ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ совместная образовательная деятельность с детьми Тема: «Откуда к нам пришли письма?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Путилова Наталья Михайловна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pedagogicheskogo_meropriyatiya_s_detmi_6-7_let.docx44.84 КБ

Предварительный просмотр:

   Путилова Наталья Михайловна,

старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Радуга»,

Артинский городской округ

ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 совместная образовательная деятельность с детьми

Тема:  «Откуда к нам пришли письма?»

Возрастная группа: подготовительная  (дети 6-7 лет)

Форма НОД (технология): познавательно – исследовательская деятельность, «Путешествие по реке времени».

Форма организации: групповая, подгрупповая

Учебно-методический комплект: Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Короткова Н.А. «Организация образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте».

Средства:

Наглядные: карта - панно «Путешествие по реке времени», картинки формата А5 для показа детям в ходе занятия, маленькие картинки для наклеивания на реку времени, конверт старого образца, конверт нового образца, почтовые марки, макет «Наскальный рисунок первобытного человека»

Мультимедийные: Презентация к занятию «История возникновения почты», озвученная запись «Сообщение от почтальона Печкина», видео  - ролик «Почтовый голубь»

Цель: Создать условия для развития временных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Исследовать способы передачи сообщения людей в древности, в старину, и в современном обществе.

Задачи:

 Познавательные: актуализировать знания детей по истории возникновения почты, как способа обмена сообщениями, её видам; упорядочить представления детей об историческом времени – от прошлого к настоящему;

Развивающие:  развивать  восприятие, мышление, речь, пространственное воображение, обогащать словарь детей.

Воспитывающие: воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе взаимодействия и  коллективного решения познавательной задачи;

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Обсуждение реального или вымышленного события. Эмоциональный настрой на совместную деятельность через сюрпризный момент

Цель этапа:

Организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность.

Звучит сигнал электронной почты

Ребята, недавно к нам в детский сад электронной почте пришло какое – то письмо. Оно от некого почтальона Печкина. Давайте вместе посмотрим, что в нём.

 «Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Это я,  почтальон Печкин из деревни Простоквашино, прислал Вам видео. Осваиваю современные способы передачи информации. Сейчас даже сообщения можно отправлять через компьютер. Мы – почтальоны скоро совсем без работы останемся. А вот интересно как же люди раньше обменивались новостями? Мне однажды задали такой вопрос, а я даже не знал что ответить. Как люди в прошлом общались друг с другом, находясь далеко друг от друга? Ведь тогда не было ни компьютеров, ни телефонов и даже бумаги. Может вы мне поможете ответить на этот вопрос?

Эмоционально включает детей в действие,

 вовлекает в слушание, стимулирует любознательность, интерес, посредством включения видео

просматривает видео вместе с детьми

Сосредотачивают своё внимание на экране, проявляют удивление,

заинтересованные дети присоединяются к процессу.

Внимательно слушают видео – письмо.

 Дети  проявляют любознательность, заинтересованность, сострадание

2.Постановка цели исследования

Цель этапа:

Мотивация к сравнению, установлению возможных связей и отношений

Ну что, ребята, поможем почтальону Печкину?

А на самом деле, как вы думаете? Как в прошлом, люди, не имея ни телефонов, ни компьютеров и могли передавать новости на далёкие расстояния.

Для  ответа на этот вопрос, я предлагаю нам вместе с вами отправиться в путешествие по «реке времени».

Выберите, на чем мы отправиться в путешествие по реке?

Воспитатель задаёт вопросы,  стимулирующие процесс мышления, проявляет сострадание  

комментирует детские высказывания,

проявляет уважение к детским высказываниям.

Демонстрирует детям панно «Река времени»,

расположенное на 3х мольбертах, транспорт (макеты или картинки),  на котором дети отправятся в путешествие.

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание; стимулирует любознательность, интерес детей;

Отвечают на вопросы воспитателя, выражают собственные мысли, делают предположения

Сосредотачивают своё внимание на панно «Река времени»

Дети умеют выражать собственные мысли

Проявлять сострадание, откликаются на просьбу почтальона Печкина

3.Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.

Цель этапа:

представление и систематизация материалов об истории возникновения почты, как способа передачи новостей, об историческом времени (древности, прошлом, настоящем).

Давным-давно, ребята, люди жили в пещерах, у них не было всего того, что есть у нас сейчас.

Как называется это время, когда жили древние, первобытные люди? Куда мы с вами попали?

Конечно древность.

Посмотрите на экран.

Представьте, что мы оказались с вами в те времена, когда жили древние люди. Они не умели писать, у них не было телефона, и даже бумаги. Как вы думаете, как же они обменивались сообщениями, новостями?

Писали послания друг другу чаще всего на камнях и шкурах животных. И передавали эти послания друг другу. Вот, ребята, посмотрите, перед вами лежат варианты наскальных рисунков, которые могли бы быть нарисованы первобытными людьми.

Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, что по вашему, хотели передать в этом послании первобытные люди?

А иногда передавали информацию просто жестами и звуками. Потому что говорить самые древние люди не умели.

Сейчас мы сами превратимся в первобытных людей. У нас будет племя девочек и племя мальчиков. Представьте, что вы находитесь на разных берегах реки и вам необходимо донести друг до друга следующую информацию. Племя девочек передаст племени мальчиков такое сообщение: «Приходите к нам в гости»

А племя мальчиков следующее: «Нет, сейчас мы отправимся на охоту»

Вот мы с Вами побывали первобытными людьми, узнали, что в древности люди писали друг другу послания на камнях, или на шкурах животных.

Но время не ждёт и нам с Вами пора двигаться дальше.

Сейчас  мы из древности переплываем в   старину, т.е. в то время, в котором жили наши  прабабушки и прадедушки.

Прошло немало времени с тех пор, как человек научился говорить, появилась письменность.

Люди могли передавать друг другу послания не только с помощью звуков и символов, они писали  друг другу письма.

А на чём как вы думаете, люди могли писать самые первые  письма?

Дети отвечают: бумага, береста, ткань

Чаще всего, в то время,  письма сворачивали в свитки

Конверты, которые мы знаем сегодня, появились много позже.

Кроме того, что письмо надо написать, его  нужно было  доставить до нужного адресата.

 В старину люди, которые доставляли письма, назывались ямщиками. Они доставляли почту либо на лошадях, либо пешком. Им приходилось преодолевать большие расстояния.

А ещё был такой необычный способ передачи информации.

Посмотрите на экран, он с утра воркует там. Эта птица – почтальон, полетит в любой район.

Такой вид передачи информации назывался – голубиная почта.

Комментирование видео:

На небольшой полоске бумаги писалось письмо, сворачивалось в трубочку, вкладывалось в небольшой футляр, который прикреплялся лапке голубя. Этот голубь доставлял письмо по нужному адресу.

Позже со временем появились почтовые поезда, которые развозили письма. Так же переправляли почту самолётами и даже кораблями.

Скажите, как стали называть людей, которые доставляли почту?

Конечно почтальоны!

Ребята скажите, что мы можем отправить по почте?

Дети отвечают: письма, посылки

А скажите, что нам нужно, чтобы отправить письмо?

Дети отвечают: конверт, марка.

Сейчас мы с вами попробуем запечатать и отправить письма своим друзьям в соседнюю группу. Все необходимое для этого у нас есть. Вы заранее написали письма и сейчас мы их будем правильно запечатывать в конверт и наклеивать марки.

Запечатывание конвертов

Ребята, посмотрите, как у нас хорошо получилось! Ну, теперь точно наш Почтальон Печкин не останется без работы. Расскажите,  как  люди передавали информацию, сообщения в старину.

Вывод:

В старину вместо шкур животных,  появилась бумага. Послания сворачивали в свитки. Потом появились письма, которые запечатывались в  конверт.

Ребята, нам пора двигаться дальше. Славная старина остаётся в прошлом, мы переходим в нашу с вами современность.

Ребята, скажите, как мы можем обмениваться информацией в нашем современном мире?

Сейчас мы пишем письма?

Конечно, пишем все, как и раньше, просто меняются конверты, они со временем совершенствуются.

С появлением компьютеров, какой новый способ передачи сообщений появился? Как называется почта, которая передается  с помощью компьютера?

Конечно, сейчас появилась электронная почта.

На компьютер воспитателя приходит электронное сообщение с громким звуковым сигналом

Вот посмотрите ребята, как раз сейчас мне пришло сообщение на мою электронную почту. Я могу его открыть, прочитать и при необходимости написать ответ и отправить его.

Все действия воспитателя проектируются на большой экран.

Вот так ребята работает современная электронная почта.

Наблюдает за детьми

использует наглядные средства;

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления,

комментирует высказывания,

проявляет уважение к детским высказывания

прикрепляет на панно река – времени метку «Древность»

Показывает изображение первобытных людей

Рассказывает о способах передачи информации в древности

Показывает детям макет «Наскальный рисунок первобытного человека»

Делит детей на две группы. Объясняет задание. Наблюдает за детьми

Прикрепляет на реку времени метку «Старина»

Перемещает кораблик к следующему временному отрезку

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления

комментирует высказывания, проявляет уважения к детским высказываниям.

Показывает детям изображение свитка

Показывает детям изображение ямщика, который везёт почту.

Акцентирует внимание детей на экране, включает видео «Почтовый голубь»

Знакомит детей с понятием «голубиная почта»

Показывает детям изображение поезда, который везёт почту

Задаёт вопросы, стимулирующие мышление;

комментирует высказывания;

проявляет уважение к детским  высказываниям

Показывает детям почтовый конверт, почтовую марку

Объясняет детям задание, при этом демонстрируя детям конверт, почтовые марки, проговаривает последовательность действий.

Воспитатель делает на реке времени последнюю метку «Современность»

Передвигает корабль

Задаёт вопросы, стимулирующие мышление;

комментирует высказывания;

проявляет уважение к детским  высказываниям

Показывает детям два конверта. Старинный и современный.

Обращает внимание детей на экран, открывает электронную почту, все свои слова подтверждает действиями

Отвечают на вопросы, делают предположения

Слушают, какие способы обмена информацией существовали  в древности; Рассуждают;

выражают собственные мысли;

отвечают на вопросы

Рассматривают иллюстрации

Рассматривают макет, выражают собственные мысли, делают предположения о том, что могут значить рисунки, изображённые на макете

Делятся на две группы. Внимательно слушают задание воспитателя.

С помощью звуков и жестов передают друг другу сообщения.

Отвечают на вопросы, выражают собственное мнение, рассуждают.

Рассматривают изображение, высказывают собственные мысли

Смотрят видео. Комментируют увиденное,

Выражают собственные мысли, задают вопросы

Рассматривают изображение, высказывают собственные мысли

Отвечают на вопросы, делают предположения, высказывают собственные мысли

Рассматривают, комментируют, выражают собственные мысли

Наблюдают за действиями воспитателя, комментируют, задают вопросы, выполняют задание, соблюдая последовательность действий

Наблюдают за действиями воспитателя, комментируют

Отвечают на вопросы, делают предположения, высказывают собственные мысли, комментируют увиденное

Наблюдают за действиями воспитателя, комментируют

Проявляют интерес к истории, умеет делиться впечатлениями с взрослыми и сверстниками.

Высказывают собственное мнение, делают предположения. 

Дети взаимодействуют друг с другом, договариваются.

Овладевают навыками передачи информации с помощью звуков и жестов

Дети имеют представление о способах передачи информации в древнем мире

Дети имеют представление о правильной последовательности запечатывания письма.

Дети имеют представление о почте, как способе обмена информацией в период старины

Дети имеют представление о современной электронной почте

4.Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

Цель этапа: систематизация знаний  почте, её видах, систематизация представлений об историческом времени, посредством работы в подгруппах

Ребята, мы с вами рассмотрели, как люди обменивались сообщениями и письмами  в разные временные периоды, в  древности, в старину и в современности.

Проплыли по всей реке времени, но посмотрите, какая она пустая. Я предлагаю вам  заполнить её картинками.

На этих столах лежат различные картинки и предметы, связанные с каждым периодом времени.

Сколько периодов времени вы рассмотрели, назовите:  древность, старина и современность

Сейчас каждый из вас подойдёт к столу и выберет картинку, которая соответствует древности, старине или современности. Подумайте, выбранную картинку необходимо наклеить на нужный отрезок реки времени.

Не забываем, что отрезков у нас 3. Древность, старина, современность.

Вовлекает детей в совместную деятельность, способствует групповой работе детей, согласовывает с детьми последовательность действий, инициирует общее обсуждение, задаёт вопросы, стимулирующие познавательную активность, наблюдает за детьми в ходе выполнения задания

Делают самостоятельный выбор, в какой группе состоять, сортируют карточки согласно временным периодам, самостоятельно решают проблему, поставленную задачу

Обобщают, полученные на занятии знания; соблюдают очерёдность временных периодов; Размышляют, рассуждают.

Раскладывают предложенные

картинки на панно

« река времени», затем, фиксируют их клеем

Выставляют на всеобщее обозрение свою работу

Умеют работать в подгруппах, взаимодействуют друг с другом, договариваются

Закрепляют и обобщают знания об истории возникновения почты, как способа обмена информацией

5.Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования, открытость.

Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

Цель этапа: обобщение полученных знаний, представление результатов собственной деятельности

Ребята посмотрите, как хорошо у нас получилось и наша река времени теперь не пустая, а интересная и познавательная.

Я думаю самое время её соединить по порядку.

Ребята, какой вам вид почты понравился больше всего?

А что нового вы узнали сегодня?

 

Стимулирует детей к самоанализу

Активизирует обсуждение, с уважением относится к детским высказываниям

Воспитатель с помощником соединяют все три  отрезка в общую реку времени.

Выражают собственные мысли, осуществляют самоанализ

Дети умеют выражать собственные мысли

6.Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Цель этапа:

Мотивирование детей к последующему пополнению таблицы совместно с родителями

Посмотрите, на «реке времени» осталось ещё место. Я предлагаю вам дополнять её вместе с родителями. Подумайте, пофантазируйте,   и нарисуйте, как мы будем отправлять письма в будущем.

Эти рисунки вы приклеите на нашу «реку времени». Рядом с меткой древность, старина, современность у вас появиться еще одна метка будущее.

Раздаётся стук, в группу приносят посылку. На коробке прикреплено письмо «Большое спасибо за помощь. Я очень много нового узнал. С благодарностью почтальон Печкин»

В посылке лежат конфеты для детей.

Мотивирует детей к последующему пополнению таблицы совместно с родителями и воспитателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия совместной образовательной деятельности с детьми по сказке «Колобок» во второй младшей группе.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №84 комбинированного вида Калининского района Санкт - Петербурга       Конспект сов...

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми По ФЭМП В старшей группе Тема: «Даша-путешественница в стране цифр»

- Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счёту?", "На котором месте?"- Упражнять в умении сравнивать ...

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет) Тема: «Сохраним природу вместе».

Тема НОД: «Сохраним природу вместе». Образовательная области: познавательное, художественно-эстетическое развитие. Цель: формирование у детей основ экологической культуры....

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе №10. Тема: «Ориентировка во времени»

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по познавательному развитию (ФЭМП)в  средней группе №10.Тема: «Ориентировка во времени»...

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе №10. Тема: «Мы – будущие волонтеры (юные экологи)»

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по экологическому воспитаниюв  подготовительной к школе группе №10.Тема: «Мы – будущие во...