Тематическое планирование по экологии в средней группе
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя группа)

Тематическое планирование в средней группе по экологии.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_ekologiya.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование

по экологическому воспитанию

в средней группе общеразвивающей направленности

                                                                                                       Зоткина Елена Васильевна

                                         

Сроки

Тема

Программное содержание

Формы работы

Практические выходные

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Закреплять представления детей об овощах, фруктах, учить их классифицировать, правильно называть и различать;

знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

- Наблюдения.

- Беседа «Что нам осень принесла».

- Дидактические игры:

«Чего не стало»

«Угадай на ощупь»

«Узнай по описанию».

- Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

- Чтение Н.Егоров «Тыква», «Морковь», «Горох», «Лук»

- Рисование «Дорисуй овощ, фрукт»

- Аппликация «Поспели яблоки в саду»

- Лепка «Овощи для магазина»

«В хороводе деревьев»

Накапливать знания о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (береза, клён, тополь, дуб, рябина).

Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе, находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

- Наблюдения.

- Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

- Отгадывание загадок

- Игра «Дорисуй листочек», «Соедини листья с деревом, плодами»

- Дидактическое лото «С какого дерева листочек»

- Рисование «Разноцветные листочки»

- Чтение:

А.Майков «Кроет уж лист золотой»

И.Токмакова «Сосны».

«Зеленая аптека»

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником.

Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям

- Беседа о лекарственных травах

- Загадки

- Рассматривание иллюстраций с растениями.

- Доктор лечит от простуды «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя».

«Путешествие в страну осень»

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её влияниям.

- Наблюдения за состояние погоды на участке.

- Наблюдения за трудом взрослых.

- Чтение стихотворения Ерихеева «Осень»

- Рассматривание картины «Времена года»

- Дидактические игры:

«Кто скорее соберет»

«Так бывает или нет»

- Игра «Какая сегодня погода»

- Рисование «Грустная и радостная осень»

- Лепка «Как Ёж готовится к зиме»

- Подвижная игра «Перелет птиц»

- Развлечение «Осень в гости к нам пришла».

Октябрь

«Тайны грибного царства»

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка).

Дать знания о полезных свойствах грибов.

- Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении.

- Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций.

- Загадки Лесовичка о грибах.

- Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы».

«Чудо ягодка»

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых;  их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах).

- Рассматривание иллюстраций, муляжей

- Отгадывание загадок

- Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды».

«Воздух»

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы), учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений

- Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

- Надувание мыльных пузырей

- Надувание шаров

- Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей.

«Мир растений»

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

- Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

- Чтение рассказа «Зеленые страницы»

- Беседа «Мой любимый цветок»

- Дидактические игры:

«Собери букет»

«Узнай растение»

- Рисование «Поляна цветов»

- Опыт «Что любят растения»,

«Как развивается растение».

Ноябрь

«Подводное царство»

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями вида рыб, позволяющими приспосабливаться, к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

- Наблюдения за аквариумными рыбками

- Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей

- Игра «Мы веселые рыбки», «Кто живет в воде»

- Лепка «Рыбка»

- Аппликация «Аквариум» (коллективная),

«Зачем лягушке такие лапки?»

- Чтение рассказа Л.Берг «Рыбка».

«Волшебница вода»

Продолжить знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества, чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет, чем теплее вода, тем быстрее растворяемость вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

- Беседа

- Чтение К.Ушинского «Хотела галка пить»

- Стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

- Изготовление цветных льдинок.

- Взаимодействие воды и снега

- Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной)

- Дидактическая игра «Вода»

- Чтение Николаевой «Путешествие капельки».

«На бабушкином дворе»

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

- Беседа

- Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных

- Отгадывание загадок

- Дидактические игра «Назови детёнышей», «Какая польза от домашних животных», «Кто где живёт?»

- Чтение сказки «Как собака друга искала»

- Драматизация «Три поросенка»

- Аппликация «Кисонька мурысинька»

- Подвижная игра «Пастух и стадо».

«Лесные жители»

Дать первоночальное представление о лесе и жизни в нем диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных).

Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

- Рассказ Лесовичка о лесе.

- Рассматривание картины «Звери в зимнем лесу»

- Игра на прогулке «Звериная зарядка» Как звери меняют шубку.

- Игровые упражнения «Придумай ласковые слова»

- Дидактические игры:

«Найди детеныша»,

«Кто, что ест»,

«Кто, где живет».

- Театр на фланелеграфе «Маша и медведь»

- Рисование «Животные в лесу» (трафарет)

- Лепка «Заяц – длинные уши»

Декабрь

«Белый снег, пушистый»

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

- Опыт со снегом

- Нужен ли зимой растениям снег?

- Цветные льдинки

- Рисование «Снежинки»

- Постройки горки с помощью взрослых.

«В гостях у птиц»

Продолжить знакомить детей с зимующими и перелетными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим».

- Беседа о зимующих и перелетных птицах

- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

- Наблюдение за птицами на участке

- Дидактические игры «Кто, где живет»

«Нарисуй птицам дорожку в сказку»

- Рисование «Чудо-птица» (по мотивам дымковской)

- Чтение «Покормите птиц зимой»

- Отгадывание загадок

- Игра «Птички - невелички»,

«Устройство птичьей столовой».

«Зимушка зима»

Расширять представление детей о сезонных изменения в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

- Беседа о зиме

- Рассматривание картины «Зимние забавы», «Как зимуют дикие звери»

- Аппликация «Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок)

- Рисование «Зимушка-зима»

- Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

- Чтение сказки «Зимовье»

- Суриков «Зима»

- Барто «Елка»

- Детские впечатления «Я был в зимнем лесу»

- Подвижные игры «Берегись, заморожу», «Снежинки и ветер»

ЯНВАРЬ    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Март

 

 

 

 

 

Апрель

май

«Путешествие в царство комнатных растений»

«В гостях у птиц»

 

 

 

 

«Зимушка-зима»

 

 

 

 

«Песок, глина, камень, почва»

«Путешествие в царство комнатных растений»

 

 

 

 

 

«Обитатели уголка природы»

 

 

«Стекло и металл»

«В гостях у Веснянки»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Береги живое!»

 

 

 

 

 

 

«Резина и пластмасса».

«Насекомые - наши помощники»

 

 

 

 

 

«Экскурсия в плодовый сад в период цветения»

 

 

 

 

«Земля-мой дом»

«Экологическая тропинка»

 

 

 

 

 

«Человек - живой организм»

 

 

 

 

 

«Бумага, древесина, ткань»

 

 

 

 

 

 

Познакомить с новыми растениями и способами их черенкования. Закрепить названия знакомы комнатных растений. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

 

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

 

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

Познакомить с новым растением

( герань). Закрепить названия знакомых комнатных  растений  (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

 

 

 

Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

 

 

 

 

 

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

 

 

 

 Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

 

 

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам.Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.

 

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. 

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

 

 

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

 

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

- Беседа об уходе за комнатными растениями, о строении.

- Рассматривание  картины «Уход за комнатными растениями»

- Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы»

- Игра: «Какого растения не стало», «Цветы».

- Дидактическая игра

«Живые картинки», «Опиши, я отгадаю»

-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
-Игра "Птички-невелички"
-Устройство птичьей столовой

 
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
-Чтение сказки "Зимовье"
-А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"
-И. Суриков "Зима"
-А.Барто "Ёлка"
-Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"
-Чтение пословиц, поговорок
-Подвижные игры "Берегись, заморожу"
"Снежинки и ветер"

-Опыт с песком, глиной,
-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину (сравнить)

-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого  растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений  (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"
-Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"

Длительное наблюдение за черепахой, хомяком.
-Беседа
-Рассказ о обитателях уголка природы
-Впечатления, высказывания детей
-Игра "Расскажи и покажи"

-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

 

 

-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование  "Волшебница весна"
-Театр "Заюшкина избушка"
-В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание  Красной книги, беседа

-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"

-Наблюдения за цветением деревьев
-Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны"
-Дидактические игры 
"Раскрась предметы живой и неживой природы"
"Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование "Яблоня в цвету"
-Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл
-Игра "Что , где зреет"
-Стих-е М. Бородицкой "Разговор с пчелой"
-Рассматривание картины "Цветущий сад"
-Игра "Пчёлки"-Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах

-Рисование «Звёздное небо»

-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
-Целевая прогулка
-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"

-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
-Дидактическая игра "Валеология"
-Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз

Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация из ткани "Полянка цветов".


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по лепке в средней группе

Тематическое планирование  по лепеа в средней группе. №темацелиКол-во занятий1яблокиУчить рассматривать предметы круглой формы, выделять форму, объем.Закрепить навык лепки яблок, скаты...

Календарно-тематическое планирование по Экологии для подготовительной группы

Предлагаю к вашему вниманию календарно-тематическое планирование по Экологии для детей подготовительной к школе группы по программе "Радуга"...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Комплексно - тематическое планирование по экологии в средней группе.

Комплексно - тематическое планирование по экологии в средней группе....

Комплексно-тематическое планирование по экологии в старшей группе.

Комплексно-тематическое планирование по экологии в старшей группе....

Комплексно-тематическое планирование по экологии в подготовительной группе.

Комплексно-тематическое планирование по экологии в подготовительной группе....

Календарно-тематическое планирование по экологии в старшей группе

С. Н. Николаева Парциальная программа "Юный эколог" Система работы в старшей группе детского сада...