Проект по экологическому воспитанию "Сад для Дюймовочки"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Калгина Марина Николаевна

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Цветущий сад для Дюймовочки» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес детей к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad_dlya_dyuymochki.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №106» г. Воронеж

Экологический проект

на тему:

«Цветущий сад

 для Дюймовочки»

                                                                                              Выполнила:

Калгина Марина

                                                                                  Николаевна

                                                                           

                                                       2020 г.

Экологический проект на тему:

«Цветущий сад для Дюймовочки» 

в средней группе.

         I. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, младший воспитатель, родители.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

•        Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению декоративных растений.

•        Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания комнатных растений.

•        Презентация экологического проекта на тему: «Цветущий сад для Дюймовочки»

Продолжительность проекта: краткосрочный февраль-май 2016г.

Реализация проекта:

1. Беседы.

2. Непосредственно образовательная деятельность.

3. Чтение художественной литературы.

4. Работа в книжном уголке.

5. Поисково-познавательная деятельность.

6. Опытно-экспериментальная деятельность.

7. Создание выставок.

8. Продуктивная деятельность.

9. Экологические игры.

10. Дидактические игры.

11. Пальчиковые игры.

12. Подвижные, хороводные игры.

13. Настольные игры:

14. Психологический тренинг, психогимнастика.

15. Сказкотерапия.

16. Физкультминутки.

17. Театрализованная деятельность.

18. Трудовая деятельность.

19. Самостоятельная игровая деятельность детей.

20. Музыка.

21. Просмотр мультфильмов.

22. Презентации.

23. Работа с родителями.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Можно ли разные растения выращивать в одном горшке?

Проблемные вопросы

1. Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?

2. Как правильно ухаживать за комнатным другом?

Обучающие вопросы

1. Для чего цветку горшочек?

2. Может ли растение жить без воды?

4. Какие растения нельзя выращивать в доме?

5. Какие съедобные растения можно вырастить дома?

Модель 3-х вопросов.

Что дети знают

Что хотят узнать

Где можно узнать

1. Растения очищают воздух дома.

2. Разнообразие комнатных цветов.

3. Растениям нужен

свет и вода.

1. Как правильно пересаживать и ухаживать за комнатными растениями.

2. Больше узнать о своём любимом комнатном растении.

3. Как размножаются.

4. Смогут растения жить в одном горшке.

1. В книгах.

2. Просмотр познавательных передач.

3. Спросить у взрослых.

4. В интернете

        II. Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Г. – Х. Андерсен.

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.

Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную.      Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем  душой.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Цветущий сад для Дюймовочки» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.

III. Цели проекта

Цель: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи:

1.Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2.Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения.

3.Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

4.Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

5.Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

6.Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

          7.Вызвать у детей интерес к природе (комнатным растениям), в игровой

          форме дать доступные знания об устройстве сада, оформлении  его

          элементами бросового материала.

          8.Использование дизайнерских и проективных знаний и умений в  

          совместной работе взрослых: педагогов и родителей и детей.

9.Вовлечь родителей в проектную деятельность.

IV. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

1. Подготовительный этап

1. Определение цели и задачи проекта.

2. Изучение и создание информационной базы по проекту.

3. Выбор оборудования и материалов.

4. Составление плана проекта.

5. Организация родителей для помощи проведения данного проекта.

6. Диагностика    детей    по      выявлению  уровня  знаний о мире комнатных растений в начале проекта.

2. Основной этап

1. Способствование   расширению  знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

2. Продолжение   знакомства    детей  со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развитие практических  навыков ухода за комнатными растениями.

4. Развитие   познавательного  интереса и исследовательских  навыков (умение сравнивать,  анализировать, делать выводы).

5. Расширение  экологической среды группы, объединение усилий воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

6. Ознакомление детей с видами размножения комнатных растений.

7. Пересаживание и ухаживание за комнатными растениями.

8. Расширение и активизация словарного запаса дошкольников.

9. Развитие творческих способностей детей.

10. Развитие   психических    процессов       дошкольников (внимания, памяти, мышления, воображения).

        11. Игровая, двигательная деятельность.

        12. Участие в практической деятельности.

        13. Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

        14. Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

        15. Просмотр фильмов о растениях и мультфильма «Дюймовочка».

            16. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о комнатных растениях.

        17. Труд в уголке природы.

        18. Воспитание бережного отношения и любови к растениям, привитие интереса к цветоводству.

             3. Подведение итогов

Деятельность педагога:

•        Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

•        Презентация проекта.

•        Представление опыта.

Деятельность детей:

•        Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

•        Участие в презентации экологического проекта «Цветущий сад для Дюймовочки»

Распространение опыта:

•        Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.

•        Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия проекта:

1. Беседы:

«Полезные советы», «Комнатные растения в интерьере», «Знакомство с комнатными растениями», «Какие комнатные растения живут у вас дома?», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».

2. Непосредственно образовательная деятельность:

Познание. Формирование целостной картины мира, расширение     кругозора. «Путешествие в царство комнатных растений», Экология «Комнатные растения», Коммуникация  «Цветущие комнатные растения», Коммуникация. Занятие по серии сюжетных картинок «Аленький цветочек».

3. Чтение художественной литературы: 

Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка», «Привередица» русская народная сказка, стихотворения Е.Благинина «Бальзамин»,  Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др., Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др., В. Тушнова «Не понимаю», С. Каратов «Комнатные цветы», Н. Нищева «Комнатные цветы», О. Аленкина «Кактус», И. Евдокимова «Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань» и др.
           4. Работа в книжном уголке:

Предметные картинки по теме, картины из серии «Уход за комнатными растениями», картины из альбома по развитию речи «Дети поливают цветы».

5. Опытно-экспериментальная деятельность:

изучение строения листа растения под микроскопом,

циклические наблюдения:

Наблюдение 1. Комнатные растения украшают наш дом.

Наблюдение 2. Сравнение комнатного и садового растения (бархатцы).

Наблюдение – исследование 3. Надо ли поливать растение?

Наблюдение - опыт 4. Какую воду любят растения?

Наблюдение – опыт 5. С водой и без воды.

Наблюдение 6. Результаты опыта «С водой и без воды».

Наблюдение 7. Индивидуальные потребности некоторых растений.

Наблюдение 8. За протиранием широких листьев фикуса.

Наблюдение 9. Опрыскивание растений.

Наблюдение 10. За цветущими растениями.

Наблюдение - опыт 11. Для чего корешки?

Наблюдение 12. За появившимися корешками у черенков и их посадка.

Наблюдение 13. Кому в горшочке тесно?

Наблюдение 14. Как размножаются растения.

Наблюдение 15. За рассаживанием цветка.

Наблюдение 16. В погоне за светом.

Наблюдение 17. Рассматривание нового растения - фиалка.

Наблюдение 18. Что изменилось?

6. Продуктивная деятельность:

Дизайнерское оформление кашпо с растениями; «Цветочное царство» коллаж; «Мой любимый цветок» (рисование); «Хлорофитум» (рисование простым карандашом); «Сансевьера» (рисование цветными карандашами); «Аспарагус» (рисование акварельными красками); «Кактус» (рисование ногами); «Кактус» (рисование подошвой обуви); «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» (рисование пластилином); «Герань» (аппликация); «Цветок» (конструирование из гофрированной бумаги); «Любимые цветы» (пластилиновая картина); «А мы по дому гуляли…» (лепка); «Калла» (ручной труд, из ватных дисков и ватных палочек); «Цветы небывалой красоты»  (бумагопластика).

7. Экологические игры:

«Если бы ты был комнатным цветком».

8. Дидактические игры:

«Узнай растение», «Что изменилось?», «Найди по описанию растение», «Магазин цветов», «Где растут цветы», «Найди такой же», «Где спряталась матрешка», «Чего не стало», «Найди, о чем расскажу», «Найди растение», «Отгадай, что за растение», «К названному растению беги», «Найди похожее», «Цветовод», «У кого какой цветок», «Опиши, а мы отгадаем», «За покупками в магазин», «Кому что надо», «Что лишнее», «Найди растение по названию», «Загадай, мы отгадаем», «Собери цветок», «Продайте то, что назову», «Узнай растение», «Украсим комнату» «Какого цветка не стало?», «Где спрятано растение?».

9. Пальчиковая игра:

«Наши алые цветы», «На окне цветок колючий», «Цветок».

10. Подвижные игры:

«Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения», «Кто быстрее посадит цветы».

11. Хороводные игры:

«Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».

12. Настольные игры:

«Выложи цветы» (мозаика), «Собери комнатное растение»,

«Цветочное лото», Домино – «Цветы».

13. Коррекционные игры:

«На окне в горшочках» (координация речи с движением),

«Подбери листок» (упражнение),

«Фразы» (упражнение на активизацию лексики),

«Солнышко, покажись! Ясное, появись!» (игра-импровизация),

«Болезнь», «Усталость», «Смелость» (пантомимический этюд),

«Движения мышки» (упражнение на ритмизацию),

«Деревья» (упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц),

«Угадай по движению», «Угадай по ритму», «Угадай по музыке» (игра),

«Добрые удальцы» (игра-импровизация).

14. Психогимнастика:

«Я - растение».

15. Сказкотерапия:

«Ласковый цветок и сердитые тучки» (выражение  замещающей потребности);

16. Физкультминутки:

«Что нужно, чтоб вырос красивый цветок? »

17. Театрализованная деятельность:

«Дюймовочка».

18. Трудовая деятельность:

Поливка комнатных растений, мытье комнатных растений, уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление, посадка рассады цветов, наблюдение за комнатными растениями в группе, в вазоне, сравнение комнатных растений.

19. Самостоятельная игровая деятельность детей:

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, раскрашивание цветов в раскрасках, настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры, составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.

20. Музыка:

П. Чайковский «Вальс цветов», отрывок из Concerto for cello e-moll Ф. Мендельсона, музыкальный отрывок из «Ромео и Джульетты» С.С. Прокофьева, музыкальный отрывок из Humoresque А. Дворжака.

21. Просмотр мультфильмов:

«Дюймовочка»

22. Презентации:

«Комнатные растения – зеленые санитары».

23. Работа с родителями:

Создание лаборатории, подбор познавательного и иллюстрированного материала, составление книги «Сборник загадок про комнатные растения для детей и родителей,

       3. Заключительный этап (май)

1.Анализ полученных результатов.

2.Составление фотоальбома «Любимые цветы нашего дома».

          3.Выставка работ «Цветочная фантазия».

          4.Презентация проекта «Цветущий сад для Дюймовочки». 

VI. Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты: Дети, родители и педагоги получат возможность расширить знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека, сформировать практические  навыки ухода за комнатными растениями и расширить экологическую среду группы. Создав «Цветущий сад для Дюймовочки», дети поймут о том, что растения могут существовать в одном горшке, размножаться и расти, не мешая друг другу. У детей появится интерес к комнатным растениям. Они смогут различать некоторые их виды, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А так же будет наблюдаться взаимосвязь детского сада и семьи.

         VII. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

  VIII. Библиографический список:

1. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».

2. Комнатные растения (мини-энциклопедия).Москва:ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Внешсигма», 2001.

3. Цветы на подоконнике. Москва, Мой мир, 2004.

4. Николаева С. Н. «Юный эколог».

     5. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей./ Сост. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста на экологической тропе».

Цель: Создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Экологическая музыкальная сказка «Дюймовочка и мир вокруг нас»

Экологическая музыкальная сказка «Дюймовочка и мир вокруг нас»...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...

«Реализация проекта «Предупреждающие экологические знаки» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Для ребёнка с ограниченными возможностями проективные технологии являются эффективными для развития экологической культуры при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, ег...