Организация труда на участке в ДОУ
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сафина Любовь Александровна

Тема "Организация труда на участке ДОУ" В статье разработаны методы, приемы, здоровьесберегающие технологии, гигиенические требования к инструментарию по разным возрастам, содержания труда в природе в разных возрастных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_truda_na_uchastke_dou.docx68.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: № 8 «Организация труда на участке ДОО»

  1. Значение организации труда в формировании реалистических представлений о природе, практических навыков ухода за растениями и животными

     Что такое труд?

Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Трудиться нужно всегда, иначе ничего не добьёшься. Труд сопровождает нас повсюду, начиная с малых лет, ведь даже играть, нужно научиться, а значит, потрудиться. Весь мир трудится! Каждый труд, несомненно, дает кому-то радость. Такая радость может быть не велика, но может быть огромная. Труд должен быть ритмичен и потому каждодневный. 

     Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

     Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд, как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду, имеет важное значение в развитии детей, дошкольного возраста.   Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.  Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего сада создан мини - огород и цветник, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.

     Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовки почвы для сеяния семян моркови, укропа, подсолнухов, кабачков; посадки картошки и лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.    Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора.                                                                                   Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.

     Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

     Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования. Содержанием является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде и т.д. Лето - благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Огород является живой лабораторией под открытым небом. Это источник познаний природы. Здесь расширяем, углубляем, закрепляем знания воспитанников, полученные на занятиях в учебной деятельности. Знакомим детей с разнообразием культурных растений, их биологическими особенностями и технологией выращивания. Вместе с детьми устанавливаем зависимость развития и роста растений от факторов внешней среды и ухода за растениями. Работа на огороде позволяет детям приобрести полезные трудовые навыки. Именно здесь, на огороде формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду.

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природную созидающую деятельность взрослых;

- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а так же деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.).

- создание изобразительной продукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

- общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные  односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными).

- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.

     Разнообразная деятельность, в том числе и труд в природе, естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

      «Труд в природе – основа экологического воспитания детей».

Я согласна с этим утверждением, так как считаю, что именно труд  в природе – это и есть основа экологического воспитания детей. В предметное окружение ребенка – дошкольника входят различные объекты природы, поэтому ознакомление с растениями, животными, явлениями  неживой природы – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

     Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Мы, взрослые, являемся примером отношения к природе, для детей. Своим примером  создаем образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрируем необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Дети, слыша речевое сопровождение трудовой деятельности воспитателя, учатся за ним ухаживать, заботится -  это и есть образец взаимодействия с природой. Ребенок в дальнейшем будет так же, бережно относится к объектам природы: не будет ломать ветки деревьев, рвать цветы без надобности, давить насекомых, ловить бабочек, бросать мусор и т.д.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение  в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе.

«Отношение» - конечный результат экологического воспитания.

  1. Требования к организации труда в природе. 

1.Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон, проигрыватель с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Мария Юрьевна» создадут атмосферу праздника.

2.Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия и только, после этого объявлять о начале работы. Подбирая орудия труда, надо постараться, чтобы они соответствовали росту и силам детей: ведро и лейка                    (емкостью 1,5—2 л);  железная лопата для перекопки земли (лоток лопаты 15Х 13 см, длина рукоятки 75—80 см); металлические грабли для рыхления, очистки поверхности почвы от камней и выравнивания поверхности гряд (длина рукоятки 100—11О см); метелка для уборки сухих листьев и сора (длина палки 1 м); совок для выкапывания и посадки растений, окучивания и рыхления почвы (лоток 10 x8 см) и др.

Очень хорошо, если детский сад имеет халатики на каждого ребёнка. Халатики избавляют воспитателя и детей боязни испачкать во время работы платье и от неприятных разговоров по этому поводу с родителями. Для поливки хорошо иметь клеенчатые фартуки с нагрудниками.

3.Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы. В зависимости от условий и возраста дети могут работать без перерыва от 10 до 20-30 минут.

4.Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду трудаЕсли мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

5.Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.

Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

6.При всяком виде трудовой деятельности детей воспитатель должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т.д.

7.Также важнейшим педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

8.Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

9.Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

  1. Содержание труда в природе.

2 младшая группа

     Летом закрепляются и уточняются знания детей о деревьях, растущих на участке (две породы - ель, берёза); цветущих травянистых растениях (два вида – ноготки, бархатцы); имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов). Во время наблюдений дети узнают, что летом ярко светит солнце, становится жарко. На участке необходимо создать условия для игр с песком, водой, в которых будут закрепляться знания детей об их свойства. Летом следует организовать прогулки в ближайший лес, на луг, в сквер. Здесь не следует разрешать детям валяться на траве и мять ее, рвать цветы, срывать у растений листья. Возле водоема можно наблюдать за полетом стрекозы, показать лягушку.

Труд на огороде:  

Дети сажают 2-3 грядки: лук, бобы, горох, фасоль в заранее подготовленные бороздки. На одной  из грядок воспитатель может посеять в присутствии детей семена редиса или репы. Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии малышей, привлекая их к посильному  участию. Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя поливать растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Средняя группа

Приучать детей наблюдать характерные явления летней природы и устанавливать простейшие связи между ними (ярко светит солнце - стало жарко, после дождя – трава зеленеет). Формировать простейшие обобщения (редис, морковь – овощи, яблоки, груши - фрукты); подготовить к пониманию, что для роста растений нужен свет, влага, тепло; воспитывать способность замечать красоту природы. Нужно, чтобы дети приобрели навыки ухода за растениями  на огороде, в цветнике.  Летом закрепляются и уточняются знания детей о деревьях, растущих на участке (рябина, клён, каштан и др.); цветущих травянистых растениях (колокольчик, настурция, лилия, ирис и др.).  Во время труда на огороде, в цветнике – при рыхлении, поливке - надо обращать внимание детей на различные свойства почвы (сухая, влажная) и изменение во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскопке очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). Вся работа детей по уходу за растениями должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Он показывает и объясняет, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.

Старшая группа

Расширять и обобщать представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла; учить различать съедобные и ядовитые грибы, травянистые растения; упражнять в различении частей растений, формировать понятие о культурных и дикорастущих растениях, знакомить с трудом людей в парке, поле, на лугу, воспитывать любознательность, любовь, бережное отношение к природе. Летом  закрепляются  знания детей о деревьях сада (яблоня, груша, вишня  и др.), леса (ель, сосна, дуб); цветущих травянистых растениях цветника (пион, георгин, хризантема, маргаритки и др.). Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай — летом,  осенью.  Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Дети должны учиться пропалывать сорняки, собирать семена овощей и цветов.  На участке при поливке растений следить за тем, чтобы дети хорошо смачивали почву. Время от времени детей привлекают к прополке растений, рыхлению земли на грядках, клумбах, а затем к сбору овощей, ягод, семян цветочных растений. Воспитатель учит детей правильно держать лейку при поливе, рыхлить, пропалывать.  Показав приемы рыхлений междурядий, воспитатель раздает детям рыхлители и предлагает, чтобы каждый сделал то же на отведенном для него участке. Объясняет, что рыхлят за тем, чтобы корням растений поступал воздух. Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснением.  Привлекая детей пяти-шести лет к труду в природе, важно учитывать их возрастные особенности и возможности: ведь именно этот вид труда требует от ребенка подчас немалого физического напряжения, но посильная работа исключительно полезна для растущего, развивающегося организма. Организуя труд детей на огороде, следует помнить, что дошкольникам посильно вскапывание только рыхлой земли,  не затоптанной, ежегодно перекапываемой. Помимо создания среды, обеспечивающей возможность проведения различных работ, большое значение имеет организация самой работы. Воспитатель должен заранее наметить план, ясно и чётко представить себе, чем именно он будет заниматься с детьми, определить последовательность работы и её дозировку, организовать работу так, чтобы все дети могли удовлетворить своё желание трудиться, чтобы всем хватило места, рабочего инвентаря, учебного материала.

ДОСТУПНЫЕ ВИДЫ РАБОТ  В ЦВЕТНИКЕ,  ОГОРОДЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ        ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСЕВ СЕМЯН

Сеять семена могут дети во всех группах. Нужно вначале как следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать.

ВЫСАДКА РАССАДЫ И ПЕРЕСАДКА РАСТЕНИЙ

Самостоятельно не высаживают дети рассаду капусты, помидор (только под контролем, руководством  взрослого), в старшем возрасте.

РЫХЛЕНИЕ

Это могут делать и дети средних и старших групп. Воспитатель обращает внимание детей на образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как они рыхлят. Воспитатель расставляет детей и распределяет участки, а дети работают. Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Почву нужно рыхлить в ягоднике и цветнике. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

ПРОПОЛКА

Проводится главным образом с детьми старшей группы. Дети старшей группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут. В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня и вырвать у корня с корнем). Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли прополку и не находились в одном положении (предлагает то собрать траву, то унести ее и т.д.). Воспитатель знакомит детей с 2-3 видами сорняков, называет их. Прополка способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке, умению преодолевать трудности (прополку делать несколько раз, даются отдельные поручения группе детей, дежурным).

ПОЛИВКА

Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку.

В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому полить одно место нужно раза три, в этой группе нужно провести беседу о значении поливки в жизни растений.

СБОР УРОЖАЯ

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Поэтому, садить ее «нужно столько, чтобы каждому ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному, в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветочных семян. Это очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках. При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей  группы.

УБОРКА УЧАСТКА

Проводится во все времена года. Доступна она всем детям. У малышей участок убирают взрослые. Но дети могут собирать камешки, прутики и уносить их на носилках. Зимой помогают расчищать снежок и перевозить его на саночках. Дети средней группы уже сами могут подметать участок. Особенно интересна уборка во время листопада. Дети старшей  группы принимают активное участие в уборке участка во все времена года. Забота о растениях не прекращается и зимой. Дети должны знать, что снег нельзя притаптывать там, где есть растения. Снег должен быть в этих местах рыхлый.

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. При перекопке дети могут отвлекаться, т.к. это - кратковременный отдых. После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.    Каждый труд должен быть творческим трудом. Научить творческому труду - особая задача воспитателя.

  1. Методика руководства трудом детей на участке ДОУ (в разных возрастных группах).

     В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации) или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

     Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

     Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

    К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

     Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

     Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

     В работе по трудовому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером  воспитательно -образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые, должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

     Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств.

     Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

     Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

     К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

     Роль художественного средства в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. Но, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

     Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

     Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

     Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совместный, коллективный труд.

     Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности (кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); по содержанию (соответствуют видам труда).

     Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

     В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Продолжительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

     Общий, совместный, коллективный труд, способствует, прежде всего, решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

     Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

     Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде - единая.

     Коллективная  форма организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей. Общий труд, возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный труд - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

     Трудовое воспитание детей дошкольного возраста может быть эффективно при определенных условиях, к которым относятся: эмоционально-положительная атмосфера; материальная среда и трудовое оборудование; дозированная нагрузка; учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.

     Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материальной.

     Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию и к организации труда дошкольников. Следовать этим требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и их жизни.

      Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

Во второй младшей группе  возможна организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто поливает клумбу.

При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя,  и дети хорошо справляются с порученной работой.

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения. Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть. В средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения - ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.

     

Примеры усложнения труда в природе.

Полив комнатных растений.

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки

водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Рыхление почвы у комнатных растений.

Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Опрыскивание комнатных растений.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев) .

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой)

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Черенкование растений.

Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение.

Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Пересаживание комнатных растений.

Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности

работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

План коллективного труда в старшей группе (подгруппа детей).

Тема: «Уход за комнатными растениями» (подгруппа детей).

Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи:

- Продолжать учить  детей  ухаживать за комнатными растениями;
- Развивать у детей наблюдательность и любознательность;
- Уточнить представления детей о способах ухаживания за комнатными растениями (крупные листья протираются  тряпочкой, с ворсистых смахнуть пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки опрыскивать);

- Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений.
- Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.ь звук

Оборудование:  2 тазика, тряпочки по количеству детей,  фартучки по количеству детей,  сухие кисточки,  лейки, опрыскиватели,  игрушка –  Лисичка.  Комнатные растения: фикус, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция.

Подготовка оборудования:
После полдника, когда дети закончили кушать, готовлю оборудование: прошу дежурных помочь мне налить в тазики воду, приготовить тряпочки, принести лейки, достать фартучки.

Методы и приемы:  сюрпризный момент,  обращение,  игровые приемы, вопросы к детям,  объяснение, показ способов ухода,  привлечение детей к действию,  указания,  напоминания,  оценка детской деятельности.


Организация, содержание и методика руководства коллективным трудом детей по уходу за комнатными растениями:

Побуждение детей к труду (игровая проблемная ситуация, сюрпризный момент – появление игрушки Лисички).
- Ребятки, сегодня к нам в гости пришла  Лисичка. Но она пришла не просто так, он пришла к нам  по делу.  Лисичка решила нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе.
- Послушайте,  что говорит Лисичка!  (На компьютере картинка Лисички и голос).
- «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у вас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у вас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли».
- Не печалься, Лисичка, мы спасём наши растения!
- Ребята, давайте прогоним этих злючек!
Но скажите, как мы будем бороться с врагами?
- Правильно, мы польём наши растения, крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых листьев  смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать.
- Но, ребята, нам с вами нужна защитная одежда, чтобы защититься от этих вредителей. Как вы думаете, что будет нашей защитной одеждой?
- Правильно, фартучки. Давайте наденем их.

Показ действий  (полный, объяснение).
- Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листья у фикуса.  Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. Вот так.

Беседа (планирование деятельности через вопросы)
- Как вы думаете, как будем убирать пыль  с ворсистых листьев у фиалки и колеуса? Пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой. Правильно (показ воспитателя).
- А что будем делать с растениями,  у которых  мелкие листочки, такие как: бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка и традесканция – мы будем опрыскивать. Правильно (показ воспитателя).

Руководство ходом трудовой деятельности (напоминание о последовательности выполнения работы, помощь воспитателя, отметить детей, которые правильно и аккуратно все делают).
- Всё всем понятно? Тогда начинаем работу по спасению наших растений.
- Сейчас каждый подойдёт к своему растению, польёт его (напоминаю , как нужно поливать:  аккуратно, не лить слишком много воды), а затем уберёт с него злую пыль.
- Не забудьте, ребята, что тряпочки мы отжимаем хорошо. С крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки – опрыскиваем.
Анализ детской деятельности:
- Вот какие вы у меня все молодцы! Я заметила,  как вы старались, дружно работали, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться!  Давайте еще раз повторим, как мы убирали пыль с фикуса? (протирали тряпочкой). Чем убирали пыль с растений с ворсистыми листочками? (с помощью кисточки). А что мы делали с растениями с мелкими листочками (опрыскивали). А что еще мы сделали? (полили наши цветы). Посмотрите, какие цветы у нас теперь чистые, листочки блестят, пыль исчезла, Правильно, Молодцы! Лисичка  благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают!

Уборка оборудования:
- Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполнят лейки водой, для следующего полива наших растений.

План коллективного труда в старшей группе (подгруппа детей).

Тема: «Уборка снега на участке детского сада» (вся группа)

Цель: закрепление навыков безопасной работы с лопатой, обобщение знаний о пользе труда, насколько он нужен и важен для коллектива.

Задачи:  Формировать чувство ответственности за выполняемую работу, возникновение желания работать сообща: расчистить участок от снега, построить снежные фигуры, чтобы детям было удобно и радостно играть на расчищенной от снега и украшенной площадке. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать у детей желание трудиться коллективно, помогая друг другу.

Оборудование: Деревянные лопатки, веники, санки с коробкой для перевозки снега, мешочек с геометрическими фигурками: квадраты, треугольники и круги.

Методы и приемы:  художественное слово (загадка, стихотворение),  обращение,  игровые приемы, вопросы к детям,  объяснение, показ способов работы инвентарем,  привлечение детей к действию,  указания,  напоминания,  оценка детской деятельности.

Организация, содержание и методика руководства коллективным трудом детей  по  уборке снега на участке детского сада:

Побуждение детей к труду (использование художественного слова, загадка)

Воспитатель: Ребята, я для вас сегодня приготовила загадку, вот послушайте ее и попробуйте отгадать:

Холодная красавица

Детям очень нравится,

Учит их лепить снежки,

Дарит санки и коньки,

Дружит с вьюгой и пургой,

А уходит лишь весной.

Правильно, ребята, к нам зима пришла! Посмотрите, как сегодня красиво! Сколько снега намело кругом, вся земля покрыта снежным покрывалом. Какой он, этот снег? (белый, пушистый, мягкий, серебристый). Что можно делать со снегом? (ответы детей). Правильно, можно играть в снежки, лепить снеговика, строить снежную крепость. Но сначала мы с вами должны узнать, какой снег и можно ли из него лепить и строить.  Для этого возьмите лопатки, наберите в них снег и подбросьте его вверх. Что произошло со снегом — он упал комочком или разлетелся легким облачком? (ответы детей) Верно, снег разлетелся легким облачком. Значит, он сыпучий, лепить и строить из него нельзя.   Но нам необходимо навести порядок на участке. Что же нам для этого необходимо сделать? (ответы детей). Верно, мы можем сгрести снег в большие кучи, а когда потеплеет, мы сможем слепить из снега снеговика, зайчика или снежную крепость. А на каком участке удобнее и приятнее играть?  На  заснеженном или расчищенном? (на расчищенном).

Показ действий (полный -  воспитателя, показ детей).

     - Скажите, как мы сможем расчистить снег на участке, что нам понадобится для этого? (лопатки, веники, санки с коробкой для перевозки снега). Правильно! (показать,  как правильно пользоваться веником и лопаткой, напомнить о безопасности использования этих атрибутов труда).- Посмотрите, как я держу лопатку, как нагребаю снег на лопату. Будьте внимательны, не машите лопатками, чтоб случайно не ударить своего товарища.

Кто покажет, как правильно нужно держать лопату и набирать снег? (использовать показ детей). А вот как правильно держать веник и работать им. Так же нужно быть осторожными, внимательными, чтобы  не мешать друг другу,  и случайно не задеть того, кто работает рядом. Миша покажи, как ты будешь подметать?  Все правильно! Молодцы.

Беседа (планирование деятельности через вопросы, использование игрового приема - геометрические  фигуры, при распределении деятельности между подгруппами, использование худ. слова – стих-е).

Тихо — тихо, снег идет,

Белый снег, лохматый,

Мы расчистим снег и лед

На дворе лопатой. (М. Познанская)

     Для того чтобы нам быстро справиться с работой, необходимо разделиться на несколько групп. А поможет нам поделиться вот этот чудесный мешочек, вы по очереди достаете одну из фигур. Ребята,  как одним словом можно назвать все эти фигуры? (геометрические). Ребята, у кого треугольники - объединитесь, вы будете сгребать снег в небольшие кучи; у кого квадрат - будут грузить снег на санки и перевозить их в то место, где мы будем строить, например, крепость; а те у кого, кружки - будет подметать на дорожках.

Для того,  чтобы быстро справиться с работой и поиграть на расчищенном участке, нам необходимо трудиться быстро и согласованно (дружно). Каждый должен выполнить свою работу так, чтобы ее не пришлось переделывать. Сейчас, ребята возьмите необходимое вам оборудование и приступайте к работе.

Руководство ходом трудовой деятельности (напоминание  о распределении труда между подгруппами выполнения работы, помощь воспитателя, отметить детей, которые правильно и аккуратно пользуются оборудованием).

В процессе труда я направляю усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели. Уделяю особое внимание детям, которые затрудняются выполнить задание. Я учу ребят помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого ребенка. Координирую работу между группами. Если какая — то группа задержалась, то обращаюсь к детям, выполнившим свою работу: «Вы молодцы, уже закончили свое дело, и, я знаю, не откажетесь помочь товарищам».   В процессе совместного труда,  внимательно присматриваюсь к взаимоотношениям,  которые складываются между детьми, регулирую возникающие недоразумения, побуждаю к проявлению товарищества, ответственности.

Анализ детской деятельности:

Воспитатель: - Молодцы, работа выполнена. Как вы думаете, какая группа работала лучше всех? Что у вас хорошо получалось? А что не получалось? Я тоже думаю, что у Арины очень хорошо получалось подметать дорожки, а у Руслана сгребать снег лопатой. А вот Виталий активней всех работал,  правда ведь,  ребята? А скажите, смог бы один человек выполнить эту работу быстро? (ответы детей). Всем вместе работать интереснее и быстрее, все стараются, помогают друг другу. Надо помогать друг другу, тогда будут положительные результаты труда. Посмотрите, участок мы убрали, теперь можно сделать снежные постройки, и поиграть.

Уборка оборудования:

- А теперь давайте аккуратно сложим весь инвентарь в наш ящик, и когда пойдем в группу, занесем его, чтобы он не валялся тут на участке. Ведь мы закончили свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов у детей в процессе труда на участке зимой

Организация трудовой деятельности на участке - одна из форм работы с детьми, которая позволяет быстрее, успешнее решать стоящие перед нами задачи. В логопедической группе трудовая деятельность п...

Организация труда детей с 2-х до 3-х лет на участке, цветнике.

Доклад посвящен организации трудовой деятельности детей с двух до 3 лет на участке, цветнике. Особое внимание уделяется обеспечению всестороннего развития детей, формированию необходимых умений и навы...

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников, через организацию труда по выращиванию овощных культур и огородной зелени в групповой комнате и на участке детского сада»

Своей  новизной, красотой и многообразием природа эмоционально влияет на дошкольников, вызывает у них удивление и восхищение, желание узнать больше.     В соответствии с ФГОС ...

Картотека "Наблюдение на прогулке, подвижные игры, труд на участке"

Вот так мы делаем наши прогулки разнообразными...

«Труд на участке детского сада.»

Конспект ООД  по сюжетному рисованию в подготовительной к школе группе...

Презентация "Труд на участке зимой"

В педагогической деятельности необходимым является воспитание положительного отношения к трудовым обязанностям, развитие соответствующих умений и навыков у дошкольников в ходе организованных прогулок....

Фотоотчет «Осенний труд на участке»

Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважения к людям труда – важная задача дошкольных учреждений.В труде формируются дружеск...