Знакомство с солью, 2020
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (камена, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_solyu.docx15.59 КБ
Файл samoanaliz_na_sol.docx13.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

«Знакомство с солью»

Составила: Мыцкина Е.В.

2019г.

Цель исследования: узнать все о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (камена, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Словарь: каменная, поваренная, морская, кристаллы, кристаллизация, минеральное вещество, соляная шахта, солекомбайн.

Объект исследования : соль.

Предмет исследования: особенные свойства соли.

Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, загадки, пословицы о соли. Дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», чтение русской народной сказки «Соль», чешской народной сказки «Соль».

Материал: иллюстрации, разные  виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола); одноразовые ложечки и тарелочки (по количеству детей), два стакана, лупа, пипетка, спиртовка.

Безопасность: нельзя пробовать и осторожно обращаться с морской солью.

Ход исследования:

Восп.: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна»   (соль).

Ответы детей.

Восп.: правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли.

Соль, один из важнейших минералов на земле. Минерал – это природное тело, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли. Откуда она берется? Соль образуется в морях, океанах, соляных озерах.

Слайд 1. Соль образуется под землей, образуя соляные горы (рудники).

Слайд 2. Для добычи соли используют солекомбайны.

Слайд 3. В пищу, мы употребляем каменную соль – столовую, также известная, как поваренная соль. Основное отличие каменной соли от поваренной – это размер. Каменная соль имеет форму крупных, массивных кристаллов, в отличии от поваренной соли, кристаллы которой очень маленькие. Тысячи лет люди употребляли соль в пищу. Когда соль еще была редкостью, иногда вспыхивали войны за владение залежами соли. Потому что соль очень важна для человека.

На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. «Хлеб – соль» - так встречали на Руси гостей. Это пожелание символ дружбы. Беречь хлеб и соль – значит дружить. Пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т.к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц, для работы мозга. Человеку в сутки надо всего одну ложку соли. Соль человек использует в быту, медицине, промышленности. Фото.

Восп.: Я хочу еще много интересного рассказать вам о соли, но это будет в следующий раз.

Физминутка «Солим капусту»

Мы капусту рубим – рубим,     (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнем – мнем   (мнут капусту)

Мы капусту солим – солим    («берут» щепотку соль и «солят»)

Мы капусту жмем – жмем.

Восп.: Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Раз, два, три – покружись и в ученых превратись.

Приглашаю пройти в нашу лабораторию.

Опыты с солью:

- перед вами стоят тарелочки с солью, именно с ней мы будем проводить с вами опыты.

Опыт №1: Посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зернышки, кристаллики). На тарелочках три горки соли : мелкого помола, крупного и более крупного размера в виде небольших камешков)

Вывод: соль белого цвета, состоит из прозрачных кристалликов, крупная, мелкая, кристаллики среднего размера, похожа на камешки.

Опыт №2 пересыпьте соль ложкой (соль сыпется)

Вывод: соль сыпучая, твердая, хрустящая.

Опыт №3 пипеткой капнуть немного воды на соль, куда она делась? (она впиталась)

Вывод: соль впитывает воду.

Опыт №4 в стаканчик с водой насыпать соль и перемешать, что теперь? (соль растворилась)

Вывод: соль растворяется в воде.

Опыт №5 воду попробовать на вкус

Вывод: вода стала соленой.

Восп.: определили что соль полностью растворилась в воде, цвет и запах не изменились, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.

Опыт №7 (показ воспитателя)

Выпаривание соли из воды.

Цель: стимулировать умственную активность детей и получать от них разные ответы, а затем подвести к выводу «Воду нужно нагреть».

Размешать в стакане воды ложку соли. Показать детям, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая.

Нагреем соленую воду и посмотрим что будет. В столовую ложку наливаем соленой воды и нагреваем на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар. В ложке начинает появляться соль.

Вывод: вода испарилась, соль осталась. Из воды соль получают методом выпаривания.

Вывод исследований:

Соль – кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становиться соленая (по мнемотаблице).

Итог:

О каком камне – минерале мы сегодня с вами говорили?

О каких свойствах соли вы узнали в лаборатории?

Какой опыт вы смотрели?  



Предварительный просмотр:

Самоанализ познавательно – исследовательской деятельности с применением ИКТ по теме «Знакомство с солью»

Воспитатель : Мыцкина Е.В.

Цель исследования: узнать все о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение). Развивать навыки экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Словарь: каменная, поваренная ,морская, кристаллы, кристаллизация, минеральное вещество, соляная шахта, солекомбайн.

Объект исследования: соль.

Предмет исследования: особенные свойства соли.

Предварительная работа: беседа о применении обычной слои в домашних условиях, загадки, пословицы о соли. Дидактические игры «определи на ощупь», «Узнай на вкус», чтение русской народной сказки «Соль», чешской народной сказки «Соль».

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Знакомство с солью», мнемотаблица, мольберт, разные  виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола); одноразовые ложечки и тарелочки (по количеству детей), два стакана, лупа, пипетка, спиртовка.

Безопасность: нельзя пробовать и осторожно обращаться с морской солью.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Познавательно – исследовательская деятельность была проведена в партнерской форме с использованием ИКТ. Форма организации обучения подгрупповая (дети старшей группы).

В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательно исследовательским с элементами речевого развития (происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме), и физической культуры – проведение физкультминутки.

На протяжении занятия происходит смена видов деятельности (рассматривание слайдов, беседы, проведение опытов, физминутка), и в достаточной мере обеспечивается наглядность с помощью демонстрации слайдов через проектор.

Были использованы следующие методы: наглядные – демонстрация слайдов; словесный – рассказ воспитателя, беседы с детьми; практический – проведение опытов, применение своих знаний полученных ранее.

В первой части – организационной – решались задачи создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на получение новой информации. Длительность первой части – 2 мин.

В основной части деятельности решались познавательно – исследовательские задачи. Для их реализации использовались информационно – коммуникативные технологии, опыты и эксперименты.

Задача педагога – эмоционально настроить детей на познавательную деятельность, раскрепостить, вовремя направить, чтобы не было скучно, решалась с помощью ярких наглядностей, интересного опыта.

Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания,  сосредоточенность при выполнении заданий – говорит о качестве усвоения детьми материала НОД. Длительность этой части составила 20 мин.

В третьей, заключительной, части обобщили полученные знания детей, об интересном и запомнившимся на занятии. Длительность этой части занятия – 2 -3 мин.

В целом непосредственно образовательная деятельность достигла поставленных задач, результатами деятельности мы удовлетворены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со свойствами соли и сахара.

Через НОД познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами....

Конспект занятия "Знакомство с веществами(соль, сахар) и их свойствами"

Данное занятие  учит детей знаниям о веществах таких как сахар, соль, вода и подобное. Также проводится эскперимент с лупой....

Конспект исследовательской деятельности "Знакомство с солью"

Знакомство с солью и её свойствами через опытно-экспирементальную деятельность....

Занятие "Знакомство с свойствами соли"

Занятие с элементами рисования...

Познавательно-исследовательское занятие «Знакомство со свойствами соли и сахара»

Вид занятия: интегрированное занятие.Возрастная группа: старшая группа.Цель: создание условий для формирования метапредметных результатов.Задачи обучающие:познакомить детей со свойствами соли, сахарно...

Лаборатория удивительных наук "Чудо - соль" (16.10.2020)

Исследовательская работа позволяет формировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.Методы и приемы организации экспериментально-исследовательск...

Конспект игровой образовательной ситуации. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: рисование солью. Тема: «Зимующие птицы» для детей старшей группы компенсирующей направленности

Нетрадиционное рисование способствует развитию познавательного интереса детей, их творческих способностей, воображения, образного мышления. Детей очень легко увлечь творческим процессом создания необы...