Конспект непрерывной образовательной деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Поможем птицам» Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Суркова Марина Борисовна

Цель: Воспитать экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы и ко всему живому миру

Задачи:

  • Сформировать представления  детей о птицах: их гнездовании, размножении, питании, оперении, издаваемым звукам, передвижениям в зимний период;
  •  Познакомить детей с народными приметами: определение погоды по поведению птиц;
  • Развивать умения детей отображать свои впечатления в продуктивной деятельности ;
  • Познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
  • Развивать у детей познавательную активность, психические процессы;
  • Развивать познавательно-экспериментальный интерес и информационно-коммуникативную культуру детей, логическое мышление, воображение, мыслительные операции при выполнении творческих заданий;
  • Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Расширять и активизировать словарный запас: перелетные, зимующие птицы; нефть; профессии- экологи, орнитологи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx53.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие в мир птиц»

Цель: Воспитать экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы и ко всему живому миру.

Задачи:

  • Сформировать представления  детей о птицах: их гнездовании, размножении, питании, оперении, издаваемым звукам, передвижениям в зимний период;
  •  Познакомить детей с народными приметами: определение погоды по поведению птиц;
  • Развивать умения детей отображать свои впечатления в продуктивной деятельности ;
  • Познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
  • Развивать у детей познавательную активность, психические процессы;
  • Развивать познавательно-экспериментальный интерес и информационно-коммуникативную культуру детей, логическое мышление, воображение, мыслительные операции при выполнении творческих заданий;
  • Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Расширять и активизировать словарный запас: перелетные, зимующие птицы; нефть; профессии- экологи, орнитологи

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сорока с просьбой о помощи птицам леса, полет на воздушном шаре.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, викторина, загадывание загадки, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, экспериментирование,  продуктивная деятельность (изготовление дисков с птицами).
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.                                  

Создание среды для организации и проведения НОД: воздушные шары проектор; мультимедиа; оформление зала: 2 мольберта для игры «Зимующие и перелетные птицы», игра «Где чье гнездо?»; знаки «Как вести себя в лесу?» лаборатория для эксперимента, диски для продуктивной деятельности, медали

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

- самостоятельно ищет способы оказания помощи птицам;

- сформирован познавательный интерес к  продуктивной деятельности;

- развит художественно-эстетический вкус;

- потребность в развитии творческого воображения

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Свободно ведет диалог.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Проявляет волевое усилие.
  8. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Социально – коммуникативное развитие

Беседа о птицах, о  профессии –эколог, орнитолог Изготовление кормушек с родителями, книжек-малышек о птицах

 рассказывание  из ранее полученных знаний.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Познавательное развитие

Рассматривание  и решение ситуаций, викторина о птицах. Формировать у детей экологическую культуру

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения. Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Развивать познавательный интерес к птицам расширять кругозор детей о них.

Речевое развитие

 Чтение стихотворений, отгадывание загадок, кроссворда

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Художественно – эстетическое развитие

Физминутка под музыку. Музыкальное сопровождение

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками. Развивать у детей творческие способности, воображение.  Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на ситуацию в путешествии и желание оказать помощь птицам.

Физическая культура

Физминутка. Имитация движений птиц.

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

План НОД:

  1. Вводная часть                                                                             3 мин.

Создание мотива для деятельности детей. (Сорока прилетает)

Определение цели. (Помочь птицам)

Беседа о птицах. Полет на воздушном шаре.

    2. Основная часть                                                                             20 мин.

Отгадывание загадок, чтение стихов;

Игра «Зимующие и перелетные птицы»;

Игра «Где чье гнездо?»;

Физкультурная пауза (под музыку);

«Викторина»;

Продуктивная деятельность;

Экспериментирование

  1. Заключительная часть                                                              2 мин.

Оценка деятельности детей и самооценка

Подведение итогов. Вручение медалей.

      Длительность НОД                                                                        25 мин.

             

                  Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

Вводная

(Дети стоят в кругу)

В:« Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Все дети:     «Доброе утро!»

Доброе утро — солнцу и птицам,

Доброе утро — улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть здоровыми и веселыми.

Влетает сорока:

С:-Я сорока –белобока, я живу в лесу далеком. Я все слышу, я все знаю, ничего не забываю. Говорят . что я трещу. ни минутки не молчу. Но нельзя мне замолчать. Я секрет должна сказать.(просит помощи : птицелов перепутал все : разорил гнезда. Хочет погубить сову…

В:-Вы хотите помочь птицам? На чем можно отправиться в зимний лес? (на санях, поезде…)А с чем можно сравнить полет птицы?(полет самолета, вертолета, … А я предлагаю отправиться на воздушном  шаре.

(Дети садятся на стульчики к которым привязаны воздушные шары)Чтобы взлететь вспомним поговорки о птицах) звучит музыка (летим)

- Ребята, а что вы знаете о птицах? Что- бы произошло если бы не было птиц?

 Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам    на крыльях    весну.

Птицы  - это верные наши помощники,    защитники наших лесов,   полей,   садов,   огородов от вредных короедов, листогрызов и грызунов.

Птицы - это тайна и красота. Птицы - друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи, сказки, легенды, песни. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю    без    птиц.

Что случится, если птиц вдруг не станет? Беда случится: умолкнут поля, леса, степи.

Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Без птиц-санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. Некому будет разносить по лесам семена лесных ягод, трав и цветов, желуди, орехи. Чайки и утки не перенесут на лапках и перьях рыбные икринки из богатых озер в опустевшие. А чтобы этого не случилось мы должны беречь и охранять их, заботиться о них.

 (Приземляемся)        1

3 мин.

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Основная часть

Отгадывание загадок.

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Игра «Где чье гнездо?»

Физкультурная пауза

Викторина о птицах

Беседа о профессиях эколог,  орнитолог; экспериментиро-вание

Практическая деятельность

1 -По сугробам мы идем первое задание найдем.(сорока ведет)

- Какие виды птиц вы знаете? (зимующих, перелетных, домашних, водоплавающих )

- Ребята птицелов перепутал всех птиц? Что случиться если перелетные птицы останутся зимовать?(они погибнут)

Игра:« Перелетные и зимующие птицы» К снежинкам – зимующих, к весеннему листочку- перелетных.( на мальбертах)

А знаете ли вы стихи о зимующих птицах? А о перелетных?(чтение стихов) 1 перышко получаем.

2 -По сугробам мы идем второе задание найдем. (сорока ведет)

 Ищем цифру 2( на столе)

Игра  «Где чье гнездо?»  

- Из чего строит гнездо ласточка? Как называется домик скворца? Кто его строит для них?

2 перышко нашли

3 -По сугробам мы идем третье задание найдем. (сорока ведет)

Ищем цифру 3 (голос совы на экране)

Викторина о птицах (дети садятся полукругом) На экране картинки и вопросы. (после выполнения заданий появляется картинка совы и звук поющей совы)

За выполненные задания получаем 3перышко

(одеваем  шапочку  совы)  

Физминутка:

 «Совушка»

«Совушка –сова

Большая голова

На суку сидит, головой вертит. Всю ночь летает, а станет светло летит    спать в дупло.»

 4 -По сугробам мы идем четвертое задание найдем. (сорока ведет)

На дереве и на пеньках знаки

Игра:  собери знаки «Правила охраны природы» (пазлы)

  • Не трогай птенцов ;
  • Не сори в лесу;
  • Не разоряй  птичьи  гнезда;
  • Не  шуми в лесу;

Не обижай насекомых (муравьев)

4 перышко

В:- А я вас хочу познакомить еще с одним знаком:

  • Не загрязняй водоемы и т.д.

На столе картинкой вниз лежит еще один знак «Не загрязняйте водоемы!»

Рассказ воспитателя о профессии : эколог, орнитолог. Как они помогают птицам и животным во время утечки нефти.

Рассматривание  фото «Как спасают птиц »

Приглашает в лабораторию орнитологов. (одевают шапочки марлевые)

Экспериментирование с пером  в чистую воду опускаем перо(перо чистое, легкое): Произошел разлив нефти в водоем добавляем раствор: опускаем перо (вода, подсолнечное масло, черная тушь – « нефть») опускаем перо, что происходит? (Склеиваются перышки, становятся тяжелыми , липкими.) дети делают вывод – летать не смогут. Кто помогает птицам  выжить? Люди профессии: экологи, орнитологи. А нам пора в путь. (снимают шапочки.

 5 -По сугробам мы идем пятое задание найдем. (сорока ведет)

На скамейке диски.

Продуктивная деятельность.(на дисках птицы)

  «Приклей, чего не хватает у птицы?»

Оформление зимнего леса  дисками с птицами. (на зеркалах) Звучит пение птиц.

5 перышко

В: Ну вот и птицы вернулись и запели свои песни благодаря вам ребята.

 Сорока:

- Спасибо , ребята за помощь, птицы вернулись  и снова лес ожил!

В: Вам понравилось помогать птицам?

 А давайте вспомним  как еще мы помогали  птицам? Фото на экране:

(Как мы готовили кормушки, книжки- малышки о птицах, поделки «Птицы»)

Стихотворение: 

«Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.»

(перышки дарим сороке)

20 мин.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

- Ну,  а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка.  Летим на шарах

-Что вам больше запомнилось?

- Что вы узнали  нового сегодня?

- Что понравилось больше всего?

- Что было для вас трудным?

- Вы ребята молодцы. все старались и  поэтому в лесу снова запели птицы.

Вручение медалей.

«Что не сделает один- сделаем  все вместе!»

2 мин.

Речевое развитие

C:\Users\Николай\Desktop\медаль\медаль.jpg

Длительность НОД : 25 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по области "Познавательное развитие" Тема "Полет в космос"

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" для детей 5 - 6 лет. на занятии использованы логические блоки Дьенеша, которые позволяют в доступной и наглядной основе знакомить ...

Конспект и презентация непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Для старшей группы. На тему: «Новый год у ворот»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».Для старшей группы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «Поможем зайке»

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественно эстетическое развитие.Задачи: Развивающие·...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Поможем белочке» Группа дошкольного возраста (с 4-ти до 5-ти лет)

  Программное содержание: ·        Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах ...