Интегрированное занятие по познавательной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Соловьева Галина Юрьевна

Технологическая карта НОД

Интегрированное занятие по познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Интегрированное занятие по познавательной деятельности.

ГБДОУ детский сад №25 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Старшая группа «Радуга».

Воспитатель: Соловьева Галина Юрьевна.    Квалификационная категория: высшая

Тема занятия: «Письма Осени»

Цель: Систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях, через опытно-экспериментальную деятельность

Задачи: 

Образовательные:

  • Активизировать словарный запас, расширить представление детей о терминах «вода», «воздух», «ветер», «мерка», «опыты».  Умение отгадывать загадки.
  • Продолжать учить выделять общие признаки.

Развивающие:

  • Развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями. Упражнять в подборе прилагательных.
  • Развивать внимание, наблюдатель, логическое мышление, сообразительность, целеустремленность, выдержку.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
  • Развивать способность рассуждать, делать вывода, принимать собственные решения и умение доказывать его правильность.

 Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать высказывание товарищей, дополнять их ответы.
  • Продолжать учить работать в команде.
  • Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

Количество детей: 9.

 Способ организации: групповой (у экрана, физминутка, заключительная часть); индивидуальный (опытно-экспериментальная за столами); фронтальный (по командам во время игры).

Материалы: презентация, карточки, дорожки для выкладывания карточек, подносы, одноразовые стаканчики, емкости разной величины,          пластиковые бутылки, трубочки для коктейлей, плоды каштана, дуба, клена, карты-схемы, призы.

Оборудование: экран, диапроектор, магнитофон.

Этап, его

продолжительность

Задачи этапа.

Деятельность педагога.

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности.

Результат.

Мотивационно-побудительный

2 минуты

Формирования интереса к содержанию НОД

Создание проблемной ситуации, требующей ответов

(ответы на письма осени )

Дети исследовали как происходят явления в природе: ветер, дождь, жизнь семян.

Создание проблемной ситуации. Сюрпризный момент.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация.

 3 минуты

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений,  умений

Направление деятельности воспитанников проблемными вопросами:

Воспитатель

- Ребята, какое сейчас время года?

- По каким приметам и изменениям в природе вы узнали, что наступила осень?

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы и доказывают необходимость последовательности смен времен года.

Дети:

- Осенью часто идут дожди; дует холодный ветер; день становится короче; листья меняют окраску и опадают; солнце светит; но не греет; небо хмурое в тучах; созревают семена и плоды…

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. Проводят опытно- экспериментированию деятельность.  

Дидактические игры.

Воспроизведение

информации, необходимой для успешного усвоения  нового.

Восприятие и усвоение нового 4 мин

Усвоение  определенного  объема знаний и представлений о закономерностях в природе; соблюдение последовательности смены времён года; необходимость и связь явлений неживой природы (ветер, дождь) для успешного роста растений.

Подведение детей к разрешению проблемной ситуации с помощью поисковых вопросов и созданию проблемных ситуаций.

Воспитатель:

- Кто из вас знает, что происходит с листьями деревьев осенью?

- Как называется это явление в природе?

- Почему осенью листья разного цвета?

- Почему деревья сбрасывают листья?

Наблюдают, рассматривают, сравнивают.  Участвуют в обсуждениях отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя)

Дети:

- Становится холодно; солнце уже не греет.

- Листья деревьев изменяют свой цвет и опадают.

- Листопад.

- Желтый цвет есть всегда, только он не заметен, а виден только синий и зелёный цвет. Зелёный цвет вырабатывается только на свету, а осенью солнце светит мало и зелёный цвет исчезает, остаётся красный, жёлтый и оранжевый.

- Корни деревьев запасают влагу, чтобы зимой хрупкие ветки не ломались. Так деревья готовиться к зиме.

Объяснение с наглядной демонстрацией объектов.  Наблюдение.  Обсуждение.  Дидактические игры.  Демонстрация слайдов.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.  Любознательность и активность

Динамическая пауза, 1мин

Смена видов  деятельности,  предупреждение утомляемости.

Физкультминутка движения со словами.

Мы листики осенние на веточках сидим.

Дунул ветер – полетели, и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал, все листочки  вверх поднял,

 Закружились полетели, за столы тихонько сели.

Участвуют в игре,  раскладывают карточки.

Бегаю по кругу.

Тихо дуют

Присаживаются.

Сильно дуют,

Поднимаются, с поднятыми руками бегают по залу.

Кружатся и садятся за столы.

Игровые приемы.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.  Получение нового  игрового опыта.

Практическая работа,

8  мин

Овладение  способами действия,  применение знаний, навыков и умений.

Проведение игры на логическое мышление.

Дидактическая игра: «Да – нет».

Проведение игры подбор картинок с листьями по оттенкам. Организация

опытно-экспериментированной деятельности за столами. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки.  Организация взаимодействия в достижении результата.

1 опыт «Ветер»

Воспитатель:

- Кто может рассказать, откуда бороться ветер?

Каким бывает ветер?

- Давайте проверим, если тихо подуть в бутылочку, какой будет ветер?

- А как сделать сильный ветер?

- А как можно определить силу ветра?

- А ещё?

Опыт 2 «Дождь».

- Попробуйте представить, на что похожа губка?

- Обследуйте её, что можно сделать с «губкой-облаком» ?

- Что произошло с губкой?

- Почему?

- Что нужно сделать, чтоб пошёл небольшой дождь?

- Какой идёт дождь?

- Посмотрите в карточку, как надо сделать, чтоб получился сильный дождь?

- Какой получился дождь?

- Откуда берётся дождь?

- Как появляются облака?

Опыт 3 «Семена»

- Помните мы говорили, что осенью созревают семена?

Сравните семена, чем они отличаются?

- Давайте проверим для чего семенам клёна необходимы крылышки? Подбросьте их вверх. Что происходит?

- А если ветер подхватит семечко, что будет?

- А теперь бросьте семечко каштана и жёлудя. Что произошло?

- Их может унести ветер?

- Почему?

- Что произойдёт с семенами после того, как они упадут на землю?

Задают вопросы для угадывания картинки.

Дети делаться на три команды по эмблемам.

Выбирают нужные листочки (клен, дуб, берёза) и выкладывают по отттенкам.

Выполняют практическую работу. По 2 человека за столом взаимодействуют с другими детьми и педагогом  

Дети:

- Тёплый воздух поднимается вверх, на его место поступает холодный воздух – движение воздуха и есть ветер.

Сильным, лёгким, тёплым, холодным, ураганным…

Действия детей:

- Получился тихий ветер.

Нужно сильно подуть в трубочку.

- По деревьям.

- По движению облаков.

- На облака.

- Сверху она влажная, внизу сухая, её можно сжать.

- Дождь не идёт.

- Мало воды.

работа с карточкой №1

- Добавить одну мерку воды.

- Моросящий, небольшой…

Работа с карточкой № 2

- Нужно добавить две мерки воды.

- Сильный.

- Из облаков и туч.

- Облако состоит из капелек воды. Вода испаряется, превращается в пар и подымается вверх. Наверху холодно и пар превращается в облако, затем оно соединяется с другими облаками. Когда капли в облаке станут тяжелыми, они падают вниз, так идёт дождь.

- Жёлудь продолговатый, светло - коричневый. Каштан круглый, большой, тёмно -коричневый. Семена клёна – длинные, плоские, с крылышками. Отличаются цветом, размером и весом.

- Семена падают медленно, плавно, кружась в воздухе.

- Ветер унесёт их далеко от дерева.

- Каштан и жёлудь упали рядом.

- Нет.

- Потому что они тяжелее, чем семена клёна.

- Листья их укрывают, а весной из семян прорастает росток.

Дидактическая игры,

Моделирование.  

Командная форма организации деятельности в игре;

Опытно-экспериментальная деятельность;

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при проведении опытно-экспериментированной деятельности Овладение конструктивными  способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Умение использовать скрытые резервы умственной деятельности и применять их на практике.

Заключительный этап 2 минуты

Рефлексия

сюрпризный момент

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование  элементарных навыков самооценки

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, эмоционального  состояния,  обсуждение  особенностей  индивидуальной и  совместной работы

- Вам понравились загадки осени?

- Вы смогли на них ответить?

- Что было самым интересным?

- Что было сложным в путешествии?

Высказываются по поводу полученной информации, в ходе исследовательской деятельности; своего эмоционального состояния и т.д.

Сюрпризный момент: осенний листочек с подарками от осени.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.  Сформированност ь  элементарных навыков  самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух – невидимка»

 Занятие направлено на закрепление с детьми понятия «воздух»  и его свойств(легкость, прозрачность, невидимость), роли воздуха в жизни человека и живой природы, понятие ветра (движение воздуха), его х...

Интегрированное занятие по познавательной деятельности и ИЗО в подготовительной группе На тему: « Весна - красна, сюрприз нам принесла!»

Задачи: привлечь нескольких детей к преподнесению нового материала; обратить внимание на нравственное воспитание: зависть – отрицательное чувство, которое мешает дружбе; использовать личностно-ориенти...

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе: «В гости к Осени»

Проводя данное занятие в своей группе, я преследовала выполнение следующих целей:Обогатить знания детей информацией о явлениях природы в соответствии с сезонными изменениями;Развивать умение чувствова...

Интегрированное занятие по познавательной деятельности (развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой) в старшей группе Тема "Путешествие по сказке Ш.Перро "Золушка"

Интегрированное занятие по познавательной деятельности (развитие речи,  обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой)в старшей группе Тема "Путешествие по сказке Ш.Перро ...

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе:«В гости к Осени»

Цели занятия:Обогатить знания детей информацией о явлениях природы в соответствии с сезонными изменениями;Развивать умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку;Фор...

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе по теме: «Зимующие птицы»

Задачи:Формировать представление о разнообразии зимующих птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни.Учить понимать обобщающее значение  слов и формировать обобщающие понятия по...