Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Зимующие птицы» (Старшая группа)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Авдонина Татьяна Александровна

    Конспект НОД по познавательному развитию

    на тему: «Зимующие птицы» (Старшая группа)

     

    Интеграция образовательных областей:

    Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.

    Цель: Закрепить  знания детей о зимующих птицах в наших краях. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать  в трудное для них время.

    Задачи:

    Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».

    Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.

    Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

    Материалы и оборудование: ноутбук, презентация по теме « Зимующие птицы»,  4 мисочки с различными видами корма для птиц семечки, крупа, хлебные крошки, кусочки сала, картинки-силуэты разных птиц, эмблемы для 2-х команд.

    Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов о птицах, рисование и лепка птиц.

    Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

    Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности.

    Ход занятия:

    В.: Ребята, мы с вами очень много знаем о птицах: читали книжки, рисовали их, наблюдали за ними на прогулках, заучивали стихи. Но самое главное, вы вместе со своими родителями изготовили кормушки для птиц, и они теперь прилетают на наш участок. Теперь они смогут пережить трудную зиму. К нам сегодня пришла интересная посылка. Прислала её одна героиня детского мультфильма. Угадайте, кто нам её прислал?

    Живет она в мультфильме…

     сиреневого цвета,

    готовить очень любит,

    хозяйки лучше нет.

    На лыжах любит бегать,

    Друзьям дает советы

    И, как они, вся круглая…

    узнали? Жду ответы!

    Дети отгадывают    (Совунья)

    В.: Молодцы, вы правильно угадали. Давайте посмотрим, что же нам приготовила  Совунья. Тут, оказывается, и письмо есть.

    Письмо Совуньи.

    Здравствуйте, ребята! Мне стало известно, что вы очень любите птиц и очень много о них знаете. И мне захотелось проверить вас. Если вы выполните мои задания, то я порадуюсь за вас. С уважением. Совунья. Ребята, а в посылке ещё что-то есть!

    Рассматривают эмблемы и делятся на две команды /воробьи и синички/

    В.: Предлагаю устроить веселое соревнование. За каждое правильное выполнение задания команда будет получать 1 балл – птичку. А правильность выполнения некоторых заданий нам поможет определить добрая Совунья с помощью компьютера. Чья команда наберет больше баллов, та и будет победителем. Совунья приготовила нам интересные загадки про птиц. А ответы мы будем проверять с помощью компьютера. Слушайте внимательно:

    1. Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,

    Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,

    Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

    Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. /Птицы/

     

    1.  Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,

    В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.

    Чик – чирик! не робей! Я бывалый….          /воробей/ 

     

    1. Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?

    Такая с ней морока. Когда трещит…..   /Сорока/   

     

    1. Вкруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.

    Здесь на кузнице затратил много сил проворный ….  /Дятел/ 

     

    1. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.

    Прыгает она у дома, а зовут её….      /Ворона/   

      Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Команда «…» получает «..»  птичек, а команда «…» - «…» птичек. А эту птичку, дополнительный балл, получит та команда, которая скажет, как называются все эти угаданные птицы?     /зимующие/

    Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Это такие птицы, как свиристели, снегири, синицы, клесты. Сейчас я вам покажу их, а вы угадайте.

    Показ слайдов снегирь

                              Клест   

                             Свиристель

                             Синица

    В.: Вы отлично справились. Получайте птичек! / вручение птичек по количеству правильных ответов/  

    Следующим заданием будет чтение стихов о птицах.     

                    /Дети читают стихи/  

      На дворе морозище

     Градусов под сорок.

     Плачутся воробышки,

     Что весна не скоро.

     В. Звягина

     

     Воробышки игривые,

     Как детки сиротливые,

     Прижались у окна.

     Озябли пташки малые,

     Голодные, усталые,

     И жмутся поплотней.

     С. Есенин

     

     Чуть живой. Не чирикает даже.

     Замерзает совсем воробей.

     Н. Рубцов

     

     Вот ворона сидит на заборе.

     Все амбары давно на запоре.

     Все обозы прошли, все подводы,

     Наступила пора непогоды.

     Суетится она на заборе —

     Горе ей, настоящее горе!

     Ведь ни зернышка нет у вороны

     И от холода нет обороны.

     Н. Рубцов

     

     Голуби, голуби,

     Раз, два, три...

     Прилетели голуби-сизари.

     И. Токмакова

     

     Скачет шустрая синица,

     Ей на месте не сидится.

     Прыг-скок, прыг-скок,

     Завертелась как волчок.

     А. Барто

     

     Выбегай поскорей,

     Посмотри на снегирей!

     Прилетели, прилетели!

     Стайку встретили метели,

     А Мороз Красный Нос

     Им рябинки принес.

     А. Прокофьев

     

     Трудно птицам зимовать,

     Надо птицам помогать!

     Распилить я попросил

     Досочку еловую,

     Вместе с папой смастерил

     Птичкину столовую.

     А. Чепуров

    В.: Вы хорошо читали стихи. Пора немного и поиграть.

                    /физкультминутка/

    Вот на ветках, посмотри  /4 хлопка по бокам и коленям/

    В красных майках снегири  /4 наклона головы в стороны/

    Распушили перышки,    /махи кистями рук/

    Греются на солнышке,    /хлопки по бокам/

    Головой вертЯт,       /повороты головы/

    Улететь хотят. Кыш! Кыш!    /дети разбегаются по группе/

     

    В.: Следующее задание «Кто как поет?» Я буду называть птиц, а вы угадайте, как она поет.   

    /команды отвечают по очереди/ 

    Дети изображают голоса птиц:

    Ворона – карр, карр;

    Клест – клее, клее;

    Воробей – чирик, чир;

    Синица – дзинь, тень;

    Снегирь – пинь, пинь.

    В.: Ещё один конкурс. Называется он «Тараторки». Команды по очереди должны будут повторить скороговорки.

    Проворонила ворона воронёнка.

    Перепёлка перепелят перепеленовывала.

    Дятел дуб долбил, да не додолбил.

    Галка села на палку, палка ударила галку.

    Три свиристели еле свистели на ели.

    Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

    В.: А сейчас я приглашаю  команду «…», набравшую меньше очков. Сейчас для вас будет дополнительное задание. Если вы отвечаете верно, то получите дополнительные очки. Мы сегодня говорили о зимующих с нами птицах. Я буду называть группу птиц, а вы угадайте, какая лишняя.

    Слушайте внимательно:

    Воробей, синица, ласточка, ворона;

    Дятел, голубь, снегирь, лебедь;

    Клест, жаворонок, снегирь, сорока;

    Вы отлично справились. Посмотрите как рада за вас наша гостья – Совунья.

     

    Релаксация

    А вам понравились сегодня задания Совуньи? Если понравились, то можете выбрать птичку и посадить на кормушку, которая стоит на моем столе.

                 /дети рассаживают птиц, полученных в качестве баллов/

    Ребята, а в посылке есть ещё что-то. 

    /достает мисочки с кормом для птиц/

    Что это? Для чего может пригодиться? Каким птицам может понравиться этот корм? Как мы можем использовать этот подарок Совуньи?

    / дети отвечают, рассматривают, сравнивают/

    Вы правильно решили, что мы можем угостить птиц на нашем участке. А что может произойти, если люди не будут помогать птицам? Что изменится? Правильно. Разведется много грызунов и вредных насекомых, начнут гибнуть деревья и другие растения. Вредители уничтожат весь урожай в садах и огородах. Предлагаю пойти сейчас на прогулку и разложить этот корм в наши кормушки для птиц.

          /все собираются на прогулку кормить птиц/

     

     

     

     

     

     

        

               

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по познавательному развитию

    на тему: «Зимующие птицы» (Старшая группа)

    Интеграция образовательных областей: 

    Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.

    Цель: Закрепить  знания детей о зимующих птицах в наших краях. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать  в трудное для них время.

    Задачи:

    Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».

    Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.

    Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

    Материалы и оборудование: ноутбук, презентация по теме « Зимующие птицы»,  4 мисочки с различными видами корма для птиц семечки, крупа, хлебные крошки, кусочки сала, картинки-силуэты разных птиц, эмблемы для 2-х команд.

    Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов о птицах, рисование и лепка птиц.

    Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.

    Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности.

    Ход занятия:

    В.: Ребята, мы с вами очень много знаем о птицах: читали книжки, рисовали их, наблюдали за ними на прогулках, заучивали стихи. Но самое главное, вы вместе со своими родителями изготовили кормушки для птиц, и они теперь прилетают на наш участок. Теперь они смогут пережить трудную зиму. К нам сегодня пришла интересная посылка. Прислала её одна героиня детского мультфильма. Угадайте, кто нам её прислал?

    Живет она в мультфильме…

     сиреневого цвета,

    готовить очень любит,

    хозяйки лучше нет.

    На лыжах любит бегать,

    Друзьям дает советы

    И, как они, вся круглая…

    узнали? Жду ответы!

    Дети отгадывают    (Совунья)

    В.: Молодцы, вы правильно угадали. Давайте посмотрим, что же нам приготовила  Совунья. Тут, оказывается, и письмо есть.

    Письмо Совуньи.

    Здравствуйте, ребята! Мне стало известно, что вы очень любите птиц и очень много о них знаете. И мне захотелось проверить вас. Если вы выполните мои задания, то я порадуюсь за вас. С уважением. Совунья. Ребята, а в посылке ещё что-то есть!

    Рассматривают эмблемы и делятся на две команды /воробьи и синички/

    В.: Предлагаю устроить веселое соревнование. За каждое правильное выполнение задания команда будет получать 1 балл – птичку. А правильность выполнения некоторых заданий нам поможет определить добрая Совунья с помощью компьютера. Чья команда наберет больше баллов, та и будет победителем. Совунья приготовила нам интересные загадки про птиц. А ответы мы будем проверять с помощью компьютера. Слушайте внимательно:

    1. Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,

    Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,

    Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

    Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. /Птицы/

    1.  Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,

    В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.

    Чик – чирик! не робей! Я бывалый….          /воробей/  

    1. Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?

    Такая с ней морока. Когда трещит…..   /Сорока/    

    1. Вкруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.

    Здесь на кузнице затратил много сил проворный ….  /Дятел/  

    1. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.

    Прыгает она у дома, а зовут её….      /Ворона/    

      Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Команда «…» получает «..»  птичек, а команда «…» - «…» птичек. А эту птичку, дополнительный балл, получит та команда, которая скажет, как называются все эти угаданные птицы?     /зимующие/

    Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Это такие птицы, как свиристели, снегири, синицы, клесты. Сейчас я вам покажу их, а вы угадайте.

    Показ слайдов снегирь 

                              Клест    

                             Свиристель 

                             Синица 

    В.: Вы отлично справились. Получайте птичек! / вручение птичек по количеству правильных ответов/  

    Следующим заданием будет чтение стихов о птицах.     

                    /Дети читают стихи/  

      На дворе морозище

     Градусов под сорок.

     Плачутся воробышки,

     Что весна не скоро.

     В. Звягина

     Воробышки игривые,

     Как детки сиротливые,

     Прижались у окна.

     Озябли пташки малые,

     Голодные, усталые,

     И жмутся поплотней.

     С. Есенин

     Чуть живой. Не чирикает даже.

     Замерзает совсем воробей.

     Н. Рубцов

     Вот ворона сидит на заборе.

     Все амбары давно на запоре.

     Все обозы прошли, все подводы,

     Наступила пора непогоды.

     Суетится она на заборе —

     Горе ей, настоящее горе!

     Ведь ни зернышка нет у вороны

     И от холода нет обороны.

     Н. Рубцов

     Голуби, голуби,

     Раз, два, три...

     Прилетели голуби-сизари.

     И. Токмакова

     Скачет шустрая синица,

     Ей на месте не сидится.

     Прыг-скок, прыг-скок,

     Завертелась как волчок.

     А. Барто

     Выбегай поскорей,

     Посмотри на снегирей!

     Прилетели, прилетели!

     Стайку встретили метели,

     А Мороз Красный Нос

     Им рябинки принес.

     А. Прокофьев

     Трудно птицам зимовать,

     Надо птицам помогать!

     Распилить я попросил

     Досочку еловую,

     Вместе с папой смастерил

     Птичкину столовую.

     А. Чепуров

    В.: Вы хорошо читали стихи. Пора немного и поиграть.

                    /физкультминутка/

    Вот на ветках, посмотри  /4 хлопка по бокам и коленям/

    В красных майках снегири  /4 наклона головы в стороны/

    Распушили перышки,    /махи кистями рук/

    Греются на солнышке,    /хлопки по бокам/

    Головой вертЯт,       /повороты головы/

    Улететь хотят. Кыш! Кыш!    /дети разбегаются по группе/ 

    В.: Следующее задание «Кто как поет?» Я буду называть птиц, а вы угадайте, как она поет.   

    /команды отвечают по очереди/  

    Дети изображают голоса птиц:

    Ворона – карр, карр;

    Клест – клее, клее;

    Воробей – чирик, чир;

    Синица – дзинь, тень;

    Снегирь – пинь, пинь.

    В.: Ещё один конкурс. Называется он «Тараторки». Команды по очереди должны будут повторить скороговорки.

    Проворонила ворона воронёнка.

    Перепёлка перепелят перепеленовывала.

    Дятел дуб долбил, да не додолбил.

    Галка села на палку, палка ударила галку.

    Три свиристели еле свистели на ели.

    Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

    В.: А сейчас я приглашаю  команду «…», набравшую меньше очков. Сейчас для вас будет дополнительное задание. Если вы отвечаете верно, то получите дополнительные очки. Мы сегодня говорили о зимующих с нами птицах. Я буду называть группу птиц, а вы угадайте, какая лишняя.

    Слушайте внимательно:

    Воробей, синица, ласточка, ворона;

    Дятел, голубь, снегирь, лебедь;

    Клест, жаворонок, снегирь, сорока;

    Вы отлично справились. Посмотрите как рада за вас наша гостья – Совунья.

    Релаксация

    А вам понравились сегодня задания Совуньи? Если понравились, то можете выбрать птичку и посадить на кормушку, которая стоит на моем столе.

                 /дети рассаживают птиц, полученных в качестве баллов/

    Ребята, а в посылке есть ещё что-то. 

    /достает мисочки с кормом для птиц/

    Что это? Для чего может пригодиться? Каким птицам может понравиться этот корм? Как мы можем использовать этот подарок Совуньи?

    / дети отвечают, рассматривают, сравнивают/

    Вы правильно решили, что мы можем угостить птиц на нашем участке. А что может произойти, если люди не будут помогать птицам? Что изменится? Правильно. Разведется много грызунов и вредных насекомых, начнут гибнуть деревья и другие растения. Вредители уничтожат весь урожай в садах и огородах. Предлагаю пойти сейчас на прогулку и разложить этот корм в наши кормушки для птиц.

          /все собираются на прогулку кормить птиц/

     

         

               

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект по познавательному развитию на тему: «Зимующие птицы»

    Целью данного занятия является развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к зимующим птицам....

    Конспект НОД с детьми старшей группе по познавательному развитию на тему: "Зимующие птицы".

    Конспект НОД с детьми старшей группы по познанию на тему: "Зимкющие птицы"....

    План – конспект НОД по познавательному развитию «Внешние признаки зимующих птиц» по лексической теме «Птицы зимой» для детей старшей группы с нарушением зрения.

    Технологии: игровая, информационно-коммуникативная,  здоровьесберегающая.Цель: Создать условия для расширения  представлений детей о зимующих птицах. Образовательные задачи:- Расширять ...

    Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Моя семья" старшая группа

    Воспитывать любовь и уважения к родным и близким людям....

    Конспект по познавательному развитию на тему «Перелетные птицы» старшая группа.

    закрепить и систематизировать знания детей о  перелетных птицах.-Расширить знания детей о птицах.      - Учить разгадывать загадки- кроссворд....