Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию тема:«Рыбы» для детей среднего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Павлова Галина 1967

 

 

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

тема: «Рыбы»

для детей среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ryby.docx34.15 КБ
Файл konspekt_nod_ryby.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

тема: «Рыбы»

для детей среднего дошкольного возраста

Использование технологий:

Технология речевых игр.

Технология деятельностного подхода.

Здоровьесберегающая технология.

Технология личностно – ориентированного взаимодействия.

Мультимедийные технологии (использование презентации).

Подготовила:

              воспитатель

Павлова Галина Алексеевна

Санкт-Петербург

2018 год


Цель: создание условий для расширения и уточнения представлений о разных профессиях, их значении, формирование познавательного интереса.

Задачи:

1. Образовательные:  

  • обобщение, уточнение,
  • расширение знаний о воде, ее свойствах,
  • закрепление представлений о рыбах, о строении тела, способах передвижения, образе жизни,
  • активизировать словарь,
  • закрепить названия речных рыб, понятия «плавники», «чешуя», «жабры».

2. Воспитательные: 

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • воспитание экологической культуры.
  • развитие внимания, памяти, мышления.
  • воспитание интереса к изучению природы, бережного отношения к рыбам, ко всему живому на Земле.

3. Развивающие: 

развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой, общей моторики, координации речи с движением.

Использование технологий:

  • Технология речевых игр.
  • Технология деятельностного подхода.
  • Технология личностно – ориентированного взаимодействия.
  • Мультимедийные технологии (использование презентации).

Материал к совместной непрерывной образовательной деятельности:

  • Экран для презентации.
  • Карточки схемы для проведения опытов.
  • Материал для опытов: кубик, шар, банки разных размеров, стаканы, молоко, сахар, соль, половинка лимона, цветок, одноразовые трубочки на каждого ребенка, камешки, лед.

Предварительная работа:

Беседа с дошкольниками о рыбах, их строении, названия речных рыб.

Рассматривание иллюстративных картин на тему «рыбы».

Составление описательных рассказов : «Рыбы, какие они», «Чем похожи рыбы и чем отличаются»

Чтение стихотворений, загадок, пословиц о рыбах.

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка «По щучьему велению»

Н.Носов «Карасик»

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа».

А.Клыкова «Как мы удили рыбу»

Е.Пермяк «Первая рыбка»

А.Фет «Рыбка»

И.Токмакова «Рыбка»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Проведение сюжетно-ролевых игр: «Рыбаки», «Поездка на речку», «Рыбье царство».

Проведение строительно-конструктивных игр: «Строительство океанариума».

Проведение дидактических игр: «Четвертый лишний», «Найди каждому свой дом»,  «Лото» ,«Добавь словечко», игра-домино «Птицы, рыбы, звери», «Назови три предмета».

 Проведение речевых игр «Назови ласково», «Что бы случилось, если…», «Кому это нужно», «Назови, чей».


Примерный ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Подготовлен экран с презентацией.

Дети стоят (сидят) в свободной зоне группы перед экраном с презентацией

Мотивация

- Ребята, сегодня придя на работу, я обнаружила, что то на электронной почте нашего детского сада с пометкой «Для группы «Незабудка». Что это? Посмотрим?

На экране появляются Маша и Медведь (из одноименного мультфильма).Маша обращается к детям:

«Ребята, мой друг медведь летом построил новый дом на берегу большой реки. Река очень красивая и, самое главное, в ней живет много рыб. Медведь так обрадовался этому! Но осенью он лег спать, весной проснулся и увидел: вся река покрыта льдом! Мой друг очень расстроился, он решил, что рыбы подо льдом замерзли и погибли! Ребята, вы в детском саду много узнаете нового, может, поможете  нам выяснить, что стало с рыбами в нашей реке!»

Предположения детей.

Выявление и постановка проблемы

- Что будем делать?

Дети предлагают варианты ответов.

Целеполагание

Как нам узнать,  что происходит в реке? Как мы сможем помочь?

Дети предлагают варианты ответов.

Планирование будущей деятельности

Я хочу пригласить вас в лабораторию. Знаете, что это? (место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты) Хотите побыть учеными?

Дети проходят к столам

Ответы детей.

Реализация плана

Что вы видите на столах? Почему везде вода? Что наполняет реку?

Опыт1.Запах воды.

Воспитатель показывает схему.

«Что мы будем делать? Что вы чувствуете? Что еще можно понюхать?»

(Сравнить с лимоном, цветком.)

Вывод: вода не имеет собственного  запаха.

Опыт 2.Какого цвета вода?.

«Что вы видите? Что в этих стаканах?

Сравнить с молоком.

Игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку) Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?А через стакан с молоком видна картинка?»

«А что произойдет, если в воду добавим краску? Что изменилось?(вода изменила цвет) Растворилась ли краска?(краска растворилась и изменила цвет воды)

Вывод:  вода не имеет цвета, вода прозрачная.

Опыт 3. Вкус воды.

Воспитатель показывает схему

«Что теперь будем делать? А если добавить сахар, соль, вода какая будет?»»

(Сахар и соль)

Вывод: вода без вкуса, безвкусная.

Опыт 4. Форма воды.

«Ребята, что лежит на столе? А какой они формы?  А имеет ли форму вода? Если  кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят ли они форму? А вода? Если мы нальем воду в банку, что произойдет?(она примет форму банки)А если нальем  воду в узкий стакан?»

Сравнить с кубиком, шариком.

Вывод: вода не имеет форму, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Вода- жидкость»

Опыт5 В воде есть воздух

«Все живое дышит воздухом. А откуда рыбы берут воздух? Разве в воде есть воздух?»

(Дыхательная гимнастика)

(трубочки на каждого ребенка)

Вывод: в воде есть воздух, который позволяет рыбам дышать

Опыт 6 Тонет ли лед в воде?

Камешек и лед

Вывод: лед, который образовался из воды, не тонет в ней, поэтому лед в водоемах появляется лишь на поверхности. Значит, река не промерзает до самого дна, и рыбам не угрожает гибель.

Физминутка «Рыбки весело резвятся»

«Ребята, пойдем к Маше, узнаем, поняла ли она все про воду»

Маша с экрана обращается к детям: 

 «Спасибо, ребята, мы с Медведем узнали все про воду в нашей реке и поняли, что рыбы плавают и подо льдом. Скоро лед растает, и мы их увидим. Но мы совсем ничего не знаем о рыбах, вы можете рассказать нам?»

Ребята, сможем рассказать? Что есть у рыб? У многих живых существ есть туловище, хвост, глаза, рот. Но что есть только у рыб? Для чего рыбам жабры? А плавники?

Послушайте стихотворение :

«Ночью темень, ночью тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и  как?

А что, рыбка спит с открытыми глазами? Почему (у рыбы нет век)?

Как вы думаете, хорошо ли видит рыба? А как расположены ее глаза? (У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, и рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности, она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади и под собой)

Ребята, а как вы думаете, медведь знает названия рыб? Может, напомним ему? Поиграем в игру «Отгадай и назови»? (на экране появляется картинка с изображением речной рыбы, дети называют ее)

Маша с экрана:

«Ребята, какие вы молодцы, столько знаете рыб! Теперь и мы с медведем будем знать! А рыбки в нашей речке точно будут жить, им ничто не помешает?»

Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы в реке жили рыбы? А в такой воде будут жить рыбы? (воспитатель показывает банку с грязной водой)

А что можно сделать, чтобы вода в реке была чистой?(не бросать мусор в реку и около реки)

Маша с экрана:

«Ой, как здорово! Значит, рыбки в нашей реке не погибли за зиму, скоро лед растает и мы увидим их!, Мы с Мишей, будем следить за нашей речкой, будем наблюдать за рыбками. Мы обязательно узнаем, как называются рыбки, живущие в нашей реке, и расскажем вам!  Спасибо вам, ребята!

До свидания!»»

Ответы детей

Дети участвуют в опытах.

Участвуют в игре.

Предположения детей.

Дети предлагают варианты ответов.

Дети дуют в трубочки, чтобы появились пузырьки.

Дети выполняют движения

Дети переходят к экрану с презентацией.

Ответы детей

Дети узнают рыб и называют.

Оценка и рефлексия

- Ребята, вы такие молодцы!

- Что нового вы сегодня  узнали?

Что вам понравилось?

Что показалось трудным?

-

.

Высказывания детей



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

тема: «Рыбы»

для детей среднего дошкольного возраста

Использование технологий:

Технология речевых игр.

Технология деятельностного подхода.

Здоровьесберегающая технология.

Технология личностно – ориентированного взаимодействия.

Мультимедийные технологии (использование презентации).

Подготовила:

              воспитатель

Павлова Галина Алексеевна

Санкт-Петербург

2018 год


Цель: создание условий для расширения и уточнения представлений о разных профессиях, их значении, формирование познавательного интереса.

Задачи:

1. Образовательные:  

  • обобщение, уточнение,
  • расширение знаний о воде, ее свойствах,
  • закрепление представлений о рыбах, о строении тела, способах передвижения, образе жизни,
  • активизировать словарь,
  • закрепить названия речных рыб, понятия «плавники», «чешуя», «жабры».

2. Воспитательные: 

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • воспитание экологической культуры.
  • развитие внимания, памяти, мышления.
  • воспитание интереса к изучению природы, бережного отношения к рыбам, ко всему живому на Земле.

3. Развивающие: 

развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой, общей моторики, координации речи с движением.

Использование технологий:

  • Технология речевых игр.
  • Технология деятельностного подхода.
  • Технология личностно – ориентированного взаимодействия.
  • Мультимедийные технологии (использование презентации).

Материал к совместной непрерывной образовательной деятельности:

  • Экран для презентации.
  • Карточки схемы для проведения опытов.
  • Материал для опытов: кубик, шар, банки разных размеров, стаканы, молоко, сахар, соль, половинка лимона, цветок, одноразовые трубочки на каждого ребенка, камешки, лед.

Предварительная работа:

Беседа с дошкольниками о рыбах, их строении, названия речных рыб.

Рассматривание иллюстративных картин на тему «рыбы».

Составление описательных рассказов : «Рыбы, какие они», «Чем похожи рыбы и чем отличаются»

Чтение стихотворений, загадок, пословиц о рыбах.

Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка «По щучьему велению»

Н.Носов «Карасик»

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа».

А.Клыкова «Как мы удили рыбу»

Е.Пермяк «Первая рыбка»

А.Фет «Рыбка»

И.Токмакова «Рыбка»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Проведение сюжетно-ролевых игр: «Рыбаки», «Поездка на речку», «Рыбье царство».

Проведение строительно-конструктивных игр: «Строительство океанариума».

Проведение дидактических игр: «Четвертый лишний», «Найди каждому свой дом»,  «Лото» ,«Добавь словечко», игра-домино «Птицы, рыбы, звери», «Назови три предмета».

 Проведение речевых игр «Назови ласково», «Что бы случилось, если…», «Кому это нужно», «Назови, чей».


Примерный ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Подготовлен экран с презентацией.

Дети стоят (сидят) в свободной зоне группы перед экраном с презентацией

Мотивация

- Ребята, сегодня придя на работу, я обнаружила, что то на электронной почте нашего детского сада с пометкой «Для группы «Незабудка». Что это? Посмотрим?

На экране появляются Маша и Медведь (из одноименного мультфильма).Маша обращается к детям:

«Ребята, мой друг медведь летом построил новый дом на берегу большой реки. Река очень красивая и, самое главное, в ней живет много рыб. Медведь так обрадовался этому! Но осенью он лег спать, весной проснулся и увидел: вся река покрыта льдом! Мой друг очень расстроился, он решил, что рыбы подо льдом замерзли и погибли! Ребята, вы в детском саду много узнаете нового, может, поможете  нам выяснить, что стало с рыбами в нашей реке!»

Предположения детей.

Выявление и постановка проблемы

- Что будем делать?

Дети предлагают варианты ответов.

Целеполагание

Как нам узнать,  что происходит в реке? Как мы сможем помочь?

Дети предлагают варианты ответов.

Планирование будущей деятельности

Я хочу пригласить вас в лабораторию. Знаете, что это? (место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты) Хотите побыть учеными?

Дети проходят к столам

Ответы детей.

Реализация плана

Что вы видите на столах? Почему везде вода? Что наполняет реку?

Опыт1.Запах воды.

Воспитатель показывает схему.

«Что мы будем делать? Что вы чувствуете? Что еще можно понюхать?»

(Сравнить с лимоном, цветком.)

Вывод: вода не имеет собственного  запаха.

Опыт 2.Какого цвета вода?.

«Что вы видите? Что в этих стаканах?

Сравнить с молоком.

Игра «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку) Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?А через стакан с молоком видна картинка?»

«А что произойдет, если в воду добавим краску? Что изменилось?(вода изменила цвет) Растворилась ли краска?(краска растворилась и изменила цвет воды)

Вывод:  вода не имеет цвета, вода прозрачная.

Опыт 3. Вкус воды.

Воспитатель показывает схему

«Что теперь будем делать? А если добавить сахар, соль, вода какая будет?»»

(Сахар и соль)

Вывод: вода без вкуса, безвкусная.

Опыт 4. Форма воды.

«Ребята, что лежит на столе? А какой они формы?  А имеет ли форму вода? Если  кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят ли они форму? А вода? Если мы нальем воду в банку, что произойдет?(она примет форму банки)А если нальем  воду в узкий стакан?»

Сравнить с кубиком, шариком.

Вывод: вода не имеет форму, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Вода- жидкость»

Опыт5 В воде есть воздух

«Все живое дышит воздухом. А откуда рыбы берут воздух? Разве в воде есть воздух?»

(Дыхательная гимнастика)

(трубочки на каждого ребенка)

Вывод: в воде есть воздух, который позволяет рыбам дышать

Опыт 6 Тонет ли лед в воде?

Камешек и лед

Вывод: лед, который образовался из воды, не тонет в ней, поэтому лед в водоемах появляется лишь на поверхности. Значит, река не промерзает до самого дна, и рыбам не угрожает гибель.

Физминутка «Рыбки весело резвятся»

«Ребята, пойдем к Маше, узнаем, поняла ли она все про воду»

Маша с экрана обращается к детям: 

 «Спасибо, ребята, мы с Медведем узнали все про воду в нашей реке и поняли, что рыбы плавают и подо льдом. Скоро лед растает, и мы их увидим. Но мы совсем ничего не знаем о рыбах, вы можете рассказать нам?»

Ребята, сможем рассказать? Что есть у рыб? У многих живых существ есть туловище, хвост, глаза, рот. Но что есть только у рыб? Для чего рыбам жабры? А плавники?

Послушайте стихотворение :

«Ночью темень, ночью тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и  как?

А что, рыбка спит с открытыми глазами? Почему (у рыбы нет век)?

Как вы думаете, хорошо ли видит рыба? А как расположены ее глаза? (У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, и рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности, она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади и под собой)

Ребята, а как вы думаете, медведь знает названия рыб? Может, напомним ему? Поиграем в игру «Отгадай и назови»? (на экране появляется картинка с изображением речной рыбы, дети называют ее)

Маша с экрана:

«Ребята, какие вы молодцы, столько знаете рыб! Теперь и мы с медведем будем знать! А рыбки в нашей речке точно будут жить, им ничто не помешает?»

Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы в реке жили рыбы? А в такой воде будут жить рыбы? (воспитатель показывает банку с грязной водой)

А что можно сделать, чтобы вода в реке была чистой?(не бросать мусор в реку и около реки)

Маша с экрана:

«Ой, как здорово! Значит, рыбки в нашей реке не погибли за зиму, скоро лед растает и мы увидим их!, Мы с Мишей, будем следить за нашей речкой, будем наблюдать за рыбками. Мы обязательно узнаем, как называются рыбки, живущие в нашей реке, и расскажем вам!  Спасибо вам, ребята!

До свидания!»»

Ответы детей

Дети участвуют в опытах.

Участвуют в игре.

Предположения детей.

Дети предлагают варианты ответов.

Дети дуют в трубочки, чтобы появились пузырьки.

Дети выполняют движения

Дети переходят к экрану с презентацией.

Ответы детей

Дети узнают рыб и называют.

Оценка и рефлексия

- Ребята, вы такие молодцы!

- Что нового вы сегодня  узнали?

Что вам понравилось?

Что показалось трудным?

-

.

Высказывания детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Знаем, помним, гордимся» (средний дошкольный возраст)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитиюТема: «Знаем, помним, гордимся»(средний дошкольный возраст)...

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию «Лесные путешественники » для детей среднего дошкольного возраста

Методическая разработка образовательной  деятельности по познавательному развитию  «Лесные путешественники »...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир насекомых» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир насекомых» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Зеленые паруса» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познавательное развитие НОД: формирование целостной картины мира Возрастная группа 5-6 лет (старшая группа)Оформление зала.Зал оформлен празднично: в углу- макет корабля с под...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город мастеров», для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: продолжать формировать интерес к окружающему миру, расширять знания о профессиях. Показать значимость каждой профессии....