Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему " В мире растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пурвиньш Юлия Витальевна
  • Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных.  

Продолжать формировать знания о строении растений,  умение классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.

 

 

  • Развивать интерес   к миру природы, внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать  простейшие выводы и умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovanie.docx313.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

 детский сад «Росинка»

по ознакомлению с окружающим

на тему

http://www.dpol4.ru/img/picture/Feb/03/77bfe7fe9b1e30fe7d264432e6a8e2d9/4.jpg

Воспитатель

Ю.В. Политыкина

ноябрь 2017 г.

Программное содержание.

  • Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных.  

Продолжать формировать знания о строении растений,  умение классифицировать растения по трем группам: деревья, кустарники, травы.

  • Развивать интерес   к миру природы, внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать  простейшие выводы и умозаключения.

  • Воспитывать у детей экологическую культуру, гуманное отношение к природе.

Оборудование:

горшок с комнатными  растениями; искусственный цветок; слайды с изображением схем-моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней и  с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по количеству детей.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.

Появляется Незнайка с искусственным цветком.

Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Дайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветокчтобы он подрос, и стал еще краше.

(Дети говорятчто этого делать не надо, он искусственный, а не живой)

– Значит и ваше растение не живое?

(Дети говорят, что это растение живое, это узамбарская фиалка)

(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1, показанному на экране: все живое растёт, дышит, питается, двигается, размножается)

http://xmp3online.ru/punohihuno/6890

Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка: – Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод семенами)

http://festival.1september.ru/articles/604229/img1b.gif

Незнайка: – А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его было всем видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.

(Выкладывает на магнитной доске части растения в неправильной последовательности)

Воспитатель: – Ребята, правильно Незнайка сделал? (нет, неправильно)

Незнайка: – А, наверное, цветок тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.

(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)

Незнайка: – Как же мне все запомнить?

Воспитатель: – Очень просто! Дети тебе покажут и расскажут об этом. Сейчас я превращу ребят в семена:

– Раз, два, три, повернись,

В семена превратись!

  • Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!

Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые! Вот послушай ребят: (дети читают стихи):

1. Если я сорву цветок, 
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

2. Должны мы над цветами наклониться 
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!

Незнайка: – Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно!

Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берём модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.

Вопросы к детям: Как  вы думаете, какая палочка более устойчивая? Почему? А если б не было корней у дерева, что случилось бы? (Ответы детей).

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, корни, что делают? (Дышат).

Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он всасывает влагу, дышит,  удерживает в земле).

(Смотрим на экране модель-схему №3)

http://festival.1september.ru/articles/604229/img2.gif

А что нужно растениям для их роста?  (солнце, воздух, вода, почва).

Опыт №3. Мы с вами проводили эксперимент: одно растение ставили в тёмное место, другое – на солнце. Давайте посмотрим, что получилось? Каким стало растение в потёмках? Почему?

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. 
(Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, 
(Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. 
(Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, 
(Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой  в небо упирается. 
(Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют 
(руки вверх, сомкнуть над головой)
Им совсем не страшно, когда ветры дуют 
(покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (
пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! 
(Опустить руки)

-------

Незнайка: – А это, что за значки? (показывает на схемы)

Воспитатель: – Давайте объясним Незнайке, что они означают.

(Показываю схему “Деревья”)

(Ответы детей)

(Показываю схему “Кусты”)

(Ответы детей)

– Чем деревья и кусты отличаются друг от друга?

(Показываю схему “Травянистые растения”)

(Ответы детей) 

– Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

http://festival.1september.ru/articles/604229/img2b.gif

  • Дидактическая игра «Найди схему»

 А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните, какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к вашему растению.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: – Почему ты подошел именно к этой карточке?

(Ответы детей)

Незнайка: – Молодцы, ребята! Здорово вы в растениях разбираетесь!

Воспитатель: –Дети, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

(Если не будет растений, не будет жизни на земле)

Незнайка: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.

Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним?

(Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)

Незнайка: – А как это ухаживать?

Воспитатель: – Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте расскажем ему, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.

(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т.д.)

Незнайка: – Ух, ты! Нелегкое оказывается это дело. Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного! Всем коротышкам в Цветочном городе об этом расскажу!

  • Рефлексия. 

Дети а, что нового  и интересного вы  узнали сегодня на занятии?

А теперь  давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый,свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ГРИБЫ

Конспект занятия по окружающему миру : знакомство детей с разнообразием грибов, выделяя группы съедобных и несъедобных грибов....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».

Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Павловского района....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Мир комнатных растений", неделя Инклюзии

Занятия с ребёнком с растройствами аутистическогоспектра отличаются от занятий с детьми, не имеющими наимеющими отклонений в развитии.Дети с РАС представляют собой неоднородную группу с различной степ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим " Знакомство с комнатными растениями"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Знакомство с комнатными растениями"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми третьего года жизни «Рассматривание комнатных растений»

Цель: - познакомить детей с представителями природного мира – комнатными  растениями, их строением; - показать способы ухода за растениями;- вырабатывать длительный непрерывн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Царство растений»

Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях земной флоры;Развивать представления о внешних отличиях растений; расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей рас...