Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» Тема: «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

: Развивать речь. Научить детей употреблять качественные прилагательные(«холодный», «белый», «горячий», «тёплая») в сочетании с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, снег, огонь, лёд, сосулька) Побуждать детей выполнять практические действия с водой, талым снегом, снегом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sneg_i_voda_1.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие НОД по развитию речи в младшей группе «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»

Илюся Юсупова

Занятие НОД по развитию речи в младшей группе «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»

Казенное учреждение ХМАО-Югры

Урайский специализированный Дом ребенка

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

«Познание»

Тема: «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»

первая группа младшего возраста

Подготовила: воспитатель

группы № 3

Юсупова Илюся Надибовна

Город Урай 2014год

Вид интеграции:

использование средств одной образовательной области «Познание», для решения задач других областей: «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Сенсорное развитие». «Экологическое воспитание»,

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок, загадывание и отгадывание загадок про воду, про снег, про дождь, познавательного характера.

Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

просмотр мультфильма «Теремок - ранняя весна». На прогулке проведены занятия «Кругом снег и сосульки».

Создание предметно-развивающую среду:

«Изготовление панно «Кому нужна вода»»

Чтение художественной литературы: «Когда это бывает?», автор Е. Трутнева «Водичка, водичка»

Рассматривание иллюстрации Настольные игры «Кто пьёт, кто умывается, а кто льёт? «Кто плавает».

Музыкальные игры «Угадай по голосу (дождик песенку поёт, как льётся вода и т. д.»

Цель: Развивать речь. Научить детей употреблять качественные прилагательные(«холодный», «белый», «горячий», «тёплая») в сочетании с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, снег, огонь, лёд, сосулька) Побуждать детей выполнять практические действия с водой, талым снегом, снегом.

Уточнить представление о снеге, о воде. Воспитание интереса к природе.

Задачи:

Обучающие или формирующие:

Учить слушать рассказ воспитателя.

Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.

Закрепить первичные (бытовые) представления о качественной характеристике огня, снега, воды;

Формировать у детей умения называть и сравнивать величину и количество предметов;

Научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторить «важное» слово, уже названное взрослым,

Научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения;

Учить детей понимать названия окружающих предметов, выполнять 2х ступенчатую инструкцию;

Коммуникация:

Учить понимать слова – определения, связанные с качественными отличиями между предметами: (холодный – горячий, грязный – чистый, мокрый – сухой); ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Активизировать в их лексическом запасе слова по теме: «Вода, Огонь, Зима»;

Формировать активный и пассивный словарь детей:

существительные - вода, лёд, снег, свечка, чашка, блюдце, ведёрко, стульчики, совок, чайная ложка;

Глаголы: льётся, кипит, окрасить, тает. Упражнять в произношении с разной силой и высотой голоса.

Развивающие:

Развивать у детей умение свободно общаться с педагогом и сверстниками. Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности. Развивать внимание, общую моторику, тактильные ощущения. Развивать любознательность, мышление и речь детей;

Воспитывающие:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, Воспитывать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

Материала и оборудование: свечка, чашка, блюдце, чайная ложка, снег, совок, ведёрко, стульчики.

Панно «Кому нужна вода».

Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.

Символы, обозначающие свойства воды.

Эмблемы «Помыл руки - не забудь плотно закрыть кран».

Сотрудник в костюме Незнайки.

Музыкальное сопровождение: песенка «водичка»

Методы и приёмы:

Игровой наглядный рассматривание, наблюдение, показ, демонстрационный материал;

Практический Словесный

Ход занятия

с прогулки дети возвращаются с наполненными снегом ведёрки.

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Вводная часть. Воспитатель: Ребята, я сегодня встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем?

- Да.

Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, мы всё выясним.

Воспитатель: Проходите к столам.

«Вот снег. Мы принесли его с улицы».

Основная часть. На улице холодно и снег тоже холодный, смотри Незнайка и потрогай. Я потрогаю, и дети потрогают: «Пальцам холодно, пальчики замёрзли.

Снег зачерпнём совочком и положим в блюдце. А снежок дети, какого цвета скажи Ваня - белого, правильно белого, пушистый снежок. Руки замёрзли ведь снег холодный (сделаем жест растирания ладошек, показывая, как холодно вам)".

«Я дую на руки (жест «грею руки»). Ваня, подуй и ты на руки. А теперь и Света, и Галя и Максим, и Незнайка.

Дуем, дуем, подуваем,

Пальцы согреваем – не согрели?

-Давайте ребятки разогреем пальчики: вы будете за мной повторять слова и движения:

Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого).

Мы с тобой снежок слепили. (лепят, меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем – совсем, не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз - подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два - поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три - уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)

И - сломаем.

Нищева Н.

Ой! Пока мы разогревали ручки, в ведёрке снег начал таять, значит, Незнайка, снег может таять! Он превращается в… (дети добавляют ответ) «воду!». Мы с ребятами тебе покажем: ставим свечку, зажигаем свечку, и держим над горящей свечкой блюдце со снегом – снег плавится. Воспитатель говорит, что снег растаял – получилась… дети дополняют «Вода». Правильно вода!

Воспитатель: Ребята, так что же такое вода?

Ответы детей:

Ваня: «Вода это жидкость».

Воспитатель: «скажет Незнайке - Максим».

Максим говорит: «Вода - это жидкость. Она течёт».

Воспитатель: «Молодец! Максим! Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Мы перельем в стаканы.

Воспитатель делает - вывод: «Вода - это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель: «Ну, а если подольше подержать воду над свечкой, какая будет вода? Давайте попробуем!».

Воспитатель: «Она тёплая, потрогали дети! Света, какая вода теперь?- тёплая. Максим, Ваня, Незнайка.

Воспитатель: А если ещё погреть над свечкой?

Света: «Горячая». Воспитатель: - «А ты Незнайка что скажешь?» Незнайка отвечает, что горячая вода.

Воспитатель: «Ну, вот мы уже знаем: снег это вода, которая замёрзла, вода это жидкость, если нагреть воду, то она станет тёплой или горячей».

«Дети, давайте поиграем, а блюдце с водой поставим в холодильник».

«Снежная Баба»

Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.)

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит наша баба у самых ворот. (Рисуют руками три круга, начиная с маленького.)

Никто не проедет, ни кто не пройдёт. (грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой.)

Знакома она уже всей детворе, (Дети идут по кругу, последние слова говорит один ребёнок – Жучка)

А жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

- Поиграли, а теперь опять идём к столу.

Воспитатель: посмотрите! Пока мы играли - вода растаяла в ведёрке! сейчас мы зачерпнём воду формочкой. Показываю, как надо зачёрпывать воду формочкой в ведёрке и лить её в стакан. Выполняя это действие, произносите звук «Буль». Поочерёдно дети зачёрпывают и выливают в свой стакан со звуком «Буль».

Воспитатель: «Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?».

Ответы детей: прозрачного/бесцветного.

Воспитатель: «Сейчас мы это проверим».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком стакан с водой. 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель: «Я в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? Петрушка, что молчишь?» Незнайка отвечает: «Да».

«А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет вода?»

Ответы детей: «Да изменилась». Воспитатель просит детей ложечкой помешать в стаканах окрашенную воду, затем не окрашенную воду, дети мешают приговаривая: «В этом стакане вода зелёная, в этом стакане вода красная, а в этом стакане –белая, а в этом стакане –прозрачная. «Повторили! Молодцы!».

Воспитатель спрашивает: «Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?».

Ответы детей: нет.

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

Воспитатель говорит: «Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.».

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки.

Воспитатель: «Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей: сладкая, солёная

Как вы думаете, что вы добавили в воду?

Ответы детей: сахар, соль.

Вывод:

Воспитатель: «Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили».

Воспитатель просит понюхать воду. Спрашивает детей: «Вода имеет запах?».

Ответы детей: «Нет, не пахнет вода».

Вывод:

«Вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха».

Незнайка вывешивай символ этого свойства воды.

Воспитатель: «А я предлагаю детям сесть на стульчики. Садись, Незнайка».

Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

Работа с панно «Кому нужна вода»

Ответы детей: «Вода нужна рыбам, животным, деревьям, цветам, людям, птицам».

Итог:

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?» Незнайка: «Да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

Вода - это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода - бесцветная

Вода - безвкусная

Вода не имеет запаха.

Вода бывает холодная, горячая, тёплая.

Незнайка: «Ну. Спасибо, вам! Теперь я всё знаю о воде».

Сюрпризный момент:

Пока мы Незнайке рассказывали про воду, в холодильнике стояло наше блюдце с водой: «Вот! Что стало с водичкой дети? Ваня, ты расскажи: «Вода превратилась в лёд!»,

Теперь расскажет Света, что случилось с водой: «Вода превратилась в лёд», а затем скажет Максим. Дети, так вот откуда сосульки появились! Снег таял, а потом был мороз, вот и получились сосульки!

После занятия все идут в ванную и моют руки и Незнайка тоже.

Литература

1. О. Е. Громова Методика формирования начального детского лексикона. М., Творческий Центр 2003.

2. В. В. Гербова Занятия по развитию речи. М., Мозаика –Синтез 2008.

4. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду. М., «Просвещение» 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности во второй младшей группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Зимушка зима» Программные задачи:1.  Развив...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности  с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»Цель: Развитие музыкальных и творче...

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной  группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...