Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пурвиньш Юлия Витальевна

Расширить знание дошкольников о воде, её состояниях, о роли воды в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx88.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия

по ознакомлению  с окружающим миром

 

«Вода вокруг нас»

МБДОУ детский сад  «Росинка» г. Волгодонск

Воспитатель –

Ю.В. Политыкина

Цель.

Уточнить и расширить знания дошкольников о воде, её состояниях, о роли воды  в жизни человека и живых организмов.

Задачи (по областям).

Образовательная область. «Познавательное развитие».

1. Формировать представление о том, как человек использует в своей жизни воду, о том, что человек - часть природы и что он должен  охранять и беречь её.

2. Расширять представление детей о многообразии состояний воды, о взаимодействии живой и неживой природы; развивать экологическую культуру.

Образовательная область. «Речевое развитие».

1. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, используя простые и сложные предложения.

2. Активизировать, обогащать словарный запас.

Образовательная область. «Художественно - эстетическое развитие».

1. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.

2. Развивать чувство формы, цвета, пропорции.

3. Совершенствовать умения детей рассматривать рисунки, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять средства выразительности.

Образовательная область. «Физическое развитие».

1. Формировать потребность в здоровом образе жизни: желание выполнять физкультурные упражнения, сочетая их со словами.

Образовательная область. «Музыкальное развитие».

1.  Развить музыкальный слух.

Демонстрационный материал.

1. Моноблок. Презентация «Вода в природе».

 2. Магнитная доска, оформленная в виде водоёма; силуэты предметов (рыбы, улитки, банки, башмаки и т. д.).

Раздаточный материал.

Краски, бумага для рисования.

Предварительная работа.

Проектная деятельность на тему «Экология воды»;  наблюдения; беседы о значении воды в жизни человека и видах водоёмов; чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты с водой; рассмотрение иллюстративного материала, рисунки детей, подборка художественно-литературного материала.

Ход занятия:

Звучит тихая музыка (журчание воды)

Воспитатель:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В лужах, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нельзя прожить!

Вы ее в пруду найдете,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Воспитатель: Дети, где можно найти воду?

Дети: В реках, озерах, морях, океане, в водопроводном кране.

Воспитатель: А какая бывает вода?

Ответы  детей:  Соленая, пресная, безвкусная и т.д.

 Воспитатель: А какая вода  в  роднике?

Дети: Вода в роднике чистая, прозрачная, хрустальная, холодная.

Воспитатель: Для чего мы используем воду?

Дети: Пьем, моем руки, купаемся, вода нужна для приготовления пищи, поливаем цветы ….

Воспитатель: Мы не можем прожить без воды, кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватать всем. Но это не так: пресной и чистой воды на нашей планете с каждым годом становится все меньше. Как решить эту проблему?

Дети: Нельзя загрязнять водоемы, воду надо беречь!

Воспитатель: Ребята, а какие состояния  воды в природе вы знаете?

Дети: Вода – это дождь, туман, снег, роса, лед, пар, сосулька.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть на это поближе.

Презентация «Вода в природе».

Облака

Воспитатель: Из чего состоят облака? Всегда ли они бывают одинаковыми?

Дети: Облака состоят из капелек воды. Облака в солнечную погоду – светлые, веселые, голубые, плывут; перед дождем – темные, черные, нависают.

Дождь

Воспитатель: Дети, а какой дождь бывает?

Ответы детей: теплый и холодный дождь, есть грустный и веселый дождик…

Роса

Воспитатель: Ребята, что такое роса?

Дети: Трава, листья растущих у самой земли растений – мокрые, очень красиво переливаются под лучами солнца.

Иней

Воспитатель: Посмотрите, как необычно, как красиво выглядят деревья, покрытые инеем. Они как бы пришли из волшебного царства. Что такое иней?

Дети: Иней – это тоже капельки водяного пара, но только замерзшие, как снежинки, сделал такую красоту мороз из капелек воды.

Воспитатель: Если прикоснуться ладошкой к ветке с инеем, что произойдет?

Дети: Иней растает, ладошка станет мокрой.

Снег

Воспитатель: Зимой вся земля покрыта белым ковром – это снег. Ребята, одинаков ли снег в пасмурную и солнечную погоду? Когда снег бывает липким? Что произойдет со снегом весной?

Ответы детей: В солнечную погоду снег блестит и переливается; в пасмурную – поблекший и матовый. Лепим в теплую погоду, а в холодную морозную -  снег рыхлый. Весной снег тает и превращается в воду (ответы нескольких детей).

Сосульки, лед

Воспитатель:  Какими бывают сосульки?

Дети:  Сосулька гладкая, прозрачная, сосулька – это лед.

Воспитатель: Где еще мы можем увидеть лед?

Дети: На лужах вода превращается в лед, на реке замерзает.

Морозные узоры

Воспитатель: На окнах в мороз появляются узоры, на что они похожи? Какие они?

Дети: Мороз рисует очень красивые, разные узоры, если дотронуться, ладошка станет мокрой, узоры тают от тепла, появляется вода.

Круговорот воды в природе.

Воспитатель: Капельки воды постоянно путешествуют, с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, а затем под лучами солнца возвращаются обратно, вода в окружающей среде бывает очень разной.

Воспитатель: Ребята, вспомните, что же такое вода в природе?

Дети: Вода в природе - это дождь, снег, туман, иней, роса, лед, морозные узоры. Воспитатель:  Что образует вода? 

Дети: Вода образует реки, озера, моря, океаны.

Воспитатель: Друзья, сейчас я вам прочитаю интересный рассказ; послушайте внимательно.

Жила-была Голубая речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили люди. «Посмотрите, какая я чистая, прозрачна я и  красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и улитки, и жуки, и раки. Я приглашаю вас в гости: искупаться, отдохнуть. Я буду вам очень рада» - говорила Речка. Однажды в гости к реке пришла семья: папа, мама и мальчик. Они расположились на берегу реки и стали отдыхать, загорать, купаться. Сначала папа развёл костёр, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет цветов. Но они быстро завяли без воды, и ей пришлось их выбросить. Мальчик выловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что там у них внутри. В заводи он поймал лягушку и закрыл её в банке. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который не осторожно выполз на берег. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах все грязные пакеты и бумажки. Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никого не звала к себе в гости. Н. Рыжова.

-Дети, почему речка изменилась?

Дети: Люди обидели речку, и тех, кто в ней живёт, и на её берегах намусорили.

Воспитатель: А как вы думаете, из-за чего это произошло?

Дети: Люди не правильно вели себя на природе!

 Воспитатель: Действительно, ребята. Подобное становится возможным из-за незнания людьми правил поведения на природе. Водоёмы загрязняются не только от мусора, но и от вредных примесей, нечистот и сливов промышленных предприятий.  Давайте назовём правила поведения на природе, которые помогут нам сохранить чистоту воды – одного из важнейших природных ресурсов.

 

Дети делают выводы.

• Не разжигать костры на берегу рек и озер.

• Не бросать мусор в реку.

• Не брать у природы лишнего (цветов, рыбы и т. д.).

• Не обижать жителей воды и лесов.

• Не сливать нечистоты и химические отходы производства в реки, моря и озёра.

Воспитатель:  А теперь, друзья, подойдём к картине, на которой изображена речка. Как вы думаете, ребята, что с ней случилось? Что надо сделать, чтобы наша речка стала чистой?

Дети: Нужно убрать весь мусор и другие лишние предметы (отходы, нечистоты).

Дидактическая игра «Убери лишнее».

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

(ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

(наклон вниз)

Раз, два, три, четыре –

(имитация умывания)

Вот как славно освежились!

(развести руки в стороны)

А теперь поплыли дружно,

(руки вперёд, имитируют плавательные движения)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

(руки развести в стороны)

Одной, другой – это кроль.

(дети поочерёдно, то поднимают, то опускают руки над головой)

По реке мы дружно плыли

(руки вперёд, имитируют плавательные движения)

Вышли на берег крутой

(ходьба на месте)

И помашем её рукой!

(махи ладошкой)

Воспитатель:   Всем живым на земле нужна вода! Воду надо беречь, экономно расходовать!

Ребята, вода – волшебница, она умеет быть разной, превращаться. Одному сложно нарисовать портрет воды, попробуем это сделать все вместе. Каждый из вас нарисует любое  состояние воды - это капельки дождя, снежинки, узоры на окнах, водоемы.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Дождик, дождик, кап, да кап,

(пальцем правой руки стучать по ладошке левой руки)

Ты не капай больше так!

(пальцем левой руки стучать по ладошки правой руки)

Хватит землю поливать,

(грозить указательным пальцем, знак отрицания)

Нам пора идти гулять!

(двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все рисунки воды складываем вместе и получаем портрет воды.

Очень ценный клад – вода,

С нею дружим мы всегда.

Берегите воду, воду берегите,
Если всю планету сохранить хотите!

Рефлексия.

Воспитатель:  Дети, что же нового и полезного мы сегодня узнали? Что интересного делали?

(Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по окружающему миру "Вода - водичка!"

Что такое вода? Её свойства. Развивать у детей представления о природном объекте – воде, ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ и для здоровья челов...

конспект занятия по окружающему миру "Вода-водичка"

для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познанию окружающего мира "Вода и её свойства"

Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомлея с окружающим, обогащать знания детей о свойствах воды, развивать мышление, познавательный интерес в ходе выполнения опытов....

Конспект занятия по окружающему миру " Вода. Свойство воды"

Выяснить имеет ли вода цвет, запах, вкус....

конспект НОД по окружающему миру "Водичка, водичка"

Занятие знакомит детей со свойствами воды: прозрачная, жидкая, без запаха и цвета. Имеет свойство принимать форму сосуда в котором находится. Дети сами экспериментируют с водой....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода. Свойства воды»

Занятие по технологии «Step by Step»Данная технология была разработана в постперестроечный период для стран Восточной Европы для дальнейшей демократизации обучения и использует все лу...