Образовательные ситуации с дидактической куклой по развитию представлений об окружающих предметах.
план-конспект занятия по окружающему миру

Мусикова Далия Петровна

Образовательные ситуации с дидактической куклой по развитию представлений об окружающих предметах для детей  3-го года жизни в непосредственной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril.1_obrazovatelnye_situatsii_s_didakticheskoy_kukloy.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Образовательные ситуации с дидактической куклой по развитию представлений об окружающих предметах для детей  3-го года жизни в непосредственной образовательной деятельности.

1.  «Кукла большая и маленькая».

Цель: Способствовать формированию умения соотносить предметы по величине, расширению представлений детей о посуде.

Оборудование: две куклы большого и маленького размера, два набора посуды большого и маленького размера.

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель показывает детям двух кукол разного размера – одну большую, другую маленькую.

Воспитатель читает стихотворение.

Встали куколки с утра,

Вот и завтракать пора.

Я для куклы для большой подберу посуду.

Вся она большая,

Посмотри какая.

А для маленькой возьму

Маленькую чашку,

Пусть из маленькой тарелки

Будет кушать кашку. (Слова «большой» и «маленький» усиливаются воспитателем эмоционально и с помощью голоса).

Воспитатель: «Ребята, смотрите, это Маша и Таня! Они проснулись с утра и очень проголодались, давайте их накормим. Но Маша-то у нас большая, а Таня маленькая, значит и посуда у них, наверное, разная. Для большой Маши большая, а для маленькой Тани какая? (ответы детей)».

Воспитатель, показывая на стол с посудой: «Ребята, а как же нам накормить кукол, посуда вся смешалась, а надо накрыть стол правильно - для Маши (показывает на большую куклу) выбрать большую посуду, а для Тани (показывает на маленькую куклу) маленькую».

Воспитатель предлагает детям самостоятельно отобрать посуду для кукол, накрыть стол для завтрака. Если дети забывают поставить какой-то предмет на стол, педагог подсказывает: «А кашку куколка из чего будет кушать? А чай мы куда нальем?» В случае ошибок воспитатель направляет детей: «Ой, какая маленькая чашка у нашей большой Маши, ей же будет неудобно пить чай!»

Воспитатель: «Ребята, какие мы с вами молодцы! Стол накрыли, тарелки, чашки, блюдца, ложки не забыли! У меня есть две кастрюльки (показывает), большая с кашей для Маши и маленькая с кашей для Тани, и два чайника (показывает) – большой с Машиным чаем и маленький с Таниным. Давайте скорее разложим еду и будем кукол кормить!».

Педагог предоставляет детям возможность самостоятельно разложить «еду» и накормить кукол, при необходимости помогая и подсказывая.

Воспитатель: «Вот и закончился завтрак, наши куклы теперь сытые и довольные, они обязательно вернутся к нам, если им потребуется помощь! До свидания Маша и Таня, приходите к нам еще!»

Вариант образовательной ситуации для детей 2 и 3 группы

2. «Машенька чумазая».

Цель: Способствовать развитию представлений детей о предметах гигиены.

Оборудование: кукла (запачканная, лохматая), мыло, полотенце, расческа, резинки для волос, тазик с водой.

Ход образовательной ситуации.

После завтрака в группу кто-то стучится. Воспитатель обращает внимание детей на этот стук. Открывается дверь и появляется кукла вся лохматая и грязная.

Воспитатель: «Ой, здравствуй, а ты кто?»

Кукла: «Здравствуйте! Меня зовут Машенька, я к вам пришла за помощью!»

Воспитатель: «Что случилось, Машенька? Почему ты такая растрепанная и в грязи?»

Кукла: «Я шла в гости к подружке, умылась, нарядилась, причесалась. А на улице поскользнулась и упала прямо в грязную лужу (плачет). Как же я теперь в гости пойду».

Воспитатель: «Не плачь Машенька, мы с ребятами тебе поможем привести себя в порядок. У нас как раз кое-что есть для того, чтобы тебе помочь (показывает на стол с оборудованием) Ребята, давайте посмотрим, что там у нас».

Воспитатель поочередно показывает предметы со стола, спрашивая детей о их названии и назначении. Если дети затрудняются, педагог проговаривает правильный ответ.

Воспитатель: «Вот Машенька, оказывается, у нас все есть для того, чтобы собрать тебя в гости: вода и мыло, чтобы отмыть грязь, полотенце, чтобы вытереть лицо и руки, расческа и резиночки для волос, чтобы расчесаться и убрать волосы!».

Физкультминутка.

Нарядилась кукла Маша, (кружатся, руки на поясе)

К Тане в гости собралась.

Но упала кукла наша (приседают),

К нам за помощью пришла (ходьба на месте, руки на поясе).

С мылом мы умоем Машу (умываются),

Полотенцем оботрем,

Мы расчешем куклу нашу (проводят рукой по волосам),

Снова в гости соберем! (кружатся).

Воспитатель предлагает детям самостоятельно умыть куклу и причесать, при необходимости помогая справиться с трудными действиями и подсказывая последовательность действий.

Воспитатель: «Ну что, ребятки, мы помогли куколке собраться в гости, теперь проводим ее и скажем «До свидания, Машенька, приходи к нам еще!»

3. «Разложи продукты».

Цель: Способствовать развитию умения соотносить предметы по форме, расширению представлений о продуктах.

Материалы: кукла, муляжи продуктов квадратной формы: коробка из под кефира, коробка из-под молока, коробка из-под макарон, муляжи продуктов прямоугольной формы: кирпичик хлеба, коробка из-под сока, коробка из-под конфет, муляжи продуктов круглой формы: яблоко, апельсин, помидор, круглая булочка, три коробки с изображением форм: квадрата, прямоугольника, круга, сумка для покупок.

Ход образовательной ситуации.

К детям обращается кукла с сумкой в руках: «Ребята, здравствуйте! Я ходила в магазин и купила много продуктов (выкладывает их на стол, проговаривая названия продуктов, иногда делая вид, что забыла, как называется продукт, дети подсказывают)».

Воспитатель: «Машенька, какая ты молодец! Рано встала, в магазин сходила, продуктов накупила! Только знаешь, мы с ребятами порядок любим, а у тебя все продукты перемешались. Давай мы научим тебя продукты по коробочкам раскладывать. В эту коробку (показывает) мы положим квадратные продукты, в эту (показывает) - прямоугольные, а в эту (показывает) – круглые».

Воспитатель читает стихотворение:

Встала рано кукла Маша,

В магазин сходила!

В магазине кукла наша

Продуктов накупила.

Мы порядок наведем

На кухне куклы Маши.

По коробочкам кладем

Все продукты наши!

Дети самостоятельно раскладывают продукты. В случае ошибок и затруднений воспитатель помогает, подсказывает («Сашенька, это апельсин, он круглый, в какую коробочку его надо положить?», «Миша, это коробка кефира, она квадратная, положим ее вот сюда»).

Воспитатель: «Смотри, Машенька, какой порядок мы навели на твоей кухне! Все продукты разложены по коробочкам. До свидания, приходи к нам еще!».

4. «Разноцветные дома».

Цель: Способствовать развитию умения сортировать предметы по цвету, развитию конструкторских навыков.

Оборудование: Четыре куклы в одежде разного цвета (зеленого, красного, синего, желтого), крупные детали конструктора 4-х основных цветов: зеленого, красного, синего, желтого.

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель: «Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, встретила четырех грустных кукол - Машу, Таню, Катю и Настю (поочередно показывает детям кукол). Я спросила, почему они так расстроены. Оказывается, у кукол нет дома и им негде жить. Мне кажется, мы сможем им помочь, как думаете?»

Воспитатель читает стихотворение:

Вот у куколок несчастье-

Жить им негде, вот беда!

А на улице ненастье-

Лужи, дождь - кругом вода!

Мы поможем куклам нашим

И построим им дома!

Кате, Тане, Насте, Маше,

Это вовсе не беда!

Разноцветные домишки

Скоро будут здесь стоять!

Будут там игрушки, книжки,

Будут куклы отдыхать!

Воспитатель: «Ребята, оказывается, наши куклы любят разные цвета, поэтому и одежда у них разного цвета: у Тани зеленого, у Маши – красного, а у Насти какого? А у Кати? (поочередно показывает кукол). Получается, каждой кукле нужен дом определенного цвета (совместно с детьми определяет  какого цвета дом нужно построить каждой кукле)».

Воспитатель дает возможность детям самостоятельно построить дома из крупного конструктора, не акцентируя внимания на размере и форме, предлагая детям самостоятельно определить внешний вид постройки, помогая при необходимости.

Воспитатель: «Какие мы молодцы! Теперь нашим куколкам будет, где жить и они не замерзнут на улице! Маша, Таня, Катя, Настя, больше не теряйтесь, а если потребуется помощь, приходите, ребята всегда вас выручат!»

5. «Варим суп для куклы».

Цель: Способствовать расширению представлений об окружающих предметах: предметах посуды, овощах, об их названии и назначении.

Оборудование: кукла, кастрюля, ложка, пластмассовый нож, разделочная доска, муляжи овощей в корзинке, плита на кукольной кухне.

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель обращает внимание детей на куклу в фартуке на кукольной кухне и корзинку с муляжами овощей на столе.

Воспитатель: «Ребята, смотрите, наша Танечка решила суп сварить, принесла целую корзину овощей. Танечка, зачем тебе так много?»

Кукла: «Ребята, я пошла в магазин и на всякий случай купила разных овощей, а теперь не знаю, какие надо взять для такого вкусного супа, не помню, как называется».

Воспитатель: «Танечка, может этот суп называется щи?»

Кукла: «Точно! Мне мама такой варила!»

Воспитатель: «Мы с ребятами тебе поможем и покажем, как варится этот суп!»

Воспитатель читает стихотворение:

Наша Таня суп варила,

Пообедать вдруг решила!

Накупила овощей

Для горячих вкусных щей:

Лук, морковку и картошку,

Чеснока взяла немножко,

Без капусты никуда!

Будет вкусная еда! В процессе чтения воспитатель делает акцент на названиях овощей.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать овощи из корзинки для супа, ориентируясь на стихотворение.

Воспитатель: «Какие мы молодцы, правильно выбрали овощи для щей (показывает поочередно каждый овощ, спрашивая детей о его названии), теперь нам надо их порезать и положить в кастрюлю».

Воспитатель предлагает детям самостоятельно «порезать» и положить в кастрюлю овощи, проговаривая названия предметов: «Возьми разделочную доску, положи на нее картошку и порежь ее ножом, потом положи картошку в кастрюлю».

Воспитатель: «Ребята, мы справились с таким трудным делом – порезали овощи! Танечка, а ты смотри и учись. Теперь нам надо поставить кастрюлю на плиту, поварить немного, не забыть помешивать».

Дети самостоятельно варят суп и угощают куклу.

6. «Кукла Маша ждет гостей».

Цель: способствовать развитию умения соотносить предметы по форме, расширению представлений о чайной посуде.

Оборудование:  кукла Маша, три куклы – одна с треугольником на одежде, другая – с кругом, третья – с квадратом,  чайная посуда (три чашки, три блюдца с изображением трех форм -  круг, квадрат, треугольник),  3 салфетки трех разных форм (круг, квадрат, треугольник).

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель приводит детей на кукольную кухню, показывает куклу и читает стихотворение:

Кукла Маша стол накрыла,

В гости кукол пригласила.

Но не знает как же ей

Удивить своих гостей?

И для каждой для подружки

Форму разную нашла

И на блюдца и на кружки

Эту форму нанесла.

Воспитатель: «Ребята, смотрите, наша Маша нарядилась и ждет в гости своих подруг кукол. Маша решила гостям угодить и накрыть стол по-особенному, каждой кукле – свой набор чайной посуды: чашки, блюда и салфетки с разными формами, одной – с кругом (показывает предмет посуды), другой – с чем (показывает предмет посуды)? А третьей – с чем (показывает предмет посуды)? Посмотрите (показывает на стол), вся посуда и салфетки перепутались, давайте поможем Маше накрыть стол правильно!»

Воспитатель предлагает детям самостоятельно накрыть стол, при необходимости подсказывая и помогая, проговаривая названия чайной посуды: «А это что ты взял? Блюдце?», «А сюда мы что поставим? Чашку? С какой формой? С треугольником?», «А чашка зачем нужна, а салфетка зачем?»

Воспитатель: «Какие вы молодцы! Помогли Маше красиво стол накрыть. Давайте теперь гостей ждать. А вот и они!»

Воспитатель показывает три куклы с разными картонными формами на одежде,  предлагает рассадить их за столом соответственно набору посуды и напоить кукол чаем.

Образовательные ситуации с дидактической куклой по развитию представлений об окружающих предметах для детей  3-го года жизни в режимных моментах.

7. «Оденем Катю на прогулку.

Цель: Способствовать расширению представлений об одежде, развитию навыка самостоятельного одевания.

Оборудование: кукла, кукольная одежда и обувь: куртка, кофта, штаны, ботинки, шапка, платок (шарф).

Ход образовательной ситуации.

Воспитатель: «Ребята, а давайте сегодня кукла Катя пойдет с нами на прогулку! Возьмем ее с собой? (да) Только на улице холодно, Катеньку надо одеть потеплее, чтобы она не замерзла!»

Воспитатель читает стихотворение:

Куклу Катю мы возьмем

С нами на прогулку!

В раздевалку отнесем

И накинем куртку.

Про штанишки не забудем,

Кофту и носочки.

А на шею мы повяжем

Тепленький платочек.

Шапку, варежки наденем,

Теплые сапожки,

Чтобы не замерзли наши

Маленькие ножки!

Воспитатель дает возможность детям самостоятельно одеть куклу, напоминая алгоритм одевания («Сначала наденем штаны и кофточку, потом носочки и.т.д.) и проговаривая названия предметов одежды («Вот, возьми штаны, надевай на ножки, чтобы коленочки не замерзли. Теперь кофту, чтобы Кате было тепло и.т.д.). В случае затруднений педагог  помогает и подсказывает детям.

Воспитатель: «Вот, ребята, наша Катя готова пойти с нами на прогулку, пусть теперь она посидит здесь (сажает куклу на стульчик) и посмотрит, как детки сами одеваются!».

8. «Пропала ложка».

Цель: Способствовать развитию умения использовать предметы-заместители.

Перед завтраком воспитатель акцентирует внимание детей на накрытых столах и куклу, сидящую на стульчике. На столах на каждого ребенка стоит тарелка, ложка и чашка, а перед куклой ложки нет.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кукла Маша захотела с нами позавтракать, а ложки ей не досталось! Чем же Маша будет кушать?».

Воспитатель читает стихотворение:

Вот и завтрак подошел,

Сели детки все за стол.

Ложки не хватило Маше,

Нечем кушать кукле кашу!

Что же делать? Как же быть?

Где нам ложку раздобыть?

Вместо ложки что возьмем,

Нашей Маше отнесем?

Воспитатель: «Ребята, давайте поможем нашей куколке и найдем в группе что-нибудь похожее на ложку, чтобы Маша смогла с нами позавтракать!»

Дети самостоятельно ищут предметы и показывают воспитателю. Дети совместно с педагогом рассматривают предметы, выбирают наиболее подходящую «ложку»  и отдают кукле.

9. «Варежка-перчатка».

Цель: Способствовать уточнению представлений о деталях одежды, развитию навыка самообслуживания.

Оборудование: Кукла, одетая на прогулку, варежка, перчатка.

Ход образовательной ситуации.

Перед выходом на прогулку воспитатель показывает детям куклу, у которой на одной руке варежка, а на другой перчатка.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, Катя правильно оделась (акцентирует внимание детей на руках куклы)? Что это у нее на руках надето? На этой ручке что (показывает)? А на этой (показывает)? Что-то ты, Катя, все перепутала! Варежка и перчатка ведь не пара! Ребята, а чем отличается перчатка от варежки? Правильно, у перчатки есть место для каждого пальчика. Давайте, те, у кого перчатки, наденем их».

Дети, у которых перчатки самостоятельно стараются надеть их, воспитатель помогает при необходимости, читает стихотворение:

Мы перчатки надевали,

Место пальчикам искали.

Каждый пальчик в домик свой,

Вот я молодец какой!

Воспитатель: «Ребята, у которых варежки – надевайте!»

Дети самостоятельно надевают варежки, воспитатель читает стихотворение:

Варежек теплее нету,

Греют в холод и мороз!

Ручки в варежках у деток,

Значит, не замерзнет нос!

Воспитатель: «Молодцы, ребята, теперь наши ручки не замерзнут! Давайте дадим Кате пару варежек и возьмем ее с собой на прогулку!»

10. «Уложим Катю спать».

Цель: Способствовать развитию представлений о спальных принадлежностях, развитию навыка самообслуживания.

Оборудование: кукла, кукольные спальные принадлежности: кроватка, матрас, подушка, одеяло, пижама.

Перед дневным сном воспитатель показывает детям куклу и читает стихотворение:

Наша Катя хочет спать,

Отнесем ее в кровать.

И погладим по головке,

Но сперва разденем ловко.

Мы наденем ей пижамку,

И накроем одеялком.

Будешь ты в своей кроватке,

Спать, Катюша, сладко-сладко.

Воспитатель: «Ребята, мы устали, и куколка тоже хочет спать. Давайте уложим ее и тоже ляжем отдыхать. Что мы обычно делаем перед сном? Правильно, раздеваемся, а потом надеваем пижаму».

Воспитатель предлагает детям самостоятельно раздеть куклу, переодеть в пижаму. При необходимости педагог оказывает помощь, проговаривая названия предметов одежды: «Снимай сандалии, потом платье, теперь маечку, а сейчас надо снять колготки».

Воспитатель: «Вот, наша куколка переоделась в пижаму. Ребята, а что такое пижама? (ответы детей) А зачем она нужна? Правильно, пижама – это одежда, в которой спят, чтобы не замерзнуть во сне. А теперь мы Катю в кроватку положим. А что у нас в кроватке есть? (Показывает подушку) Правильно, подушка! А зачем она нужна? Верно, чтобы спать было удобнее. А как же мы куклу в кровать уложим? (Показывает неправильный вариант – ноги куклы на подушке, а голова в ногах. Дети возмущаются – неправильно!) Ой, ребята, все я перепутала, покажите, как правильно Катю уложить».

Дети самостоятельно укладывают куклу головой на подушку и накрывают одеялом.

Воспитатель: «Ребята, а чем это вы Катю накрыли? (ответы детей) Одеялом? А зачем оно нужно? (ответы детей) Какие вы молодцы! Только я вот беспокоюсь, вдруг куколке жестко спать будет, как вы думаете? (ответы детей). В кроватке же матрас есть, чтобы Кате мягко спалось. Теперь можно не волноваться и тоже спать ложиться».

Дети при помощи воспитателя раздеваются и ложатся спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ в старшей группе по развитию представлений об окружающем мире и о себе «Культура поведения»

Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.Программные задачи: -формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных ...

Картотека дидактических игр, направленных на развитие представлений о форме предметов и фигур, для детей дошкольного возраста

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов формы у детей дошкольного возраста...