Невидимка воздух
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

ОД для средней группы по экспериментированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.v.-ot.zan_.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   МБДОУ д/с « Золотая рыбка»

                                       

                       Конспект занятия

                            «Невидимка-воздух»

                                           (средняя группа)

                                                                     Разработала и провела

                                                                     воспитатель : Кирюшенкова Е.В.

                                          с.Печерск

«НЕВИДИМКА-ВОЗДУХ»

                                    (Занятие в средней группе)

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);

           - баночки с разными запахами;

          - кораблики из бумаги;

- сосуд – «море» для корабликов;

- салфетки бумажные (по количеству детей);

- веера (по количеству детей);

                                       

                                            Ход занятия:

Воспитатель: ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

                         Он нам нужен, чтоб дышать,

                         Чтобы шарик надувать.

                         С нами рядом каждый час,

                         Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: воздух!

Воспитатель: правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Давайте представим, что мы пришли в настоящую лабораторию. Здесь всё есть для проведения опытов.

Домовёнок Кузя : здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: о воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.

Воспитатель: раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кузя: вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

 

   Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: он пуст.

Воспитатель: его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: в нём нет воздуха.

Воспитатель: смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Кузя: а мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? 

  Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

 

   Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: выходят пузырьки.

Воспитатель: вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: мыльные.

Воспитатель: давайте и мыльные пузыри попускаем.

      «Мыльные пузыри»

 Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: конечно, же мыло!

Воспитатель: ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: нет.

 

   Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: а с салфеткой видно?

Дети: да.

Воспитатель: вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

 

   Игра « Кораблики»

Воспитатель: ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Кузя: это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?  

                      

  Опыт 4. С веером.

Воспитатель: ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: в лицо дует ветерок.

 Воспитатель: смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите, воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Кузя: как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

 

Опыт 5. «Баночки с разными запахами».

Кузя: ой, как запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

 

 Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель: вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кузя, если тебе не нравятся запахи в этих коробочках, то мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Кузя: вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!                           

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

Что воздух легче воды;

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей;

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи;

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха;

Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня на занятии. До свидания!

Воспитатель: и нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

«Невидимка воздух».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Невидимка воздух

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста....

"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"

Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать   развивать   познавательную   активность   в...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...