Организация труда детей с 2-х до 3-х лет на участке, цветнике.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мухина Марина Александровна

Доклад посвящен организации трудовой деятельности детей с двух до 3 лет на участке, цветнике. Особое внимание уделяется обеспечению всестороннего развития детей, формированию необходимых умений и навыков  элементарной трудовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Организация труда детей с 2-х до 3-х лет на участке, цветнике.

ГУЗ «Специализированный

дом ребёнка»

воспитатель старшей группы

Мухина Марина Александровна

       Трудовое воспитание  является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В доме ребёнка ставится задача постепенного  развития у детей интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с 2-х до 3-х лет с трудом взрослых и через непосредственное участие их в посильной трудовой деятельности в доме ребёнка. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

              Организуя трудовую деятельность на участке, цветнике в доме ребёнка  воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность.

           Труд детей на участке, цветнике должен быть посильным и регулярным. Физические усилия, затраченные ребёнком, не должны вызывать переутомление. В противном случае у них возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера, возраста детей. С детьми с 2-х до 3-х лет не больше 5-7 минут. Необходимо, чтобы орудие труда были безопасными, соответствовали росту и силам ребёнка, но вместе с тем настоящими, а не игрушечными. Труд детей на участке организуется в форме индивидуальных поручений, коллективного труда.

Имеют особое значение с детьми с 2-х до 3-х лет, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребёнок осваивает сам. Это даёт возможность воспитателю научить малыша трудовым   действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Всё это помогает  формировать   трудовые навыки и умения,   способствует воспитанию ответственности за       полученное дело, настойчивость, аккуратность, привычки к трудовому усилию.

Даёт возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей в группе. Детей с 2-х до 3-х лет лучше разделить на подгруппы и организовать коллективный труд для одной небольшой подгруппы (2-3 ребёнка), например: полить растения  в цветнике. В этом случае формируются умения детей принимать общую цель труда, действовать сообща, помочь товарищу, воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

 

 

Так как действия детей раннего возраста еще не совершенны, характеризуются отсутствием целесообразности, поэтому первые трудовые задания предусматривают индивидуальные поручения.

Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции (полить растения заранее приготовленной водой и т.д.). Этот труд кратковременный, но воспитатель привлекает  нему всех детей поочерёдно, чтобы сформировать элементарные трудовые навыки.

Можно организовать труд всего коллектива детей, например посадка луковиц цветов в землю. Этот труд будет организован, как «труд рядом». Каждый ребёнок действует в своём темпе, не испытывая ни какой зависимости от других, что очень важно, когда дети овладевают навыками. И в тоже время у них воспитывается интерес к совместному труду.

Трудовая деятельность на участке, цветнике систематически усложняется и поэтому в дальнейшем возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом выполняет одну и ту же трудовую операцию: собирают сухие веточки на участке, протирают тряпкой лавочки, подметают дорожки, поливают растения и т.д. Эта способность организации труда связанна, во-первых, с большой подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать.

Для обучения навыкам труда на участке, цветнике детей с 2-х до 3-х лет характерна дробность показа трудовой операции с одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснениями, и дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс. Такая дробность показа связана с недостаточным развитием у них произвольного внимания, памяти.

Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель помогает детям, поощряет их, показывает приёмы выполнения задания. Оценка всегда положительная, носит воспитательный характер. Обучение новым трудовым действиям,  как правило, осуществляется на занятиях.

Таким образом, разнообразный труд на участке, цветнике доставляет детям много радости. Способствует развитию наблюдательности, любознательности, расширяет кругозор детей. Вызывает  у них интерес к труду взрослых, а так же воспитывает любовь, бережное и заботливое отношение к природе.


Литература:

  1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000. – 319 с.
  2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания  дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
  3. В.А. Доскина, З.С., Макарова «Развитие и воспитание детей в домах ребёнка». Издательство Москва Владос Пресс. 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации труда детей дошкольного возраста

В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Круглый стол для воспитателей на тему: "Организация труда детей в огороде и цветнике".

Задачи:- Создание условий обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей при организации трудовой деятельности в ДОУ;- Привлечь внимание педагогов к организации трудовой деятельности с детьми дошкольног...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ДЕТЕЙ

Выступление на методическом объединении. Консультация для педагогов. Описывает различные методы и приемы, используемые в трудовом воспитании детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ Тема: «Организация труда детей и методика руководства»

Такие качества личности, как трудолюбие, уважение к труду и людям труда, стремление приносить пользу обществу, необходимо воспитывать у ребенка с детства.Основная задача трудового воспитания – формиро...

Эффективная организация труда детей на прогулке

Эффективная организация труда детей на прогулке...

Дежурство, как форма организации труда детей

Дежурства как вид повседневного труда вводятся после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы на трудовых занятиях. Во время дежурств совершенствуется самостоятель...

Статья "Примерное планирование организации труда детей дошкольного возраста"

quot;Примерное планирование организации труда детей дошкольного возраста"...