Образовательная область «Познание».Конспект исследовательской лаборатории в старшей группе, тема «Познаём удивительное».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Надь Светлана Анатольевна

Знакомить со способом изготовления красок; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем, фиксируя результат; умение делать выводы о свойствах различных веществ, называть их; развивать активность, любознательность, познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnot_issledovatelskaya_laboratoriya.docx168.71 КБ

Предварительный просмотр:

Без имени-2копирование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Журавушка» комбинированного вида г. Искитима

Новосибирской области

633209, Новосибирская область, г. Искитим, м/р Южный, 49А

Тел: 8 (38343) 320005

e-mail: madou24-isk@mail.ru 

На конкурс профессионального мастерства

«Мое лучшее образовательное мероприятие»

Конспект исследовательской лаборатории в старшей группе по образовательной области «Познание»

Тема «Познаём удивительное».

Автор конспекта: Надь С.А.,

воспитатель, высшая квалификационная категория

Искитим 2018

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»:

знакомить со способом изготовления красок; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем, фиксируя результат; умение делать выводы о свойствах различных веществ, называть их; развивать активность, любознательность, познавательный интерес.

Интеграция с другими образовательными областями:

 «Физическое развитие»: развивать умение ориентироваться в пространстве,  слуховое и зрительное внимание. 

«Развитие речи»: умение аргументировать свои ответы, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о предметах, явлениях, не имевших места в их собственном опыте; упражнять в словообразовании прилагательных от существительных, формировать у детей умение согласовывать слова в предложения. 

«Социально-коммуникативное»: Закреплять правила и опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение взаимодействовать в парах  друг с другом, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, весёлая детская музыка без слов, видеописьмо от профессора Всезнайкина, халаты, шапочки, посылка,  карты-схемы-помощницы,  карты-исследования, цельные овощи, контейнеры с овощами (огурец, свекла, морковь, картофель-порезанные, измельчённые), фрукты (яблоко), контейнеры ягод (черноплодная рябина, калина, смородина, облепиха), крахмал, сгущённое молоко, мёд, клеёнки, поднос для оборудования, цветные карандаши, фломастеры, пластиковые тарелочки, стаканчики, ложечки, пластиковые баночки, марля, толкушка, воронка, деревянные палочки, ватные палочки, кисточки, печатки,  влажные салфетки, ведёрки для отходов материала, пустая плоскостная магнитная палитра красок, цветные кружки с весёлыми, задумчивыми, грустными эмоциями.

1.Вводная часть:

 Воспитатель: Ребята, сегодня на нашу электронную почту, пришло письмо, от профессора Всезнайкина. Хотите посмотреть, что там?

Дети: Да, хотим.

(Воспитатель включает видеозапись письма на ноутбуке.)

«Здравствуйте, ребята. Я - профессор Всезнайкин. У жителей Солнечного города закончились краски и они не могут их купить в магазине, потому что их ещё не завезли, а они им очень нужны. Я целый день тружусь в лаборатории, но сегодня мне срочно нужно было уехать. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Ой, совсем забыл, я вам отправляю посылку,  из чего можно изготовить  краски. Пожалуйста, всё запишите и пришлите  мне результаты исследований».

Воспитатель: Ребята, а сможем ли мы помочь Всезнайкину и жителям Солнечного города?

Дети: Да, сможем!

Воспитатель: А где  мы можем изготовить краски для жителей города?

Дети: Нужно пройти в нашу «Лабораторию».

Воспитатель: Молодцы! Какие вы догадливые! А что нужно для начала, что бы приступить к изготовлению красок?

Дети: Вспомнить правила поведения в лаборатории и надеть халаты.

Дети называют правила.

-Не кричать.

-Ничего не пробовать на вкус, если это не разрешено.

-Аккуратно работать с оборудованием и материалами.

-Работать на своём месте, по необходимости можно передвигаться.

Воспитатель: Ну вот,  мы теперь, настоящие учёные исследователи.

2.Основная часть:

Воспитатель: Уважаемые учёные-исследователи, я вас приглашаю пройти в лабораторию к нашей посылке и открыть её.

Дети выкладывают на стол и перечисляют, что лежит в посылке.

Воспитатель: Подумайте и скажите можно ли получить краски  из всего этого, что прислал нам профессор Всезнайкин?

Дети: Можно (нельзя, не знаем) изготовить  краски из фруктов, ягод, овощей.

Воспитатель: Мы с вами предположили, что краски могут быть (не могут быть) изготовлены из овощей, фруктов и ягод. Как это можно проверить? 

Дети: Исследовать их и провести эксперименты.

Воспитатель: Молодцы! Здесь в посылке ещё лежат карты-схемы-помощницы, которые нам будут помогать.

Воспитатель: Можете выбрать себе коллегу, который вас поддержит и поможет, если нужно провести и проверить ваши эксперименты. Ну и, конечно же один из материалов, который вы будите изучать (фрукты, овощи, ягоды) и занять  своё место в лаборатории.  (Дети договариваются, разбиваются на пары, самостоятельно на выбор выбирают, что они будут исследовать и проходят за столы).

Воспитатель: На столах у вас лежат карты-исследования, в которых вы будите отмечать свои результаты экспериментов. Можете в первой колонке  зарисовать материал (ягоды, овощи, фрукт), с которым вы будите работать. (Дети выполняют.)

Учёные исследователи, посмотрите на схему-помощницу, (выставляется на магнитную доску)  которую прислал профессор Всезнайкин.  Как вы считаете, что она подсказывает нам?

Дети: Нужно определить цвет.

Воспитатель: Как вы думаете, если получится изготовить  краску, то какого цвета она получится?

Дети: Чёрная, красная, жёлтая краска. (Дети дают ответы исходя из того с каким материалом работают)

Воспитатель:  Учёные-исследователи, вы предположили, что краска может быть такого же  цвета, как  ваш исследуемый материал. Можем мы это проверить и как?

Дети: Можем провести по бумаге  (другие варианты).

Воспитатель: Молодцы! Давайте попробуем! И зафиксируем наше исследование во второй колонке карты-исследования.

1.Эксперемент  «Определение цвета и способность окрашивать бумагу». (Оборудование: карта-схема-помощница, карты исследования, бумага, фрукты, овощи, ягоды, карандаши, фломастеры, салфетки для рук) 

 Для проведения эксперимента дети берут  кусочки фруктов, овощей, ягод и проводят  ими по бумаге, смотрят, окрашиваются ли она и в какой цвет, сверяют результаты друг у друга.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Что все (не все - в зависимости от выбранного материала исследования)  могут (не могут) ягоды, фрукты, овощи окрашивать бумагу и иметь такой же (не такой же) цвет, когда смотрим на них.

Воспитатель: Коллеги исследователи,  мы посмотрели, что наши ягоды, овощи, фрукты окрашивают бумагу, всё  можно рисовать ими?

 Дети: Да, можем рисовать, нет, не можем.

Воспитатель: Предлагаю  обратится к следующей  схеме-помощнице. (выставляется вторая схема эксперимента)

Дети: Нужно получить сок, жидкость.  

Воспитатель: Молодцы! Нам нужно получить красящий сок. Как нам это сделать?

Дети: Нужно размять ягоды, овощи отжать  их (другие варианты ответа).

Воспитатель: Молодцы! Какие вы догадливые! Предлагаю приступить к исследованию.

2.Эксперемент «Получение красящего сока».

 (Оборудование: пластиковый стаканчик, ложка, толкушка, марля, пластиковая тарелка, воронка, баночка пластмассовая, влажные салфетки) 

 С помощью предоставленного оборудования, дети разминают  ягоды, овощи и фрукты (заранее измельчены), отжимают через марлю и переливают полученный красящий  сок через воронку в баночку.

Воспитатель: Скажите ребята,  как называется сок, который вы получили? Дети: Облепиховый сок, калиновый сок, морковный сок, свекольный сок и т.д.

Дети в картах-исследования зарисовывают  стаканчик с соком (полученного цвета),  заносят в следующую колонку и сверяют результаты).

Воспитатель: Какой вы можете сделать вывод?

Дети: Из фруктов, овощей, ягод  можем получить разный красящий сок.

Воспитатель: Молодцы! Предлагаю  посмотреть на следующую схему-помощницу! (выставляется на доску третья схема-помощница).

Дети: Мы можем проверить есть ли у сока запах - понюхать её.

Воспитатель: Молодцы  учёные!   Коллеги, предлагаю вам занести  свой результат в карту исследований в следующую колонку.

 (Дети изображают схематически нос, ели есть запах, а если нет-перечеркивают его, проверяют результаты).

Воспитатель: Какой вы можете сделать вывод?

Дети: Что сок имеет запах.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Хотите отдохнуть?

Дети: Да.

Воспитатель: Можете выйти  из-за своих лабораторных столов и пройти на свободное место. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Подвижная игра «Найди цвет»

Выбирается  водящий, под музыку дети ходят по группе,  на слова «Один, два, три-жёлтый  цвет найди» дети ищут цвет, подбегают и дотрагиваются до него рукой. Игра продолжается с названиями других цветов.

Воспитатель: Ну, что учёные – исследователи отдохнули?

Дети: Да, отдохнули!

Дети возвращаются лабораторию.

Воспитатель: Мы получили сок и теперь,  наверно, можем им рисовать?

Дети: Да (нет), но можно проверить и порисовать им.

4Эксперемент. «Рисование соком»

(Оборудование: кисточка, ватные  палочки, штампики).

Воспитатель: Попробуйте  зафиксировать свой результат в картах-исследования  в следующей пустой колонке.

 (Дети на выбор рисуют предложенным материалом красящим соком, проверяют результат эксперимента в парах). 

 Воспитатель:  Легко ли вам было рисовать им и какой можно сделать вывод? 

Дети: Рисовать было трудно, так как сок очень жидкий и рисунок растекается.

Воспитатель: Предлагаю  обратится к следующей схеме-помощнице  (выставляется на доску схема,  на которой изображены следующие продукты - мёд, сгущённое молоко, крахмал ).

Дети: Нужно добавить их в сок!

Воспитатель: Какие вы догадливые! Молодцы! Давайте попробуем! Можете договориться между собой, какой продукт вы будите добавлять в красящий сок, пройдите к посылке и возьмите то, что вам нужно. Только здесь написано добавить немного!   

5.Эксперемент. «Получение красок»

(Оборудование: сгущенное молоко, мёд, крахмал баночки с полученным красящим соком, деревянные палочки, кисточки, ватные палочки, штампики).

Дети на свой  выбор при помощи деревянной палочки смешивают сок в стаканчике  и один из выбранных продуктов, отмечают, что сок стал густым и зарисовывают в карте-исследования в последней колонке, сверяют свои результаты.

Воспитатель: Какой вы можете сделать вывод?

Дети: Что красящий сок стал гуще, рисунок не растекается, и значит, он превратился в краску.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Скажите учёные-исследователи, наше предположение подтвердилось, что из разных овощей, ягод, фруктов можно изготовить краску?

Дети: Да, подтвердилась! Мы получили краски разных цветов!

Воспитатель: Ну, вот наше экспериментирование по изготовлению красок подошло к концу и нам нужно срочно отправить все наши результаты профессору Всезнайкину, чтобы он изготовил краски для жителей Солнечного города. (Дети приносят свои  карты-исследования  и складывают в посылку, чтобы отправить профессору).

3. Заключительная часть:

Педагог предлагает поделиться впечатлениями от проделанной работы в лаборатории, рассказать, что в изготовлении красок для них оказалось удивительным, неожиданным, интересным.

— Как вы думаете, наша сегодняшняя работа важна? 
— Какие трудности вы сегодня испытали?
— Обратите  внимание на эту пустую палитру красок, если вы считаете, что работа в лаборатории была интересной и нужной, то поставьте на неё одну красочку в виде весёлого кружка, если было трудно, но интересно – то красочку в виде задумчевого кружка , если было не интересно – то грустную красочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Что необходимо растениям для роста и развития»

Основной целью данного конспекта является: расширять представления детей об условиях,необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет). Формировать представления детей о характерны...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности образовательная область «Познание», развитие математических представлений в старшей группе Тема: «Кондитерская фабрика»

Предложенный конспект поможет воспитателю провести занятие в интересной игровой форме, развить познавательность, любознательность, воображение и творческую активность у детей....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно - эстетическое развитие (аппликация) в старшей группе Тема: «Друзья для Снегиря». Автор составитель: воспитатель Князева Светлана Анатольевна

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области художественно - эстетическое развитие(аппликация) в старшей группеТема: «Друзья для Снегиря».  Использ...

Образовательная область "Познание". Конспект ННОД в подготовительной к школе группе, тема «Путешествие в космос».

Расширение представления детей о космосе, , о солнечной системе; развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Эта удивительная соль».

Развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью. Образовательная область: «познавательное развитие; интеграция с образовательными областями: «художест...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области « Социально – коммуникативное развитие» для детей старшей группы. Тема: « Моя семья».

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области « Социально – коммуникативное развитие»для детей старшей группы.Тема: « Моя семья»....