проект
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Лапкина Ирина Владимировна

Проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dolgosrochnyy_zhivotnye_rossii.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Планета детства»Комбинированного вида д/с «Аленький Цветочек»

п. Комсомольский Чамзинского района











Педагогический проект 

«Животные России»

в старшей группе

Воспитатель:

Лапкина И.В.








п.Комсомольский

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,

что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными,

тот не может быть добрым человеком.

(А. Шопенгауэр)

Паспорт проекта

Тема: «Животные России»

Тип проекта:  информационно-практико-ориентированный, творческий

Вид проекта: групповой

По содержанию: открытый, детско-взрослый, внутри группы; фронтальный (дети и семьи воспитанников)

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители,музыкальный руководитель

Продолжительность: долгосрочный (в течение одного квартала)

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни).

Методологической основой разработки проекта явились:

1. Гончарова Е.В.  «Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ», Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002.

 2.Программа «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.

3.  Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Актуальность темы

Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700 видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. Одной из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром России.

Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Проект способствует формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, дает представления о среде их обитания, способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнезда и муравейники, обижать животных и птиц.

Проблема

На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу; для чего нужна красная книга; кто заботится о животных зимой в лесу?

Гипотеза

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.

В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.

Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными и наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка. Знания, накопленные в процессе общения ребенка с животными, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он учится находить интересное. Наблюдая за животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.

Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Цель проекта

Формирование представлений у детей об удивительном мире диких животных, обитающих на территории России; формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира бережному отношению к животным.

Цель детей

Получить как можно больше сведений о животных, об их образе жизни.

Задачи

  1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Мир удивительных животных» через организацию предметно-развивающей среды.
  2. Разработать учебно-методическое обеспечение, предусматривающее формирование представлений у детей об удивительном мире диких животных: характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.
  3. Научить дошкольников добывать информацию из различных источников и применять ее в различных видах детской деятельности.
  4. Способствовать формированию устойчивого интереса к познанию дикой  природы, чувства удивления и восхищения миром природы через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых.
  5. Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление поделок на тему животного мира).

План действий по достижению цели

Этапы реализации проекта

Задачи и содержание деятельности

Организационно-подготовительный

(информационной-накопительный)

Выявление первоначальных знаний детей о диких животных

Анализ и создание развивающей предметно-пространственной среды

Составление перспективного плана тематических занятий

Подбор и изучение познавательной литературы и информации  по теме проекта.

Разработка учебно-методического обеспечения, предусматривающее формирование об удивительном мире диких животных: характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.

Знакомство с редкими исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная Книга»

Основной

(организационно-практический)

Создание в группе условий для реализации проекта

Деятельность в соответствии с планом проекта

Заключительный

-   Выставка рисунков и поделок «Животные России»

-   Оформление лэпбука «Животные нашего края»

-   Организация совместного детско-родительского досуга
    «Мой удивительный питомец»

-   Презентация проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Финансовые затраты: приобретение обучающих плакатов, литературы

Трудовые затраты: привлечение специалистов: инструктора по физической культуре, музыкального руководителя

Оборудование : ноутбук, мультимедийное оборудование

Материальные затраты: цветные карандаши и восковые мелки, картон, бумага для рисования, трафареты, наборы строительных материалов, кубики, конструктор лего, природный и бросовый материал для поделок

Действия, обеспечивающие реализацию проекта

  • Составление схемы реализации проекта
  • Составление и реализация плана тематической недели, посвящённой Дню защиты животных
  • Составление плана работы с родителями с целью их привлечения к сбору информации о животных для создания папки-книжки «Дикие животные наших лесов», пополнения книжного уголка книгами о животных.

Результаты реализации проекта

Созданы условия для формирования представлений у детей о животном мире нашей планеты,:

  • Создана предметно-развивающая среда:
  • подобраны детская и методическая литература по теме «Мир удивительных животных»
  • изготовлена интерактивная папка лэпбук «Животные нашего края»
  • оформлены альбомы детских рисунков, (раскраски про животных).
  • оформлена выставка поделок.
  • подобраны познавательные видеоролики и мультфильмы
  • Разработаны:
  • Картотеки дидактических игр по теме «Дикие животные», «Звери в зимнем лесу»
  • Дидактическая игра «Кто чем питается», «Чьи следы»
  • Викторина «Животные готовятся к зиме»
  • Беседа «Роль собак в ВОВ»

  • У дошкольников удалось сформировать интерес к познанию животного мира через интеграцию образовательных областей в совместной  деятельности детей и взрослых
  • Дети научились добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Вывод

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о животном мире нашей планеты.

Литература

Скоролупова О. А. «Дикие животные». М.: Издательство Скрипторий, 2006.

Горькова Л. Г., А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.

И. А. Гурина. Уроки о животных «Лесные жители»

А. П. Савина. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи»

О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду» .Старшая группа.

.В. Вострухина. Л. А. Конрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».

Т. А. Кудряцова. «Я живу в России».

Т. А. Шорыгина. «Какие звери в лесу»

Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).

Схема реализации проекта «Животные России»

Разделы программы

Задачи

Содержание работы

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Создать условия для:

- расширения кругозора детей о диких животных;

- развития  наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности;

- поддержки интереса к решению проблемных задач

- развития поисково-познавательных способностей.

  • Занятия познавательного цикла : 

1. Рассказ воспитателя о диких животных;

2. Презентация «Животные наших лесов»;

3.«Как животные готовятся к зиме»;

4. «Как звери в лесу зимуют»

5. Рассказ воспитателя о Красной книге;

  • Картотека опытов и экспериментов по теме «Животные»

 «Какая шубка теплее?», «Почему заяц белый»

  • Подобраны познавательные видеоролики и мультфильмы
  • Изготовлена интерактивная папка-лэпбук «Животные нашего края»
  • Картотека дидактических игр «Кто едет в зоопарк»,  «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные  и  хищные», «Узнай по силуэту»; «Потому, что...», 
  • Настольно-печатные игры,

«Кто где живет?»; «Чей детеныш?»;

«Живая и неживая природа»; «Помоги животным подготовиться к зиме»; «В зоопарке»; «Четвертый лишний», «Чем мы угостим животных»

  • Презентация детей : «Берегите животных» «Как животные готовятся к зиме» и др.

- Познавательно-исследовательская

- Коммуникативная

- Экспериментирование

- Совместная деятельность с воспитателем

- Игровая

-Совместная  деятельность детей и родителей

Речевое развитие

Создать условия для:

- поддержки инициативы детей высказываться, делиться впечатлениями, участвовать в

дискуссии;

- активизирования и обогащения словаря детей.

  • Подобраны детская и справочная литература по теме «Мир животных»
  • Цикл бесед с детьми: 

«Мир удивительных животных», «Животные красной книги», «Животные и птицы холодных стран» (арктические пустыни, тундра, тайга);  «Наших лесов»;  «Жарких стран»;  «Перелётные птицы», «Каких птиц мы видим в городе, в наших парках, а каких в лесу» и тд.

  • Пересказ коротких текстов.

С. Скребицкий «Митины друзья»,

В. Бианки «Купание медвежат», Белкина сушильня», «Как звери готовятся к зиме» и др.

  • Чтение художественной литературы:  

Пришвин  М.  «Про птиц и зверей»; Е. Чарушин  «Рассказы про зверей и птиц»;  Житков  Б. «Рассказы о животных»;  Сборник рассказов о животных  А. Барков; «Азбука  живой природы», «Кто чем поёт»  В. Бианки.

  • Знакомство со сказками:

 «Сказки о животных»  Л. Толстой;  «Лучшие сказки» В. Бианки.

  • Загадки про лесных зверей
  • Словесные игры:  «Хвосты», «Угадай кто?», «Назови ласково», «Где чей дом?», «Кого не стало», «Один - много», «Кто кем был?», «Что лишнее?» , «Угадай по признаку»,  «Доскажи словечко», «Какое слово отличается от других» , «Назови детёнышей».
  • Весёлая зарядка для пальчиков (тематическая)
  • Логопедические игры: «Назови, чьё это?» ; «Опиши, не называя»
  • Составление историй и рассказов о животных + рисунки детей
  • Словотворчество (совместно с родителями) создание альбомов «Мой удивительный питомец»
  • Оформлена книжка-малышка «Стихи о космосе»

- Коммуникативная

- Восприятие художественной литературы

- Изобразительная деятельность

- Совместная деятельность со взрослым

Социально-коммуникативное

Создать условия для:

- развития свободного общения со взрослыми и сверстниками

- закрепления навыков взаимодействия в коллективе

-развития духовно-нравственной личности: воспитания чувства патриотизма через знакомство с праздником Днём защиты животных

- формирования эмоционального, ценностного отношения к людям, работа которых связана с изучением и охраной животных.

  • Строение тела животных
  • Беседы об охране животного мира, обладание такими качествами как любовь Родине, доброта, сострадание.
  • Рассматривание энциклопедий, наглядно-иллюстративного материала:

1.«Животный мир Земли». Учебник для малышей В. Степанов;

2.«Животный мир России». Учебник для малышей В. Степанов;

3. «Животные России» - самая первая энциклопедия.

4. «От первых цветов до белых снежинок» 4. Г. Г. Кученева, В. Л. Жаров.

5. «Дикие животные»- демонстрационные картины для детского сада.

6. «Дикие животные» -карточки для дошкольников»

7. «Уроки о животных» - «Лесные жители» И. Гурина.

8. Атлас по природоведению.

  • Сюжетно-ролевые игры: 

«Кто едет в зоопарк»,  «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные  и  хищные», «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье», «Путешествие в теплые страны

  • Проблемно-игровые  ситуации: «Что  бы  было,  если  бы  белый  медведь  оказался в пустыне?», «Что  случится ,  если  белочка  не  успеет  сделать  запасы?», «Что произойдет,  если у овечки  не  отрастет  шерстка?»
  • Игры-драматизации по произведениям «Лунтик и его друзья»

- Коммуникативная

- Игровая

- Совместная деятельность со взрослым

Художественно-эстетическое развитие

Создать условия для:

- проявления положительных эмоциональных чувств и бережного отношения к природе через чтение художественной литературы и беседы на экологические темы по охране нашей планеты

- совершенствование умения передачи образа разными средствами ИЗО

- развития творческого потенциала и становления субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности.

  • Цикл занятий для детского творчества: «Арт-проект. Братья наши меньшие», «Нарисуй любимое животное» «Следы животных» «Лепка из пластилина. Кукольный зоопарк» «Аппликация. Мой питомец»
  • Чтение художественной литературы: стихов о животных, рассказов, энциклопедической справочной литературы  (Пришвин М.  «Про птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; Житков  Б. «Рассказы о животных»; Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука  живой природы», «Кто чем поёт»  В. Бианки)
  • Выставка книг в книжном уголке на тему «Удивительный мир животных».
  • Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд 
  • Игра с пением: «Обезьянки и тигр».
  • Конструирование: «Птичье подворье», «Вольеры для зверят»
  • Составление фигурок зверей из природного материала
  • Создание диорамы «Животные севера»
  • Рассматривание иллюстраций: «Дикие животные» «Животные и их детёныши» «Жилища ивотных»
  • Трафаретный театр
  • Подобраны раскраски по теме «Животные»

- Восприятие художественной литературы

- Совместная деятельность со взрослым

-Театральная

-Музыкальная

-Конструирование из различных материалов и художественный труд

-Изобразительная деятельность

Физическое развитие

Создать условия для:

- формирования первоначальных знаний о здоровом образе жизни, роли физической подготовки для человека

  • Пальчиковая гимнастика: «Сидит белка на тележке», «Мальчик –пальчик, где ты был», «Замок», «Лиса»
  • Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Зайка серенький», «Бездомный заяц»
  • Физкультминутки: «Дикие животные», «Звериная зарядка» «Зайцы», «У оленя дом большой»,

«Мишка», «Как у наших зверят».

- Двигательная

- Игровая

- Совместная деятельность со взрослым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...