Конспект НОД "Растения Белгородской области"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ольга Александровна Квятковская

Данное занятие выполнено в соответствии с Федеральными государственными требованиями на основе Примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией  Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. и парциальной программы для дошкольных образовательных организаций «Белгородоведение» /Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, и др.

Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам. 

Занятие может быть полезно практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений всех видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_rasteniya_belgorodskoy_oblasti.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

интегрированного курса внеурочной деятельности

«Мой край – родная Белгородчина»



Тема: «Растения Белгородской области».

Цель: познакомить детей с растениями Белгородской области, выявить какие из них являются лекарственными, способствовать усвоению представления у детей о заповедниках Белгородской области.

Метапредметные:

Регулятивные: способствовать развитию умений у обучающихся контролировать и оценивать свою деятельность;

Познавательные: понимать содержание текста, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными особенностями.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию способствовать развитию умений у обучающихся работать в группе, строить диалог.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающему миру.

Оборудование: презентация, карточки с изображением растений, Красная книга «Растения Белгородской области», видеоролик, гербарий.


Ход занятия

Этапы деятельности

Деятельность педагога

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

Раз, два - в поход идем,

Три, четыре - и поем!

В Белгородском нашем крае

Замечательно живем. Слайд

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения.

Чтобы определить тему нашего путешествия, давайте отгадаем загадки. Слайд

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звона нет. 
(Колокольчики).

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Летом-то зеленый дом,

А зимой бело кругом. (лес)

В лесу меня узнаешь враз:

Осинка, дуб, берёза, вяз.

                                  (дерево)

Вы догадались о чем мы будем говорить?

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Какой будет тема нашего занятия.

Тема занятия: «Растения Белгородской области». Слайд

Что бы хотели узнать сегодня во время нашего путешествия? Слайд

Что бы вы хотели сегодня на занятии делать?

Сегодня мы будем работать в группе, продолжим знакомиться с растениями Белгородской области. А также мы узнаем о редких растениях нашего края и поговорим об их защите.

  1. Реализация построенного проекта

  1. Викторина «Узнай меня».

2) Беседа о лекарственных растениях. Работа со словарем. Рассматривание гербария и иллюстраций.

3) Самостоятельная работа. Работа с текстами.

4) Отчет групп

5) Знакомство с заповедниками Белгородской области. Просмотр видеоролика.

Если рассматривать растительность Белгородской области в общих чертах, то можно выделить 1284 вида. Эти виды можно варьировать в зависимости от места нахождения - земля, вода, глина, песок. Лесные и степные виды занимают куда большую часть растительного мира Белгородской области. Большинство из этих массивов являются особо охраняемыми, так как на их территориях встречается большое количество растений занесенных в красную книгу.

Если говорить о растениях Белгородской области, то стоит отметить, что основой этих лесов является дуб. Но именно дубовые леса встречаются достаточно редко. Чаще всего они включают в себя такие деревья как: ясень, клен, липа, черемуха, рябина, груша, дикая яблоня. Такие леса являются многоярусными. Также в Белгородской области есть и мелколиственные леса. Чаще всего в них можно увидеть березы и осины. Они произрастают на местах выгоревших лесов, новообразовавшихся болот, сырых оврагах. На местах, не тронутых человеком, растут дерезняки. Это заросли, похожие на низкие кустарники, включающие в себя: дерезу, терн, шиповник. Их роль в растительном мире Белгородской области чрезвычайно велика - они способствуют постоянному увлажнению почвы путем задержки дождевой или талой воды.

Ребята, посмотрите на слайды, на нем изображены растения, которые вам уже должны быть знакомы. Ваша задача отгадать, что изображено.

( На слайде изображаются деревья, цветы Белгородской области без надписей) слайд

Ребята, а теперь давайте немного поговорим о растениях нашего края. Какие растения вы видели в нашем поселке?

Ребята, у всех вас дома есть аптечки с лекарственными средствами, и вы, наверное, не задумывались, что в состав многих из них входят окружающие нас растения, называются они лекарственные, потому что их применяют для лечения людей и животных.

Найдите в словаре значение слова. Слайд Лекарственные растения – это те растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, корень) применяются для лечения заболеваний людей, животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Давайте рассмотрим растения, которые относятся к лекарственным.


Лечение целебными травами издавна привлекало внимание людей. Первобытный человек, стремясь избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра 1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах. Впоследствии из этих «огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.

От истоков медицины и до наших дней человек испробовал множество разнообразных методов и средств лечения.

В настоящее время травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов.

Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу: Горицвет (адонис весенний), Кубышка желтая, Колокольчик широколистный, Багульник болотный, Черника, Сосна меловая и другие. Информацию о лекарственных растениях, которые занесены в Красную книгу можно узнать из Красной книги Белгородской области.

Расскажите все, что вы узнали из текстов о лекарственных растениях?

Ребята, вы же знали, что  редкие растения охраняются законом. В Белгородской области есть заповедники: Лес на Ворскле, Острасьевы яры, Ямская степь, Лысые горы, Стенки – Изгорья, Бекарюковский бор. Слайд

И сейчас мы просмотрим видеоролик об одном из наших заповедников – Бекарюковский бор. Подумайте, почему этот бор называется Бекарюковский?

  1. Закрепление изученного материала.

Практическая работа. Создание интеллект – карты «Растения Белгородской области»

  1. Защита интеллект – карты.

Ребята, сейчас я предлагаю вам создать интеллект карту «Растения Белгородской области», на парте лежат картинки с разными растениями, вам нужно выбрать только те, которые относятся к нашему родному краю. Слайд

Защитите свои работы.

7.Подведение итога. Рефлексия.

Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы сегодня хорошо поработали. Какая тема занятия?

Какие растения вам запомнились? О каком заповеднике мы сегодня узнали?

Наш край родной,

Наш отчий дом,

Нам хорошо живется в нем!

Береги наш общий дом. Слайд

Слайд Выразите свое мнение о занятии. Прикрепите цветок, который соответствует вашему настроению:

красный – было интересно и все понятно;

синий – было что-то не понятно;

желтый – не понятно и не интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в группе детей 4-5 лет «Весёлый огород». Воспитатель Кулабухова Г.С. МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево, Яковлевский район Белгородской области»

«Путешествие к волшебной грядке»Цель: расширять и углублять знания детей о луке.Задачи:Образовательная:закреплять название овоща - лук. Углублять и расширять знания детей о луке, его индивидуаль...

«СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО» Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста. Воспитатель Кулабухова Г.С. МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево, Яковлевский район, Белгородской области»

Программное содержание:o   Обогатить непосредственно чувственный опыт детей,  включая слуховое, зрительное, тактильное восприятие.o   Помочь обследовать предметы, выделяя их ц...

Конспект НОД для старших дошкольников «Народный женский костюм Белгородской области»

Цели:•        расширять представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области;•        формировать интерес к ...

Конспект образовательной деятельности «Солнышко -лучистое» Романцова О.Г.., МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области»

2 группа раннего возрастаИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное», «Художествен...

Конспект фрагмента прогулки. Час двигательной активности с включением народных игр Белгородской области.

mdash; продолжать развивать двигательные качества и способности детей через специально организованную двигательную деятельность на прогулке ;— развивать ловкость, координацию движений, быстроту...