воду в холодильник, наблюдать дома. Определить температуру во всех случаях. Выявить причины разного времени замерзания. 

Дидактические игры

«Моделирование маленькими человеками»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире, дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход игры:

Метод моделирования маленькими человечками в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков.

Они могут думать, производить какие-либо действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам. Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить, нужно приложить какое-то усилие.

Человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь непрочна, этих человечков можно легко отделять друг от друга (отлить воды из стакана).

Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.

Всех этих человечков можно просто (в стилизованном виде) вырезать из картона, изобразить на квадратных пластинках или на гранях куба. Желательно, чтобы человечков каждого вида было не менее 10.

С помощью игры нетрудно ответить на вопрос, почему камень твердый, показать переход из одного агрегатного состояния в другое, например, почему лед зимой не тает. Потому что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало жарко, и они начали распрямляться, толкаться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечами, пальцами, локтями. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее, человечкам становится все жарче в жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.

Игра «Поймай льдинку»

Цельразвитие координации движений, знакомство детей со свойствами различных материалов.

Содержание.

Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? - Они растаяли, превратились в воду».

Игра «Горячо-холодно»

Цель: дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Содержание.

Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Берегите воду

Вода — это то, что дает людям жизнь,

Водой дорожи, за сохранность борись!

Пусть будет чиста или очень грязна,

Какой ни была бы, полезна она.

В болоте, в грязи, где лягушки живут,

Вода грязна очень, для них там уют.

Для рыбок в реке и животных морских,

Вода всегда чистой должна быть для них.

А что в Антарктиде замерзла совсем,

И та, в виде льда, что знакома нам всем,

И эта вода ведь полезная тоже,

Она охлаждает, взбодрить быстро может.

Какую бы воду, друзья, не встречали,

Мы все за сохранность ее отвечаем.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

                                           

Литература:

 «Экологическое воспитание». А.И.Мосягина

Ознакомление с природой в детском саду. О.А.Соломенникова

«ОБЖ для дошкольников». Т.П.Гарнышева

Интернет ресурсы: https://voday.ru/deti-i-voda/vsjo-o-vode-detyam-5-let.html 

https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/igry-s-vodoi-veselo-i-polezno-5d0f4487ddbc2700af1189cb 

Стихи о воде для детей  https://pedsovet.su/stihi/5719_korotkie_pro_vodu 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект "Удивительная вода"

Знакомство младших дошкольниковсо свойствами воды. Развитие социально - эмоциональной сферы детей....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Удивительные свойства воды»

Познакомить детей со свойствами воды с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о свойствах воды. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя  волше...

Эколого - исследовательский проект "Капелька - волшебница вода

Введение. Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету &nda...

Научно-исследовательский проект "Удивительный мир простой воды"

Цели проекта:•Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной г...

Эколого-исследовательский проект «Вода живая и мёртвая»

Каждый день дети соприкасаются с водой. Вода привлекает детей, с ней хочется играть, её хочется изучать. Утром, во время мытья рук, дети заметили, что из крана бежит совсем нечистая, непрозрачная вода...