Волшебная бумага
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кульбацкая Марина Петровна

Занятие по ознакомлению со свойствами бумаги

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему:

«Волшебная бумага»

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

Развивающие:

- пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Материал и оборудование: проектор, флешка, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Все мы за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:

 1. Всех листов плотнее он,

Белый и цветной… (картон)

2. Знают взрослые и дети

Вытираем рот… (салфеткой )

3. Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов любой (бумаги)


 (Лежат в сундучке разные виды бумаги.)

- Правильно ребята, это бумага.

- Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

А вот, всегда ли у человека была бумага?  (Ответы детей.)                               

- Как вы думаете, на чем в древности писали люди?

  Показ фильма

Воспитатель:

- В разные времена люди писали на разных материалах.

 -Для чего нужна бумага? Вспомните, где применяется бумага?

 Виды бумаги, дети рассматривают наглядно

А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Воспитатель: - Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем.

презентация(слайд)

 «Изготовление бумаги»

В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах (слайд).

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд).

Бревна привозят на завод (слайд).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд).

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой. (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд).

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд).

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы. (слайд).

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд).

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. (слайд).

Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд).

-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей) .

-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

А прочная ли бумага и что можно из неё сделать ,мы узнаем, если отправляемся в гости к лесовичку. Готовы?

Физминутка

Мы ребята дружные

Вместе в лес пойдем (шагают),

Небольшую лужицу мы перешагнем

Веточки руками отодвинем в раз (

По тропинке весело мы идем сейчас (

А теперь по кочкам прыгаем легко (

Вон уже поляна, совсем недалеко (

Речку мы по мостику перешли,

В гости  к Лесовику мы пришли.

Выходит Лесовичок

Лесовичок:

Здравствуйте, ребята, у меня растёт волшебное дерево, благодаря его листочкам, которые буду служить вам подсказками,  вы сможете узнать о свойствах бумаги. Приглашаю вас в мою лесную лабораторию.

Дети проходят за столы. Правила поведения в лаборатории.

 Воспитатель:

Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).


Экспериментальная часть. Изучение свойств бумаги.

 

Итак, открываем первый листочек. (приглашаю перевернуть листочек ребенка)

1. «Бумага режется» На обратной стороне листика схема «ножницы»

  Предложить детям узнать режется бумага или нет. Два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

2. «Бумага рвется» (схема «рваная бумага»)

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3. «Бумага издаёт звук» (схема "нота")

Предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

Воспитатель: Что-то мы засиделись. Предлагаю размяться и поиграть в  ИГРУ «Самый меткий», но у нас нет мячиков

  «Из чего мы можем сделать мячики, если у нас есть только бумага?

Воспитатель: «Подойдите, пожалуйста, к столу, выберите бумагу и приступайте к работе (какую бумагу ты взял, почему не выбрал картон?)

 Игра«Самый меткий»,

4. «Бумага мнется»

Воспитатель: «Да, ребята, бумага мнется. Это еще одно свойство. Давайте как раз откроем вот этот листик, на котором изображена схема «мятая бумага»

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется.

(Складываем мячики в корзину)

5. «Бумага намокает» (схема «капля воды») .

Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

6. «Бумага впитывает масло» (схема «растительное масло») .

Намочить ватку в масле и оставить ею след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

7. «Бумага летает» (схема «ветер»)

Полоски бумаги.  Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть, чтобы получился ветерок.

Дыхательная гимнастика

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

8. «Бумага горит» (схема «спички»)

Поджечь разные виды бумаги.

Вывод: бумага горит.

  Ребята, а сейчас глядя на наши листики – подсказки, давайте вспомним свойства бумаги.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. При смятии бумага издаёт звук.

6. Бумага разлетается при ветре.

7. «Бумага впитывает масло»

8. «Бумага горит»

   Воспитатель: Спасибо, Лесовичок за такое волшебное дерево, за помощь в изучении свойств бумаги. Ребята тебе сейчас изготовят подарок из разных видов бумаги

Создание коллекционной поделки «Виды бумаги»

 (Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги на альбомный лист.)

- салфетка

- газета

- открытка

- цветная

- гофрированная

- бархатная

- обойная

- тетрадная

Вот какая замечательная  поделка у нас с вами получилась!

 Лесовичок: Спасибо, ребята, за старательность, за желание узнать больше! До свидания!

Воспитатель:

- Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться в детский сад.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

До доски мы добежим

Стоп. Немножко отдохнем

Дальше мы пешком пойдем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Волшебная бумага"

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!Мы хотим обратить Ваше внимание на ОРИГАМИ. Это замечательное искусство, которым под силу овладеть детям. Какие замечательные самолетики, кораблики, или ...

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Кружок "Волшебная бумага"

Описание деятельности работы кружка....

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию на тему: "Волшебные шары"(мозаичная аппликация в кружке "Волшебная бумага")

Знакомство детей с процессом изготовления мозаичной аппликации; развитие у детей творческого воображения....

Опыты и эксперименты с бумагой. "Волшебная бумага"

Знакомство со свойствами бумаги и ее "волшебные превращения"....

Семинар – практикум для воспитателей «Волшебная бумага». Использование различных техник работы с бумагой в развитии художественного творчества у дошкольников.

Использование  различных  техник работы с бумагой  в развитии  художественного творчества у  дошкольников....