Картотека "Новогоднее настроение"
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Соколова Наталья Ивановна

Данный материал поможет вам создать в группе настоящее новогоднее настроение, познакомить детей с традициями празднования Нового года в разных странах, подчеркнёт особенности празднования Нового года в России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novogodnee_nastroenie.docx412.76 КБ

Предварительный просмотр:

https://w7.pngwing.com/pngs/953/718/png-transparent-green-christmas-tree-christmas-tree-christmas-pine.png

Содержание

1. Физминутка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Зрительная гимнастика.

5. Сюжетная дыхательная гимнастика.

6. Психогимнастика.

7. Логоритмическое упражнение.

8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

9. Речевые игры.

10. Подвижные игры. 

ФИЗМИНУТКА

«Ёлочка»
Ждут красавицу колючую                

(«Рисуют» руками ёлочку)
В каждом доме в декабре.                

(Делают ладошками «дом»)
На ветвях зажгут фонарики,            

(Показывают «фонарики»)
Искры брызнут в серебре.                

(Руки над головой, пальцы оттопырены)
Сразу станет в доме празднично,    
Закружится хоровод.

(Берутся за руки и становятся в хоровод)
Дед Мороз спешит с подарками,      

(Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами)
Наступает Новый год.    

(Хлопками в ладоши)                    

https://www.dou75.ru/75/images/18-19/news/2018-12-27_2/dm1.jpg

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 «Новый год»
Наступает Новый год!

(Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.

(Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на ёлке шарики,

(Поочерёдно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки,

(Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки.

(Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идёт,

(Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несёт.

(Трём друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,

(Хлопаем по коленям или по полу, одна рука – ладонью, другая – кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать:

(По очереди массажируем каждый палец)

 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

«Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго.    

(Трём ладошку о ладошку)
Наконец пришла зима.              

(Сжать кулаки, прижать их друг к другу)
Наконец пришла зима              

(Пальцы «идут» по столу, по коленкам)
В гости ёлку привела.                

(Пальцы показывают ёлочку, указательные пальцы сцепляются)
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели.                      

(Круговые движения кистями рук)
Покружились, поплясали,        

(Кисти рук опустить, расслабить)
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди,          

(Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд)
Нам подарки принеси.

                                 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1.Упражнение на дыхание:

«Снежинка» - вдох через нос, длительный выдох через рот, следить, чтобы щеки не надувались. Сдуть «снежинки» с ладошки.

Снежинка кружится,

Снежинка летит.

Ко мне на ладошку

Снежинка спешит.

2.Мимические упражнения:

«Сердитый Мороз»

Не боимся мы мороза!

(Радостная улыбка.)

Рассердился он на нас:

(Сдвинуть брови, насупиться.)

«Заморожу, заморожу,

Заморожу вас сейчас!»

(Вытянуть губы трубочкой, ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой)

«Дед Мороз выступает»

Дед Мороз повеселел,

(Весёлое выражение лица)

Улыбнулся, и запел.

(Улыбнуться и ртом движения, как во время пения)

Выступал Мороз у ёлки,

(Беззвучное артикулирование гласных)

Отморозил ей иголки…

(Горестно вздохнуть)

3.Упражнения для язычка «Зимняя сказка»

Язычок приготовился слушать «зимнюю сказку».

«Лопата» - Он лёг на нижнюю губу, показывает какой он внимательный и послушный.

- Очень хочется язычку послушать интересную зимнюю историю и от нетерпения он, то выглядывает, то снова прячется за зубы «Прятки».

- Бегает язычок, ищет место поудобнее, даже прищёлкивает, так хочет поскорее услышать историю «Лошадка».

Это было зимой, в конце декабря. На улице шёл снег, дул зимний ветер, который гонял снежинки.

«Зимний ветер» - рот закрыт, круговые вращения язычком сначала в правую сторону, затем – в левую.

«Мороз на дворе» - поднять язык за верхние зубы и постучать, произнося: «Тдд-т, тдд-тдд». Рот приоткрыт, зубы не смыкаются.

Заводить «моторчик» после каждого мытья рук.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Ёлка»

Вот стоит большая ёлка,

(Выполняют круговые движения глазами)

Вот такой высоты.

(Посмотреть снизу вверх)

У неё большие ветки. Вот такой ширины.

(Посмотреть слева направо)

Есть на ёлке даже шишки,

(Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки.

(Посмотреть вниз)

Зиму спит там косолапый

И сосёт в берлоге лапу.

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз) 

«Далеко гляжу»

(Снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль).

Дети подходят к окну и смотрят вдаль.

(Педагог читает медленно).

Высоко сижу, далеко гляжу…

Нет, нам времени не жаль:

С интересом смотрим вдаль.

Ты найди объект вдали,

На него смотри, смотри,

Сквозь него смотри…

Исследуй, рассматривай и наблюдай,

Глазам напряженье снимать помогай.

СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Новогодняя забава»

Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать на ёлочную мишуру, ёлочный дождик. Щёки не надувать.

https://p1.hiclipart.com/preview/1022/308/36/white-christmas-lights-christmas-tree-christmas-ornament-christmas-day-santa-claus-aluminum-christmas-tree-fir-holiday-png-clipart.jpg

 «Погреемся»

И.п. – стоя.

Представим, что зимой мы долго гуляли по лесу и сильно замёрзли. Вдруг видим – костёр. Давайте погреемся около него! Разводим руки в стороны и быстро скрещиваем их перед грудью, обнимая себя за плечи. Произносим «ух-ух» и  хлопаем себя ладонями по плечам. Повтор 8 раз.

Очень холодно зимой,

Дует ветер ледяной.

Мы замерзли и пора

Нам погреться у костра.

Мы протянем две руки

Пусть нас греют огоньки.

Ножками потопаем,

По плечам похлопаем.

Гори, гори веселей,

Ребятишек обогрей.

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Подарок под ёлкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения обсудить, кто о чём мечтает.

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Утром дети удивились,

(Разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились!

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно,

(Сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,

(Руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят,

(Закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка

Пушистая, в иголочках.

(Хлопают в ладоши)

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA-45663658.jpg  https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1590365/pub_5e36e5416711673ecbb14829_5e36e971ebb18a27f5042716/scale_1200       https://i.pinimg.com/736x/1a/41/2a/1a412a8fe1b59807b272e7f044551db0.jpg 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СТИХОТВОРЕНИЯ

        

«В защиту Деда Мороза»                                                                                  Мой брат (меня он перерос)
Доводит всех до слез.
Он мне сказал, что Дед Мороз
Совсем не Дед Мороз!

Он мне сказал:
- В него не верь! —
Но тут сама
Открылась дверь,

И вдруг я вижу —
Входит дед.
Он с бородой,
В тулуп одет,
Тулуп до самых пят!
Он говорит:
-А елка где?
А дети разве спят?

С большим серебряным мешком
Стоит, обсыпанный снежком,
В пушистой шапке дед.
А старший брат твердит тайком:
-Да это наш сосед!

Как ты не видишь: нос похож!
И руки, и спина! —
Я отвечаю: — Ну и что ж!
А ты на бабушку похож,
Но ты же не она!      

А. Барто

 «Весёлый снеговик»

По сугробам, напрямик
Шёл вёселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А ёлочка нарядная.

                              Ирина Гурина

«Новый год!»
Новый год! Новый год!
А под ёлкой рыжий кот.
Глазки, словно лампочки,
Как из ваты лапочки.
Видно, хочет рыжий кот,
Чтоб ему под Новый год
Добрый дедушка мороз
Мышку в варежке принёс.

РАССКАЗЫ, СКАЗКИ

«Зимняя сказка» 

Декабрь – первый месяц зимы, в народе называли студень. Он землю студит, реки и озера мостит, поля серебристым покрывалом укрывает. Январь – просинец следом за ним идёт, морозные узоры на окнах рисует. Просинцем назвали его потому, что красит он лед впросинь – синим цветом. Февраль – снежень, приходит вслед за ним с метелями да вьюгами. Это последний месяц зимы, он зимушку провожает. Сыплют три зимних месяца на землю снегом, да каждый раз идет он по-своему. То большими мягкими хлопьями повалит, звук скрадёт – тихо в лесу, даже скрипа под ногами не слышно. Оденут пни в лесу высокие снежные уборы, стоят словно в шапках боярских! То сеет мелкой ледяной крупой, лицо сечёт, все щели забивает-конопатит. Тяжело путнику в такую погоду в дороге! В сильный мороз падают вниз снежинки, словно маленькие осколки разбитого зеркала Снежной Королевы. То одна блеснет холодным неживым огоньком, то другая... Ветер бросает снежинки то вниз, стелет вдоль дороги; то подхватит, закружит, кинет вверх. Как сноп белых искр, взовьются они и пропадут во тьме. Спадет мороз, упадет мокрый снег, летит, шелестит, ветви и стволы деревьев снежными тенями облепляет. У каждого снега своя поступь, свой нрав и характер. Одна снежинка ляжет на землю и растает – как не было ее. Другая опустится на рукав – словно драгоценный камень на бархате сверкает. Лежит, не шелохнется, словно говорит: «Полюбуйся мной! Правда, хороша? »

Вопросы

- Назовите три зимних месяца.

- Как в старину их называли в народе?

- Сколько лучиков у снежинки?

«В лесу родилась ёлочка»

Декабрь – студень-стужайло, год кончает. Наступают самые веселые детские праздники – Новый Год и Рождество. В дома стучится Дед Мороз, приносит подарки в большом мешке. Везде наряжают люди к его приходу красавицу ёлочку. Почему именно это дерево под Рождество радует нас своим праздничным нарядом? Древняя легенда рассказывает о том, что когда все деревья преподнесли в дар маленькому Христу свои яркие цветы и сочные плоды, ель хотела отдать ему свои жесткие смоляные шишки. Ведь больше у нее ничего не было! Деревья подняли было ее на смех, но малыш Христос сказал, что ему дорог любой подарок, если он идет от сердца. В знак своей признательности повелел он с тех давних пор быть ели вечнозеленой и украшаться каждый год под Рождество. На Руси украшать елки под Рождество повелел Пётр Первый. Вот и теперь ее пушистые, увешанные игрушками ветви, собирают нас на светлый праздник.

Вопросы

-Какие праздники мы отмечаем в конце декабря и в начале января?

-Почему в конце года украшают именно елку?

-Кто из русских царей ввел на Руси обычай украшать на Новый год ёлку?

 

«Новогодний праздник»

Знаете ли вы, что раньше Новый год на Руси справляли... в сентябре! Лишь по указу Петра Первого этот праздник стали отмечать зимой. В это время дома и улицы украшали еловыми и можжевеловыми ветками, устраивали катанье на санях, приглашали друг друга в гости на балы. Новогодние подарки детям приносит сам Дед Мороз. В разных странах волшебного деда зовут по-разному. В Америке и Англии он Санта-Клаус, во Франции — Пэр Ноэль, в Италии – Баббо Натале. Дед Мороз очень стар, ему более тысячи лет! Тем не менее, и у него были родители. Его прародителем стал Бог ледяных северных ветров, который каждую зиму прятал в своем замке красавицу Солнце, чтобы не показывалась людям. Позже его назвали Студенец, затем – Кузнецом, кующим лед на реках, морозившим пруды и озера, то есть Дедом Морозом. Таким знаем его и мы – в шубе на меху, с огромными рукавицами, с морозильным посохом в руке. Сила в посохе великая. Ударит он тем посохом о землю, и та каменеет от мороза; коснется воды – и вот уже она подо льдом. Хоть и может все сковать холодом Дед Мороз, силу свою не пускает на зло. Приходит он к людям в конце года с подарками, да веселится на народных гуляниях.

Вопросы

-Сколько лет Деду Морозу?

-Как зовут Деда Мороза в Англии?

-Как зовут Деда Мороза во Франции?

-Как зовут Деда Мороза в Италии?

ЗАГАДКИ

Словно перышки Жар-птицы,
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький ...
(снежок)

Мы зимой «войну» устроим,
Крепость снежную построим!
Чем же будем «воевать»?
Каждый «воин» должен знать!
Угадай скорей, дружок,
Шарик кругленький - ...
 (снежок)

Ночь. Зима. На небе звезды.
Детки спят, совсем уж поздно,
Месяц на небе – рожок,
Выпал беленький ...
(снежок)

Едут сани по дороге,
Вьётся ниточкой стежок
От полозьев след остался,
Запорошил след ...
(снежок)

Поглядели мы в в окно,
Аж, глазам не верится!
Все вокруг белым - бело
И метет ...
(метелица)

Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это – снежная ...
(метель)

Эту зимнюю хозяйку
Все боятся, даже зайка
Не боится лишь апрель
Снежно-белую ...
(метель)

Солнце скроет, с ветром воет,
Небо синее закроет
И поземкой стелется
Зимняя ...
(метелица)


СЧИТАЛКИ

«Новый год»

Едет-едет Дед Мороз

Среди ёлок и берёз,

За спиной мешок несёт –

В нем подарки он везёт:

Книжки, куклы, мандарины,

Зайцы, мишки и машины.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его встречать!

Дили-дон, дили-дон,

Слышен звон со всех сторон!

Санки весело летят,

Колокольчики звенят!

Со Снегуркой Дед Мороз

К нам спешит среди берёз.

Ты не веришь? Выходи!

Ты поди-ка, погляди!

ПОСЛОВИЦЫ

Как Новый Год встретишь, так его и проведёшь.
Что под Новый год ни пожелаешь, сбудется.
Новый год на носу.
На Новый год день прибавится на заячий скок..
Нового счастья ищи, а старого не теряй.
Новый год – к весне поворот.

РЕЧЕВЫЕ  ИГРЫ

Игра «Подбери признак к предмету»

Цель:  обогащать и уточнять словарь прилагательных.

Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная.

Праздник (Какой?)

Ёлочные игрушки (какие?)

Дед Мороз (какой?)

Снегурочка (какая?)

Ребята (какие?)

Подарки (какие?)

 

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение  правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить  правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди  ёлку»

Цели: совершенствовать фонематические представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять звука в слове (начало, середина, конец).

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям украсить ёлку  игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо  на ковролине), в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на нижних — в которых звук [н] в конце, на ветках посередине - в середине.

Картинки: конфета, носорог, гномик, слон, машина, телефон, нота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

26 способов поднять настроение или анти-тучки

Душевная погода бывает разной: теплой и солнечной,  с легким морским бризом, а иногда появляются  облачка и даже тучки.  И сегодня  давайте  подумаем над способами и вариантам...

Занятие "Путешествие в страну "Настроение""

Занятие для детей подготовительной группы на развитие вербального и невербального общения....

Психокоррекционная программа "Настроение" для детей 5-7лет

Психокоррекционная программа «Настроение» продиктована жизненной необходимостью, поскольку дети, поступающие в первый класс, зачастую бывают психологически не готовы к этому важному этапу жизни. Занят...

Занятия по программе "Настроение".21занятие

Занятия по психокоррекционной программе «Настроение» будут полезны для детей с поведенческими проблемами, имеющих трудности в общении, детей с отставаниями в развитии эмоционально-волевой и личностной...

Перспективный план занятий к программе "Настроение" по психокоррекции

Мною разработано перспективное планирование по реализации программы на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время  проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические при...

Тренинг хорошего настроения " Цветное настроение"

Материал  тренинга будет полезен  воспитателям и педагогам - психолагам ДОУ. Тренинг  направлен на коррекцию  и стабилизацию эмоционального состояния детей. Игру " Цветок настоения...

Тема: «Хорошее настроение» Цель: Поднять настроение детям и родителям, вызвать положительный эмоциональный отклик, чувство сопереживания.

Задачи:     Продолжить знакомство друг с другом. Создать атмосферу радости добра, взаимопонимания.Формирование культуры умственного труда, речевой культуры. Создать положительный э...