Конспект по познавательному развитию на тему «Перелетные птицы» старшая группа.
план-конспект занятия (старшая группа)

закрепить и систематизировать знания детей о  перелетных птицах.

-Расширить знания детей о птицах.

      - Учить разгадывать загадки- кроссворд.

       -Активизировать словарь детей.

Развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие о перелетных птицах22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию  на тему «Перелетные птицы» старшая группа.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о  перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

-Расширить знания детей о птицах.

      - Учить разгадывать загадки- кроссворд.

       -Активизировать словарь детей.

Развивающие:

Развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Муляжи птиц, пазл грач, заготовки птиц, экран, проектор, листы бумаги для опыта, мольберт, медальки, соль, гречка, семечки, фиолетовый лес  В. Воскобовича.

Ход ООД.

Выходят дети.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, как вы вовремя. Я все утро не могу разобраться, что хотел изобразить художник на этой картине. Помогите мне, пожалуйста. Посмотрите внимательно.

Дети: Птицы

Воспитатель: Да, и правда, это птицы, спасибо большое. Но существует огромное количество самых разнообразных птиц, а мы с вами сейчас познакомимся поближе только с некоторыми из них, а вот с какими вы узнаете, разгадав мой кроссворд.

1. Кто над окном, под нашей крышей Маленький слепил домишко. На лету хватает мошек, Предсказать погоду может. (Ласточка)

2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома. Длинноногий, длинноносый. Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту. За лягушками к болоту (Аист). 

3. Не ворона, не синица. Как зовется эта птица? Примостилась на суку. Раздалось ку-ку. ( Кукушка)

4. Вместе с этой черной птицей  к нам весна в окно стучится. Огороду, полю — врач, Кто по пашне скачет? (Грач)

 5. Кто без нот и без свирели. Голосистее, нежней? Лучше всех выводит трели. Кто же это? (Соловей).

Ребята, а про каких птиц вы отгадывали кроссворд?

Дети: Про «Перелетных птиц».

Правильно вот сегодня мы о них и поговорим.

Ой смотрите нам пришло звуковое письмо. Послушайте, его, пожалуйста.

«В лесу случилась беда! Птицы не вернулись с юга. Злой волшебник их заколдовал».

 Давайте поможем расколдовать птиц.

А чтобы узнать каких птиц мы будем расколдовывать, нам нужно познакомиться с ними поближе.

Я вам предлагаю на ковре собрать  пазл и узнаем, что же это за птица.

Дети: Это грач.

Воспитатель: Грач  большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Он первым прилетает к нам весной.  Питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

Молодцы ребята!

А сейчас вам нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Кто на ёлке, на суку,

Счёт ведёт«Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)

Правильно это кукушка.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца  откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Питается кукушка гусеницами различных бабочек и жуками.

Молодцы!

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим видеофильм и расколдуем следующую птицу.

Воспитатель: Что это за птица?

Дети: Это соловей.

Воспитатель: Правильно, ребята это соловей.

Соловей – маленькая птица, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей очень хорошо поет. Питается соловей насекомыми, муравьями, и жуками, а также пауками.  Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах.

Молодцы!

Ребята, а сейчас пройдите за столы. Перед вами листы с заданием. Обведите карандашом по точкам и назовите, какая птица получилась. Приступайте к выполнению задания.

Воспитатель: Дима, какая птица у тебя получилась?

Дима: Ласточка.

Воспитатель: Дети у всех получилась ласточка?

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно - это ласточка.

Ласточки часами носятся в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Молодцы! и с этим заданием справились.

Дети выходят на ковер.

Я вам предлагаю выполнить упражнение «Птицы пальчики»

Мы сегодня с вами много узнали о птицах. Как вы думаете, почему птицы летают?

Дети:

Воспитатель: А сейчас мы  проведем эксперимент и узнаем.

Мы с вами будем ученые орнитологи – это специалисты, которые изучают птиц.

-Когда птица летит, что она делает?  (она раскрывает крылья)

Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья. (Воспитатель берет лист бумаги сминает его и бросает смятый лист и не смятый лист, дети делают тоже самое).

Какой лист бумаги летит дольше? Почему ? (ответы детей: не смятый лист бумаги  летит дольше, а смятый сразу падает.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.

Воспитатель: Пойдемте, я вам покажу, где у нас затаилась еще одна птица. Как вы думаете, на кого похожа эта птица?

Ответы детей: на аиста.

Правильно, это Аист.

Питаются аисты лягушками, жабами, саранчой, кузнечиками, медведкой, дождевыми червями.  Аисты хорошо летают, в полёте эти птицы вытягивают шею вперёд. Они сооружают гнёзда с помощью веток на деревьях, крышах различных зданий.
Птицы эти в течение многих лет пользуются одним гнездом.

Молодцы!

Ребята  хотите поиграть ? Сейчас, мы с вами поиграем.

Давайте встанем полукругом. И послушаем внимательно задание.

Я кидаю вам мяч и говорю начало предложения, а вы должны его закончить, и кинуть мяч мне обратно.

. Игра с мячом «Продолжи предложение, найди причину»

-Грача называют предвестником весны, потому что… (он прилетает первым)

- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)

- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда).

-У аиста длинные ноги, потому что, (он ходит по болотам)

-Весной птицы строят гнезда, потому что, (собираются выводить птенцов)

- Осенью птицы улетают на юг, потому что, (холодно и нечем питаться)

Воспитатель: Поиграли, а теперь давайте пройдем к столам.

У вас на столах лежат заготовки птиц. Вам необходимо украсить недостающие части у ваших птиц. А на тарелочках у вас материалы, которыми вы будите украшать птицу. Это гречка, соль, семечки. Приступайте к заданию.

Молодцы ребята, кто выполнил задание подходите  к фиолетовому лесу Воскобовича , и мы разместим на нем наших птиц, которых мы расколдовали.

Итог занятия. 

Вот и подошло наше занятие к концу.

- Какую  же пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

- Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им,  не ломать гнезда, не обижать)

- Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. И я вас  награждаю  медалями «Знатоки  птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи  родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Лексическая тема "Перелетные птицы" (старшая группа)

В материале подобраны дидактические игры по лексической теме "Перелетныептицы", а так же даны рекомендации для родителей по закреплению материала с детьми....

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Поможем птицам» Старшая группа

Цель: Воспитать экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы и ко всему живому мируЗадачи:Сформиров...

Конспект ООД «Познавательное развитие» Тема: "Органы чувств" старшая группа комбинированной направленности

Конспект  ООД  «Познавательное развитие» Тема: "Органы чувств" старшая группа комбинированной направленности...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Перелетные птицы." (старшая группа)

Цель:  Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)....