Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Обитатели морей и океанов»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по теме «Обитатели морей и океанов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obitateli_morey_i_okeanov.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему

«Обитатели морей и океанов»

(подготовительная группа)

Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с морскими представителями (акула, дельфин, кит, морская черепаха, краб, медуза, осьминог): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
  • Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.

Материал: презентация с морскими животными; загадки на морскую тематику; картон красного цвета, набор картонных геометрических фигур разного цвета.

Ход занятия:

Звучит фонограмма морского прибоя.

- Ребята, слышите, что это за шум?

- А вы что вы можете сказать о море. Какое оно? (красивое, шумящее, беспокойное, прозрачное, синее, таинственное…)

- А еще оно манящее, оно манит нас к себе.

- Каких морских обитателей вы знаете?

- Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбки – бабочки и есть даже рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, а есть и опасные. Давайте познакомимся с некотороми поближе?

- Вы готовы отправиться в путешествие? У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно.

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

дно морское изучать!

- А сейчас послушайте загадку о первом морском обитателе, которого мы с вами увидим.

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть..?

Дети: Дельфин!

Слайд № 1

- Что вы знаете о дельфинах?

- Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть. Дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами».. Дельфин, как и человек, дышит легкими, поэтому дельфины – это животные, а не рыбы. Так как они не могут дышать под водой, то им приходится время от времени подниматься на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами. Это очень дружелюбное животное

- А чем питаются дельфины? (питаются рыбой)

- Теперь загадка про следующего обитателя.

Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно...?

Дети: Акула.

Слайд № 2

- Что вам известно об акулах?

- Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Если зуб сломается или исчезнет, то его место занимает другой. Дышать они под водой воздухом, растворенным в воде, помогают им жабры. Они очень прожорливы и подвижны. Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, бывает набрасываются на дельфинов и китов. Очень опасны белая, тигровая акулы, акула-молот. У акулы-молота голова похожа на молот. Эта акула  небольшая, но очень опасная. Много людей пострадало, погибло от  акул, особенно при кораблекрушении. Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости.

       Не все акулы хищники. Китовая акула, она самая большая -до 20 м. Эта гигантская акула даже больше автобуса. Китовая акула питается зоопланктоном: мелкими рачками, моллюсками, Личинками, живущими в  воде. Для людей она не опасна.

- Теперь загадка про следующего обитателя.

Вроде рыба, вроде нет –

Шлет фонтаном всем привет.

На волнах весь день лежит

Чудо-юдо рыба-… ?

Дети: Кит.

Слайд № 3

    Если в море виден фонтанчик, то это значит кит. Киты – это морские животные и не являются рыбами. Дышат они лёгкими, не жабрами. Детёныши кита кормятся молоком. Они живут во всех океанах и морях и никогда не выходят на сушу. У одних китов есть зубы, а у других нет. Зато у беззубых китов имеются усы. Такой кит заглатывает в свою пасть воду вместе с мелкими морскими животными: моллюсками, медузами, рачками. Затем сцедит воду через усы- сито, а что осталось слизнёт языком и проглотит. Синий кит – усатый кит является самым крупным животным на нашей планете из когда-либо живших (больше  известных динозавров) и имеет сердце размером с легковой автомобиль. К  самым крупным  китам относятся  усатые киты-полосатики. У них снизу на коже множество складок. Киты ловят мелких рачков, захватывая их вместе с водой, а потом процеживая через жёсткие усы. Кашалот-это зубатый кит. Охотится на крупных моллюсков: каракатиц, гигантских                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               кальмаров, рыб. Кит-горбач не мал и не велик. Он любит прыгать над водой, развернув свои грудные плавники словно крылья. Горбатый кит умеет»  «петь»- скрипеть, пищать, завывать. Его называют весёлым китом.

 - Еще одна загадка про очередного обитателя.

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это..?

Дети: Краб.

Слайд № 4

- Что вы можете сказать об этом животном?

- Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот. Крабы собирают мусор, очищают морское дно. Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться.

Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть вместе с крабами.

Физминутка

«Морская» (повторяй за крабиками)

- Приготовились отгадывать следующую загадку?

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо..?

Дети: Осьминог.

Слайд № 5

- Правильно, ребята. Это осьминог. Как вы думаете, почему его назвали осьминогом?

- Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся осьминоги на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).

- А еще он может пускать краску (чернила), спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

- Вот вам ещё одна загадка.

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе..?

Дети: Черепаха.

Слайд № 6

- А что вы можете рассказать про морских черепах?

- Морские черепахи полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря. Как только они вылупляются, то сразу бегут к воде.

- Слушайте ещё про одного морского жителя.

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза.

Слайд № 7

- Что вы можете сказать о медузе?

- Это студенистые создания. Они бывают самых разнообразных форм и цветов. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Её еще называют — морская оса. Каждый год медуза убивает больше людей, чем любые другие морские существа. Её укус может убить за 3 минуты! Плавать она может со скоростью 2 метра в секунду. Учёным пока неизвестно, как существо без мозга может ориентироваться в кромешной тьме и активно охотиться. Питаются мелкими морскими животными.

- А вот ещё вам одна загадка.

Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет.

Дети: Морская звезда

Слайд № 8

- Что вы можете рассказать про этого морского обитателя?

- Морские звёзды обитают во всех океанах мира. Они предпочитают жить в прибрежных районах, коралловых рифах, тёплом мелководье. Любопытное морское существо. Морская выглядит как звезда на небе, но принадлежит морю. Звезды могут быть различных цветов и разных размеров. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок.

   Лучей может быть 5 или даже 50. Если  перевернуть звезду на спину, изгибая лучи и упираясь в дно, она возвращается в нормальное положение. Снизу лучей  можно увидеть множество трубок-ног. Эти ноги в конце имеют присоски, которые присасываются к поверхности, чтобы подняться или ползать по ней. Они помогают звезде охотиться на моллюсков. Звезда выпускает наружу свой желудок и обволакивает им жертву.

Слайд № 9

Богат и разнообразен мир обитателей морей и океанов. Сколько удивительного и познавательного можно узнать о животных и растениях  морских глубин! Мы – люди должны любить животных и бережно относиться ко всему живому. Соблюдать правила поведения, находясь или отдыхая на природе.

    Не следует ради забавы разбивать раковину моллюска. Или поиграв с морским крабиком, морской звездой,  водорослями увозить их домой. Нужно вернуть живых обитателей бережно на морское дно.

   Не выбрасывать мусор в море. Даже выброшенный  малюсенький пакетик может принести вред. Например, черепаха решит, что это медуза, проглотит его, и этот пакет навечно останется у нее в животе. 3-4 таких пакета, и места в животе черепахи не останется, чтобы просто нормально поесть. Она умрет от голода.

     Каждый год в океан сбрасывается в три раза по весу больше мусора, чем вылавливается рыбы.

Если на берегу морского пляжа оставлены пластмассовые предметы: одноразовая посуда, бутылки от напитков, фантики от конфет, шоколадок, пакеты от пищи, обувь, сломанные игрушки, то во время шторма захлестнувшая волна унесёт всё это  в океан. Пластмасса  убивает бесчисленное количество морских птиц, морских млекопитающих и огромное количество рыбы каждый год. Пластмассовый мусор остается  годами, угрожая жизни тысячам морских обитателей.

- Ну что же нам пора возвращаться. Понравилось вам путешествие?

- Говорим волшебные слова.

Раз-два, раз-два

Возвращаться нам пора

Дно морское изучали

В детский сад опять попали.

- Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о морских жителях. Давайте вспомним, с кем мы встречались на морском дне.

- А что вам запомнилось больше всего?

- Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря?

- В следующий раз мы с вами познакомимся с новыми обитателями морей и океанов, а сейчас вы можете нарисовать какого-нибудь морского жителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: Зимнее дерево в технике квиллинг.

Закрепляем с детьми изготовление разреженного круга в технике квиллинг. Продолжаем учиться работать в коллективе. Развиваем у детей воображение....

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «животные жарких, холодных стран, средней полосы» КВН «кругосветное путешествие»

Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет детского сада по теме "животные жарких, холодных стран, средней полосы" проводится в форме игры. Используемые технологии: моделирование, мнемотехника,...

Презентация совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему,,Путешествие по Санкт-Петербургу,,

Презентация совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему ,,Путешествие по Санкт-Петербургу,, Задачи: -образовательные-расширить знания и представления детей о родном городе. -...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Осень золотая".

Цель занятия: обобщить представление о связи живой и неживой природы в осенний период, рассмотреть признаки осени....

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Дары Царю-Батюшке" (по мотивам русской народной сказки "Царевна-лягушка")

Лучше всего дошкольник запоминает сказку, если много раз прослушает, просмотрит, проиграет, преобразует ее. Предлагаю вашему вниманию конспект совместной деятельности, который совмещает все эти действ...

Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»

Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Изобразительной деятельности» в подготовительной группе на тему «Обитатели морей и океанов"

Цель занятия: формировать умение изображать в рисунках обитателей подводного мира при помощи нетрадиционной техники рисования- пуантилизм. Расширить знания детей о подводных обитателях. Развивать твор...