Календарно-тематическое планирование по экологии в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Луганцева Надежда Сергеевна

С. Н. Николаева Парциальная программа "Юный эколог" Система работы в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persp._plan_po_ekologii_st._gr.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №40 «Русалочка»

Календарно-тематическое планирование по Экологии

для детей 5-6 лет

                                                                                      Воспитатель: Луганцева Н.С.

Календарно-тематическое планирование по экологии в старшей группе

 

Месяц

Неделя

Организованная образовательная деятельность                            

Интеграция образовательных областей

Методическое обеспечение

Совместная деятельность взрослых и детей

Юный эколог

Старшая группа

Развитие:
Познавательно-исследовательское
Социально-коммуникативное
Физическое

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1-2

Диагностика

 

 

 

3

Наблюдение
«Что цветет на
нашем участке в начале сентября?»
Занятие №1

Осмотр участка, поиск цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как
красив участок с цветущими растениями.

Николаева С.Н.

Парциальная программа

«Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада

Москва, Мозаика -  Синтез, 2010 год

Стр. 20

Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по
запаху.

4

Занятие
«Овощи и фрукты на нашем столе»
Занятие №2

Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих
плодов для здоровья людей; учить готовить салат.

Стр. 32

Беседа о домашних заготовках овощей и фруктов на зиму

Октябрь

1

Занятие
«Растения в нашем уголке природы»
Занятие №3

Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

Стр. 38

Экскурсия в помещение, где имеются разные растения (комната природы,
холл, коридор и др.).

2

Занятие
«Корова и коза – домашние животные»
Занятие №4

Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся
его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу;
коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для
жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено).

Стр. 43

На неделе коллективно рассматриваются засушенные листья, сообща изготавливаются (на белом или цветном фоне) 1—2 панно: «Осень золотая», «Падают, падают листья…».

3

Занятие
«Какой хомяк и чем он отличается от мышонка?»
Занятие №5

Уточнить с детьми внешние особенности зверька.

Стр. 42

Чтение
В. Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме».

4

Занятие
«Для чего животным хвосты?»
Занятие №6

Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания,
инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.

Стр. 45

Оформление альбома иллюстраций к сказке «Хвосты».

Ноябрь

1

Занятие
«Жизнь хомяка в природе»
Занятие №7

Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях, дать представления о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе

Стр. 47

Продолжить рассматривание картин «Семья хомяков»,
«Хомяки и сова».

2

Занятие
«Как лесные звери –
медведь и белка – готовятся к зиме»
Занятие №8

Дать детям представления о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год

Стр. 51

Чтение
В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…», изготовление книжек-самоделок.

3

Занятие
«Лошадь и овца – домашние животные»
Занятие №9

Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные
закреплять представление о том, что корова и коза, тоже домашние животные.

Стр. 54

Продолжить рассматривание картин «Конюшня», «Вывоз сена на лошади», «Овцы на пастбище», «Стрижка овец»4

4

Занятие
«Уходит золотая осень»
Занятие №10

Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется, развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.

Стр. 55

Выставка картин по теме «Золотая осень»

Декабрь

1

Наблюдение
«Какие у ели иголки?»
Занятие №11

Рассмотреть с детьми ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.

Стр. 59

Чтение
С. Михалков «Елочка»

2

Занятие
«Станем юными защитниками природы»
Занятие №12

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.

Стр. 63

Рисование плаката про ели и
бережное к ним отношение.

3

Занятие
«Как лесные звери – белка, заяц,
медведь, лиса – проводят зиму в лесу»
Занятие №13

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни
в это время.

Стр. 67

Продолжить рассматривание картин «Белки спасаются от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога».

4

Наблюдение
«Какой снег?»
Занятие №14

Наблюдение за свойствами снега: белый, холодный, падает снежинками, которые тают на теплой руке – становятся капельками воды.

Стр. 68

Изготовление снежинок для украшения группы

Январь

3

Наблюдение
«Получаем талую воду» или «Замораживаем воду»
Занятие №15

Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.

Стр. 69

В конце недели организуется небольшой новогодний праздник на участке вокруг живой елки, украшенной цветными льдинками, само-
дельными игрушками.

4

Занятие
«Что за зверь!»
Занятие №16

Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках;
воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.

Стр. 73

Рисование по содержанию произведения Е. Чарушина «Что за зверь!»

5

Наблюдение
«Когда птицы бывают заметны?»
Занятие №17

Познакомить детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.

Стр. 75

Чтение
С. Воронин «Моя береза»

Февраль

1

Наблюдение  «Выращиваем лук»
Занятие №18

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Стр. 80

Зарисовка результатов наблюдений

3

Занятие
«Как люди помогают лесным обитателям»
Занятие №19

Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

Стр. 81

Продолжить рассматривание картин «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам», «Зимняя подкормка диких животных»

4

Занятие
«Прошла зима холодная»
Занятие №20

Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе.

Стр. 93

Тематическая выставка
«Зимушка-зима».

Март

1

Занятие
«Наши четвероногие друзья»
Занятие №21

Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах.

Стр. 97

Чтение
Н. Носов «Бобик и гостях у Барбоса»

2

Занятие
«Как люди заботятся о своем здоровье весной»
Занятие №22

Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов.

Стр. 102

Наблюдение за луком. Дети выясняют, что изменилось, делают зарисовку на странице календаря.

3

Наблюдение
«Где можно найти мать-и-мачеху?»
Занятие №23

Развивать у детей наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег; учить
устанавливать причинно-следственные связи.

Стр. 105

Наблюдение за цветами мать-и-мачехи

4

Наблюдение
«Как плавают золотые рыбки?»
Занятие №24

Уточнить представления детей о том, что рыбки хорошо чувствуют себя в воде, легко, без усилий передвигаются в ее толще.

Стр. 107

Продолжается цикл наблюдений за аквариумными рыбками.

Апрель

1

Наблюдение «Рассматриваем божью коровку»
Занятие №25

Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности.

Стр. 112

Рисование божьей коровки.

2

Занятие
«Весна в жизни лесных зверей»
Занятие №26

Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время.

Стр. 114

Рисование иллюстраций к произведению, оформление  их в книжку-самоделку.

3

Занятие
«Береги деревянные предметы»
Занятие №27

Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом.

Стр. 120

Выставка предметов из дерева.

4

Занятие
«Бережно относимся к бумаге»
Занятие №28

Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна

Стр. 135

Починка книг и изготовление сувениров из бумаги.

Май

1

Занятие
«Как человек охраняет природу»
Занятие №29

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе.

Стр. 146

Создание Красной книги своей местности.

2

Занятие
«Весна кончается – лето начинается»
Занятие №30

Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни

Стр. 148

На участке детского сада воспитатель продолжает наблюдать с детьми за одуванчиками, мать-и-мачехой.

3 -4

Диагностика

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по изобразительной деятельности в старшей группе

описывается план на целый учебный год в старшей группе...

Календарно-тематический план кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы

Календарно-тематический план кружка "Волшебные пальчики" для старшей группы....

Календарно-тематический план по развитию речи в старшей группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

Календарно-тематический план занятий на октябрь для старшей группы

Календарно-тематический план физкультурных занятий на октябрь для старшей группы по Л.И. Пензулаевой...

Перспективное планирование по экологии в старшей группе.

Работа с детьми по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. В содержание работы входит: игры, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, опыты, ИЗОдеяте...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое перспективное планирование на учебный год старший дошкольный возраст

Календарно-тематическое перспективное планирование на учебный год художественно-эстетическое развитие для старшего дошкольного возраста....