Эффективная организация труда детей на прогулке
консультация по теме

Бухинник Яна Сергеевна

Эффективная организация труда детей на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективная организация труда детей на прогулке

Большое  воспитательное значение имеет трудовая деятельность  детей на прогулке. Наряду с положительным  влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движения на воздухе, и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.

Совместная и результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности  за общее дело. Доставляет детям много удовольствия и радости.  В труде они приобретают необходимые навыки и умения, учатся быть самостоятельными, ориентироваться в окружающей обстановке.

Задачи трудового обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте включают в себя формирование положительного отношения к труду взрослых, стремление оказать им посильную помощь, уважение  и интерес к результатам труда.

Работая  с детьми с нарушением зрения, надо учить их быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с этим планом.

Основным методом коррекционной работы с детьми с нарушением зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – словесному пояснению и инструкциям.

В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.

Содержание и формы организации трудовой деятельности на прогулке зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы дети выполняли свою работу хорошо , доводили начатое дело до конца.

Планомерное и последовательное  формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.

Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными и по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

 Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения

Работа в группах

Коллективный труд

Поручения – это наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Когда труд для них не стал планомерной и систематической деятельностью. В этом возрасте дети ещё часто не разграничивают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через разного рода поручения. Поручения как форма организации трудовой деятельности имеют особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они представляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми. В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществить контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

Индивидуальные поручения особенно распространены и применяются во всех возрастных группах детского сада ( реже – коллективные, маленькими подгруппами – двум-трем детям) .

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить его в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работа организуется как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения. Например, одна подгруппа подметает веранду, другая – собирает мусор в ведерки. Здесь требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы, показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения становятся длительными (однодневные, многодневные). Особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить) или, например, собрать и оформить гербарий. Часто поручения даются с целью отвлечь ребенка от нежелательного занятия, помочь ему найти полезное дело: «Дима, возьми метелку и смети снег с лавочки, чтобы дети смогли посидеть».

В детском саду используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей . Во время коллективного труда формируется умение принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Это хозяйственно-бытовой труд, направленный на поддержание чистоты и порядка на участке, это и труд в природе. При этом нужно постоянно доводить до сознания ребенка, что сделанная им  работа нужна не только для него. Но и для его сверстников, для малышей, для взрослых . Это  дает возможность ещё раз подчеркнуть общественную значимость  труда. Поэтому детям важна мотивация их труда – помочь воспитателю, дворнику, птичкам, малышам. Дети с удовольствием очищают вместе с воспитателем снег, подметают веранду, испытывая радость и гордость, когда он их хвалит за работу. У старших дошкольников особое внимание важно уделять воспитанию навыков организации коллективного труда. Важно научить детей выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для её выполнения, не отвлекаться, делать все добросовестно и правильно. Быть аккуратными во время работы. Не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её. Не стесняться просить помощи. Например, перед тем как начать уборку участка, воспитатель предлагает внимательно осмотреть участок и определить, что необходимо сделать , объединиться по подгруппам, затем совместно с педагогом определить план работы. Каждой подгруппе воспитатель помогает наметить этапы работы, распределить обязанности. При такой форме организации труда каждый ребенок осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей.

Старшие дети уже сами отличают труд от игры и начинают получать большое моральное удовлетворение от преодоления трудностей, связанных с физическим и умственным трудом. Правда, в трудовые действия дети ещё вносят элементы игры. Например, занимаясь довольно однообразной работой по уборке листвы на участке, ребенок превращает коробку, привязанную за веревку, в грузовик. Воспитатель должен поддержать этот игровой настрой.

В работе с ребятами надо чаще организовывать совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее обобщение результатов всех участников (например, уборка листвы, снега). Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 детей. Подводя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребенка.

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. Можно организовать труд детей совместно с родителями, дворником. Например, взрослые производят обрезку кустов, а их маленькие помощники подбирают и относят веточки в определенное место, родители сгребают сухие листья, а дети переносят их в кучу, дети сгребают снег в определенное место. А воспитатель строит горку и т.д.

Таким образом эффективная организация труда детей на прогулке способствует:

Расширению знаний детей об окружающем

Повышению интереса к труду, сформированности  навыков совместной деятельности

Созданию благоприятной атмосферы для проявления личности каждого ребенка, раскрытию его склонностей, умений, стремлений и активности.

Укреплению товарищеских связей между детьми, взаимопонимания, взаимоконтроля, взаимопомощи, взаимообучения.

Формирование чувства общественного долга.

Становлению труда – потребностью для детей

 Литература :

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко маровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — с.333

Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду./Под ред. Л.И.Плаксиной. – М.:изд. «Экзамен», 2003. – 256с.

Л.В.Куцакова  Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет .ФГОС изд. Мозаика-Синтез, 2014,-128.

Сергеева Д.В. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого / «Дошкольное воспитание», 2013.-№1-стр.23

Воспитание дошкольника в труде / В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С.Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой. – 3-е изд., исп. И доп. – М.: Просвещение, 1983.-207 с., ил.-(Б-ка воспитателя детского сада)

Воспитание дошкольников в труде /под ред. В.Г.нечаевой – М.: «Просвещение», 1083г.

Т.А.Куликова Учите детей трудиться / «Дошкольное воспитание» - 2000.-№7

Нравственное и трудовое воспитание /под ред. С.А.Козловой – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации труда детей дошкольного возраста

В данном материале представлена аналитическая справка о проведении семинара по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Организация труда детей с 2-х до 3-х лет на участке, цветнике.

Доклад посвящен организации трудовой деятельности детей с двух до 3 лет на участке, цветнике. Особое внимание уделяется обеспечению всестороннего развития детей, формированию необходимых умений и навы...

Круглый стол для воспитателей на тему: "Организация труда детей в огороде и цветнике".

Задачи:- Создание условий обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей при организации трудовой деятельности в ДОУ;- Привлечь внимание педагогов к организации трудовой деятельности с детьми дошкольног...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ДЕТЕЙ

Выступление на методическом объединении. Консультация для педагогов. Описывает различные методы и приемы, используемые в трудовом воспитании детей....

Презентация семинара «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ, с ФФН, детей инвалидов в современной системе образования».

Создавая особые условия для «особых» детей, мы должны не нарушать принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуал...

«Наблюдения и труд детей на прогулке зимой»

laquo;Зимушка – зима» - так ласково называли у нас самое суровое время года.          Представление о зиме дошкольники получают во время зимни...

Результативная организация труда детей на прогулке

quot;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим" В.А. Сухомлинский...