Информационно-ориентировочный, экологический проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Григоренко Евгения Михайловна

Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, бережного и заботливого отношения к ним.     

Задачи:  

 - Расширять знания детей о зимующих птицах;

- Знакомить детей с особенностями внешнего вида, повадками зимующих птиц;

- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

- Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.

- Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

-воспитывать любознательность, сочувствие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка»

Информационно-ориентировочный, экологический, познавательный проект

на тему: «Зимующие птицы»

в средней группе

Воспитатель: Григоренко ЕМ

г. Новоалександровск

Актуальность проекта: В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.

 Проблема: Формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Тип проекта: информационно-ориентированный, экологический, познавательный.

Вид проекта: групповой 

Участники проекта:

-дети средней группы;

-воспитатели

-родители;                                                                            

Срок реализации проекта: Краткосрочный – одна неделя 05.11-12.11.2020г

                                                                                    

Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, бережного и заботливого отношения к ним.     

Задачи:  

 - Расширять знания детей о зимующих птицах;

- Знакомить детей с особенностями внешнего вида, повадками зимующих птиц;

- Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

- Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.

- Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

-воспитывать любознательность, сочувствие.

Инновационные технологии: проектная деятельность.

I этап – Организационно-подготовительный

- Определение темы исходя из интереса и знаний детей.

- Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.

- Составление плана работы по реализации проекта. 

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта

- Подбор детской художественной литературы.

- Разработка и накопление методических материалов по теме.

II этап – основной (практический)

- Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

- Домашние задание родителям, совместно с ребенком сделать кормушку.

- Заучивание стихотворений о зимующих птиц.

- Наблюдения за птицами у кормушек .

- Отгадывание загадок про зимующих птиц.

- Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

План мероприятий.

Образовательные  области

Мероприятия

Задачи

Социально – коммуникативное развитие

 Беседа: «Птичья столовая»

Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»

Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому. Воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой.

Наблюдение за воробьями и синицей во время прогулки.

Уточнить представления детей о повадках воробьёв (синиц), отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке. Предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу». Обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. 

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Учить различать зимующих птиц по голосам.

Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Кормушка. Наши пернатые друзья»

 «Синичка - гостья нашего двора», «Зачем нужно подкармливать птиц зимой?»

Воспитывать бережное отношение к живой природе, выявить уровень знания детей о зимующих птицах, расширить представления детей о зимующих птицах.

Художественно – эстетическое развитие

Лепка «Синицы»

 

Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, учить детей лепить птичку из нескольких частей. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Аппликация «Снегири».

 

Показать детям как составлять аппликацию в виде птицы; - закрепить представление об их названии, особенностях строения, форме тела, крыльев, хвосте, отличительных чертах разных видов птиц; - воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам; - закрепить умение аккуратного пользования клеем; - развивать мелкую моторику пальцев, умение слушать и слышать пение птиц; - развивать наблюдательность, внимание; - упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Рисование «Синица»

Раскраски по теме «Зимующие птицы»

 

Продолжать формировать представление детей о зимующих птицах. Закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям. Передавать в рисунке особенности внешнего облика синицы. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. Развивать композиционные умения и навыки.

Речевое развитие

Рассматривание сюжетных картин и фотографий.

Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей, формировать связную речь.

Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички».

Вызвать интерес у детей к составлению описательных рассказов о зимующих птицах. Различать зимующих птиц по внешнему виду; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Разучивание стихов С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», «Где обедал воробей» /из цикла «Детки в клетке»

Формировать умение внимательно слушать литературный текст, развивать память.

Чтение художественной литературы

Загадки о птицах.

 Пословицы о птицах.

Поговорки о птицах.

Приметы о птицах.

А.Барто «Синица»

В. Звягиной «Воробей»,

 Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Умная птичка».

Формирование интереса к потребности в чтении, привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы. Продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Познавательное развитие

ООД по экологическому воспитанию «Зимующие птицы»

 Дидактические игры:

-«В зимней столовой»

- Игровое упражнение «Какая это птица»

- Игровое упражнение «Птички»

-«Кто зимовал, кто прилетит?»

- «Не сорока, не ворона»

- Словесная игра: «Прилетели птицы»

- «На птичьем дворе»

- «Кто как выглядит»

- «Чем питаются птицы»

- «Птенчики»

- «Чей голос?»

- «Летает, не летает»

Закрепить понятие «зимующие» птицы; Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; Упражнять в установлении сходства и различия между птицами. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Чтение Б.Брехт «Зимний разговор через форточку»

Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Мы как птички». Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц»,

« Птички и кошка»

Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах. Развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке.

Работа с родителями

Памятка для родителей: «Покормите птиц зимой"»

Наглядная пропаганда.

 

Ширма по теме «Зимующие птицы».

Дать рекомендации родителям по проведению совместной деятельности с детьми по тематике «Зимующие птицы».

Конкурс «Лучшая кормушка».

 

Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.

Сбор корма для птиц.

 

Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.

III этап – Заключительный

Оформление результата в виде:  

а) выставка детских работ;        

б) изготовление кормушек.

Выводы: Работа в рамках проекта получалась интересной, у детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим птицам пережить зиму. Дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы Обогатился словарный запас дошкольников увлекательной и познавательной для всех участников проекта.

Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.

Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.

В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.

Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «Птицы»

Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

Экологический проект "Птицы"

Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"

Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

Информационно - ориентировочный, групповой, краткосрочный проект: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

: Расширять представления детей о судах (виды судов, функциональные назначения, особенности строения)....