Открытое занятие. Зима. Младшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Тетерина Ольга Николаевна

Открытое занятие. Зима. Младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie._zima.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД комплексного занятия.

Тема НОД: «Расскажем Единорогу о зиме»

Воспитатель: Тетерина Ольга Николаевна, категория высшая.

Возрастная группа: младшая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности: ИЗО – литературная деятельность – познавательно-исследовательская деятельность – игровая деятельность – коммуникативная деятельность - двигательная деятельность.

Лексическая тема: «Зима»

Вид занятия: комплексное, фронтальное.

Формы образовательной деятельности: обсуждение, беседа, проблемная ситуация, рассматривание, изготовление продукта детского творчества, игровое упражнение, пальчиковая игра, физминутка.

Цель: обобщить и закрепить представление о зиме на основе наиболее ярких впечатлений детей.

Задачи:

  1. Образовательные: обогащать и закреплять знания о зиме, её характерных признаках; учить детей замечать красоту зимней природы ; формировать понятие о свойствах снега, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; закреплять знание о том, как зимуют лесные звери зимой; о зимней одежде и обуви, зимних видах спорта; активизировать словарь детей по темам «Зима», «Одежда», «Животные», Виды спорта»; формировать навыки координации речи с движением.
  2. Развивающие: развивать исследовательский и познавательный интерес в экспериментировании со снегом; развивать умение использовать в беседе накопленные знания; продолжать работу над развитием диалогической формы речи; развивать произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции взрослого.
  3. Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе, бережное к ней отношение; культуру общения в совместной деятельности.

Предварительная работа:

  1. Проведение:

НОД (окружающий мир) «Как животные готовятся к зиме»

НОД (развитие речи) «Как животные готовятся к зиме»

НОД (окружающий мир) «Зимушка – зима»

НОД (развитие речи) «Зимушка – зима»

НОД (ИЗО) «Подарок для мамы» (рисование стебельков)

НОД (ИЗО) «Варежка» (рисование в технике «тычками»)

  1. Разучивание:

Пальчиковая гимнастика «В нашей группе дружат»

      Игровое упражнени «Маша варежку надела»

  1. Наблюдение:

за снегом, небом, деревьями, сугробами, ёлочкой, температурой воздуха по ощущениям.

  1. Рассматривание:

игрушек – животных;

иллюстраций по темам «Лесные животные», «Зима», «Зимние виды спорта», «Времена года»

  1. Настольные игры «Подбери пару», «Времена года»
  2. Дидактическая игра «Назови наоборот», «Когда это бывает», «Оденем куклу на прогулку»
  3. Словарная работа.

  1. Чтение художественной литературы: стихи о зиме, потешки, прибаутки о животных; загадки о животных.

Материалы и оборудование:

  1. Игрушка Единорог
  2. Игрушки – животные
  3. Ёлочка
  4. Ведро со снегом, лопатка маленькая, салфетки для вытирания мокрых рук, пустое ведерко для использованых салфеток.
  5. Белая гуашь, ватные палочки, работы – заготовки, влажные салфетки для вытирания грязных рук.
  6. Иллюстрации на тему «Зима»
  7. Образец работы педагога
  8. Музыкальный ряд (2 композиции)
  9. Подарки от Единорога в коробочке.

Содержание НОД

Этап занятия.

Структурные компоненты деятельности.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

Вводная часть. Оргмомент.

Приветствие детей. Объявление о том, что к нам в гости пришёл Единорог (воспитатель держит в руках игрушку единорога и говорит от его имени.

Дети здороваются с новым героем.

1

2.

Основная часть.

Беседа.

Диалог с Единорогом (Единорог рассказывает, что пришёл из сказочной страны и очень хочет познакомиться с нашей белой страной. Педагог объясняет (с помощью детей) Единорогу, что наша страна не всегда белая: летом она зелёная, потому что травка …

осенью она жёлтая, потому что листья на деревьях …

а сейчас она белая, потому что наступило другое время года.

 - Какое?

 - Ребята, давайте Единоргу расскажем о зиме. Она какая?

Единорог:

 - Ребята, а откуда берется снег?

 - А как же в вашем лесу в такой холод живут слоны, жирафы?

Воспитатель:

 - В нашем лесу не живут жирафы и слоны. Наши животные другие, и они приспособились к зиме.

Единорог:

 - А какие животные живут в вашем лесу?

Воспитатель:

 - Давай мы тебе их покажем, назовём, а ты будешь угадывать.

(На полочке стоят фигуры зайца, лисы, белки, медведя и ёжика.

Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают, а Единорог угадывает, кто это из животных).

Загадки:

  1. Растут на макушке длинные ушки.

Ну-ка угадай-ка! Кто же это?

 - Ребята, где живёт зайка в лесу?

 - Что кушает?

 2. Хитрая плутовка кур ворует ловко.

Хвоит пушистый. Краса! А зовут её

 - А лиса где живёт в лесу?

 - А за кем она охотится?

 - А зайчик придумал, как ему от лесы на белом снегу спрятаться. Он поменял серую шубку. На какую?

 - Правильно. Теперь его на белом снежочке не видно.

3. Кто по лесу ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет? Сушит на зиму грибы?

 - Правильно. Белочка любит шишки, грибочки кушать. А можно их зимой на снегу собрать?

  - Поэтому белочка их осенью заготовила. А теперь всю зиму кушать будет.

4. Летом бродит без дороги между сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

 - Медведь что делает всю зиму?

 - Правильно. Наестся с осени любимых ягод, травки, рыбы, и ложится в берлогу спать. Ведь зимой травку и ягодки не найти под снегом, а рыбку тоже нельзя поймать. На речке лёд.

5. В густом лесу под ёлками осыпанный листвой

Лежит мешок с иголками, колючий, но живой.

 - Что ёжик делает зимой?

 - Да, он тоже спит. Потому что не может найти себе еду на снегу, а любит он кушать насекомых, фрукты, ягоды. Наестся с осени – и спит.

Единорог:

 - Спасибо, ребята! Я узнал столько интересного! С такими интересными животными познакомился!

Воспитатель:

 - А деревья зимой, ребята, у нас какие?

 - Потому что все листочки осенью опали. Но есть дерево на нашем участке, которое круглый год зелёное.

Зимой и летом  - одним цветом. Какое дерево?

 - Правильно.

 - Снежок прикрыл землю, деревья, чтобы им было тепло.

Единорог:

 - Ой, как я хочу увидеть ёлочку и снег.

Воспитатель:

 - Мы тебе покажем ёлочку и снег. Пойдём с нами на лесную полянку.

 Единорог:

 - А как вы ходите в такой холод?

Воспитатель:

 - Мы правильно одеваемся. Ребята, как нужно одеваться зимой?

 - Давайте одеваться, а Единорог посмотрит.

(Воспитатель с детьми имитируют одевание, проговаривая, что они надевают зимой).

Дети участвуют в диалоге педагога с героем:

 - Зелёная

 - Жёлтые

 - Зима

 - Холодная, красивая, снежная, сказочная

Из тучки

 

- Зайка!

 - Под кустиком.

 - Веточки.

 - Лиса!

 - В норе!

 - За зайчиком.

 - На белую.

 - Белочка.

 - Нет!

 - Медведь.

 - Спит.

 - Ёжик.

 - Спит.

 - Голые.

  - Ёлочка

 - Тепло

 

5

3

Физминутка

- Ребята, на чём можно отправиться в лес?

 - Давайте сегодня отправимся в лес на лыжах! Строятся друг за другом, имитируют движение на лыжах, переходят в другую часть групповой комнаты, к ёлочке под музыку.

- На машине, на снегокате, на лыжах, на коньках.

2

4

Исследовательская деятельность

 Воспитатель показывает ёлочку Единорогу и объясняет, что она всегда зелёная, потому что на ней нет листочков, а только иголочки.

Достаёт снег в ведёрке из-под ёлочки. Показывает Единорогу. Просит ребят описать снег.

Предлагает его потрогать. Каждому в ладошку кладёт немного снега.

Единорог:

 - Ой! У меня снег куда-то пропал!

 - Ребята, а куда у Единорога пропал снег?

 - А почему он не тает на улице, на земле?

 Воспитатель помогает ребятам сделать вывод о том, что земля холодная, поэтому снежок не тает, а ручки тёплые, поэтому снежок в ручках растаял.

(Воспитатель предлагает ребятам салфетки, чтобы вытереть ручки)

 - Белый, пушистый, красивый.

 - Он растаял и превратился в водичку.

 - Не знаю

 

5

5

Игровое упражнение

- Замёрзли ручки?

Давайте поиграем!

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла.

 - Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

Как идёшь?

Как бежишь?

Как грозишь?

Как игрушки берёшь?

Как ребятам отдаёшь?

Как шалишь?

Как ночью спишь?

Как молчишь?

Как на занятиях сидишь?

- Да.

 - Вот так! (повтор на каждую строчку)

(ребята бегут на свои стульчики

1

6

Проблемная ситуация

Единорог благодарит всех за то, что ему рассказали о зиме, за то, что он узнал лесных животных и потрогал настоящий снег. Он говорит о том, что хотел бы унести в свою страну картину нашей зимы. Воспитатель радуется тому, что такую картину ребята как раз и делали в последний раз. Показывает Единорогу картину. Вместе с ребятами рассказывает, что на ней изображено (голые деревья, сугробы).

Единорог:

 - Жалко, что вы на картине не нарисовали снег.

Воспитатель:

 - Ребята, что же делать? Мы не нарисовали снежок.

Действительно, давайте нарисуем его для Единорога.

(Приглашает ребят сесть за столы, надевают фартуки)

 - Какого цвета гуашь мы возьмём?

 - Давайте посмотрим, как можно изобразить снежок.

(показывает иллюстрации со снегопадом. Обращает внимание на то, что снег изображён точками и что очень похоже на точки, какими украшал варежки)

 - А чем мы рисовали варежки?

Воспитатель показывает технику выполнения работы ватной палочкой, проговаривая свои действия:

 - Сначала ватную палочку окунаем в гуашь (она уже немного разбавлена водой), затем методом «тычка» рисуем много-много снежинок везде, в небе и на деревьях.

 

- Нарисовать.

 - Белую

 - Ватными палочками

5

7

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель:

 - Работы я ваши приготовила. Гуашь готова. Палочки – тоже. А наши пальчики готовы? Спрятали за спинку !

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Разотру ладони сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми

И вытягивать начну.

Потом руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики.

Пусть бегут, как зайчики.

1

8

Продуктивная деятельность

(Звучит музыка)

Воспитатель раздаёт заготовки, гуашь, ватные палочки, салфетки влажные, помогает детям выполнить задание.

Самостоятельная работа детей.

Дети изображают снег с помощью ватных палочек и белой гуаши на заранее изготовленных работах.

5

9

Заключительная часть. Итог.

Единорог благодарит ребят за встречу. Говорит о том, что ребята ему понравились, что они очень добрые, дружные, много знают и умеют красиво рисовать, и что он хочет подарить им тоже подарок на память.

Единорог дарит подарки и прощается с ребятами.

Дети благодарят и прощаются с Единорогом

2

10

Рефлексия

Воспитатель спрашивает, понравился ли им Единорог? О чём мы ему рассказали?

Дети делятся впечатлениями.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Формирование представлений о воде детей младшего дошкольного возраста"

Главной целью данного занятия является формирования представления о воде и ее необходимости в жизни человека у детей младшего дошкольного возраста....

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Здравствуй Зимушка - зима»

Конспект открытого занятия в младшей группе на тему: «Здравствуй Зимушка - зима»...

Конспект открытого занятия в младшей группе "Наши любимые игрушки" в младшей группе

Цель данного занятия: формировать умения вслушиваться в речь воспитателя, договаривать слова и словосочетания...

Открытое занятие 1 младшая группа тема " Зима"

Цель: сформировать у детей первые представления о зиме....

Тематическое(открытое) занятие для младшей группы. Тема: "Зима"

Предлагаю вашему вниманию тематическое интегрированное занятие для младшего дошкольного возраста с использованием народных игр и забав....